ЗВЕРЕВ Алексей Игоревич
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления общественными отношениями
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 211-47-79 е-1шН: zverefff@yandex.ru
РЫСКИН Петр Петрович
Соискатель кафедры социологии и управления общественными отношениями
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 210-28-07 е-1шН: msmk68@yandex.ru
КОЧЕРЬЯН Максим Артурович
Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 205-82-26 е-1шН: mkocheryan@mail.ru
К вопросу об актуальности социологического анализа профессионального спорта
Ключевые слова: спорт; институт спорта; профессиональный спорт.
Аннотация. Рассмотрен феномен профессионального спорта в контексте социологической науки. Оценивается место и значение спорта в современном обществе. Особое внимание уделяется профессиональному спорту, критериям профессиональности спортсмена.
В данной статье хотелось бы обратить внимание читателя на актуальность темы профессионального спорта, важность ее изучения в рамках социологической науки, а также предложить возможные варианты путей развития данной проблематики.
По словам В. Лукащука, «спорт как важный социальный феномен охватывает все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества: национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности; формирует соответствующий образ жизни различных социальных групп» [1] Какие примеры можно привести, чтобы доказать, что это действительно так?
• «чемпион, рекордсмен, олимпиец стали составляющими национального достояния;
• спорт „вырос“ в один из важных способов создания и проявления национальной идентичности и борьбы между общностями;
• „спортивность“ стала признаком прогресса, а сам спорт превратился в высокодоходную индустрию не только развлечений, но и производства - рекордов, спортивного снаряжения, одежды и т. д.» [1]. На сегодняшний день существует мощный
© Зверев А. И., Рыскин П. П., Кочерьян М. А., 2011
транснациональный рынок спортивного оборудования и экипировки. Западные спортивные структуры, богатые клубы (например, футбольные, хоккейные, баскетбольные) «скупают» лучших ученых, тренеров, менеджеров, спортсменов всего мира.
Нынешний спорт, в том числе российский, занимает прочное место в обществе. Он связан с политикой и экономикой, инфраструктурой потребления, встроен в систему производства и воспитания. Давно сформировалась профессия спортсмена. Существует сложная инфраструктура из клубов, ассоциаций, спорткомитетов органов государственной власти и местного самоуправления, спонсоров, турниров различного уровня, тренеров, спортивных врачей, юристов, менеджеров, самих спортсменов, для которых спорт является основным занятием в жизни, основным «хлебом» и т. д. [2. С. 56].
С позиций социологии можно сформулировать массу различных вопросов и проблем в сфере профессионального спорта. Однако одна из наиболее актуальных проблем и, бесспорно, относящихся к области социологии - это проблема социализации, становления профессионального спортсмена и его постспортивной социализации, другими словами, реализации себя в иной сфере после окончания спортивной карьеры.
Здесь перед нами возникает целый ряд исследовательских задач:
• выяснить, чем индивида привлекает профессиональный спорт как вариант социализации;
• изучить, как в процессе социализации формируется спортсмен-профессионал: что это за социальный тип, каков его портрет;
• определить, насколько спортсмен социально адаптивен, какой социальный капитал, если можно так выразиться, он приобретает и как он им распоряжается после ухода из спорта;
• сконструировать основные модели, выделить и описать стратегии постспортив-ной социализации, имеющие место в социальной практике.
Попутно необходимо понять:
• кто такой профессиональный спортсмен с точки зрения социологии, чем он отличается от других профессионалов;
• существует ли разница в характере постспортивных жизненных стратегий у представителей различных видов спорта, индивидуальных и групповых, у мужчин и женщин, у спортсменов, еще только подающих надежды и уже реализовавшихся, а также у тех, кто столкнулся с проблемой ухода из спорта.
Кратко обозначим ряд важных для понимания данной проблематики теоретических конструктов, которые были сформулированы в процессе теоретического анализа. Пока что они носят характер гипотез, которые авторам предстоит проверить на практике.
Профессиональный спорт воплощает в себе возможность равного и открытого доступа к успеху, «обещая» сломать национально-этнические, гендерные, стратификационные и иные социальные барьеры [3]. Часто становление профессионального спортсмена воспринимается им «как путевка в жизнь, возможность показать себя, сделать себя, „выбиться в люди“ из глубинки, неблагополучия, отсутствия перспектив» [4. С. 142].
Профессиональный спортсмен - это индивид, социализированный в рамках института профессионального спорта, основной социальной функцией которого является производство спортивного результата в обмен на удовлетворение его основных жизненных потребностей, в том числе статусных и иных, а также проектирование и воплощение в жизнь стратегии собственного профессионального развития, конструирование карьеры и т. д.
Иными словами, профессиональный спортсмен - это индивид, который результативно занимается спортом и «продает» свой высокий спортивный результат, чем и обеспечивает себе средства к существованию. Спорт - его основной источник заработка.
138 ► Известия УрГЭУ
4 (36) 2011
Спортивный результат продается непосредственно - в рамках контракта, вознаграждения за победу (это и есть демонстрация результата) или меняется на «бонусы», т. е. материальное вознаграждение за победу невелико, зато в качестве поощрения спонсоры дарят автомобиль, обеспечивают жильем и т. д. Это не оговорено контрактом.
Профессиональные занятия спортом составляют основную дневную нагрузку спортсмена. Это тренировки, сборы, подготовка к соревнованиям и т. д. Как правило, у таких спортсменов нет ни времени, ни сил заниматься чем-то другим, иметь иные источники дохода.
Профессия спортсмена не просто определяет социальную позицию индивида, но и полностью формирует его жизненный уклад, мировоззрение, всецело определяет параметры его жизни (подобно профессиям военного, артиста цирка, актера и иных). Воспитание профессионального спортсмена основывается на том, что он, подобно актеру, артисту цирка, балета, военному, всецело посвящает себя спорту (формирует жизненный мир) и не мыслит, не видит себя в другой сфере, поскольку единственный способ «сделать себя» в спорте - это «отречься от остального мира», «служить спорту», добиваться высокого спортивного результата. Подобный принцип организации профессиональных отношений приобретает статус «прописной истины», знания, уверенности, транслируется институтом профессионального спорта и закладывает основу личности профессионального спортсмена. Не секрет, что артисты цирка, балета, военные и прочие специалисты, посвятившие себя всецело профессии, исключительно проблематично социализируются в ином виде деятельности. Профессионально-спортивные отношения в жизни спортсмена практически исключают наличие другого рода отношений - семейных, трудовых и иных в общепринятом их понимании. Поэтому семья воспринимается им только как «семья спортсмена», образ жизни - как «спортивный образ жизни» и т. д. Профессиональный спортсмен, воспитанный в рамках института профессионального спорта, видит мир исключительно через призму своих спортивных достижений и результатов.
Основой нормативно-ценностного комплекса спортсмена, ориентирующей его в жизни, является «наивысший спортивный результат», стремление стать первым, установить рекорд, «показать хорошую игру» [5. С. 73]. Вся жизнь профессионального спортсмена (в соответствии с нормами соответствующего института) подчинена стремлению стать первым в своем занятии. Однако направление развития современной профессионально-спортивной отрасли предполагает усиление роли спортивного менеджмента, самоменеджмента и конструирования собственной спортивной карьеры; не только способности произвести высший спортивный результат, но и возможности грамотно «спродюсировать», презентовать, в нужное время и в нужном месте показать наивысший спортивный результат. В условиях, когда первенство определяют доли секунды, миллиметры, многое зависит от экипировки, медицинского обслуживания, судей, опыта «официальных крупных стартов» и т. д. Таким образом, важными в современном профессиональном спорте становятся не только и не столько результативность спортсмена, но навыки налаживания коммуникативных связей, а также наличие соответствующей спортивной инфраструктуры (место тренировок, экипировка, спортивное питание, отдых и восстановление, высококвалифицированное медицинское сопровождение, участие в крупных турнирах, пребывание в форме и т. д.).
Причины трудностей постспортивной социализации детерминированы особенностями становления личности в рамках института профессионального спорта. Главное приобретенное качество профессионального спортсмена - его несостоятельность, которая является результатом качеств, сформированных в рамках профспортивной социализации: 1) узости общественного функционала; 2) неспособности и неумения самостоятельно планировать свою жизнь; 3) бытовой и коммуникационной ограниченности; 4) профессиональной и жизненной негибкости; 5) инфантильности.
Институт спорта ориентирует спортсменов в большей степени на достижение спортивного результата, а не на конструирование собственной спортивной карьеры. Это, главным образом, и предопределяет трудности их постспортивной социализации, которая, в свою очередь, требует от индивида способности управлять собственной жизнью, формулировать и реализовывать жизненную стратегию, «ориентироваться в политической ситуации» в отрасли, быть гибким, коммуникабельным, находиться в центре событий, располагать нужной информацией, позиционировать себя определенным образом и т. д.
Профессиональный спортсмен в большинстве случаев не способен самостоятельно спроектировать и реализовать свою жизненную стратегию, поскольку у него отсутствуют необходимые для этого коммуникативные навыки. В рамках института профессионального спорта это «неумение» буквально культивируется, поскольку жизненная самостоятельность и стратегический (адаптивный, социально живучий) склад личности профессионального спортсмена якобы «мешают ему сконцентрироваться на производстве спортивного результата». Профессиональный спортсмен, таким образом, оказывается в социальном, общественном, бытовом плане несостоятельным, не умеет решать насущные проблемы «отвоевывания» своего места в обществе. Современная российская спортивная отрасль и инфраструктура устроены так, что спортсмен производит спортивный результат, а все остальные вопросы (жилья, питания, досуга, одежды и пр.) решаются не им, а «помощниками» - тренерами, клубом, спортивной ассоциацией, спонсорами, меценатами и т. д. Ни о чем другом кроме спортивного результата российский профессионал не должен думать.
Модели постспортивной социализации основаны на соответствующих личностных стратегиях и делятся на две основных группы:
1) спортивные - индивид уходит из профессионального спорта, но это означает, что он покидает эту отрасль, как спортсмен. Его профессиональная деятельность оказывается связанной со спортом, однако он выступает в иной роли - тренера, менеджера, спортивного агента, фитнес-инструктора, спортивного журналиста/обозревателя, чиновника в «спортивной» сфере и т. д.;
2) внеспортивные - индивид покидает сферу спорта, его дальнейшая профессиональная деятельность вообще не связана или слабо связана со спортом (владелец спорт-бара, тренажерного зала, фитнес-центра, букмекерской конторы, магазина спорттоваров и т. д.).
В рамках внеспортивной модели можно выделить целый ряд стратегий:
а) организация своего дела «с нуля», когда индивид полагается в большей степени на собственные силы, заводит необходимые знакомства, находит возможность собрать капитал и т. д.;
б) устройство на работу по знакомству, когда сфера деятельности не имеет принципиального значения. Часто имеет место семейный бизнес или бизнес друзей и т. д.;
в) освоение новой профессии, совмещение работы по будущей специальности с самых низов с обучением по этой специальности;
г) отсутствие сколько-нибудь определенных планов и вообще видения собственной дальнейшей профессиональной социализации.
Экономическое, политическое, духовно-нравственное значение профессионального спорта в жизни российского общества, а также ключевая роль данного института в социализации молодых спортсменов и их маргинализации, междисциплинарность и скрытость данного вида отношений от глаз ученых-социологов предопределяют огромный интерес к данной теме и актуальность комплексного анализа института профессионального спорта в системе общественных отношений в современной России, в том числе острой проблемы постспортивной социальной адаптации профессиональных спортсменов.
140 У Известия УрГЭУ
4 (36) 2011
Источники
1. Лукащук В. Трансформация спорта: от забавы к индустрии // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 2.
2. Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3 (54).
3. Дубин Б. Состязательность и солидарность или рождение спорта из духа общества // Отечественные записки. 2006. № 6 (33).
4. Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинс-ценировки // Логос. 2006. № 3 (54).
5. Паначев В.Д. Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход : дис. ... д-ра социол. наук. Пермь, 2008.