4. Воронов Н.А. Поддержание двигательного режима в жизни человека // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Июнь 2018. Сборник избранных статей. 2018. С. 103-105
5. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ. 2016. - 431 c.
УДК 372.881.161.1
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11828
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Горшунова Анна Сергеевна
старший преподаватель кафедры журналистики ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об использовании активных форм обучения русскому языку как иностранному. Целью применения в процессе обучения таких форм является развития коммуникативной компетенции. Основной задачей исследования является описание методов активных форм работы с иностранными учащимися.
Ключевые слова: активные формы обучения, русский язык как иностранный, языковая игра.
TO THE QUESTION OF ACTIVE FORMS OF STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Gorshunova Anna Sergeevna
senior teacher of department of journalism Pacific National university Russia, Khabarovsk
Abstract: The article discusses the use of active forms of teaching Russian as a foreign language. The purpose of using in the process of learning such forms is the development of communicative competence. The main objective of the study is to describe the methods of active forms of work with foreign students.
Keywords: active forms of education, Russian as a foreign language, language game.
В условиях развития межкультурных связей возрастает роль знания иностранных языков. Русский язык для иностранных студентов выступает не только в роли учебной дисциплины, но и средства обучения, общения и развития личности.
В современных образовательных стандартах предусмотрено использование активных и интерактивных форм занятий. Спецификой дисциплины «русский язык как
иностранный» является большое количество аудиторных часов и учебного материала, что позволяет проводить серии занятий в активной и интерактивной форме.
В основе активных форм занятий лежит принцип коммуникативной направленности. Это предполагает формирование и развитие навыков и умений использования языка для речевого общения, способности к общению на изучаемом языке, возможности перейти от потребления информации к активному практическому использованию полученных знаний.
В процессе преподавания русского языка как иностранного особую сложность представляет соотнесение языковых знаний и реального речевого опыта студентов. В процессе обучения русскому языку как иностранному необходимо обеспечивать условия для общения. Успех образовательного процесса во многом зависит от мотивированности студентов и применяемых методов обучения.
Практика преподавания свидетельствует о необходимости применения активных форм обучения. Они способствуют повышению познавательной активности, формированию коммуникативной компетенции.
Куликова Н.А. дает следующее определение: «активные формы обучения - такие формы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным формам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач и др.». [1, с. 74].
Когда преподаватель использует активные методы, он сотрудничает с обучающимися, между ними устанавливаются субъект-субъектные отношения. Преподаватель выступает как руководитель и организатор межличностных отношений, при этом он обеспечивает учащихся недостающей информацией и средствами оформления мысли.
Активные методы можно применять на протяжении всего процесса обучения, чтобы повысить мотивацию обучающихся, проверить уровень усвоения материала.
К активным методам обучения русскому языку как иностранному методисты относят парную работу, диалог, полилог, дискуссию, презентации, проекты, игровое моделирование (языковые, ролевые игры) и др. Они дают возможность каждому участнику занятия высказать свое мнение по рассматриваемой проблеме, поспорить на определенную тему.
Для включения в занятия обычно используются следующие методы: метод организации коммуникации способствует включению в иноязычную атмосферу; методы организации деятельности - сочетание индивидуальной, парной и групповой деятельности; методы организации смыслотворчества - создание у обучающихся индивидуального смысла изучаемых явлений, обмен мнениями. К методам, требующим более длительной подготовки, относятся технологии проектов и игровое моделирование.
Метод коллективной формы работы увеличивает объем речевой деятельности на уроках. Хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку. Происходит процесс накапливания наиболее употребительных слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Работа в парах помогает исправить речевые ошибки через составление диалога по заданной ситуации, вырабатывает фонематический слух. Студенты в процессе диалога меняются ролями с целью вспомнить и произнести обе части диалога. Работа в парах дает возможность изменить готовые речевые образцы позволяет лучше ориентироваться в составе предложения, демонстрировать понимание и проявлять творческие способности.
Дидактические игры делают занятие более интересным и разнообразным. Привлечение предметов, наглядного материала способствует расширению словарного запаса студентов. При подобной форме работы лексический материал, привязанный к предмету запоминается эффективнее. В процессе игры студент усваивает лексику, практикуется в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний и предложений, происходит формирование навыков говорения в соответствии с
поставленной игровой задачей. Во время игры учащимися усваиваются шаблоны речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях, что позволяет говорить о формировании коммуникативной компетенции. Организованные на занятиях игровые ситуации готовят студента к общению в реальной жизни.
Е.И. Пассов дает следующее определение игре: «Игра - это: 1) деятельность нашем случае - речевая, 2) мотивированность, отсутствие принуждения, 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная, 4) обучение и воспитание в коллективе через коллектив, 5) развитие психических функций и способностей, 6) учение с увлечением» [2].
Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка. Игровые упражнения способствуют организации целенаправленной речевой деятельности на иностранном языке, тренировке и активизации в рамках монологической и диалогической речи. Игра формирует произносительные, лексические, грамматические навыки, разнообразные типы высказываний (описания, выражения мнений, рассуждения).
Особенностью ролевой игры на иностранном языке является необходимость существенной подготовки учащихся к правильному выполнению своей роли, речевому поведению, взаимодействию с другими участниками игры. На подготовительном этапе особое внимание уделяется лексическому материалу, работе со специальными текстами. Перед началом игры можно предложить на рассмотрение проблемную ситуацию и организовать первоначальное обсуждение проблемы, обсудить проблему в парах. Позже можно переходить к распределению ролей, которое осуществляется по желанию студентов, преподавателя или по жребию. Из-за небольшой численности групп можно избежать большого числа зрителей. Ролевая игра включает не только правила игры, но и подробное описание проблемной ситуации, результат которого нужно достигнуть.
В зависимости от хода игрового занятия, активности ее участников, преподаватель может отвести себе роль наблюдателя, фиксирующего ошибки, либо активно участвовать в ходе игры, направлять дискуссию, предлагая новые обстоятельства или новую информацию. На финальном этапе участникам целесообразно дать оценку деятельности группы, оценить работу коллег. Проработанность ситуации ее приближенность к реальным условиям языкового общения во многом зависит от преподавателя и от самих обучающихся.
Важнейший этап занятия - разбор преподавателем проведенной игры, анализ языкового поведения каждого участника и характеристика речи. Желательно провести работу над ошибками.
Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, что делает процесс обучения русскому языку как иностранному практико-ориентированным. Интерактивные технологии обучения иностранному языку способствует развитию коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в повседневной и профессиональной сфере, формированию познавательной мотивации.
Список литературы:
1. Куликова Н.А. Активные формы обучения русскому языку студентов-иностранцев как средство формирование коммуникативной компетенции // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 73-76.
2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение,
1988. -233с.