Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности использования оперативно-справочных учетов при раскрытии и расследовании преступлений'

К вопросу об эффективности использования оперативно-справочных учетов при раскрытии и расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2509
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫЙ УЧЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ЕИТКС) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БАНК ДАННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CRIMINALISTIC REGISTRATION / CRIMINAL RECORDING / CRIMINAL RECORDS / INFORMATION / UNITED INFORMATION-TELECOMMUNICATION SYSTEM / EFFICIENCY / INTEGRATION / COMPUTERISATION / DATA BANK / PUBLIC SERVANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзуманян Андрей Арсентьевич

В статье анализируются возможности использования оперативно-справочных учетов в практике правоохранительных органов. В настоящее время использование указанных учетов при раскрытии и расследовании преступлений осложнено рядом факторов. Автор обозначил два основных проблемных направления, препятствующих эффективному использованию оперативно-справочных учетов: техническое и кадровое. Сформулированы предложения по устранению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING EFFICIENCY OF CRIMINAL RECORDS IN CRIME INVESTIGATION

The article analyses if it is possible to use criminal records in the practice of law enforcement bodies. Currently, the use of such records in investigation of crimes is complicated by several factors. The author outlines two main problem areas hindering efficient use of criminal records: technical and human resources-related. Some proposals on how to deal with these problems are formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности использования оперативно-справочных учетов при раскрытии и расследовании преступлений»

УДК 343.232:343.132.2

Арзуманян Андрей Арсентьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии Минюста России)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ УЧЕТОВ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Arzumanyan Andrey Arsentyevich

PhD in Law, Assistant Professor, Criminal Process and Criminalistics Department, All-Russian State University of Justice (Russian Academy of Justice under the Ministry of Justice of the Russian Federation

CONCERNING EFFICIENCY OF CRIMINAL RECORDS IN CRIME INVESTIGATION

Аннотация:

В статье анализируются возможности использования оперативно-справочных учетов в практике правоохранительных органов. В настоящее время использование указанных учетов при раскрытии и расследовании преступлений осложнено рядом факторов. Автор обозначил два основных проблемных направления, препятствующих эффективному использованию оперативно-справочных учетов: техническое и кадровое. Сформулированы предложения по устранению данных проблем.

Ключевые слова:

криминалистическая регистрация, криминалистический учет, оперативно-справочный учет, информация, единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС), эффективность, интеграция, автоматизация, банк данных, государственный служащий.

Summary:

The article analyses if it is possible to use criminal records in the practice of law enforcement bodies. Currently, the use of such records in investigation of crimes is complicated by several factors. The author outlines two main problem areas hindering efficient use of criminal records: technical and human resources-related. Some proposals on how to deal with these problems are formulated.

Keywords:

criminalistic registration, criminal recording, criminal records, information, united information-telecommunication system, efficiency, integration, computerisation, data bank, public servant.

Согласно Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России, «создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия отнесено к числу основных задач информатизации органов внутренних дел и внутренних войск» [1]. В связи с этим криминалистическая регистрация выступает в роли необходимого компонента уголовной юстиции, который используется в разыскной деятельности и расследовании преступлений.

Криминалистические учеты представляют собой часть криминалистической регистрации, предназначенной для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов. Из них получают сведения справочного характера относительно индивидуальных и родовых признаков субъектов преступления, предметов, веществ, которые не имеют прямой причинно-следственной связи с событием преступления. Полученная информация может быть использована для планирования расследования преступления, выдвижения следственных версий, способствовать получению доказательств.

По статистике в ходе предварительного расследования примерно каждого пятого преступления использование криминалистических учетов позволяет получить криминалистически значимую информацию. Названный показатель соответствует общероссийским: по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в последние годы с помощью информации, содержащейся в криминалистических учетах, раскрывается в среднем от 19 до 30 % совершаемых преступлений [2, с. 325].

Информация, полученная в ходе раскрытия и расследования преступлений, реализуется в двух формах: а) непосредственно по мере ее обнаружения при производстве по уголовному или разыскному делу; б) через систему криминалистических учетов и по расследуемым, и по приостановленным производством уголовным делам. Таким образом, криминалистическая реги-

страция служит информационному обеспечению решения разыскных задач, роль которого существенно возрастает по мере освоения и все более широкого применения в деятельности правоохранительных органов компьютерной техники и современных информационных технологий.

Залогом оперативного раскрытия и расследования преступлений является многообразие данных криминалистических учетов, наличие современных средств их накопления, обработки, хранения и поиска.

Криминалистические учеты в зависимости от функционального назначения подразделяются на оперативно-справочные, разыскные, криминалистические учеты и экспертно-криминали-стические справочно-вспомогательные коллекции и картотеки.

Прежде чем рассмотреть вопросы, связанные с эффективным использованием оперативно-справочных учетов при раскрытии и расследовании преступлений, затронем вопросы относительно их сути.

Отличительная черта оперативно-справочных учетов состоит в том, что они содержат краткое описание объектов учета. Их основное назначение заключается в том, что они предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания; установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Иными словами, их цель - установить сведения об объекте учета и его местонахождении на момент запроса.

Оперативно-справочные учеты подразделяются на два вида:

- учеты, которые ведутся информационными центрами (ИЦ): алфавитные, дактилоскопические картотеки;

- учеты, которые ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП): коллекции огнестрельного, холодного оружия, банки данных и автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), широко используемые для экспертных исследований. Дадим краткую характеристику этим учетам.

Оперативно-справочные учеты позволяют оперативно получать необходимые справочные и проверочные данные о задержанных лицах, еще не установленных преступниках и т. д. Эти учеты отличаются большими информационными массивами при относительно кратком описании объекта учета.

Объектами оперативно-справочных учетов являются:

а) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - ЛБГ), которые: подозреваются в совершении преступления, либо обвиняются в совершении преступления, либо осуждены за совершение преступления; разыскиваются; лица без определенного места пребывания или жительства, которые задержаны и доставлены в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с российским законодательством;

б) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и ЛБГ, которые подвергнуты административному аресту; совершили административное правонарушение, если установление их личности иными способами невозможно;

в) иностранные граждане и ЛБГ, которые подлежат выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;

г) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и ЛБГ, которые не способны по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установление указанных данных иным способом не представляется возможным.

Учет вышеперечисленных лиц осуществляется на двух уровнях: федеральном (Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России) и местном (информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) посредством формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных. ГИАЦ совместно с соответствующими правоохранительными органами Российской Федерации реализует меры по совершенствованию структуры и содержания учетов, отработке методики формирования, ведению и тактике их применения в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. В ГИАЦ на федеральный учет ставятся:

а) лица, которые осуждены к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы;

б) иностранные граждане и ЛБГ, которые осуждены, независимо от состава преступления и вида наказания;

в) граждане Российской Федерации, которые осуждены в иностранном государстве и переданы Российской Федерации для отбывания наказания, а также в случае поступления материалов о них в соответствии с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, независимо от состава преступления и вида наказания;

г) лица, которые осуждены к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанного вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания;

д) лица, которые объявлены в местный, федеральный и межгосударственный розыск;

е) лица, которые не имеют определенного места пребывания или жительства, задержаны и доставлены в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) лица, которые обвиняются либо осуждены и проходят по архивным уголовным делам, хранящимся в центральных архивах МВД России, ФСБ России и ФСНП России;

з) иностранные граждане и ЛБГ, которые подлежат выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации.

Однако анализ работ ведущих ученых-криминалистов, а также опрос сотрудников органов внутренних дел в Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Ростовской областях показал, что современное состояние криминалистических учетов не позволяет в полной мере справиться с их основным назначением - идентификацией интересующих правоохранительные органы лиц [3].

Так, в «1976 г. с помощью 167 криминалистических, разыскных и оперативно-справочных учетов было раскрыто порядка 4 % зарегистрированных преступлений, в 1996 г. - 25 %, в 1999 г. - 43 %, в 2002 г. - 60 %, в 2008 г. - 80 %. В период 2005-2009 гг. проведенное техническое перевооружение подразделений МВД России позволило повысить уровень раскрываемости: раскрыто 1,084 млн преступлений при количестве зарегистрированных 3,5 млн преступлений (порядка 30 %). В 2011 г. не было раскрыто порядка 1 080,1 тыс. преступлений при количестве зарегистрированных 2 404,8 тыс. преступлений. За период 2009-2011 гг. количество раскрытых преступлений остается на одном уровне при увеличении относительного показателя раскрываемости преступлений, который составляет порядка 55 %» [4, с. 166].

Приведенные выше статистические данные свидетельствуют о низкой эффективности применения и использования информационных систем и ресурсов, их формирующих. Основными причинами низкой эффективности применения оперативно-справочных учетов являются:

- наличие большого объема информации и картотек, которые еще не охвачены процессом автоматизации, снижающее эффективность и полноту информационного обеспечения;

- разобщенность экспертно-криминалистических учетов в зависимости от уровня их ведения, отсутствие интеграции с централизованными учетами;

- низкое качество исходных материалов: учетных, информационных карт, фотографических изображений, копий следов;

- дублирование информации в информационно-поисковых системах;

- возникающие сложности в обмене информацией между местными информационными системами регионов ввиду программной или структурной несовместимости массивов данных [5, с. 162].

Современные тенденции развития общества требуют разработки и применения новых направлений использования оперативно-разыскной информации в деятельности правоохранительных органов. Их можно сформулировать следующим образом:

- создание идентификационных и диагностико-поисковых программных сетевых комплексов, основанных на применении мультимедийных технологий;

- создание самостоятельных аналитических подразделений с обеспечением их стратегической и тактической оперативной информацией, а также аналитическими решениями оперативных поисковых задач;

- информационно-техническое противодействие организованной преступности, решение задач по обеспечению информационной безопасности правоохранительных органов и борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий;

- внедрение аппаратно-программных средств получения компьютерной информации в оперативно-разыскную и следственную практику с последующим формированием сетевой компьютерной аналитической разведки в новое самостоятельное направление деятельности оперативных подразделений [6].

Вышеперечисленные направления нацелены на получение своевременной, качественной и достоверной оперативно-разыскной информации, используемой в целях предупреждения и

раскрытия преступлений, в том числе неправомерного доступа к информации криминалистических учетов ОВД.

Недостатком деятельности органов внутренних дел по ведению криминалистических учетов является и то, что в настоящее время существующая система обработки и передачи информации лишена оперативности. Считаем, чтобы повысить эффективность существующей системы, целесообразно комплексно провести автоматизацию, интеграцию и унификацию по всем видам учетов [7]. На сегодняшний день уже проведена большая работа для создания и успешного функционирования единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) обмена информацией, однако остается еще много нерешенных проблем.

Другим направлением использования коммуникационных технологий в криминалистике в ближайшие годы, по мнению С.М. Колотушкина и А.В. Кузнецова, может стать система оперативной (в реальном масштабе времени) передачи информации, в том числе иллюстративной, между оперативными, следственными и экспертными подразделениями [8, с. 312]. Представляется возможным именно через такую систему передавать отпечатки пальцев непосредственно с мест происшествий для проверки по дактилоскопическим учетам. Считаем, что для этого необходимо создать единую интегрированную систему учетов.

Успех деятельности подразделений органов внутренних дел во многом зависит и от степени обеспечения безопасности систематизированной, криминалистически значимой информации. Полагаем, что назрела реальная необходимость создания единого федерального центра оперативно-разыскной информации для наиболее эффективного использования информации, которая накопилась во всех криминалистических учетах. Следует отметить, что такие центры уже созданы в регионах. При этом необходимо обеспечить логическую взаимосвязь компонентов сигнальной, ориентирующей, разыскной и доказательственной информации, а также защиту от несанкционированного доступа и утраты.

Структура информационных ресурсов органов внутренних дел представлена многоуровневой системой интегрированных банков данных и внутренних локальных автоматизированных информационных систем. В связи с этим для информационного обеспечения процесса принятия решений на стратегическом или тактическом уровне подразделениями оперативно-разыскной информации (ОРИ), соответственно, используются стратегические либо тактические массивы информации.

Перечисленные оперативно-справочные и иные учеты в совокупности с хорошо известными и широко применяемыми методами математической статистики позволяют достаточно эффективно решать задачи, отнесенные автором к стратегическому уровню, в частности проводить анализ оперативной ситуации на определенной территории (регион, город, район) за определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год и т. д.) [9, с. 35].

В настоящее время необходимо провести работу по автоматизации и интеграции в едином банке данных всех видов учетов (оперативно-справочных, разыскных, криминалистических, статистических и экспертно-криминалистических), а также информационных ресурсов ведомств правоохранительных органов, что обеспечит создание единой системы криминалистической регистрации.

Данное направление является перспективным, а разработка вопросов повышения эффективности информационного обеспечения деятельности полиции регламентирована Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [10]. В основе информационного обеспечения правоохранительных органов лежит система криминалистической регистрации, данные которой формируются на федеральном уровне (федеральные ИЦ) и региональном (местные ИЦ), а также экспертно-кри-миналистическими подразделениями, центрами оперативно-разыскной информации.

Однако эффективное использование оперативно-справочных учетов при раскрытии и расследовании преступлений нельзя сводить только к решению технических задач, так как имеют место вопросы соответствующей подготовки кадров.

В связи с тем, что процесс использования данных оперативно-справочных учетов связан с использованием специальных компьютерных систем, которые постоянно совершенствуются, следует отметить отсутствие специфических навыков и опыта использования специализированных компьютерных систем, а также методик, которые применяются при решении поставленных профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Большинство сотрудников не готовы самостоятельно использовать их при решении задач информационно-аналитического поиска и оперативного прогнозирования.

Решение поставленной задачи осложнено тем, что данные о среднем возрасте работников специализированных государственных структур свидетельствуют о «старении» среднестатистического сотрудника правоохранительных органов. Так, в настоящее время возраст государственного служащего колеблется от 40 до 45 лет. Этот факт подразумевает то, что основная масса сотрудников не имеет должную теоретическую и практическую подготовку в условиях стремительного развития цифровых технологий.

В связи с этим необходимо пересмотреть вопрос обучения кадров правилам формирования и использования банков данных путем задействования всех сотрудников, осуществляющих расследование по уголовным делам. При этом крайне важно организовать повышение квалификации по данному направлению и «опытных работников», так как совершенствование программного обеспечения влечет за собой необходимость приобретения новых знаний и навыков.

Итак, оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений посредством оперативного получения необходимых справочных и проверочных данных о задержанных лицах, еще не установленных преступниках и т. д. Они отличаются большими информационными массивами при относительно кратком описании объекта учета. Формирование и эффективное использование экспертно-криминалистических учетов требует решения технических (дальнейшее совершенствование ЕИТКС ОВД, создание единой интегрированной системы) и организационных (подготовка кадров) вопросов.

Ссылки:

1. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 04.04.2009 № 280. Доступ из банка данных «Нормативно-правовые акты МВД России».

2. Курин А.А. Концепция создания единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2. С. 325-326.

3. Колотушкин С.М. О формировании и ведении криминалистических учетов, содержащих изображения радужных оболочек глаз // Актуальные проблемы уголовного права и криминалистики : сб. науч. ст. / под ред. Н.А. Духно, С.М. Ко-лотушкина. М., 2012. Вып. 19. С. 8.

4. Там же. С. 166.

5. Там же. С. 162.

6. Ильяшенко А.Н. Особенности использования оперативно-разыскной информации в криминалистической регистрации органов внутренних дел // Общество и право. 2011. № 2 (34). С. 231-238.

7. Кочерга А.А. Проблемы и пути формирования криминалистических учетов на современном этапе развития // Там же. 2010. № 5 (32). С. 226.

8. Колотушкин С.М., Кузнецов А.В. Перспективы развития криминалистической регистрации на основе информационно-коммуникационных технологий // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 1. С. 312.

9. Новикова О.Ю. Методы и алгоритмы поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 195.

10. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) // Российская газета. 2011. № 25. 8 февр.

References:

1. Approval of the Concept of informatization of Internal Affairs of the Russian Federation and the Russian Interior Ministry troops until 2012: the order of Ministry of Internal Affairs of Russia from 04.04.2009 № 280 2009, Access from the data bank "Normative legal acts of the Russian Interior Ministry".

2. Kurin, AA 2007, 'The concept of creating a single telecommunications system of forensic registration for the purpose of identification, detection and investigation of crimes', "Black Holes"in the Russian legislation, no. 2, p. 325-326.

3. Kolotushkin, SM 2012, 'On the formation and management of criminal records that contain images irises', in Dukhno, ON & Kolotushkin, SM (ed.), Actual problems of criminal law and criminology: scientific articles, Moscow, vol. 19, p. 8.

4. Kolotushkin, SM 2012, 'On the formation and management of criminal records that contain images irises', in Dukhno, ON & Kolotushkin, SM (ed.), Actual problems of criminal law and criminology: scientific articles, Moscow, vol. 19, p. 166.

5. Kolotushkin, SM 2012, 'On the formation and management of criminal records that contain images irises', in Dukhno, ON & Kolotushkin, SM (ed.), Actual problems of criminal law and criminology: scientific articles, Moscow, vol. 19, p. 162.

6. Ilyashenko, AN 2011, 'Features of the use of operational and investigative forensic information in the registration bodies of internal affairs', Society and Law, retrieved 01 April 2015.

7. Kocherga, AA 2010, 'Problems and ways of formation of criminal records at the present stage of development', Society and Law, no. 5 (32), p. 226.

8. Kolotushkin, SM & Kuznetsov, AV 2007, 'Prospects for the development of forensic registration on the basis of information and communication technologies', "Black Holes" in the Russian legislation, no. 1, p. 312.

9. Novikova, OY 2015, Methods and algorithms for decision support centers operational-investigative information, PhD thesis, Moscow, p. 195.

10. 'Police: feder. Law of 07.02.2011 no. 3-FZ (ed. by 12.2.2015, as amended. from 04.06.2015)' 2011, Russian newspaper, no. 25, Feb. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.