К вопросу об эффективном управлении территориальным развитием Российской Федерации для устойчивого роста экономики On the issue of effective management of territorial development of the Russian Federation
for sustainable economic growth
Ь Л московский
■p ЗКОНОМИЧЕСКИН ЖУРНАЛ
УДК 332.1+336.22+ 379.85+ 658.26 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13003 Коростелев Сергей Павлович,
доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству, г. Москва
Маргалитадзе Омари Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству, г. Москва
Чемодин Юрий Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству, г. Москва
Горбунов Владимир Сергеевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству, г. Москва
Korostelev S.P., spkorostelev@mail.ru
Margalitadze O.N., m-on-42@mail.ru
Chemodin Y.A., yur.stroim-hotel@yandex.ru
Gorbunov V.S., 79164369421@ya.ru
Аннотация. На основе системного, критического анализа проводится рассмотрение теоретических и методологических основ управления территориальным развитием на
макро- и микроуровне. Освещаются разработанные авторские подходы к управлению собственностью и территориальным развитием через формирование энергетического, продовольственного, рекреационного и рентного потенциала территории. Были выявлены закономерности, условия и тенденции институционального обеспечения устойчивого развития территории на региональном и муниципальном уровнях, определены условия обеспечения результативности управления собственностью и устойчивым развитием территории, подготовлены рекомендации к типовой концепции устойчивого развития территорий, и определен состав методического обеспечения управления устойчивым развитием региона с учетом практики налогообложения недвижимости. Summary. On the basis of a systematic, critical analysis, the theoretical and methodological foundations of territorial development management at the macro - and micro-level are considered. The author's approaches to property management and territorial development through the formation of energy, food, recreational and rental potential of the territory are developed. For this purpose, the regularities, conditions and trends of institutional support for sustainable development of the territory at the regional and municipal levels were identified, the conditions for ensuring the effectiveness of property management and sustainable development of the territory were determined, recommendations for a standard concept of sustainable development of territories were prepared, and the composition of methodological support for sustainable development management of the region taking into account the practice of real estate taxation was determined.
Ключевые слова: экономика, управление собственностью, налогообложение, устойчивое развитие территории, оценка недвижимости, агропромышленный комплекс, туристический комплекс, программы устойчивого развития территорий, экология, инфраструктура, бюджетная политика, сельские территории, целевые индикаторы. Key words: economy, property management, taxation, sustainable development of the territory, real estate valuation, agro-industrial complex, tourist complex, sustainable development programs, ecology, infrastructure, budget policy, rural areas, target indicators.
Введение (Introduction)
Экономическая теория органично переплетается c другими науками и как в экономической жизни общества имеют место периоды не только роста, но и глубоких кризисов. Можно сказать, что мировая экономическая наука XXI века в наши дни переживает трансформацию господствующих парадигм.
Сегодня важнейшей задачей становится создание коллаборации научного сообщества. В процессе обмена опытом и знаниями, синергии в методике и методологии научного
познания, важно видеть синтез междисциплинарных подходов к решению общих задач, стоящих перед государством в лице органов власти разных регионов России. Необходимо развивать творческую теоретическую мысль, которая может возникнуть на основе синтеза разных направлений, экономических школ, идей.
Современные условия развития земельно-имущественных отношений формируют новые задачи. Прежде всего, эти проблемы возникают на уровне понятийного аппарата и экономической интерпретации заложенных в законодательные акты понятий и определений. Естественное желание практиков найти ответы на волнующие их вопросы в рекомендациях российской фундаментальной экономической науки наталкиваются на серьезные проблемы. Обусловлены они, на наш взгляд, отставанием развития экономической теории от потребностей практики.
К наиболее значимым положениям современной экономической теории, которые отражают глобальные магистрали человеческого онтогенеза мировой цивилизации в целом можно отнести следующие.
1. Переход мировой экономической системы от эпохи глобализации к регионализации динамично развивающихся территорий.
2. Трансформация института прав собственности и системы рентных платежей.
3. Стремление научного сообщества создать систему необходимых действий для устойчивого развития территории.
В этой связи особую актуальность приобретает исследования направленные, на формирование методологических основ развития экономической теории. Значимость разработанных в академической среде научных положений о дальнейшем развитии экономической теории, а также выработанных на этой основе предложений и рекомендаций, обусловлена необходимостью создания единого методологического фундамента трансформационного механизма практического осуществления государственных программ, затрагивающего все сферы национальной экономики и направленного на повышение благосостояние нации за счет формирования инновационной составляющей устойчивого развития территориальной формации.
Теория (Theory)
Тезис 1. Переход мировой экономической системы от эпохи глобализации к регионализации динамично развивающихся территорий.
После окончания Великой Отечественной Войны, в условиях конъюнктурной раздробленности, взаимных геополитических обид, отсутствия системной организации внешнеэкономических правил и тяжелейшем социальном упадке сформировалась
центральная идея о том, что торговля является решением всех имеющихся национальных проблем.
На фоне упадка после многолетних военных действий мировые державы с воодушевлением и верой в лучшее для себя и других будущее стали предоставлять свои национальные рынки под реализацию иностранных товаров. Приступили к формированию единых правил совместных торговых отношений полагая, что, снимая ограничения для совместной торговли и барьеры на пути свободного перемещения товаров и капитала между странами будет достигнут наивысший уровень материального благосостояния всего человечества.
Как историческая эпоха и наднациональная идея, глобализация набирала обороты с 1970-х годов. Системный кризис выдвинутых в ХХ веке идей наиболее остро проявил себя во время глобального экономического кризиса 2008 года. Стало очевидным, что «глобализация» как феномен экономической теории на практике оказался деформирован. Пределы мирового экономического роста за счет глобализации были достигнуты, а скопившиеся противоречия и проблемы, приводящие к угнетению национальных рынков, стали ориентировать все больше количество стран к смене своего политического курса от консервативной либеральной политики к широкому использованию протекционистских мер для защиты своих производителей.
С учетом того, что протекционизм как форма государственной поддержки национального производителя и защиты национальных рынков от роста иностранного присутствия путем создания административных и экономических барьеров для импорта существовала и в период глобализации, деглобализация стала происходить за счет проведения неолиберальной политики на основе уже тотального использования протекционистских мер во всех сферах торговых взаимоотношений с другими странами.
В условиях экспоненциального роста народонаселения в отдельных регионах мира и затянувшихся процессов депопуляции в развитых странах, а также вследствие открытости экономики индустриальных стран на пути к всеобщей глобализации, произошла смена места производства товаров, участвующих в мировой торговле из европейской части Евразии и Америки (России, Англии, США, Канады и прочих) в Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Малайзия, Тайвань, Гонконг и другие).
Тенденции и закономерности, по которым происходило размещение производственных систем, были основаны на естественном стремлении инвесторов, акционеров и собственников к снижению производственных издержек в первую очередь за счет налоговой нагрузки и более дешевых трудовых ресурсов. В странах,
переживающих свой трансформационный период переходной экономики, таких как Россия, это также привело к сильнейшему оттоку высококвалифицированных специалистов, потере ключевых разработок и патентов, образуя инновационный вакуум для их последующего технологического развития.
В настоящее время экономическое процветание страны зависит от того, насколько она может адаптироваться к новым мировым реалиям, вписаться в них, либо усугублять свое отставание и стагнацию. Актуальность и значимость разработки в теоретической и практической плоскости затронутой проблематики обусловлена недостижимость в ближайшем будущем выравнивания регионов по уровню своего социально-экономического развития.
Вместе с тем проблемные регионы имеют все возможности для ускорения своего развития на основе имеющихся конкурентных преимуществ, при том, что эти вопросы достаточно широко освещаются и в учебной, и методической литературе, но все еще недостаточно с позиции последовательности реализации законодательных инициатив. Целью государственной политики может служить преодоление центробежных сил региональной социально-экономической и производственно-финансовой динамики. Изменение сложившейся ситуации возможно только при создании условий для саморазвития локальных территорий на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ — природно-ресурсного, энергетического, туристско-рекреационного, агропромышленного.
Тезис 2. Трансформация института прав собственности и совершенствование системы рентных платежей.
Анализируя экономическую историю мира, можно увидеть, что во все времена, пока существует земельная собственность, существует и форма платы за пользование земельными участками - арендная плата либо земельный налог. Как известно классическая экономическая теория выделяет три основных функции налогов — фискальную, регулирующую и социальную. Каждый налог в той или иной степени выполняет эти функции. Для налога на недвижимость фискальная функция не является определяющей. Для этого налога более важна регулирующая и социальные функции. Особенно важно понимание этого факта в условиях перехода многих развитых стран к системе устойчивого развития.
С переходом к рыночной экономике в России также была поставлена задача ввести прогрессивный налог на недвижимость. Одним из основных условий оценки и администрирования налога на недвижимость являлось создание полной базы данных о
недвижимости, находящейся на территории городов. Значительных усилий потребовало определение прав собственности и правообладателей по учтенным объектам недвижимости.
В ситуации эксперимента, когда рынки недвижимости были недостаточно развиты, рыночная информация не систематизирована, основной вопрос определения стоимости недвижимости заключался в том, каким образом оценить недвижимость, максимально приблизив ее к фактической рыночной стоимости. В экспериментах была предпринята попытка реализовать методологию массовой оценки, которая применяется в развитых странах рыночной экономики.
Однако, современное состояние земельно-имущественных преобразований в стране говорит о том, что предпринимаемые меры по совершенствованию механизмов управления земельным рынком все еще далеки от своей окончательной реализации.
Тезис 3. Стремление научного сообщества создать систему необходимых действий для устойчивого развития территории.
На основе проведенной кафедрой экономической теории и менеджмента ГУЗ научно-исследовательской работы, направленной на совершенствование инструментария и теоретической базы концепции устойчивого развития территории, были разработаны и предложены следующие стратегические направления деятельности органов государственной власти федерального, регионального и местного уровня:
а) устойчивое развитие территории на основе использования современных методов энергообеспечения;
б) обеспечение устойчивого развития территории в условиях нарастающих нагрузок на окружающую среду от различных видов туризма;
в) формирование устойчивого развития территорий за счет обеспечения перспективного развития сельских территорий.
Для обеспечения перечисленных условий необходимо наличие высококвалифицированных кадров на этих территориях. Построенные инженерные сооружения, дороги, объекты инфраструктуры, введенные в эксплуатацию, зачастую не отвечают современным требованиям благоустройства и комфорта. Слабо развитая инфраструктура влияет на продолжительность проживания на этих территориях. Высокие цены на продукты питания и невысокий уровень зарплаты, недостаточная обеспеченность и растущие тарифы транспортных перевозок, ущемляют возможности населения в свободном перемещении по стране в период отпусков.
3.1. Устойчивое развитие территории на основе использования современных методов энергообеспечения.
В основе концепции следует поставить обеспечение населенных пунктов дешевыми источниками электроэнергии, тепло энергии, новыми эффективными строительными материалами, обеспечивающими достаточную для этих территорий теплопроводность и конструкционные качества, создание условий для обеспечения населенных пунктов овощами, зеленью, фруктами, продукцией животноводства и птицеводства. При этом необходимо обеспечение объектами инфраструктуры и развитой дорожной сетью.
Стабильным и постоянно восполняемым источником энергии может являться Способ 100% утилизации отходов, производимых человеком с использованием технологии плазменной газификации и плавления, разработанный коллективом кафедры экономической теории и менеджмента ГУЗ под руководством к.т.н., доцента Ю.А. Чемодина.
3.2. Обеспечение устойчивого развития территории в условиях нарастающих нагрузок на окружающую среду от различных видов туризма.
Современный международный туризм как одна из форм внешнеэкономической деятельности приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. С высокой долей вероятности можно утверждать, что в недалеком будущем основным видом потребления услуг останется туризм. Усилится тенденция к персонализации оказываемых услуг, продвижению ценностей здорового образа жизни, социального равенства и уважения, социально-экологической ответственности.
Не вызывает сомнения, что устойчивый и растущий турпоток - залог развития экономики страны в целом. Резервом экономического роста для России может стать въездной и внутренний туризм при оказании ему должной государственной поддержки. Туризм тесно связан с транспортом, связью, торговлей, питанием, строительством, сельским хозяйством и другими отраслями. По данным Всемирной туристской организации, эта сфера дает импульс развитию 53 отраслям народного хозяйства. На туризм приходится примерно треть мирового экспорта услуг. Значим внутренний туризм и для развития малого и среднего бизнеса - в среднем на один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.
3.3. Формирование устойчивого развития территорий за счет обеспечения перспективного развития сельских территорий.
Сельские территории обладают значительными природными, производственными ресурсами, также на этих территориях функционируют разнообразные формы и сферы хозяйствования. На сельских территориях РФ, которые являются звеном административной структуры государства проживает около 38 млн. человек, из них более половины относятся к трудоспособному населению. От эффективности экономического развития сельских территорий зависит уровень жизни и благосостояние местного населения и одновременно состояние экономики страны в целом.
В новой модели развития сельских территорий значение приобретает совершенствование отраслей АПК на кластерной базе, а также и модернизацию сельской инфраструктуры на кластерной основе. Кластерный подход к развитию сельских территорий рассматривается во многих областях Российской Федерации как основной, который позволяет реализовать инвестиционные инициативы, диверсифицировать сельскую экономику и тем самым способствовать устойчивому развитию сельских территорий. Эффективность региональных кластеров основывается на вертикально-производственных цепочках предприятий и организаций, также горизонтальных связях, которые образуют общность производственного процесса и, следовательно, ядро кластера.
Методы (Materials and Methods)
Тезис 1. Методология реализации устойчивого развития территории на основе использования современных методов энергообеспечения.
Предлагаемый способ заключается в обеспечении комплексного подхода к проблеме утилизации всех видов отходов, производимых человеком (твердые бытовые отходы, медицинские отходы, промышленные отходы, канализационные отходы, продукции животноводства, донные отложения и тому подобные, а также радиационные отходы II и III группы).
Учитывая среднюю численность населения, проживающую в российских районных городах (муниципальных районах), равную 75 - 125 тыс. человек и объемы ТБО, производимые им на территориях муниципальных районов в 110 - 140 тыс. тонн в год, необходимо реализовать на практике проект строительства технопарка по утилизации отходов 140 тыс. тонн в год, с учетом массы вторичных отходов, и массы отходов, утилизируемых в плазматронах.
Стоимость строительства всего технопарка, оборудованного двумя установками плазменной газификации и плавления (плазматрон), каждый производительностью 30 тыс. тонн в год, двумя электрогенераторами (один резервный), линиями сортировки, линиями производства продукции из вторичного сырья, установкой для производства биотоплива,
транспорта для вывоза отходов, вспомогательных производств и тепличного хозяйства площадью 70 - 80 га, составляет 6,2 млрд рублей.
Тезис 2. Методология обеспечения устойчивого развития территории в условиях нарастающих нагрузок на окружающую среду от различных видов туризма.
При реализации государственных программ, связанных с развитием отдельных субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание и обеспечить полное выполнение соответствующих пунктов, включающих проведение стратегической экологической оценки, оценки воздействия на среду проживания, ликвидацию негативных последствий антропогенных факторов, а также реабилитацию территорий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности.
Наиболее соответствует принципу устойчивого развития территории в условиях нарастающих нагрузок на среду проживания от роста внутреннего и въездного туризма расширение масштабов экотуризма, как культурного познавательного путешествия, не наносящему вред окружающей среде. Экотуризм — это не просто отдых в экологически чистых регионах России, но ответственное путешествие, содействующее сохранению биологического разнообразия и экологической устойчивости среды, а также способствующее улучшению благосостояния проживающего населения. В России уже проложены экотуристические маршруты на Байкале, Алтае, Камчатке, Кавказе, Карелии. Однако потенциал других регионов пока недоиспользован.
Помимо этого, для отдельных регионов Российской Федерации следует предложить развивать агротуризм, как наименее отрицательно влияющий на природную среду. Это направление деятельности государства и бизнеса, которое сочетает туризм и сельское хозяйство для желающих познакомиться и приблизиться к сельской жизни. В сельской местности можно организовать уютный гостевой домик на ферме, вкусная еда из натуральных продуктов, свежий воздух, близость к живой природе и, при желании, посильное участие в сельскохозяйственных работах.
С помощью управления развитием туризма и четкого планирования, можно уменьшить его негативное и увеличить положительное воздействие на экосистему. Вопросы охраны природных ресурсов должны решаться до начала эксплуатации рекреационной территории, еще в стадии проектирования. Обусловлено это тем, что именно природные ресурсы являются основой, базой развития рекреационного хозяйства.
Планомерное изучение вопросов экономического обоснования развития внутреннего потенциала отдельных территорий России, проводимое на кафедре экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству под руководством
к.э.н., доц. Омари Николаевича Маргалитадзе, с привлечением студентов из числа магистров, позволило сформировать мировоззрение и компетентно подготовить к будущей профессии не одно поколение молодых управленцев.
Тезис 3. Методология реализации устойчивого развития территории за счет обеспечения перспективного развития сельских территорий.
Система управления АПК на современном этапе развития должна сглаживать непропорциональность и несогласованность в межотраслевом функционировании, которые являются причинами снижения эффективности деятельности комплекса. Важным подходом к устойчивой системе интеграции АПК является структурирование регионального АПК по продуктовым подкомплексам. Целесообразные пропорции в АПК на основе продуктовых подкомплексов сглаживают диспропорции между отраслями и повышают эффективность управления.
Организационно-хозяйственный механизм агрокластера должен строится на основе развития многоукладности сельского хозяйства и сельских территорий. Для реализации сельскохозяйственной продукции особую роль играют сети оптово-розничных рынков. При этом у малых форм хозяйствования существуют значительные трудности выхода на рынок. Проблемы возникают в связи формами и сущностью функционирования современной рыночной инфраструктуры. Более развитая сеть оптовых рынков разного уровня и сеть розничных рынков позволит напрямую без посредников и лишних звеньев выходить сельскохозяйственным производителям на любые рынки. В настоящее время производители сельскохозяйственной продукции пытаются чаще стихийно найти рынки для сбыта продукции. Улучшить сложившееся положение сможет создание кооперации сельскохозяйственных производителей крупных производителей собственной сбытовой сети.
Таким образом, высокий уровень агрегации различных отраслей сельских территорий на основе кластеров должен представлять из себя стратегическое партнерство объединенных географически предприятий и организаций. Локализация взаимосвязанных предприятий и организаций на региональном уровне позволит участникам кластера дополнительно получить синергетический эффект. Региональный синергетический эффект участников кластера возникает в результате их интеграции, обязательной между ними конкуренции, инвестиционной деятельности, а также за счет снижения транзакционных издержек. Его дальнейшая реализация на основе стратегического партнерства будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий и
организаций на определенной сельской территории, оказывать влияние на устойчивое развитие сельских территорий.
Результаты (Results)
Тезис 1. Переход мировой экономической системы от эпохи глобализации к регионализации динамично развивающихся территорий.
Одним из проблем регионального развития является не только деградация сельских поселений, но и неудовлетворительное качество жизни в городах. Необъективность муниципальных властей в решении приоритетных вопросов выражается в слабом финансировании городской инфраструктуры. При этом, сами вопросы финансирования территориального развития отходят на второй план, после того, как активные действия по решению одного вопроса, не только не приносят положительного результата, но и порождают одну или несколько других проблем.
Поэтому вопросы комплексного планирования и развития территории должны включать в себя процедуры и возможность согласования принимаемых решений на всех уровнях управления - федеральном, субфедеральном, региональном и муниципальном. Необходимо формирование, обоснование и систематизация наиболее значимых экономических проблем, определяющих современное региональное развитие России. На наш взгляд тезис о переходе господствующих взглядов в экономической теории с глобального на региональный уровень систематизации, категориального анализа, научного осмысления, рационального обоснования, выглядит закономерным и отвечает вызовам времени.
Тезис 2. Трансформация института прав собственности и системы рентных платежей.
В современных условиях формирования инновационной модели развития страны особенно велико значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень территорий страны: округов, районов, регионов, их территориальных единиц, а также входящих в их состав хозяйствующих субъектов. Перспективное развитие России будет определяться успешной модернизацией экономики в ее территориях, которое предполагает многополярное развитие территории страны и создание эффективных региональных и межрегиональных ареалов инновационно ориентированного опережающего социально-экономического прогресса.
На кафедре экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству под руководством д.т.н., профессора Сергея Павловича Коростелева
ведется планомерная работа по совершенствованию алгоритма кадастровой оценки недвижимости через разработку Концепции устойчивого развития города Таруса. В 2017 году в рамках Соглашения между Государственным университетом по землеустройству и бюджетным учреждением «Центр кадастровой оценки» была открыта «Школа Кадастровой оценки недвижимости», целью которой стало опережение спроса на появившуюся на рынке труда новую профессию. В 2018 году была сформировала первая в России система подготовки и переподготовки региональных государственных оценщиков (асессоров).
Проводимые в рамках научно-исследовательской работы кафедры экономической теории и менеджмента академические результаты показывают, что значительное влияние на территориальное развитие регионов Российской Федерации оказывает сложившаяся система налогообложения в сфере недвижимости, поэтому в настоящее время остро встал вопрос о ее совершенствовании как на региональном, так и на муниципальном уровне.
Тезис 3. Стремление научного сообщества создать систему необходимых действий для устойчивого развития территории.
Устойчивое развитие территории на основе использования современных методов энергообеспечения обеспечит возможность комфортного проживания населения, снижения эксплуатационных расходов на содержание этих городов, поднимает уровень жизни населения, обеспечивает их заинтересованность проживания на данной территории и будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства.
Предложенный способ утилизации бытовых отходов может быть использован при обеспечении устойчивого развития регионов и муниципальных образований на территории страны. При этом, населенный пункт при введении объекта в эксплуатацию получает стабильный и надежный, не нуждающийся в привозном топливе источник энергии — тепло и электроэнергия, приобретает возможность использовать для строительства любых объектов на территории населенного пункта пеностекло — прогрессивный теплоизолирующий и конструкционный материал с гарантийной стойкостью более 100 лет. Пеностекло негорючий материал, при плавлении не выделяет вредных веществ, влагостойкий, не выгорающий на солнце, биостойкий, что позволяет обеспечить строительство комфортным и теплым жильем в условиях низких температур.
Для этих целей под руководством к.т.н., доцента Юрия Александровича Чемодина, на кафедре экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству была разработана практическая модель «Круглогодичное, гарантированное, безрисковое обеспечение населения стран продукцией сельского
хозяйства путем совмещения тепличных комплексов с альтернативными дешевыми источниками энергии, тепла (когенерация) и холода (тригенерация)».
В октябре 2017 года полезная разработка была отмечена медалью Российской агропромышленной выставки «Золотая Осень», в декабре 2017 года представлена соответствующая заявка на регистрацию изобретения в Роспатент. В апреле 2018 года Международным жюри на XXI Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед 2018» в конкурсе «Лучший инновационный проект Салона «Архимед» коллектив кафедры экономической теории и менеджмента награжден серебряной медалью.
Заключение (Conclusion)
При рассмотрении отдельных сторон функционирования системы устойчивого развития территории, учитывающих реальный характер динамических процессов, существует объективная необходимость исследовать модели и реальные социально-экономические формы проявления института прав собственности, его динамику и основные параметры, чтобы в дальнейшем сделать определенные выводы о возможности адаптации экономической системы к этим проявлениям.
Применимо к затронутым вопросам при реализации в Российской Федерации на государственном и муниципальном уровне Концепции устойчивого развития территорий предлагается:
а) внедрение технологий локального энергообеспечения территорий на основе переработки аккумулируемых агломерациями отходов;
б) учет современных общемировых тенденций, а также многоликости, аттрактивности и нетронутости российских природных ресурсов, для наиболее полного и комплексного раскрытия туристского потенциала регионов;
в) восстановление агропромышленного потенциала сельских территорий, формирующих систему продовольственной безопасности российских регионов на основе создания методологического обоснования проектов в сфере АПК и реализации документов стратегического планирования, учитывающих изменившуюся конъюнктуру на мировых и региональных рынках, а также технологически революционные разработки.
Следует подчеркнуть, что стратегическое развитие России будет определяться успешной модернизацией экономики в ее территориях, которое предполагает многополярное развитие территории страны и создание эффективных региональных и межрегиональных ареалов инновационно ориентированного опережающего социально-экономического прогресса.
Московский экономический журнал №3 2019 Список литературы
1. Буров М. П., Горбунов В. С. К вопросу о методологии формирования стратегии развития национальной экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 114-121.
2. Буров М. П., Горбунов В. С. Совершенствовать управляющее воздействие на развитие территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 9 (152). С. 5-13.
3. Буров М. П., Маргалитадзе О. Н. Инвестиционный климат в России: существующее положение и проблемы форсированного роста инвестиций в развитие территорий и модернизацию экономики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2 (145). С. 11-18.
4. Буров М. П., Маргалитадзе О. Н. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны // Экономические системы. 2016. № 4. С. 54-56.
5. Буров М.П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития Российских регионов М.: Дашков и Ко, 2018. 342 с.
6. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации Land relations and land management // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
7. Германович А.Г. Роль региональных агрокластеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 358-361.
8. Германович А.Г. Развитие кластерной региональной экономики в РФ // Инновации и инвестиции. 2015. № 7. С. 26-28.
9. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Роль природно-ресурсного потенциала в размещении сельскохозяйственного производства и его эффективности / Л.Б. Ефремова, А.А. Ефремов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2009. № 6 (54). С. 32-37.
10. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Устойчивость сельскохозяйственного производстванеобходимое условие продовольственной безопасности / Л.Б. Ефремова, А.А. Ефремов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. № 8 (68). С. 75-78.
11. Иванов Н. И., Ефремова Л. Б., Горбунов В. С. Формирование устойчивой модели развития российских территорий на основе использования современных методов энергообеспечения // АПК: экономика, управление. 2019. № 1. С. 69-75.
12. Иванов Н.И. Экономико-правовые предложения по управлению землями сельскохозяйственного назначения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.Вып. 3. Ч.2.Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.с. 70-78.
13. Иванов Н.И., Чемодин Ю.А. Повышение эффективности функционирования тепличных хозяйств на основе взаимодействия с автоматизированными комплексами безотходной утилизации твердых бытовых отходов // Московский экономический журнал. 2017. № 4. с. 55.
14. Коростелев С.П. Устойчивое развитие территорий и налогообложение недвижимости // С.П. Коростелев / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель М.: Издательский дом «Панорама», №5, 2017. С. 32-39.
15. Нилиповский В. И., Нилиповская Д.В. Стимулирование экономического роста на основе рациональной системы природопользования // Гео-Сибирь. 2007. т. 2. № 1. С. 9397.
16. Прикладной менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Цыпкин, Н.И. Иванов, А.С. Кокорев, А.А. Фомин. - М.: Научный консультант. - 2018. - 440 с.
17. Радионов А.С. Эффективный менеджмент в АПК в условиях импортозамещения // Московский экономический журнал. 2016. № 4. С. 26-27.
18. Рубанов И., Фомин А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 3. С. 48-56.
19. Фомин А.А. Оценка влияния вступления России в ВТО на состояние аграрного комплекса // Хлебопродукты. 2013. № 6. С. 4-7.
20. Фомин А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017, №2. С. 6-7.
21. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Перспективы импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве // Хлебопродукты. 2015. № 7. С. 6-7.
22. Хлопцов Д. М., Горбунов В. С. Земельный участок как основа экономики города // монография; Минобрнауки россии, федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кузбасская гос. пед. акад." (ФГБОУ ВПО "КузГПА"). Новокузнецк, 2011.
23. Чемодин Ю. А., Горбунов В. С. Методологические основы и механизмы устойчивого развития территории россии на региональном уровне. Москва, 2018.
24. Чемодин Ю.А. Актуальные проблемы Дальнего Востока // Московский экономический журнал. 2018. № 4. с. 65.
25. Чемодин Ю.А. К вопросу освоения земель северных районов Сибири и Дальнего Востока // Московский экономический журнал. 2018. № 1. с. 10.
26. Чиркова Л., Аль Харфуш Симон Экономическое взаимодействие государства и частного сектора при производстве и реализации сельхозпродукции в сирии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. № 1. с. 87-88.
27. Чиркова Л.Л. диверсификация основных направлений государственного регулирования в АПК // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2008. № 3 (39). с. 35-47.
28. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Выбор приоритетов земельной политики на Дальнем Востоке / / Международный сельскохозяйственный журнал, 2015. №1, С. 23-26.
29. Шевченко Т. В. Формирование и развитие системы сбыта сельскохозяйственной продукции отечественных производителей // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. №3 (35). С.141-145.
30. Papaskiri T.C., Nilipovsky V.I. The use of innovative technologies in land use planing education (table) // E&M euroeducation. 2009. № 2-3. С. 9-11.