Научная статья на тему 'К вопросу о защите объектов социальной сферы от преступных посягательств'

К вопросу о защите объектов социальной сферы от преступных посягательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЪЕКТЫ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / КРИМИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КОМПЛЕКС МЕР / SOCIAL SPHERE / OBJECTS / CRIMINOGENIC FACTORS / CRIMINAL STRUCTURES / CRIMES OF ECONOMIC AND CORRUPTION ORIENTATION / SET OF MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегабудинов Равиль Шайхлисланович

Рассматриваются меры, принимаемые по защите объектов социальной сферы от преступных посягательств. Этим объектам на безвозмездной основе предоставляются бюджетные средства для полного или частичного покрытия их расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шегабудинов Равиль Шайхлисланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of protection of objects of the social sphere against criminal encroachments

The article analyzes measures to protect social objects from criminal encroachments. These facilities are provided, on a grant basis, with budgetary funds for full or partial coverage of their expenses.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите объектов социальной сферы от преступных посягательств»

Литература

1. Криминал с псевдоисламской крышей: Аналитика. 14 декабря 2012 г. // www.sdencereport. ги/аЫк^ [электроный ресурс].

2. Трофимов О. Террористические организации в исламе их классификация. // Ь1р://гштрепа.

tv/catalog/5307.html^eKTpoHbm ресурс].

3. Hermassi М.А. 1992. Islam, Demokracy, and the Challenge of Political Change. Washington, 1992.

4. Hermassi М.А. 1992. Islam, Demokracy, and the Challenge of Political Change. Washington, 1992. Р. 15.

УДК 343 ББК 67.408

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

РАВИЛЬ ШАЙХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,

заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук, полковник полиции E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются меры, принимаемые по защите объектов социальной сферы от преступных посягательств. Этим объектам на безвозмездной основе предоставляются бюджетные средства для полного или частичного покрытия их расходов.

Ключевые слова: социальная сфера, объекты, криминогенные факторы, криминальные структуры, преступления экономической и коррупционной направленности, комплекс мер.

Abstract. The article analyzes measures to protect social objects from criminal encroachments. These facilities are provided, on a grant basis, with budgetary funds for full or partial coverage of their expenses.

Keywords: social sphere, objects, criminogenic factors, criminal structures, crimes of economic and corruption orientation, a set of measures.

Социальная сфера на сегодня является одним из самых бюджетоемких секторов экономики1, финансирование которого осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны в рамках федеральных и региональных программ. Выделяемые бюджетные средства на фоне некоторого осложнения криминальной ситуации нуждаются в обеспечении сохранности и целевого их расходования.

В условиях непростой финансово-экономической ситуации не в лучшем положении оказалось наряду с

другими отраслями (сферами) экономики и жилищно-коммунальное хозяйство. В этой сфере участились случаи совершения преступлений, в том числе с участием должностных лиц управляющих компаний2.

Руководители подразделений ЭБиПК регионов были ориентированы на организацию во взаимодействии с контролирующими органами работы по противодействию:

• нарушениям действующего законодательства, совершаемым в результате использования коррум-

пированных связей среди должностных лиц органов власти, а также, лиц выполняющих управленческие функции в хозяйствующих субъектах сфере жилищно-коммунального комплекса;

• преступлениям, связанным с хищениями и незаконным переводом за рубеж или в подконтрольные компании, которые имеют признаки «фирм-однодневок», денежных средств, выделяемых госкорпорацией «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для модернизации и поддержания деятельности объектов ЖКХ, а также средств, находящихся на счетах ТСЖ и управляющих компаний;

• правонарушениям со стороны должностных лиц организаций-заказчиков, уполномоченных органов, аукционных комиссий и коммерческих организаций-участников торгов, в том числе фактам вымогательства денежных средств у добросовестных участников конкурсов по размещению муниципального заказа за обеспечение победы или прекращение действий, направленных на срыв конкурсов.

Как показало изучение, успешному противодействию преступности в сфере ЖКХ во многом способствует взаимодействие с органами прокуратуры, территориальными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, Рос-финмониторинга, организованное по инициативе органов внутренних дел. Об этом свидетельствуют хотя бы данные за 2015 г. В сфере ЖКК только подразделениями ЭБиПК во взаимодействии с указанными органами было выявлено 2060 преступлений экономической направленности, в том числе 905 — коррупционной направленности. Предварительно расследованы уголовные дела о 1410 преступлениях, из них 96 совершенных группой лиц по предварительному сговору, 80 — организованной группой либо преступным сообществом. Размер причиненного материального ущерба составил 4 млрд. руб. Обеспечено возмещение причиненного материального ущерба на сумму свыше 1,5 млрд. руб. В суд направлены уголовные дела о 1180 преступлениях. Выявлено 919 лиц, совершивших преступления, из них 707 привлечено к уголовной ответственности.

Между тем, статистические данные на сегодня не отражают реальное положение дел. Мы считаем, что количество выявленных преступлений эконо-

мической направленности в сфере освоения бюджетных средств вряд ли соответствует числу реально их совершенных. При этом мы исходим прежде всего из достаточно высокого уровня их латентно-сти. Учитывая это обстоятельство, мы предлагаем не «сворачивать» темпы и масштабы проводимых профилактических, оперативно-розыскных и иных мероприятий. Целесообразно также активно проводить совместно с контролирующими органами (Счетной палатой РФ, территориальными подразделениями Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной антимонопольной службы, Федерального казначейства) работу по проверке законности расходования выделенных бюджетных средств на предмет наличия в действиях бюджетополучателей фактов мошенничества, незаконного получения кредитов, злоупотреблений должностными полномочиями, нецелевого расходования бюджетных средств и превышения должностных полномочий3.

В настоящее время сфера бюджетного финансирования в условиях финансово-экономического кризиса в стране переживает не простое время. Финансовые и экономические трудности, как показывает выборочное исследование, негативным образом влияют на криминогенную обстановку в названной сфере. Как и в других сферах, где происходит большой оборот денежных средств, организованные преступные группы всячески пытаются взять под свой контроль не только процесс расходования бюджетных средств, но и выделение, а иногда и формирование (образование) бюджета4. Вот что пишет по этому поводу С.А.Воронцов: «В целях создания благоприятных условий для финансовых махинаций, «отмывания» денег криминальные сообщества переводят отдельные коммерческие банки под свой полный контроль. Характерный канал противоправного обогащения организованных преступников — нецелевое использование и хищение бюджетных средств»5. К сожалению, организованные группы, используя существующие лазейки правового и организационного характера, уводят в тень значительные средства, целевым образом направленные на поддержку социально значимых сфер экономики. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что «организованные группы редко совершают преступления, различные по своему характеру. Чаще всего

они специализируются на совершении преступлений одного вида ...»6. Свои профессиональные навыки и умения члены организованной преступной группы направляют на совершенствование механизма хищений и нецелевого расходования бюджетных средств. Криминалисты справедливо отмечают, что по способу их совершения и сокрытия особого труда не составляет определение примерного круга субъектов преступления. Независимо от предпринимаемых мер противодействия правоохранительным органам, определенный почерк находит выражение в действительности. На наш взгляд, это служит в качестве отправной точки по поиску вероятных преступников и оставленных ими материальных и идеальных следов. Разумеется, данное обстоятельство непременно следует учитывать при выдвижении подразделениями ЭБиПК версий о причастности к преступным посягательствам на бюджетные средства и их отработке с использованием оперативно-розыскных возможностей.

Изучение и анализ практики показывают, что при бюджетном финансировании, например, объектов строительства чаще всего совершаются корыстные злоупотребления. Как правило, они имеют место при проведении конкурсов (тендеров7) на строительные работы. Так, для обеспечения победы в тендере на получение договора подряда на строительство объекта, по сведениям специалистов, строительные фирмы дают членам тендерной комиссии, от которых зависит принятие положительного решения, взятки в размере до 20% от стоимости строительства («откат»). Преступники для этого прибегают к различным способам. Вот один из них: составление конкурсного задания таким образом, чтобы возможность победить имел один — единственный («нужный») участник. В частности, в конкурсные требования могут быть включены такие условия (наличие у фирмы банковской гарантии, строительной техники, строго определенное количество сотрудников в штате и т.д.), которые может предоставить лишь интересующая членам тендерной комиссии фирма.

Наиболее распространенным способом совершения хищений на объектах строительства является списание выполненных работ и материалов на произведенную продукцию в объемах, значительно превышающих необходимый уровень. При этом завышение

стоимости работ, как правило, происходит вследствие: неправильного применения сметных норм и расценок, поправочных коэффициентов пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен; включения в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам, а также включения в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных.

Чтобы выявить подобного рода преступление (когда имеет место крупномасштабное хищение бюджетных средств), сотрудники подразделений ЭБиПК изучают первичную учетную документацию (акт о приемке выполненных работ (форма №КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), акт приемки законченного строительством объекта (форма №КС-11) и др.). Нередко с целью избежания от уголовной ответственности заказчик и генподрядчик, вступая в преступный сговор, уничтожают первичную учетную документацию по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. В этом случае возникают серьезные трудности и сложности в документировании преступных действий членов группы. Сотрудники подразделений ЭБиПК, чтобы исключить возможность уничтожения соответствующей документации предпринимают оперативно-розыскные меры, обеспечивающие ее сохранность. Между тем, мы считаем целесообразным проработать вопрос (на уровне Правительства РФ) о расширении полномочий Федерального казначейства и их территориальных подразделений в части истребования всей первичной учетной документации по учету работ от заказчика и генподрядчика и оставления их (в том числе по одному экземпляру того же акта формы №КС-2 и справки формы №КС-3) у себя в целях обеспечения сохранности на случай их уничтожения. В настоящее время эти и другие документы (составляемые в 2-х экземплярах) предоставляются территориальным подразделениям Федерального казначейства, но после их проверки на предмет обоснованности и правомерности расходования бюджетных средств они снова возвращаются заказчику и генподрядчику. Действующий в настоящее время установленный порядок, безусловно, не отвечает интересам бережливого и экономного расходования бюджетных средств, в том числе в рамках государственных программ (национальных про-

ектов), ибо сохраняется большой риск уничтожения документации со стороны криминально активных лиц, орудующих в сфере строительства. Считаем необходимым тем самым создать благоприятные условия для сотрудников ЭБиПК, осуществляющих оперативно-розыскные и иные мероприятия по их своевременному изобличению.

Преступления, совершаемые при расходовании бюджетных средств (хищения, нецелевое использование и др.), обуславливают необходимость принятия во взаимодействии с заинтересованными правоохранительными и иными органами комплекса организационных и практических мер, направленных на их предупреждение.

Результаты проведенного выборочного исследования позволяют прогнозировать сохранение в сфере бюджетного финансирования негативных тенденций, основными из которых являются:

• возможное увеличение количества фактов хищения выделяемых государством денежных средств. Ожидается рост в первую очередь преступлений, связанных с хищениями и нецелевым использованием бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

• рост коррупционных преступлений, связанных с предоставлением предприятиям, участвующим в процессе импортозамещения, различных преференций, в первую очередь налогового характера. С учетом ожидаемых негативных тенденций

необходимо заблаговременно следует провести рабочие встречи с представителями следственных органов, органов прокуратуры, территориальных подразделений ФСБ России, Росфинмониторинга и разработать межведомственный план мероприятий по защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов.

В результате принятых совместных мер, по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», например, в 2015 г. подразделениями ЭБиПК было выявлено 8,2 тыс. преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в том числе 4 тыс. — коррупционной направленности. Было раскрыто 706 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, и 457 — в составе организованной группы

либо преступного сообщества. Размер причинённого материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 14,4 млрд. руб., обеспечено возмещение ущерба на сумму более 8,6 млрд руб. Было выявлено 3,7 тыс. лиц, совершивших преступления указанного вида. К уголовной ответственности было привлечено 2,6 тыс. лиц.

Изучение и анализ эмпирических данных, полученных в ходе проведенного нами исследования, позволяют утверждать о том, что противоправно полученные денежные средства путем совершения криминальными структурами преступлений экономической и коррупционной направленности8 (выступающие предикатными) на объектах сферы бюджетного финансирования9 подвергаются в последующем процессу легализации (отмывания).

Проблема противодействия легализации криминальных доходов стала предметом изучения многих исследователей. В работах О.А. Абрамова, Л.В. Борисовой, Б.В. Волженкина, О.В. Зимина, П.И. Иванова10, В.Д. Ларичева, А.Н. Ларькова, Н.В. Образцовой, О.Ю. Якимовича и др. затронут механизм легализации, являющийся ядром данного процесса. Между тем следует отметить, среди специалистов, в частности, теории ОРД нет на сегодня единства во мнении в понимании его сути и содержания. Одни авторы пытаются дробить стадии легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем (аккумулирование (накопление), освобождение, маскировка, размещение, интеграция, сокрытие), другие же ограничиваются тремя основными этапами (накопление, размещение, интеграция). Как нам представляется, принципиально важным, на наш взгляд, является не количество самих этапов отмывания криминальных доходов, а ответ на вопрос: что качественно нового вносит тот или иной этап в содержание рассматриваемого процесса. Известно, что процесс легализации имеет строго определенный промежуток времени «от» и «до», в потому сколько бы не нарезали внутри него этапов, от этого вряд ли обогатится его содержание.

Легализация криминальных доходов протекает в виде операций (сделок). Учитывая данное обстоятельство, в интересах своевременного ее предотвращения следует тактически грамотно организовать на указанных объектах поисковую работу, направленную на получение первичной информации о лега-

лизации криминальных доходов11. Для этого сотрудники ОВД и прежде всего подразделений ЭБиПК должны хорошо знать, хотя бы наиболее типичные признаки, характеризующие подозрительные сделки с денежными средствами и недвижимостью12.

На основе обобщения практики нами составлен их перечень, приведем типичные признаки. Это:

• запутанный или неестественный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

• несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

• выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос на имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов;

• отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Признаками, свидетельствующими о совершении легализации криминальных доходов, также выступают:

• операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим

лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

• операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

• сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

• зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

О подозрительных сделках свидетельствуют также следующие признаки:

• выдача микрофинансовой организацией займа в наличной форме на основании договора займа, а также возврат данного займа в наличной форме;

• зачисление (списание) денежных средств на счет (со счета) на основании договора финансовой аренды (лизинга);

• предоставление (получение) займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования на дату представления такого займа.

• предоставление и (или) получение денежных средств в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику). Совокупность перечисленных признаков (обстоятельств) служит основанием для выдвижения версий о возможном осуществлении сделки, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Благодаря полученному знанию о признаках, сотрудники подразделений ЭБиПК, обслуживающие объекты сферы бюджетного финансирования, планируют комплекс мероприятий по проверке версий.

Проведенное выборочное исследование убедительно показала, что по делам о легализации криминальных доходов оперативно-розыскное обеспечение деятельности по выявлению указанного деяния строится в рамках трех организационно-тактических схем, а именно:

• «от преступления экономической и коррупционной направленности (предикатного) — к легализации»;

• «от лица, его совершившего, — к легализации»;

• «от совершенной финансовой операции (сделки) — к легализации».

Мы имеем дело с тремя разновидностями криминальных ситуаций. В первом случае установлено хищение в крупном размере либо взяточничество, но неизвестен пока что сам механизм легализации противоправным путем добытых средств. Во втором случае выявлено лицо (лица), совершившее то или иное названное преступление. Однако правоохранительным органам еще не удалось установить, каким образом криминальные доходы были легализованы. Наконец, в третьем случае правоохранительными органами раскрыта противоправным образом совершенная финансовая операция и установлены лица, причастные к ней, но ими предпринята попытка «раскрутить», где и как преступники могли легализовать добытые преступным путем денежные средства. Вот что кроется за каждой схемой. А это важно, чтобы тактически грамотно наметить меры, направленные на выяснение обстоятельств, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Признаки, указывающие на большую вероятность легализации криминальных доходов, тесно связаны со способами ее совершения. Анализ су-дебно-следственной практики показывает, что существует достаточно много способов.

Чтобы убедиться, какие же способы наиболее часто используют лидеры (активные члены) организованных преступных групп при отмывании криминальных доходов, мы обратились с этим вопросом к руководителям подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне13. Вот итоги опроса14. Почти 15% респондентов указали на легализацию денежных средств с использованием современных компьютерных и информационных технологий. Около четверти опрашиваемых остановились на использовании сети коммерческих предприятий. Обналичивание денежных средств с последующим введением их в легальный оборот имело место в 7% случаев. С нелегальным перемещением денежных средств через границу столкнулись 15% опрошенных. На заключение контрактов с фиктивными фирмами указали 33% респондентов. На такой способ, как выдача заведомо невозвратных кредитов организациям, под-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

контрольным заинтересованным лицам, обратили внимание 12% опрошенных. Почти 45% респондентов отметили, что участились случаи перечисления денежных средств на счета фирм-однодневок и иных подконтрольных организаций, не имеющих отношение к выполнению оплачиваемых заказчиком работ. По мнению руководителей подразделений ЭБиПК, в 9% случаев денежные средства перечислялись по договорам займа и на погашение ранее полученных кредитов. Имело место приобретение движимого и недвижимого имущества (в 17% случаев). Проведение финансовых операций по закупке основных средств, расходных материалов для подконтрольных организаций (в 5% случаев). Респонденты указали также на введение имущества, приобретенного преступным путем, в уставной фонд подконтрольных преступникам предприятий (в 3% случаев). Примерно 11% опрашиваемых обратили внимание на оформление криминальных доходов в качестве прибыли от деятельности подконтрольных преступникам предприятий.

Вызывает особое беспокойство незаконный вывод значительных объемов денежных средств, напрямую похищенных из бюджетов различных уровней, полученных в виде так называемых «откатов» в сфере госзаказа, и иных криминальных средств. Незаконный вывод обусловлен не только стремлением более выгодного их вложения, но в первую очередь стремлением увести их из-под контроля, который наименее применим в офшорных юрисдикциях.

Разброс ответов на поставленный перед руководителями подразделений ЭБиПК вопрос, на наш взгляд, свидетельствует о многообразии способов отмывания криминальных доходов. Вышеприведенный их перечень не исчерпывающий, ибо возможны и иные способы легализации.

Как известно, предметом любого исследования является совокупность закономерностей. Проведенное нами выборочное исследование в сфере легализации криминальных доходов позволило выявить сложную систему взаимообусловленностей, а именно: зависимость между способом легализации и способом криминального накопления капитала путем совершения предикатных преступлений; устойчивую зависимость между признаками преступлений, связанных с легализацией доходов, и способами их

совершения; между стадиями (этапами) отмывания криминальных доходов (накопление, размещение, интеграция). Последовательное осуществление названных действий обеспечивает введение преступно добытых средств в легальный финансовый (коммерческий) оборот. Так, например, российские компании якобы возвращают искусственно созданную задолженность перед аффилированными зарубежными структурами. Тем самым в целях легализации криминальных доходов осуществляют вывод денежных средств за рубеж.

Таким образом, наличие в социальной сфере причинного комплекса обусловливает необходимость принятия действенных мер по защите бюджетных средств, выделенных на покрытие текущих расходов, от преступных посягательств.

1 В этом ключе вполне уместно вести речь о социально-бюджетной сфере. См. об этом: ИвановП.И., ШегабудиновР.Ш., Са-фиюлина П.Р. Предупреждение и раскрытие преступлений подразделениями БЭП в социально-бюджетной сфере: Учеб. пособ. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. 104 с.

2 См., например: Солдатов А.В. Об актуальных проблемах организации оперативно-разыскной деятельности по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (по материалам МВД по Республике Мордовия) // Оперативник (сыщик). № 4 (49), 2016. С. 47—52.

3 На организацию мониторинга и контроля, в частности, за реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» ориентирует, например, распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе № 10 от 25 января 2006г. Из числа сотрудников УБЭП МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ созданы рабочие группы, основной целью которых является выявление и пресечение экономических преступлений в ходе реализации названного проекта.

4 По мнению автора, это происходит посредством «дозировки» платежей в бюджет в виде налогов и пошлин. Криминальные структуры всячески уклоняются от уплаты налогов, порой создают лишь видимость добросовестного налогоплательщика. При этом не хотят явно выделиться, боясь от возможного изобличения.

5 Воронцов С.А. Общая характеристика преступности в Южном федеральном округе и проблемы борьбы с ней // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. профессора А.И.Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация. 2001. С. 141.

6 Феоктистов М.В. Проблемы ответственности участников организованных преступных групп при совершении нескольких преступлений // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. профессора А.И.Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация. 2001. С. 369.

7 Тендер — многозначное понятие. Это приглашение поставщикам предложить товар или оборудование, отвечающие установленным требованиям; конкурсная форма размещения заказа на закупку на рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплексных объектов и выполнения других работ, включая инжиниринг. Условия конкурса объявляются заранее.

8 Легализуются внутри страны либо выводятся за пределы РФ крупные суммы денежных средств, похищенных из бюджетов раз-

личных уровней, полученные в виде так называемых «откатов» в сфере государственного заказа и иные криминальные доходы.

9 Среди таких объектов финансовые учреждения (коммерческие банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных фондов, пенсионные фонды, страховые, финансовые, лизинговые компании, инвестиционные фонды).

10 Иванов П.И., Булдин А.Е. Некоторые особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным путем // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015, № 1 (19). С. 84—91.; Иванов П.И., Булдин А.Е. К вопросу об оперативно-розыскном сопровождении предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным путем // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. научных статей. М.: Академия управления МВД России, 2015. Ч. 1. С. 95—106.

11 Криминальный доход — это любая экономическая выгода, полученная в результате совершения преступления (Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.)), либо денежные средства и/или иное имущество, полученные в результате совершения преступления (Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.)).

12 Сомнительные операции с денежными средствами и имуществом — это отклонение определенных действий от привычного и естественного порядка их выполнения.

13 Опросу было подвергнуто 35 руководителей подразделений ЭБиПК.

14 Общая сумма цифр превышает 100%, поскольку респондентам было предложено указать несколько возможных вариантов ответов.

УДК 343 ББК 67.408

СООТНОШЕНИЕ У ПРОКУРОРОВ ФУНКЦИЙ ОБЩЕГО НАДЗОРА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ БАЖАНОВ,

ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции,

академик Петровской академии наук и искусств E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается начальный этап становления и развития института прокуратуры в Российской Империи и повременные представления ученых о его предназначении в отечественной правовой системе.

Ключевые слова: прокурор, надзор, уголовное преследование, уголовный процесс, преступление.

Abstract. This article discusses the initial stage of formation and development of the prosecutor's office of the Institute of the Russian Empire and the time-phased submission of scientists about its purpose in the domestic legal system Keywords: attorney, supervision, prosecution, prosecuting crime.

Научный анализ многочисленных источников по истории становления и развития отечественных правоохранительных органов свидетельствует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о том, что изначально в их числе прокуратура не упоминалась1. Разговор о ней ученые начали вести лишь в XVIII—XIX вв., оттолкнувшись в своих рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.