УДК 378.014
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРОДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
В статье активизация самопрезентационной деятельности студентов рассматривается как продуктивная педагогическая стратегия. Дается определение «самопрезентации» и рассматриваются ее основные виды. Представлено методическое обеспечение разделов мини-программы активизации самопрезентационной деятельности студентов.
Ключевые слова: самопрезентация, сущностные характеристики самопрезентации, виды самопрезентации, мини-программа активизации самопрезентационной деятельности.
В сложившейся социально-экономической ситуации при отсутствии планового заказа на подготовку специалистов российские образовательные учреждения высшего профессионального образования оказались вовлеченными в конкурентную борьбу друг с другом на рынке образовательных услуг, а их выпускники - в конкурентную борьбу на рынке труда [1]. В этих условиях способность эффективно выстраивать отношения в различных сферах жизнедеятельности, умело презентовать себя приобретает особое значение. Способность профессионала эффективно презентовать свои личностные качества, квалификацию являются значимыми факторами достижения профессионального успеха, определяют социальную и профессиональную конкурентоспособность личности.
10. B. Ka3aneHOH Yu. V. Kazachonok
TO THE QUESTION OF ACTIVIZATION OF SELF-PRESENTATION ACTIVITY OF STUDENTS AS PRODUCTIVE PEDAGOGICAL STRATEGY
The activation of self-presentation activity of students is considered as a productive pedagogical strategy in the article. The definition of the term "self-presentation" is given and its main types are considered. The methodological support for sections of the mini-program of activation of self-presentation activity of students is presented.
Keywords: self-presentation, intrinsic characteristics of self-presentation, types of self-presentation, mini-program of activation of self-presentation activity.
Общеизвестно, что процессы конкуренции охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Проблемой нашего педагогического исследования является изучение системы формирования культуры конкурентных отношений.
Учитывая мнения исследователей, а также свой педагогический опыт, мы пришли к выводу, что одной из эффективных педагогических стратегий является активизация самопрезентационной деятельности студентов.
Научный интерес к изучению феномена самопрезентации непреклонно растет. Соглашаясь с мнением О. А. Пи-кулёвой [2], мы выделяем ряд сущностных характеристик самопрезентации, отраженных в таблице 1.
Таблица 1
Сущностные характеристики самопрезентации
Характеристика Сущность
Определение Самопрезентация личности представляет собой социально-психологический феномен, постоянно проявляющийся в поведении человека в ситуациях социального взаимодействия, особенности которого обусловлены совокупностью индивидуально-психологических, социально-диспозиционных и ситуационных факторов
Инструменты Самопрезентация личности является одной из форм взаимодействия с социальной средой; инструментами ее (самопрезентации) являются средства вербального и невербального поведения, оформления внешности и принадлежащих субъекту социальных символов
Виды самопрезентации 1) По критерию осознанности действий: осознаваемая и неосознаваемая (автоматическая). 2) По критерию опосредованности: непосредственная (субъект - объект) и опосредованная. 3) По критерию ведущего мотива: ассертивная (поведение, направленное на создание нового образа в глазах окружающих) и защитная (действия, направленные на воссоздание положительной идентичности или на изменение уже существующей). 4) По критерию целенаправленности управления впечатлением, значимости объекта и целей взаимодействия: проактивная (значимый объект или цель, действия более осознанные) и реактивная (автоматическая, при осуществлении которой субъект не ставит для себя цель произвести определенное впечатление). 5) По критерию длительности осуществления самопрезентационных действий: тактическая (краткосрочный поведенческий акт) и стратегическая (более долгосрочный)
Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)
101
Присоединяясь к мнению отечественного исследователя И. Б. Захаровой [3, с. 9], мы считаем, что ориентирование студента на успешную самопрезентацию характеризуется как продуктивная педагогическая стратегия, реализуемая с помощью совокупности социально-педагогических условий, методов и средств, направленная на решение педагогической задачи, связанной с ознакомлением и оказанием помощи студентам в осознании собственных возможностей создать благоприятное впечатление о себе посредством конструктивных способов взаимодействия с другими людьми в процессе деятельности или общения.
Несмотря на то, что среди исследователей нет единых взглядов на феномен самопрезентации и определение ее сущности основано на анализе явлений разнопланового порядка, все же исследователи сходятся в том, что само-
Итак, предлагаемая педагогическая стратегия реализует ряд функций:
• информационная - обогащает студентов социально-психологическими и культурологическими знаниями успешной самопрезентации;
• коммуникативная - заключается в развитии коммуникативных способностей;
• регламентационная - упорядочение и освоение новых способов деятельности и взаимодействия субъектов;
• компенсационная - выявление в процессе взаимодействия недочетов профессионального становления и др.
С нашей точки зрения, для полноценной реализации данной педагогической стратегии важна целенаправленная активизация практико-ориентированной деятельности
презентация является активным процессом конструирования личностью своей социальной идентичности, который помогает человеку взаимодействовать с другими людьми, трансформировать их восприятие образа «Я». Приучение студентов себя правильно самопрезентовать может способствовать их конкурентному продвижению в различных сферах жизнедеятельности. Также ученые обращают внимание на то, что молодым людям необходимо оказывать поддержку в создании собственного самопрезантационного образа, в развитии коммуникативных навыков и способности социализироваться и адаптироваться через получение соответствующих знаний и умений.
Нами разработана мини-программа для активизации самопрезентационной деятельности. Методическое обеспечение разделов мини-программы отражено в таблице 2.
студентов, которая предполагает осуществление следующих процедур:
• проведения инструктажа по организации и регламенту проведения самопрезентации;
• применения средств театральной педагогики и тренин-говых упражнений;
• разработки комплекса дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов;
• регулярного мониторинга деятельности студентов.
Активизация самопрезентационной деятельности студентов выступает как продуктивная педагогическая стратегия. Она способствует формированию культуры конкурентных отношений за счет обучения студентов правильно себя презентовать и тем самым способствует конкурентно-
Таблица2
методическое обеспечение разделов мини-программы активизации самопрезентационной деятельности
Раздел программы Методическое обеспечение реализации программы
Методы Средства Формы
Раздел 1 Театрально- иллюстративный Организация наблюдения студентов за ораторским искусством, особенностями сценической речи Интерактивные методы, экскурсия, поход в театр, встреча, конференция, семинар-дискуссия, круглый стол и др. Видеоматериалы, периодические, научные и научно-популярные издания, УМК, профессиограмма экономиста и др. Лекция, семинар, консультация, самообразование и др.
Раздел 2 Информационно- ориентирующий Накопление теоретических знаний о способах эффективной самопрезентации. Лекция, беседа, проблемное изложение материала, интерактивные методы, экскурсия, встреча, объяснение, конференция, семинар-дискуссия, круглый стол и др. Учебные пособия, периодические, научные и научно-популярные издания, УМК, видеоматериалы, профессиограмма экономиста и др. Лекция, семинар, консультация, самовоспитание и др.
Раздел 3 Вербально- практический Включение в игры коммуникативно-вербального характера, создание реальных ситуаций самопрезентации Интерактивные методы, тренинг, конференция, семинар-дискуссия, круглый стол и др. Имитационные, рефлексивно-деловые игры, УМК, система задач и заданий и др. Практические занятия, семинар, производственная практика, самостоятельная работа и др.
му продвижению к лидерству, созданию возможностей для развития способностей быстро адаптироваться, социализироваться и побеждать в конкурентных отношениях.
1. Казаченок Ю. В. Построение содержания учебных занятий на основе сотрудничества со структурами занятости как педагогическое условие формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Секция «Образование. Педагогические науки». Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. № 14(273). С. 6-79.
УДК 371
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ
И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
В статье рассматривается технология социально-культурного проектирования, цели и задачи социально-культурных и культурно-просветительских проектов в контексте решения приоритетных направлений Стратегии воспитания в РФ.
Ключевые слова: социально-культурное проектирование, культурно-просветительская деятельность, гражданская позиция.
Приоритетной задачей Российской Федерации, согласно Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г., является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1, с. 1].
Особое внимание уделяется развитию активной гражданской позиции школьника в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, поддержке ученического самоуправления для подготовки школьников к жизни в обществе.
Организация социокультурной внеурочной деятельности направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Современный педагог способствует решению многих социальных проблем с помощью вовлечения учащихся в социально значимые проекты, организации коллективных творческих дел социального значения, проводя просветительскую работу со всеми субъектами образования. Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личнос-
2. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 45 с.
3. Захарова И. Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе : автореф.дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 23 с.
© Казаченок Ю. В., 2016
В. В. Лоренц V. V. Lorents
SOCIO-CULTURAL AND CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECTS AS AN OPPORTUNITY TO FORM THE ACTIVE CITIZENSHIP OF SCHOOL STUDENTS
The article considers the technology of socio-cultural project development, goals and objectives of socio-cultural and cultural-educational projects in the context of the priority directions of Strategy of Education in the Russian Federation.
Keywords: socio-cultural project development, cultural-educational activities, citizenship.
ти и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Формами социокультурной деятельности являются также тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, кинолектории, общественные и любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в социокультурной деятельности занимает художественная самодеятельность, клубная работа, любительские театры и др.
В педагогической науке и практике отмечаются следующие особенности социокультурной деятельности, лежащие в основе проектирования различных программ и проектов социального значения. Это деятельность, которая:
- осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
- характеризуется многообразием видов;
- наличием большого количества институтов, создающих условия для ее осуществления (школа, музей, библиотека, клуб, театр и пр.)
Социокультурная деятельность характеризуется гуманистическим, культурологическим и развивающим характером, выполняет развивающие, информационно-просветительские, культурно-творческие и оздоровительные