закон Рос. Федерации от 10 января 2003 года №20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 172.
6. Сайт ЦИК России WRL: http ://www.cikrf.m >intemational/docs/rec_rus.html
7. Бажуков С.А. Дистанционное
электронное голосование как альтернативная форма голосования на выборах // Вестник. 2011. № 1.
8. Чуров В. По пути к цифровым
технологиям. WRL: «Intelligent Enterprise/
Корпоративные системы». 2010. Спецвыпуск.
Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.
УДК 34:002
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Саидов А.Г., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук E-mail: [email protected]
Рагимханова Д.А., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Аливердиева М.А., старший преподаватель кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам влияния вредной информации на несовершеннолетних, формам и способам их защиты. Дана характеристика новелл законодательства в этой области.
Ключевые слова: вредная информация, несовершеннолетние, защита от вредной информации.
Saidov A.G., associate professor of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Law Ragimhanova D.A., associate professor of department of information law and computer science of Dagestan state university, PhD in Economy
Aliverdieva М.А., of department of information law and computer science of Dagestan state university
ТО A QUESTION OF PROTECTION OF MINORS FROM INFLUENCE OF HARMFUL INFORMATION
The article is devoted to the problems of harmful information influence on minors; to the forms and ways of their protection. The characteristic novel to legislation of this branch is given.
Key words: harmful information, minors, protection against harmful information.
Вредная информация - это информация, не государства в силу возможного вреда, который являющаяся конфиденциальной, но нанесет этим субъектам ее оборот.
обуславливающая необходимость охраны и защиты В настоящее время при развитии массовых
прав и законных интересов личности, общества и коммуникаций и информационных технологий
А.Г. САИДОВ, Д.А. РАГИМХАНОВА, А.А. АЛИВЕРДИЕВА
родители зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.
Необходимость решения вопроса о защите несовершеннолетних от воздействия
неблагоприятной информационной среды стоит перед законодателями всех государств и всего международного сообщества в целом. Изображение насилия, порнографии, жестокости в средствах массовой информации наносит вред здоровому развитию подрастающего поколения, оказывая негативное влияние на психику и нравственность детей и юношества, формируют в сознании несовершеннолетних неправильные стереотипы мышления, увеличивая риск антиобщественного поведения в будущем, иными словами, опасно как для личности, так и для всего государства в целом.
Причиной большинства совершаемых преступлений подростками, по мнению ряда специалистов в области детской психологии, является насилие на телеэкране или в сети Интернет, которое стирает у ребенка барьер между реальностью и фантазией.
Российские и зарубежные исследователи пишут о следующих опасностях, грозящих несовершеннолетнему, участвующему в коммуникационных Интернет-отношениях, и специфических видах информации, являющейся вредной только для детей [1]:
1. Информация, несоответствующая
возрасту ребенка: порнография; показ и пропаганда насилия по отношению к людям и животным; пропаганда суицида; информация, побуждающая детей к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, табачных изделий, алкогольной продукции, занятию проституцией, бродяжничеством; информация, призывающая к совершению преступлений; информация, вызывающая у детей страх, ужас.
2. Виртуальное общение, опасное для несовершеннолетнего: психологическое насилие, унижение чести и достоинства, провоцирующее и пренебрежительное поведение противоположной стороны в коммуникации; завлечение насильниками и педофилами детей на встречи в реальном мире, грозящие ребенку реальным сексуальным насилием или вовлечением в производство детской порнографии.
3. Угроза нарушения тайны персональных данных.
Поэтому считаем, что именно государство должно выработать критерии «вредной» информации, определиться с органом, который будет контролировать содержание СМИ в части информации, способной нанести вред несовершеннолетним, с различными технологиями защиты.
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности.
Причем специальные научные исследования вопросов административно-правового регулирования информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в нашей стране практически не проводились.
Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Закон создает условия для полноценного нравственного и духовного развития детей, способствует формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.
Федеральный закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Однако доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью.
В законе определена специальная маркировка, обозначающая возрастные категории, для которых предназначены передача, книги и другая печатная продукция, фильмы, компьютерные игры, программы, база данных; концерты. Таким образом, в СМИ можно увидеть значки 0+ (детям до 6 лет), 6+ (младший школьный возраст с 6 до 12 лет), 12+, 14+, 16+ и 18+ (для взрослых), обозначенные для детей какого возраста предназначен их контент [2].
Кроме того, все телеканалы во время вещания должны будут указывать эту маркировку в передачах на экранах. Соответствующие значки появляются перед началом программы, в ее анонсах, а также после окончания каждого рекламного блока в рамках ее показа.
Предупреждение должно начинаться с первого кадра и по размеру быть графическим знаком, сопоставимым с логотипом канала, а демонстрироваться зрителям — не менее 8 секунд.
Под ограничение и возрастную маркировку попадает телепродукция, в которой есть сцены жестокости и насилия, нецензурная брань, реклама наркотиков, алкоголя, азартных игр, оправдание противоправных действий, проституция, бродяжничество, «информация порнографического характера». Отдельным пунктом обозначена даже тема «отрицание семейных ценностей и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Эти требования распространяются на все каналы: эфирные,
кабельные и спутниковые.
Очевидно, что закон направлен, прежде всего, на родителей. Маркировка предназначена для них, и родители должны сами решать, как ею будут пользоваться.
С ноября 2012 года вступают в силу поправки в законодательство, которые дадут возможность блокировать Интернет-ресурсы с информацией, содержащей детскую порнографию, пропаганду суицидального повеления, наркотиков и способов их изготовления и употребления, составлять реестр таких сайтов. Контроль за исполнением нового закона возложен на Роскомнадзор.
СМИ, которые нарушат правила распространения информационной продукции для детей, будут нести административную
ответственность в виде штрафа от 20000 до 50000 рублей с конфискацией предмета
административного правонарушения и (или) его деятельность будет приостановлена на срок до 90 суток.
Согласно Федеральному закону оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие
специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.
Однако Интернет объективно не может регулироваться на уровне национального законодательства. Оно должно быть приведено в соответствие с общемировыми законами, конвенциями и прочими документами, регламентирующими данную сферу.
Важно, чтобы меры противодействия злоупотреблениям в этой сфере не могли использоваться для ущемления свободы СМИ и свободы слова. Необходимо найти баланс между тем, чтобы, с одной стороны, ограничить поток вредной информации, а с другой - не нарушать при этом конституционные права граждан.
Таким образом, для обеспечения защиты несовершеннолетних от вредной информации необходимо применять различные инструменты:
- мобилизацию общественности на пропаганду идеалов высокой культуры, духовности и нравственности;
- создание органа, который был бы ответствен за защиту несовершеннолетних от вредной информации;
- использование устройств, затрудняющих доступ к такой информации и специальных звуковых и видеосигналов;
- фильтрацию данных Интернета;
- сбор и хранение информации о подписчиках Интернет-услуг в форме запроса информации о подобных подписчиках.
Литература
1. Белицкая А.В. Защита несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды в законодательстве постсоветских стран // Юридическая Россия, 2006. №7-8.
2. Шадрина Т. Когда телевизор лучше выключить // Российская газета. 6 сентября. 2012. № 205.
Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.