Таджиев Дилшод Маннонович,
соискатель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП
К ВОПРОСУ ОБ АГРАРНОЙ РЕФОРМЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Как известно, одной из ключевых частей реального сектора национальной экономики является сельское хозяйство. Именно сельское хозяйство является источником сырьевых ресурсов для различных сфер промышленности (пищевой, легкой и т.д.).
Сельское хозяйство — отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Проблема развития сельского хозяйства была актуальной всегда. Но она приобретает особую значимость в условиях становления рыночных отношений. Продолжающаяся земельная реформа, разгосударствление, приватизация государственной собственности, развитие на этой основе новых форм хозяйствования коренным образом меняют производственные отношения в агропромышленном комплексе, определяют принципиально новую концепцию развития производительных сил. Изменения, происходящие в мировом хозяйстве, нацеливают сельскохозяйственные предприятия на производство высококачественной продукции, которая могла бы быть доступной не только для внутреннего потребителя, но и конкурентоспособной на мировом рынке.
Аграрная реформа - это преобразования, которые проводит государство для получения оптимального результата по улучшению производственных, финансовых, хозяйственных систем, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с ним. Также аграрная реформа направлена на развитие положительного сотрудничества государства и сельхозпроизводителя не только между собой, но и с самим потребителем. Безусловно, локомотивом проведения аграрных реформ является государство.
Реформа касается не только сотрудничества и повышения эффективности агропромышленного комплекса, но и решения проблем, которые стоят перед работниками данной сферы, в частности, предоставления социальных гарантий, внедрения новых технологий и оборудования и прочего. Изменения касаются как правовых норм, так и самих экономических отношений.
Аграрная реформа - это достаточно многогранный и трудоемкий процесс, который направлен на упорядочение отношений и на установление порядка в этой отрасли. Не подлежит сомнению, что реформирование сельского хозяйства - дело чрезвычайно важное и социально ответственное. Например, не во всех странах СНГ, включая РТ, сельскохозяйственная реформа имела положительный результат, во многих странах она не завершена до сих пор.
В переходный период, в результате массового разгосударствления и приватизации совхозов и реорганизации колхозов, произошли значительные изменения в структуре хозяйствования, которые требуют более глубокой переоценки, переформирования состава информации и методов её сбора, обработки и представления потребителям. Это означает, что в ходе реформы в аграрном секторе Республики Таджикистан, основной целью которой является повышение эффективности отечественного производства, наращивание его объемов, улучшение качества продукции и снижение ее себестоимости до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, полное удовлетворение потребности населения в продуктах питания, а промышленности - в сырье, коренным образом изменилась структура сельскохозяйственных формирований.
Так, если до 90-х годов основными производителями являлись крупные товарные сельскохозяйственные производители, на долю которых приходилось почти 45% валовой продукции, то к концу 2010 года их удельный вес снизился до 2,1 % .1
Необходимо отметить, что проведение аграрной реформы в Республике Таджикистан имеет некоторые особенности в силу ряда обстоятельств. Дело в том, что сельское хозяйство Таджикистана также было высоконасыщенным (по советским меркам) по наличию техники. Достаточно заметить, что здесь имелось около 38 тыс. тракторов, и на один трактор приходилось всего 22 га пашни. Такая же ситуация была характерна для грузовых автомобилей, зерноуборочных комбайнов, плугов, сеялок, культиваторов и т.д. Эффективность использования этой техники была невысокой. В значительной степени такое положение объяснялось тем, что структура земель в Таджикистане дискретна: большинство земель находится на склонах гор в виде отдельных участков.
Крайняя мелкоконтурность является основной характеристикой структуры пахотных земель Таджикистана. Наряду с этим, из-за резко выраженной высотной зональности и изрезанности горного рельефа только 7% территории используется в сельскохозяйственных целях, а удельный вес пашни и многолетних насаждений составляет всего 20% земель сельскохозяйственного
1 Сельское хозяйство Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.
назначения. Все это нарушало единую организационно-технологическую целостность структуры земель и, конечно же, подчеркивало целесообразность совершенствования организационно-экономических форм землепользования. В условиях усиления центробежных тенденций обеспеченность этими ресурсами посредством централизованного снабжения становилось невозможной. Таджикистан экономически, организационно и технологически не был готов к более эффективному использованию ресурсов. Кроме того, ныне сельхозпроизводители вынуждены направлять основную часть прибыли от реализации продукции на покупку самого необходимого для жизни, поэтому средств на развитие производства практически не остается.
До сих пор не налажена оптимальная система кредитования деятельности фермеров, в стране отсутствует эффективная система страхования от стихийных бедствий, в результате сохраняется высокая степень зависимости мелких хозяйств от природных факторов.
На наш взгляд, необходимость проведения аграрных реформ в Республике Таджикистан обосновывается следующими аргументами:
- низкая эффективность управления сельским хозяйством в целом, несовершенство проведения земельной реформы;
- низкий уровень производительности труда (низкий уровень оснащенности техникой, низкая квалификация фермеров (дехкан) и т.д.);
- необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны;
- обострение социальных проблем на селе, связанных с социальноэкономической деградацией сельских поселений;
- необходимость перевода земельных отношений на современные принципы управления;
- непроработанность механизмов привлечения инвестиций на развитие сельских территорий;
- необходимость формирования развитого аграрного рынка, производство конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в республике придано огромное значение проведению аграрной реформы. Следовательно, можно выявить основные направления аграрных реформ, проводимых в РТ:
- уменьшение диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью;
- повышение производительности труда в сельском хозяйстве (механизация сельхозработ, повышение степени обеспеченности техникой и т.д.);
- институциональные преобразования в организационно-правовых вопросах функционирования субъектов сельского хозяйства;
- укрупнение хозяйствующих субъектов (индивидуальных хозяйств) в целях повышения эффективности государственного регулирования (субсидирование, дотирование и т.д.).
В качестве заключения можно сказать, что аграрные реформы в Таджикистане пока не привели к существенному улучшению ситуации в аграрной отрасли. Производство сельскохозяйственной продукции продолжает сохранять натуральный характер и остается на низком уровне. Страна не в состоянии обеспечить внутренние нужды собственным продовольствием, сохраняется проблема дефицита многих видов продовольствия для населения. Поэтому, на наш взгляд, аграрная реформа еще не завершена, она имеет продолжающийся характер, и для этого необходимо предпринимать все возможные усилия государства, начиная с принятия нормативно-правового законодательства и заканчивая улучшением материально-технической базы сельхозпроизводителей.
Список литературы:
1. Земельный кодекс Республики Таджикистан от 28 февраля 2004 года, № 23. -Душанбе, 2004.
2. Закон РТ «О земельной реформе» от 20 мая 2008 года (с изменениями и дополнениями), №1554. - Душанбе, 2008.
3. Закон РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве» от 15 января 2009 года (с изменениями и дополнениями), № 1108.- Душанбе, 2008.
4. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Статистические сборники Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан за 2000 -2011 годы. - Душанбе, 2000-2011.
5. Основы теории переходной экономики / Под ред. Е.А. Киселевой и М.Н. Чепурина.- Киров, 2006.
6. Курс переходной экономики. /Под ред. Л.И. Абалкина. - М., 2007.
7. Ахмедов Т. Национальная сельскохозяйственная политика в макроэкономических рамках. - Ташкент, 2011.
Д.А. Таджиев
К вопросу об аграрной реформе в Таджикистане в современных условиях
Ключевые слова: аграрная реформа, переходный период, продовольственная безопасность, разгосударствление, агропромышленный комплекс, дехканские (фермерские) хозяйства.
В статье поставлены некоторые вопросы проведения аграрной политики в РТ и предложены необходимые меры для их решения, так как аграрная реформа имеет важное значение в АПК страны. Механизм прежнего централизованного планового хозяйства оказался разрушенным, это привело на селе к распаду существовавшего в течение нескольких десятилетий колхозно-совхозного уклада жизни. Следовательно, продолжающаяся земельная реформа, разгосударствление, приватизация госу-
дарственной собственности, развитие на этой основе новых форм хозяйствования коренным образом меняют производственные отношения в агропромышленном комплексе, определяют принципиально новую концепцию развития производственных сил
D.M.Tajiyev
To the Issue of Agrarian Reform in Tajikistan in Modern Conditions
Key words: agrarian reform, transitional period, food security, privatization, agro-industrial complex, dekhan (farmer's) households
The article dwells on some issues concerned with agrarian policy in Tajikistan and the measures undertaken for the settlement of the problem in question. Agrarian reform is of great importance for the agroindustrial complex of the country. The mechanism of the old centralized planned economy has been ruined. The tenor of collective-state-farm life which dominated in a rural area during several decades turned out to be brought to collapse. Therefore, the continuing agrarian reform, privatization of state-owned property, development of new forms of holding running change radically productive relations in the agro-industrial complex thus defining a principally new conception of the development of productive forces.