Научная статья на тему 'К вопросу об анализе потока сервисных услуг в логистических системах'

К вопросу об анализе потока сервисных услуг в логистических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонов Николай Григорьевич, Коваленко Людмила Викторовна, Дащинская С. К.

Проведен анализ потока сервисных услуг в логистических системах. Показано, что в последние годы прерогати¬вой логистики является управление сервисными потоками. Однако, несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эф¬фективные способы оценки его качества, что объясняется ря¬дом особенностей сервиса. Предложена математическая модель, описывающая процесс формирования потока сервисных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the services continuum in logistic systems. It shows that the priority of the logistics of the latest years is the services continuum management. However, in spite of the service importance, the efficient ways of its quality estimation are still not found. It can be explained by a number of service peculiarities. The authors of the article offer the mathematic model, which describes the process of services continuum formation

Текст научной работы на тему «К вопросу об анализе потока сервисных услуг в логистических системах»

УДК 338.46

Н.Г. Филонов*, Л.В. Коваленко*, С.К. Дащинская**

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ ПОТОКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

* Томский государственный педагогический университет ** Томский политехнический университет

При анализе функционирование логистических систем (ЛС) одной из важнейших ее характеристик является потоки полезных ресурсов (ППР) (материальных, информационных, сервисных услуг и т.д.). Полезность ресурсов определяется степенью реализации управляющих функций и обеспечения эффективности функционирования логистической системы. Количество потоков, циркулирующих в системах, зависит от типа логистической системы. В данной работе основное внимание будет уделено потоку сервисных услуг.

В последние годы прерогативой логистики является управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и сопутствующий сервис. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.). В зарубежных компаниях используется понятие «Service Response Logistics» - SRL (логистика сервисного отклика), которое определяется как процесс координации нематериальных активностей, необходимых для выполнения сервиса наиболее эффективным с точки зрения затрат и удовлетворения потребностей способом [1].

Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы: предпродажные; работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе про-

дажи товаров, и послепродажный логистическии сервис.

Потоки услуг (сервиса), как и материальные или информационные потоки, распространяются в определенной среде доставки, в которой существуют свои каналы, цепи и т.д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять требования потребителей к сервису. Рациональная последовательность действий, которые позволяют сформировать эффективную систему логистического сервиса, предполагает следующие шаги: сегментацию потребительского рынка; определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг и их ранжирование; оценку оказываемых услуг; установление обратной связи с покупателями.

Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с продуктовыми характеристиками [2]. Такими особенностями являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностями со стороны покупателя его оценить.

2. Покупатель часто принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.

4. Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.

5. Сервис - это деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован, прежде чем покупатель его купит.

И.В. Шарф. Лицензирование в недропользовании: экономический аспект

6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает эти услуги. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Исходя из вышеизложенного, логистический сервисный поток (ЛСП) можно определить как особый вид потока, не имеющий материального наполнения и представляющий собой совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей (транспортные услуги, оптово-розничные, консультативные, информационные, послепродажные и т.п.) в процессе управления материальными, финансовыми, информационными и другими потоками наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.

Любой поток в ЛС можно представить в виде произведения двух составляющих: скалярной (скалярная составляющая потока (ССП)) Р0 - конкретный вид (объем, порция) полезных ресурсов и векторной (векторная составляющая потока (ВСП)) £>0 (^, г) - ориентация потока в пространстве (и во времени): откуда (исток, генератор потока), куда (сток, потребитель), с какой скоростью (V) перемещается ССП. Тогда поток, в общем случае, есть: Р = Р0 • Р0 ^, г), где I - время, г - пространственная координата. Если рассматривать поток без перемещения в пространстве (скорость равна нулю), то он переходит в запас: Р0^).

Исходя из этого, поток услуг можно представить следующим образом: и = и0 • и„(/, г), где

ио - конкретный объем, вид услуг; ио (?, г) - пространственно-временной вектор действия услуг (скорость и качество оказания услуг). В общем случа^ и = ио, • /(ио,, р,М , I, Ж), или

и. = и0 . (й0. + к +1 + Ж + м ) =

I 01 ^ 01 I I I I'

= и0 и0. + и0. • к,. • к,. + и0. • 10. • 10. +

0. 0г 0г 0г 0г 0г 0г 0г

+и 0 . • Ж0. • Ж0. + и 0 . • М 0 . • М 0 . =

0г 0г 0г 0г 0г 0г

= и0.и0. + ик01Р0. + и/011ы + иш0,Ж0, + им0.М0. , где ир0, - объем финансовых затрат на услуги; и10. - объем информационных услуг; иж0. - трудовые ресурсы, осуществляющие услуги; им0. -обслуживаемый объем материальных ресурсов; р, 11,Ж1,М. - соответственно финансовая, информационная, трудовых ресурсов и материальная составляющие потока услуг.

Особо хотелось бы отметить, что при формировании ЛСП необходимым и достаточным условием является наличие трех составляющих: информационной, финансовой и трудовых ресурсов. Без этих составляющих (или хотя бы одной) поток услуг превращается в потенциальную возможность предоставления этих услуг (запас - резерв мощностей и ресурсов).

Поступила в редакцию 08.12.2006

Литература

1. Современная логистика. 7-е изд. / Пер. с англ. М., 2002.

2. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учеб. для вузов. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.