Социология детства
О.А. Гуркина, Е.А. Колосова
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА В СОЦИОЛОГИИ
Авторы статьи обращаются к проблеме изучения детства в условиях трансформирующегося общества. Новые явления и практики, возникающие в сфере детства, обусловливают актуальность изучения детства для социологии. Приводится краткий обзор исследований, посвященных различным аспектам жизни детей: образованию, семье, рискам, связанным с информатизацией. Обосновывается применимость социологии детства для комплексного изучения положения детей в современном обществе.
Ключевые слова: социология детства, новые явления, дети, трансформации.
Современное общество усложняется, развиваются общественные отношения и меняются представления о различных явлениях. Перемены происходят в политическом и экономическом плане, вместе с этим меняются и различные социальные механизмы, социально одобряемые нормы, правила. Изменения также происходят на уровне человеческого сознания.
При этом в современном мире возникает общественная потребность в получении новых знаний о явлениях социальной действительности, в том числе в отношении детства. Восприятие детства и места ребенка в обществе подвергалось трансформациям с течением времени. Сегодня существует определенная социальная ориентация на улучшение положения детей и защиту их прав. Однако в современном мире количество рисков, с которыми сталкивается ребенок, постоянно увеличивается. Одним из таких рисков является незащищенность ребенка от информации. Компьютеризация
© Гуркина О.А., Колосова Е.А., 2013
и информатизация большого количества сфер жизни привела к тому, что каждый пользователь может иметь доступ к различной информации. Конечно, нельзя отрицать большое количество преимуществ такого информационного развития. Это доступ к ресурсам и архивам всего мира, возможность общения на расстоянии и многое другое. Но, несмотря на это, не стоит забывать о ребенке и о доступности всей той информации, бесконтрольный поток которой может пагубно влиять на его развитие и привести к необратимым последствиям. На данном этапе в нашей стране предпринимаются попытки ограничить транслирование вредоносной информации детям путем законодательного закрепления. Законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусматривает внесение ряда поправок в закон «Об информации» для упорядочивания процедуры отбора информационной продукции с учетом специфики детского возраста1.
Помимо этого в социологии детства наблюдаются такие новые явления, как трансформация социального института семьи и воспитания, проявляющаяся в изменении установок родителей и появлении новых форм семьи, связанных с проблемами репродукции (ЭКО и суррогатное материнство); появление новых форм дошкольного образования, характеризующихся дифференциацией как по формам собственности (частные детские сады), так и по направленности подготовки (курсы по подготовке к школе, лекотеки, сады компенсирующего вида и т. д.); становление компетентност-ного подхода в образовании, целью которого является выработка навыков решения широкого круга задач у детей в условиях быстро меняющегося общества; повсеместное распространение потребительской культуры; увеличение потока мигрантов из стран бывшего СНГ, вследствие которого встают вопросы социализации детей как принимающей страны, так и приезжих (вопросы толерантности и межэтнических отношений); различные угрозы безопасности детства, в частности раннее приобщение к употреблению алкоголя и наркотиков.
Отмечаются существенные изменения в социальной инфраструктуре детства - уменьшение количества детских организаций и учреждений непосредственно работающих с детьми, с помощью которых реализуются потребности и интересы общества в подготовке подрастающего поколения. Получает все более широкое распространение идея правовой защиты детей, признание ребенка полноправным членом общества. По мере развития новых информационно-коммуникационных технологий сегодняшние дети и
подростки постепенно перемещаются в киберпространство, появляются новые практики детского поведения. Внимание исследований обращено к Интернету как новому способу проведения досуга.
В такой ситуации перед исследователями встает задача выбора методологии изучения детства, способной охватить широкий круг проблем. Такому запросу отвечает социология детства, в рамках которой выделяется специальная социологическая теория детства -теоретическая конструкция, объясняющая специфические конкретные действия и процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. По мнению С.Н. Майоровой-Щегловой, подобно другим специальным теориям социология детства возникла в локальной области социальной жизни и существует на принципах равенства с другими специальными теориями -социологией воспитания, образования, семьи, молодежи и др.
Данная специальная теория обладает рядом специфических особенностей, характерных для социологии детства2, и отличает ее от других смежных областей знания и специальных теорий, в рамках которых можно встретить косвенное изучение проблем современного детства:
- во-первых, собственная теория о детстве, его изменениях и взаимоотношениях взрослого и детского миров;
- во-вторых, особая эмпирическая направленность развития социологии детства - постоянное проведение конкретных социологических исследований (локальных, региональных, а в последнее десятилетие и всероссийских);
- в-третьих, социология детства разрабатывает собственную систему понятий, например: «детская субкультура», «роль ребенка», «статус детства в обществе», «культура детства», «территория детства», «детские практики», «экономика детства», «правовой статус детей» и др.;
- в-четвертых, в современном обществе серьезно расширяется круг «потребителей» научных знаний о детях. Если раньше эти знания необходимы были в первую очередь педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по молодежной политике), создатели детских средств массовой коммуникации, детские библиотекари, медиапедагоги и многие другие.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации 2 июня 2012 г. В. Путин подписал указ о национальной стратегии действий в ин-
тересах детей на 2012-2017 гг.3, в рамках которой запланирован ряд исследований по изучению современного детства, таким образом, государство также заинтересовано в получении научной информации и детях.
Институционализация социологии детства произошла в 19801990-х годах благодаря деятельности датского социолога Е. Кворт-рупа. До этого момента субъектные аспекты и специфические социальные трудности детства нередко оставались нерассмотренными, так как исследования велись в рамках таких смежных областей, как социология семьи или социология воспитания. Социология детства способствовала признанию детства как социального феномена и детей как полноправных творцов социального мира.
В конце ХХ в. в России сложились отдельные направления исследований в отношении детства, и сегодня мы наблюдаем функционирование и развитие таких из них, как социокинетика детства - наука о детском движении (Е.В. Титова), социология детской субкультуры (И.А. Бутенко, С.Б. Борисов и др.), социология детского чтения (В.П. Чудинова, Е.И. Голубева), социология прав детей (С.Н. Майорова-Щеглова), социология дошкольного детства (Н.П. Гришаева, Ю.Е. Антонов, И.А. Дядюнова).
Ряд исследователей разрабатывает проблемы поведения подростков в информационном пространстве (С.Б. Цымбаленко), изучают роль семьи в жизни подрастающего поколения и выделяют факторы риска современного детства (И.Ф. Дементьева), анализируют вопросы дезадаптации и социального сиротства детей в России (Е.Б. Бреева).
На сегодняшний день ученые и исследователи, занимающиеся проблемами детей в России, получили возможность объединяться не только на международном уровне, вступая в члены европейской и международной социологических ассоциаций. С октября 2008 г. российские социологи имеют возможность научного общения и взаимодействия в рамках исследовательского комитета «Социология детства» под руководством С.Н. Майоровой-Щегловой на базе Российского общества социологов, который отслеживает развитие данной отрасли. Основной целью данного комитета является консолидация российских ученых-исследователей и содействие эффективной разработке актуальных проблем в области социологии детства4.
Российская социологическая наука определяет детство как «выраженную в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в
отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум»5.
Таким образом, объект социологии детства определяется сегодня как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения. В этом случае предметом изучения являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура, а также особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, детские практики, закономерности развития детских сообществ, в частности формальных и неформальных, угрозы и риски новых явлений в социализации детей.
За рубежом комплексные исследования детства не являются редким случаем. В исследовательский фокус попадают различные аспекты социализации детей в контексте трансформаций общества. Часто социологи касаются проблем миграции, скорость которой все увеличивается, исследуя особенности социализации детей, растущих в двуязычной семье (Y. Seongwon)6, или специфику воспитания ребенка в межрелигиозном браке (A. Bisin, G. Topa, Th. Ver-dier)7. Данные явления присущи мультикультурному обществу Америки, но в условиях возрастающей мобильности населения с такими проблемами сталкиваются и некоторые европейские страны. Так, литовские исследователи И.Ю. Лялюгене, Л.А. Рупшене8 сфокусировались на изучении проблем социализации детей, чьи родители являются трудовыми мигрантами.
Особую значимость приобретают исследования социологов, посвященные изучению влияния средств массовой информации на социализацию детей. Протекание данного процесса в США отражено в книге З. Адельхардт «Средства массовой информации как фактор социализации детей в США: основные направления воздействия и кумулятивный эффект»9.
В отечественной социологии при выявлении и анализе современных явлений и процессов социализации используют такие понятия, как «кентавр-явления», «кентавр-процессы», «кантавр-образы», «кентавр-личности»10, которые позволяют отразить парадоксальное сцепление несочетаемого и объединяют в себе взаимоисключающие или как минимум противоречащие друг другу социальные образования. Социологические работы, в которых делаются попытки выявления новых явлений в социализации
детей, крайне немногочисленны. Это исследование Е.Г. Зимы о новых социальных практиках дошкольного детства на примере предшкольного образования11. Е.А. Колосовой изучены новые практики детского чтения и чтение как важный фактор социализации12. А.В. Носкова выделяет изменения в детско-родительских отношениях за счет трансформации репродукции как естественного биологического процесса, интенсивных миграционных процессов, развития информатизационных и коммуникационных процессов13.
В трансформирующемся российском обществе стало возможно социологическое изучение дошкольного детства в новых формах (Е.А. Конобеева14) и при непосредственном исследовании мнения детей (М.Ю. Сибирева15, Н.П. Гришаева16, Ю.Е. Антонов17, И.А. Дя-дюнова18). Рассматриваются проблемы социальных инвестиций в сфере детства (О.А. Базина19), в исследовательский фокус также попадают вопросы воспитания детей (Е.Г. Зима20).
Перечисленные исследования стали возможными благодаря возникновению в 80-е годы XX в. особого подхода к изучению детства в социологии как попытки развить социальное, историческое и культурное понимание детства. Данный подход видит детей как полноценных социальных акторов, которые могут не только пассивно воспринимать социальную среду, но и активно и разумно воздействовать на нее. Известный социолог У. Корсаро21 пропагандирует замену понятия «социализация» на термин «интерпретирующее воспроизводство», который фиксирует инновационный и творческий аспект детского участия в обществе.
Дети производят свои собственные уникальные культуры, творчески приспосабливая информацию из взрослого мира, чтобы обратить ее к своим проблемам. Термин «воспроизводство» подчеркивает идею о том, что дети не просто усваивают общественные нормы и культуру, но также активно содействуют культурному производству и изменению. Исследователь детства С. Шанахан сформулировала следующие принципы социологии детства: «во-первых, существует множество вариантов детства. Как конструкт детство является производным от времени и пространства, в котором оно располагается, детство также - продукт определенных социальных, политических и культурных институтов. Во-вторых, путь к пониманию детства лежит через раскрытие опыта (социальных практик) детей»22.
С точки зрения такого подхода дети могут быть активными участниками социологических и социально-психологических исследований. Их мнения, с исследовательской точки зрения, ста-
новятся настолько же ценными, как и мнения взрослых, этому способствует утверждение Конвенции о правах ребенка. Американские социологи в статье «Мне нравится, когда меня расспрашивают!: взгляды детей на участие в социологических исследованиях»23 призывают научное социологическое сообщество придерживаться положений данной Конвенции. Рассматривая вопрос прав ребенка на высказывание своего мнения, они реализовывали новый подход непосредственного изучения представлений, мнений и ценностей детей.
Таким образом, актуальность исследования детства обусловлена трансформациями, которым подвержено общество в целом и дети как социальная группа. Сложность и постоянная динамика объекта заставляют выбирать определенные подходы, способные уловить специфичность и неповторимость данного явления. Социология детства в сочетании с накопленными как внутри, так за пределами данной дисциплины теоретическими материалами подразумевает такую методологию изучения детства, которая способна уловить трансформации внутри этого социального конструкта.
Примечания
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронные данные] // Российская газета. URL: http://www. rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 11.08.2012).
2 Щеглова С.Н. Как изучать детство? (Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000) [Электронный ресурс] // Мультипортал ЮНПРЕСС. URL: http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?actio n=show&dir=metodbiblioteka&file=11 (дата обращения: 29.01.2012).
3 Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 2 июня 2012 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал социальной правозащиты Сопротивление. URL: http://www.soprotivlenie.org/?id=56&cid=366&t=v (дата обращения: 03.07.2012).
4 Положение // Официальный сайт Исследовательского Комитета «Социология детства». URL: http://ik.childsoc.ru/index.php?parametrr=11 (дата обращения: 15.06.2012).
5 Щеглова С.Н. Указ. соч.
6 Seongwon Y. Role-play and language socialization among bilingual Korean children in the United States [Electronic resourses]. Simulation Gaming. June. 2008.
Vol. 39. URL: http://sag.sagepub.eom/content/39/2/240.short (дата обращения: 04.05.2012).
7 Bisin A, Topa G, Verdier Th. Religious Intermarriage and Socialization in theUnited States // Journal of Political Economy. 2004. Vol. 112. No 3.
8 Лялюгене И.Ю., Рупшене Л.А. Влияние трудовой миграции родителей на социализацию подростков // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 69-75.
9 Адельхардт З. Средства массовой информации как фактор социализации детей в США: основные направления воздействия и кумулятивный эффект. М: Практика, 2011.
10 Майорова-Щеглова С.Н. Кентавр-проблемы в социализации российских детей и молодежи [Электронный ресурс] // Социология детства. URL: http://childsoc. ru/doc/mayorova-sheglova.pdf (дата обращения: 04.05.2012).
11 Зима Е.Г. Новые социальные практики дошкольного детства: опыт анализа предшкольного образования [Электронный ресурс] // Социология детства. URL: http://www.childsoc.ru/doc/zima1.pdf (дата обращения: 07.07.2012).
12 Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Российская государственная детская библиотека. М., 2011.
13 Носкова А.В. Новые проблемы в социализации детей и их отношениях с родителями [Электронный ресурс] // ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank_congress4/2385.pdf (дата обращения: 21.04.2012).
14 Конобеева Е.А. Домашний детский сад: социальное предпринимательство или гражданская инициатива?// Вопросы образования. 2012. № 2. С. 35-38.
15 Сибирева М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 147-150.
16 Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 5. С. 25-30.
17 Антонов Ю.Е. Русский детский сад (Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 2). [Электронный ресурс] // Вера и Время. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=45 (дата обращения: 01.05.2012).
18 Дядюнова И. А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеве-до-туристской деятельности / И.А. Дядюнова; под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
19 Базина О.А. Социальные инвестиции в детей дошкольного возраста: социологический анализ (Социология в системе научного знания: материалы IV Всероссийского социологического конгресса, 1-3 февраля 2012 г.). М: ИС РАН, 2012. [Электронный ресурс] // ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank_ congress4/2359.pdf (дата обращения: 04.08.2012).
20 Зима Е.Г. Указ. соч.
21 Corsaro W.A. The sociology of childhood (Thousand Oaks: Pine Forge Press, 2005. P. 7) // Google books. URL: http://books.google.ru/books?id=6K-HcSPhKGkC&
printsec=frontcover&dq=corsaro+the+sociology&hI=ru&sa=X&ei=siUmUfgDMeq KugS30ICQBw&ved=0CDEQgAEwAA (дата обращения: 04.05.2012).
22 Shanahan S. Lost and Found: The Sociological Ambivalence Toward Childhood. (Annual Review of Sociology. 2007. Vol. 33. P. 407-428). // Annual Reviews. URL: http://www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev.soc.33.040406.131808 (дата обращения: 04.05.2012).
23 Hagerman M.A. «I like being intervieeeeeeewed!» Kids' perspectives on participating in social research (Sociological Studies of Children and Youth. Vol. 13. Children and Youth Speak for Themselves / Heather Beth Johnson (eds.) Bradford: Emerald Group Publishing Limited, 2010. P. 61-105). URL: http://www.emeraldinsight. com/books.htm?issn=1537-4661 &volume=13&chapterid= 1846731 (дата обращения: 04.05.2012).