Научная статья на тему 'К вопросу о закрытии мечетей в Пензенском регионе в 1940-1980-е гг'

К вопросу о закрытии мечетей в Пензенском регионе в 1940-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ИСЛАМ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. / THE USSR / ISLAM / THE STATE-CONFESSIONAL POLICY / THE PENZA REGION / A MOSQUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович

В статье раскрывается одно из направлений советской государственно-религиозной политики контроль за функционированием мечетей и их закрытие (механизм, основания, методы) в 1940-1980-х гг. на региональном уровне в Пензенской области; реакция мусульман на действия властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses one of the directions of the Soviet state religious policy the control over functioning of mosques and their closing (the mechanism, bases, methods) during 19401980-ies at a regional level in the Penza Region; Muslimsreaction to actions of authorities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о закрытии мечетей в Пензенском регионе в 1940-1980-е гг»

Поступила в редакцию 19.05.2008 г.

Osipova I.V. Ethnographic collection of V.A. Senke-vich’s archival fund. The article is devoted to the analysis of a personal fund of a professor of the Russian department at Magnitogorsk University - V.A. Senkevich (the archive of Magnitogorsk). The field materials collected by Senkevich in 60-80-s of XX century during expeditions to Russian mine-works settlements at the Beloretsk area of Bash-

kortostan, give some important historical ethnographic information which confirms and supplements archival and documentary data on the history of this region. The researcher’s fund is a rather valuable historical ethnographic source so it can be of a great interest and importance to linguists, as well as to specialists in folklore, historians, and ethnographers.

Key words: archival fund, ethnography, expedition, collection, Beloretsk area.

К ВОПРОСУ О ЗАКРЫТИИ МЕЧЕТЕЙ В ПЕНЗЕНСКОМ РЕГИОНЕ В 1940-1980-е гг.

Л.А. Королева, А.А. Королев

В статье раскрывается одно из направлений советской государственно-религиозной политики - контроль за функционированием мечетей и их закрытие (механизм, основания, методы) в 1940-1980-х гг. на региональном уровне - в Пензенской области; реакция мусульман на действия властей.

Ключевые слова: СССР, ислам, государственно-конфессиональная политика, Пензенская область, мечеть.

Мусульмане считают ислам наиболее «демократичной» религией, поскольку в отличие от христианства, иудаизма и буддизма у последователей ислама нет т. н. штатного духовенства, отсутствует церковь как таковая с ее жесткой иерархией и четкой структурированностью, не существует единого религиозного центра или общепризнанного лидера, как патриарх у православных или папа римский у католиков. Считается, что мусульманские общины действуют самостоятельно. Мусульмане вправе молиться не обязательно в мечетях, могут «обращаться» к Аллаху напрямую, без посредников - духовенства. Тем не менее, мечети (араб. масд-жид - место поклонения) являются материальной базой социальной консолидации мусульман, духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама. Большая часть мусульманских общин возникла и существует на базе мечетей, без них активная пропаганда исламского учения весьма проблематична.

Советская власть нанесла значительный ущерб исламским культовым зданиям. Но все же в Пензенском регионе верующим мусульманам в большей степени, нежели христианам, удалось сохранить свои культовые здания. Если общая численность действо-

вавших православных церквей в Пензенской области к концу 1940-х гг. по сравнению с дореволюционным периодом составляла лишь 2 %, то количество мечетей достигало 17,5 % [1].

Великая Отечественная война способствовала либерализации государственно-конфессиональных отношений, что повлекло открытие новых мечетей. Так, в 1945 г. в Пензенской области было зафиксировано 7 действовавших исламских культовых зданий - мечетей (Кузнецкий, Городищенский, Каменский, Неверкинский, Беднодемьяновский, Сосновоборский районы); причем четыре из них были открыти собственно в 1945 г. Затем три мечети были открыты в 1946 г. (Неверкин-ский и Каменский районы); в 1947 г. - две (Кузнецкий и Каменский районы). Поскольку основная часть татарского населения Пензенской области проживала в Кузнецком районе, то там официально функционировало 5 мечетей. Недействовавших мечетей в середине 1940-х гг. в Пензенском крае было 75, из них 29 зданий мечетей занято под детские, лечебные учреждения, клубы и кинотеатры, 28 под склады, мастерские и другие хозяйственные помещения, 18 зданий просто пустовало. В Вадинском, Шемышейском, Иссин-ском, Лунинском, Лопатинском, Белинском районах, в которых имелись татарские села,

действовавшие мечети отсутствовали [1, д. 14, л. 16; д. 41, л. 5; д. 91-а, л. 19; 2]. Собственно в г. Пензе действующей мечети не было. В качестве места сбора верующих мусульман использовались городское татарское кладбище и дома мусульман. Организаторами молений в г. Пензе являлись пенсионеры 70-80 лет Л. Бекташев, кладбищенский сторож, Л. Каркаев, Л. Ларин, М. Тифитуллин (мечеть в г. Пензе была построена во второй половине 1990-х гг.; ее настоятель - имам-хатыб Абдуррауф Забиров) [1, д. 1, л. 391].

Мечети Пензенской области являлись своего рода универсальными культовыми зданиями, т. е. в 1940-1980-х гг. уже отсутствовало четкое деление на соборные и пятничные, сельские и квартальные. При большинстве мечетей, зарегистрированных на 1 января 1952 г., имелись минареты. Бассейнов или специальных сооружений для омовений, как правило, в поволжских, в т. ч. пензенских, культовых зданиях не было. Мечети в Пензенском регионе, в основном, были возведены в период с 1875 по 1908 г. Ни одно из зданий мечетей на территории Пензенского края не было признано памятником архитектуры [1, д. 29, л. 230].

Несмотря на временное «перемирие» между властями и исламом СССР после войны, в целом, уже в начале 1950-х гг. начинается активизация местных властей, направленная на закрытие мечетей в Пензенском крае. Нарушений законодательства было множество, в связи с чем одним из важнейших направлений уполномоченного Совета по делам религиозных культов стало пресечение «неправомерных действий» со стороны властей. Так, в октябре 1945 г. пензенский облисполком принял решение о передаче молитвенного здания в с. Татарская Шу-риновка Вадинского района под созданную МТС. В то же время Беднодемьяновский райисполком самовольно без согласования с Советом по делам религиозных культов и его уполномоченным по Пензенской области официально «уведомил верующих об открытии мечети» [1, д. 3, л. 2]. «Недоразумение» выясняли на столичном уровне, и в результате здание все же было отдано станции. Поскольку данное событие было далеко не единичным на территории СССР Совнарком принял постановление № 232-101/с от 28 января 1946 г., в связи с чем 8 февраля 1946 г.

исполком пензенского областного Совета депутатов трудящихся вынес «Решение № 7/с о молитвенных зданиях религиозных обществ»: «1. Запретить закрытие без разрешения Совета по делам религиозных культов при СНК СССР молитвенных зданий... находящихся в пользовании религиозных обществ верующих, и молитвенных домов... в арендуемых помещениях; 2. Запретить переоборудование недействующих молитвенных зданий для других целей без разрешения Совета по делам религиозных культов; 3. Установить, что слом или разборка зданий допускается по распоряжению облисполкома в исключительных случаях (при угрозе обвала и т. п.). и по заключению уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области; 4. Установить, что строительство новых молитвенных зданий допускается в отдельных случаях силами и средствами верующих с разрешения Совета по делам религиозных культов.» [1, д. 3, л. 7]. Особое внимание в соответствии с центральным циркуляром обращалось на необходимость предусмотреть в планах материально-технического снабжения выделение, безусловно, в пределах разумного и возможного, зарегистрированным религиозным обществам строительных материалов для ремонта молитвенных зданий. Местные власти обязались впредь не препятствовать «призывам» муэдзинов с крыш мечетей или минаретов.

Однако нарушения законодательства продолжались. В 1946 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области С. Д. Горбачев вынужден был вмешаться в конфликт между Каменским райисполкомом и мусульманами. Как он сообщал в отчете, «имелся факт нарушения советского законодательства Каменским райисполкомом в том, что он допустил слом двух мечетей в селе Кочалейка, одна из этих мечетей была разрешена Советом к открытию. Каменский райисполком умалчивал об этом факте до посылки. извещения верующим об открытии им мечети» [1, д. 42, л. 23;

2, д. 4717, л. 31]. В 1949 г. советские органы Неверкинского района самовольно начали использовать здание функционировавшей мечети с. Демино Неверкинского района под зернохранилище. В результате предпринятых мер со стороны уполномоченного Совета по Пензенской области мечеть была возвращена

«в пользование верующих» [1, д. 41, л. 1]. В 1958 г. Каменский районный исполком изъял незаконно построенный сруб для мечети в с. Кикино Каменского района Пензенской области и перенес его на другое место для размещения в нем культурно-просветительского учреждения села [1, д. 45, л. 10].

Выполняя постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и 16 марта 1961 г., в Пензенской области активизировалась деятельность уполномоченного Совета по делам религиозных культов. В русле антицерковной государственной политики в 1960 г. в Пензенском регионе были прекращены моления в действовавших мечетях в с. Татарский Ка-надей Кузнецкого района и с. Белозерка Бед-но-Демьяновского района, затем обе мечети были закрыты [1, д. 41, л. 1, 10; 2, д. 4714, л. 45]. Основанием для закрытия мечети в с. Белозерке Нижне-Ломовского района послужили ветхое состояние молитвенного здания и распад общины. В течение нескольких последних лет моления в мечети проводились исключительно по большим религиозным праздникам и в летнее время. Зимой помещение не отапливалось. После смерти муллы община длительное время не возбуждала ходатайства о назначении нового служителя культа. Исходя из этого облисполком 22 февраля 1962 г. с согласия Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР принял решение о закрытии мечети и снятии общины с регистрации [1, д. 5, л. 134]. 30 января 1963 г. сельский облисполком опять же с согласия Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР постановил снять с регистрации религиозную общину и закрыть мечеть в с. Татарский Канадей Кузнецкого района, поскольку на расстоянии одного километра в соседнем с. Большой Труев Кузнецкого района находилась действующая мечеть, в которой верующие могли удовлетворять свои религиозные потребности, кроме того, тат-канадейская религиозная община фактически распалась [1, д. 5, л. 132].

По рекомендации уполномоченного Совета по Пензенской области Кузнецкий райисполком вынес решение о запрещении проведения молений в мечети с. Малый Труев в виду его неудовлетворительного технического состояния (провисли потолочные балки). Актив религиозной общины в ответ возбудил

ходатайство о продлении функционирования мечети, для чего решено было провести капитальный ремонт здания. Областной исполком прошение верующих отклонил. В результате мусульмане стали удовлетворять свои религиозные потребности в соседнем с. Большой Труев. В 1960 г. действовавшая мечеть в с. Малый Труев Кузнецкого района была закрыта и снята с регистрации [1, д. 5, л. 87]. Здания мечетей переоборудовали под школу (с. Малый Труев) и сельский клуб (с. Татарский Канадей).

«Эпопея» с закрытием мечетей в с. Малый Труев, Большой Труев и Татарский Ка-надей Кузнецкого района началась еще в 1950-х гг. Прежде чем предпринимать столь кардинальные действия, уполномоченный Совета по Пензенской области С.С. Попов заручился поддержкой мухтасиба Я.С. Юсупова. В беседе Я.С. Юсупов на вопрос о необходимости иметь три действующие мечети в тех населенных пунктах ответил: «Можно обойтись и с одной мечетью, т. к. эти села близко расположены друг от друга. Если сумеете закрыть - закрывайте, я возражать не буду. Сам же я на эту тему с верующими говорить не буду, они меня «разорвут» за это.» [2, д. 4114, л. 87].

В это же время были «своевременно выявлены создавшиеся удобные условия для закрытия действующей мечети в с. Татарское Никольское Пачелмского района» [1, д. 16, л. 37]. Данное молитвенное здание в с. Татарское Никольское функционировало с 1945 г. Базой для ее деятельности было татарское население двух небольших сел - Татарское Никольское и Никитино Пачелмского района, насчитывавших около 130 дворов. По мнению уполномоченного Совета, контингент верующих с момента открытия мечети значительно сократился. Из-за малочисленности верующих моления в мечети проводились только в дни пятниц и религиозных праздников. Здание мечети пришло в ветхое состояние, у общины не имелось достаточно средств для необходимого ремонта помещения. Пачелмский райисполком по рекомендации уполномоченного Совета С. С. Попова запретил проведение в аварийном здании мечети молений верующих. Актив мусульманской общины пытался предотвратить закрытие мечети. Однако в результате «профилактической» работы уполномоченного Со-

вета подавляющее большинство взрослого населения сел не оказали поддержки инициа-тивникам. Мусульманская община начала распадаться. В мае 1960 г. здание мечети было разобрано, строительный материал от разборки использовали на постройку интерната при средней школе в с. Татарское Никольское Пачелмского района. По решению Совета по делам религиозных культов при Совете Министров от 28 июня 1960 г. данная община была снята с регистрационного учета действовавших религиозных общин.

В результате в 1951-1952 гг. Совет по делам религиозных культов выдал санкции на закрытие мусульманских культовых зданий в селах Алеево, Второе Тарлаково, Кун-черово, Усть-Инза, Погорелый Чирчим, Су-леймановка, Демино Пензенской области. В графе «Новое назначение зданий» было указано - школа, клуб, лесозащитная станция и т. д. К середине 1960-х гг. динамика закрытия мечетей снизилась [1, д. 18, л. 124; д. 1, л. 51]. В соответствии с указаниями Совета были отменены «как необоснованные преждевременно начавшие осуществляться мероприятия по закрытию мечети в с. Нижняя Елюзань Городищенского района Пензенской области» [1, д. 41, л. 46].

Верующие не были согласны с волюнтаристскими решениями властей по поводу закрытия мечетей и зачастую самостоятельно пытались восстановить на местах справедливость в их понимании. Так, в середине 1950-х гг. в с. Кикино Каменского района мусульмане «посредине села самочинно стали строить мечеть, возвели сруб и подготовили его для покрытия». Лишь вмешательством райисполкома строительство было прекращено [1, д. 16, л. 37].

Даже после прекращения использования мечетей по назначению коренного переоборудования зачастую в них не происходило, как будто верующие мусульмане надеялись на недолговечность «действий, неугодных Аллаху». Так, в с. Татарская Канадей Кузнецкого района одно из зданий мечети более десяти лет использовалось под школу. Первоначально в нем размещалась начальная школа, затем - филиал средней школы с. Большой Труев. Несмотря на длительный срок использования мечети в качестве школьного помещения, оно продолжало сохранять «церковный вид» - на здании сохранялся минарет

(шпилевая башня с полумесяцем). Здание больше напоминало не советскую школу, а, скорее, духовное медресе. Хотя это не требовало никаких особых материальных затрат, минарет так и не разбирали [1, д. 29, л. 224, 389-390]. В пензенских селах - Татарский Канадей, Татарская Пенделка, Бестянка Кузнецкого района - пустующие здания мечетей также сохраняли «церковный» вид. Ни капитального переоборудования, ни разборки зданий так и не было проведено; шпили минаретов по-прежнему возвышались над мечетями [1, д. 16, л. 32-37].

Обобщая и анализируя свой опыт по закрытию мечетей, уполномоченный Совета по Пензенской области делал разумные выводы: «Осуществление этих мероприятий, безусловно, должно проводиться продуманно, без какой-либо поспешности и административного нажима и должно повлечь за собой не просто формальное закрытие молитвенного здания, а фактическую ликвидацию религиозной общины и полное прекращение ее деятельности» [1, д. 1, л. 257].

В 1968 г. состоялось совещание уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР с участием партийных и советских работников в Ташкенте, обсудивших вопрос о состоянии мусульманского культа в стране и мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах. На форуме были приняты «Рекомендации по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах религиозными организациями мусульман» [1, д. 87, л. 27-28], предписывавшие уполномоченным Совета по делам религий в регионах и местным советским органам «строжайшее соблюдение законности и наведение порядка в деле регистрации и учета религиозных объединений» и намечавшие «до 1 марта 1969 г. произвести проверку наличия фактически действующих религиозных объединений и служителей культа; своевременно выявлять и пресекать случаи незаконного строительства верующими новых мечетей, ремонта и открытия пустующих мечетей, превращения чайхан, кладбищ, полевых станов колхозов и т. д. в места моления. Необходимо повсеместно учесть все пустующие молитвенные здания и принять меры по их использованию в хозяйственных и культурных целях» [1, д. 87, л. 42]. По мере складывания опреде-

ленной стабильной позиции советского государства по отношению к религии, отхода от ужесточения и «атак», нарушения законодательства о культах все более перемещались на места - в регионы, чему способствовали, по мнению уполномоченного Совета по Пензенской области С. С. Попова, следующие факторы: «низкий уровень образования членов церковных советов; незнание законодательства о культах государственными чиновниками; бессистемность, формализованность атеистической работы» [2, д. 5, л. 23].

Во второй половине 1980-х гг. в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране наблюдается значительное повышение религиозности российского населения, по мнению некоторых отечественных специалистов, «возрождение» ислама [3-6], одним из характерных признаков которого было возрождение и строительство новых мечетных зданий. Так, с 1990 г. в Пензенской губернии было построено 23 новых мечети [7]. Строительство и восстановление мечетей осуществляется, как правило, на средства религиозной общины и пожертвования населения.

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО) Ф. 2392. Оп. 1. Д. 2. Л. 34.

2. ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235. Л. 59.

3. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 68-104.

4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения). М., 2000. С. 7-23.

5. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С. 11-58.

6. Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 241-261.

7. Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза; М., 2001. С. 333.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Koroljova L.A., Koroljov A.A. On closing mosques in the Penza Region during 1940-1980-ies. The article discusses one of the directions of the Soviet state religious policy - the control over functioning of mosques and their closing (the mechanism, bases, methods) during 1940-1980-ies at a regional level - in the Penza Region; Muslims’ reaction to actions of authorities.

Key words: the USSR, Islam, the state-confessional policy, the Penza region, a mosque.

ИМИДЖ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

А.В. Князев

В статье в тесной взаимосвязи с социально-политическими изменениями, происходящими в стране в последние годы, рассматриваются разнообразные проблемы повышения и укрепления имиджевых характеристик Вооруженных сил РФ. Исходный тезис автора заключается в том, что ныне четко обозначилась устойчивая тенденция утверждения информационного сообщества. Прогрессивное и поступательное развитие государства и общества без развития сферы информации невозможно. Информационный характер управления выдвигает на доминирующие позиции информацию как таковую и возможности ее использования. Данное обстоятельство не может не учитываться и при формировании военной доктрины страны. Сила Вооруженных сил, их реноме в современном российском обществе во многом определяется аналитической и информационной деятельностью самой армии.

Ключевые слова: Вооруженные силы, военно-гражданские отношения, коммуникативные проблемы, имидж армии, мониторинг, аналитическое обеспечение, информационное сопровождение.

В настоящее время четко обозначилась устойчивая тенденция утверждения информационного сообщества. Очевидно, без развития сферы информации дальнейший прогресс во всех областях жизни и деятельности людей, их объединений и государства невозможен. Информационный характер управле-

ния выдвигает на важные позиции те или иные варианты использования информации. Мощь Вооруженных сил в современном мире во многом определяется информационными и аналитическими возможностями. При этом информационные способы и средства достижения целей оказываются более пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.