Научная статья на тему 'К вопросу о юридической ответственности за Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов'

К вопросу о юридической ответственности за Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1940
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ И ОСОБО ЗАЩИТНЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСОВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ЗАХЛАМЛЕНИЕ ЛЕСА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЛЕСА / НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ И ЗАСТРОЙКА ЛЕСОВ / THE LEGAL REGIME OF PROTECTION FORESTS AND SPECIALLY PROTECTED AREAS / LEGAL LIABILITY / ADMINISTRATIVE LIABILITY / CRIMINAL LIABILITY / ILLEGAL LOGGING / FOREST LITTERING / FOREST POLLUTION / ILLEGAL OCCUPATION AND DEVELOPMENT OF FORESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламарчук Наталья Святославовна

В статье подробно рассмотрено современное состояние института юридической ответственности за нецелевое использование защитных лесов и особо защитных участков лесов, то есть за осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. По мнению автора, осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов, влечет за собой наложение определенного вида юридической ответственности в виде нормы конкретного законодательства, регулирующего охрану этих лесов. К числу таких комплексных законов, имеющих практическое значение, целесообразно, отнести Уголовный кодекс РФ, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений; Кодекс РФ об административных правонарушениях, содержащий нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Справедливо следует отметить, что для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения или уголовно наказуемого деяния, а также мера ответственности за них были установлены либо в Уголовном кодексе РФ, либо в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В процессе исследования было выявлено, что в действительности, ни один из данных законов не отвечает требованиям надлежащей охраны защитных лесов и особо защитных участков лесов от нецелевого их использования, что, на наш взгляд, напрямую является свидетельством реального отсутствия эффективной законодательной базы на федеральном уровне для качественного и надлежащего регулирования, осуществления в этих лесах незаконной деятельности, с целью ее предупреждения. Справедливо следует отметить, что такой грубейший пробел в законодательстве может привести к полному разорению и уничтожению данных лесов. На практике это выражается, прежде всего, в значительном сокращении их площади и в снижении их защитного ценностного статуса. С учетом изложенного, автором настоящего исследования, было предложено внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые будут способствовать охране защитных лесов и особо защитных участков лесов от ненадлежащего (нецелевого) их использования, то есть от деятельности, несовместимой с сохранением ими своих средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of legal liability for infringement of the legal regime of protective forests and forests of specially protected sites

The article examined in detail the current state of the institution of legal liability for the inappropriate use of protective forests and forests of specially protected sites, that is, for activities incompatible with their purpose and useful functions. The author believes that the implementation of activities incompatible with the purpose and useful functions of protective forests and forests of specially protected sites, entails the imposition of a certain kind of legal liability rules in the form of specific legislation governing the protection of these forests. These complex laws which have practical value, as appropriate, include the Criminal Code, which enshrines the concept of environmental crime and the specific formulations of this type of crime, RF Code of Administrative Offences, which contains provisions on administrative liability for violations of environmental and natural resources. It is true it should be noted that to apply to a particular person to the sanctions to a specific part of the offense and the measure of responsibility for it have been installed or the RF Criminal Code or the Code of the Russian Federation on Administrative Violations. The study has revealed that, in reality, none of these laws does not meet the requirements of reliable and adequate protection of protective forests and special protection parcels of forests from inappropriate use, which, in our view, is direct evidence of a real lack of an effective legal framework for federal level for quality and proper regulation of these forests, illegal activities, in order to prevent it. It is true it should be noted that such a blatant gap in the legislation could lead to ruin and destruction of these forests. In practice, this is expressed primarily in a significant reduction in their area and in the reduction of the value of their protective status. Given the above, the author of this study, it was proposed to amend the Criminal Code of the Russian Federation, which will contribute to the protection of protective forests and special protection parcels of forests from misuse (improper) use, that is, the activity which is incompatible with the preservation of their environmental, water protection, safety, sanitation, recreation and other beneficial functions of forests.

Текст научной работы на тему «К вопросу о юридической ответственности за Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов»

11.5. К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ И ОСОБО ЗАЩИТНЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСОВ

Паламарчук Наталья Святославовна, аспирант кафедры «Государственно-правовых дисциплин» Место учебы: Дальневосточный юридический институт, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск. E-mail: [email protected] Аннотация: В статье подробно рассмотрено современное состояние института юридической ответственности за нецелевое использование защитных лесов и особо защитных участков лесов, то есть за осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. По мнению автора, осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов, влечет за собой наложение определенного вида юридической ответственности в виде нормы конкретного законодательства, регулирующего охрану этих лесов. К числу таких комплексных законов, имеющих практическое значение, целесообразно, отнести Уголовный кодекс РФ, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений; Кодекс РФ об административных правонарушениях, содержащий нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Справедливо следует отметить, что для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения или уголовно наказуемого деяния, а также мера ответственности за них были установлены либо в Уголовном кодексе РФ, либо в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В процессе исследования было выявлено, что в действительности, ни один из данных законов не отвечает требованиям надлежащей охраны защитных лесов и особо защитных участков лесов от нецелевого их использования, что, на наш взгляд, напрямую является свидетельством реального отсутствия эффективной законодательной базы на федеральном уровне для качественного и надлежащего регулирования, осуществления в этих лесах незаконной деятельности, с целью - ее предупреждения. Справедливо следует отметить, что такой грубейший пробел в законодательстве может привести к полному разорению и уничтожению данных лесов. На практике это выражается, прежде всего, в значительном сокращении их площади и в снижении их защитного ценностного статуса.

С учетом изложенного, автором настоящего исследования, было предложено внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые будут способствовать охране защитных лесов и особо защитных участков лесов от ненадлежащего (нецелевого) их использования, то есть от деятельности, несовместимой с сохра-

нением ими своих средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

Ключевые слова: Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов, юридическая ответственность, административная ответственность, уголовная ответствен-

ность, незаконные рубки, захламление леса, загрязнение леса, незаконный захват и застройка лесов.

ON THE QUESTION OF LEGAL LIABILITY FOR INFRINGEMENT OF THE LEGAL REGIME OF PROTECTIVE FORESTS AND FORESTS OF SPECIALLY PROTECTED SITES

Palamarchuk Natalia Svyatoslavovna, postgraduate student at State and legal disciplines chair. Place of study: Law School Pacific State University of Khabarovsk. E-mail: [email protected] Annotation: The article examined in detail the current state of the institution of legal liability for the inappropriate use of protective forests and forests of specially protected sites, that is, for activities incompatible with their purpose and useful functions. The author believes that the implementation of activities incompatible with the purpose and useful functions of protective forests and forests of specially protected sites, entails the imposition of a certain kind of legal liability rules in the form of specific legislation governing the protection of these forests. These complex laws which have practical value, as appropriate, include the Criminal Code, which enshrines the concept of environmental crime and the specific formulations of this type of crime, RF Code of Administrative Offences, which contains provisions on administrative liability for violations of environmental and natural resources.

It is true it should be noted that to apply to a particular person to the sanctions to a specific part of the offense and the measure of responsibility for it have been installed or the RF Criminal Code or the Code of the Russian Federation on Administrative Violations.

The study has revealed that, in reality, none of these laws does not meet the requirements of reliable and adequate protection of protective forests and special protection parcels of forests from inappropriate use, which, in our view, is direct evidence of a real lack of an effective legal framework for federal level for quality and proper regulation of these forests, illegal activities, in order to - prevent it. It is true it should be noted that such a blatant gap in the legislation could lead to ruin and destruction of these forests. In practice, this is expressed primarily in a significant reduction in their area and in the reduction of the value of their protective status.

Given the above, the author of this study, it was proposed to amend the Criminal Code of the Russian Federation, which will contribute to the protection of protective forests and special protection parcels of forests from misuse (improper) use, that is, the activity which is incompatible with the preservation of their environmental, water protection, safety, sanitation, recreation and other beneficial functions of forests.

Keywords: The legal regime of protection forests and specially protected areas, legal liability, administrative liability, criminal liability, illegal logging, forest littering, forest pollution, illegal occupation and development of forests.

Исходя из смысла части 1 статьи 99 Лесного кодекса РФ, которая гласит о том, что «за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответствен-

ность в соответствии с законодательством Российской Федерации» можно сделать следующие основные выводы:

1) юридическая ответственность за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, установленного положениями статей 103-107 Лесного кодекса РФ должна являться основополагающим средством правового обеспечения охраны таких лесов;

2) к тому же, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния, а значит и мера ответственности за них были установлены либо в Уголовном кодексе РФ, либо в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, для того, чтобы понять, что же представляет собой юридическая ответственность за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, и вообще, содержится ли она в вышеперечисленных комплексных законах, таких как УК РФ и КоАП РФ, целесообразно, провести подробный и детальный анализ их положений.

Защитные леса, в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению исключительно в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, таким образом, использование таких лесов должно соответствовать, указанным целям [3].

Следует отметить, что общий запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, устанавливает ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ.

Одним из видов нецелевого использования защитных лесов и особо защитных участков лесов, согласно положениям Лесного кодекса РФ является проведение незаконной рубки лесных насаждений [Рис. 1-5]:

Рис. 2 Захламление леса древесными остатками в виде повреждений деревьев, оставленных при проведении незаконной рубки без разрешительных документов, произведенной в ненадлежащем месте, а также способами, не имеющими своей основной целью сохранение и восстановление лесов для будущих поколений

Рис. 3 Общий вид погрузочной площадки на момент обнаружения незаконной рубки в квартале № 60 Катэнско-го участкового лесничества

Рис. 1 Типичный пример, незаконно заготовленной, вполне здоровой древесины особо ценных пород деревьев под видом сплошной санитарной рубки или рубки ухода за лесами

Рис. 4 Часто под видом, необоснованно назначенных, санитарных рубок или рубок ухода за лесами в абсолютно здоровых лесах заготавливается лучшая, коммерчески ценная древесина. «На бумаге» такие рубки могут быть полностью законными и идеально оформленными, тем не менее, они незаконны и неправильны с точки зрения ведения лесного хозяйства

Рис. 5 Незаконный захват и застройка лесного участка как причина проведения сплошной (разорительной) рубки с разрешительными документами в ненадлежащем месте, а также способами, не имеющими своей основной целью сохранение и восстановление лесов, то есть без должной заботы об их последующем возобновлении

Согласно, анализу положений Лесного кодекса Российской Федерации, незаконными рубками в защитных лесах и на особо защитных участках лесов являются:

Сплошные рубки лесных насаждений:

- в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103);

- в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (часть 2 статьи 103);

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (пункт 1 части 1 статьи 104), за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ;

- в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан (часть 1 статьи 105);

- в ценных лесах, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 106);

- на всех особо защитных участках лесов, кроме заповедных лесных участков (пункт 1 части 2.1 статьи 107), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ;

- на заповедных лесных участках (пункт 1 части 2 статьи 107).

2. Рубки лесных насаждений:

- в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (часть 2 статьи 103);

- на заповедных лесных участках (пункт 1 части 2 статьи 107);

3. Выборочные рубки:

- на особо защитных участках лесов, не с целью вырубки погибших деревьев и поврежденных лесных насаждений (часть 3 статьи 107);

- на заповедных лесных участках (пункт 1 части 2 статьи 107);

- в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (часть 2 статьи 103).

Таким образом, незаконными в защитных лесах являются:

1. Любые рубки (сплошные или выборочные), проведенные:

- в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы;

- на заповедных лесных участках;

2. Сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ:

- в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов;

- в ценных лесах;

- в лесах, расположенных на особо защитных участках лесов;

3. Сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах;

4. Выборочные рубки:

- на особо защитных участках лесов, не с целью вырубки погибших деревьев и поврежденных лесных насаждений (часть 3 статьи 107);

- на заповедных лесных участках (пункт 1 части 2 статьи 107);

- в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (часть 2 статьи 103).

К деятельности, несовместимой с «целевым назначением и полезными функциями» защитных лесов и особо защитных лесов, помимо незаконных рубок, согласно положениям Лесного кодекса РФ относятся:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях:

- в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов (часть 5 статьи 103);

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (пункт 2 части 1 статьи 104);

- в лесопарковых зонах (пункт 1 части 3 статьи 105);

- в зеленых зонах (пункт 1 части 5 статьи 105);

- в городских лесах (часть 5.1 статьи 105);

- на заповедных лесных участках (пункт 2 части 2 статьи 107);

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства:

- в лесопарковых зонах (пункт 2 части 3 стать 105);

- в зеленых зонах (пункт 1 части 5 статьи 105);

- в городских лесах (часть 5.1 статьи 105);

3) ведение сельского хозяйства:

3.1.) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (пункт 3 части 1 статьи 104);

- на особо защитных участках лесов (пункт 2 части 2.1 статьи 107).

3.2.) ведение сельского хозяйства:

- в лесопарковых зонах (пункт 3 части 3 статьи 105);

- в городских лесах (часть 5.1 статьи 105);

- на заповедных лесных участках (пункт 3 части 2 статьи 107).

3.3.) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства:

- в зеленых зонах (пункт 2 части 5 статьи 105);

4) разработка месторождений полезных ископаемых:

- в лесопарковых зонах (пункт 4 части 3 статьи 105);

- в зеленых зонах (пункт 1 части 5 статьи 105, пункт 4 части 3 статьи 105);

- в городских лесах (часть 5.1 статьи 105, пункт 4 части 3 статьи 105);

- на заповедных лесных участках (пункт 4 части 2 статьи 107);

5) размещение объектов капитального строительства:

5.1.) размещение объектов капитального строительства:

- на заповедных лесных участках (пункт 5 части 2

Рис. 6 Незаконный захват заповедного лесного участка в целях последующей его застройки

5.2.) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений:

- в ценных лесах (часть 1.1 статьи 106) [Рис. 7];

- на особо защитных участках лесов (пункт 3 части 2.1 статьи 107);

5.3.) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений:

- в лесопарковых зонах (пункт 5 части 3 статьи 105);

- в городских лесах (часть 5.1 статьи 105 статьи 105);

5.4.) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов:

- в зеленых зонах (пункт 3 части 5 статьи 105);

5.5) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (пункт 5 части 1 статьи 104) [Рис. 8];

—^д >1 I н— з—диимжм

Рис. 7 Размещение объекта капитального строительства как незаконный захват участка ценного леса в целях последующей окончательной его застройки

Рис. 8 Незаконный захват и застройка лесного участка, расположенного в водоохранной зоне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (часть 3 статьи 106).

6) создание и эксплуатация лесных плантаций:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (пункт 4 части 1 статьи 104).

7) изменение границ, которое может привести к уменьшению площади городских лесов, зеленых зон, лесопарковых зон (часть 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов является нарушением лесного законодательства, которое следует считать противоправным виновным действием или бездействием, наносящим вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающим установленный порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Следует отметить, что важнейшим средством для эффективной борьбы с административными правонарушениями в области охраны и использования лесов является применение юридической ответственности. Таким образом, основанием применения юридической ответственности следует считать совершение правонарушения.

Правомерно следует отметить, что ответственность должна иметь задачу - не только наказать нарушителя, но и предупредить правонарушение.

Под юридической ответственностью в теории права понимают «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем. На данного правонарушителя возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права».

В отечественной и зарубежной литературе нет общего представления, а тем единого определения юридической ответственности!

Юридическая ответственность представляет собой правоотношение между государством в лице его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенных к ним соответствующих требований, предписаний и т.д. Следует отметить, что привлечение к ответственности - одна из разновидностей применения норм права.

По своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия, а по своему непосредственному выражению представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя (отрицательные последствия в виде лишений личного, имущественного или организационного характера, ограничений в пользовании субъективными правами), которые могут быть самыми различными в зависимости от тяжести правонарушения и которые он должен принять как ответную реакцию государства и общества на его деяния.2

В ряде же случаев юридическая ответственность рассматривается как применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. В целом черты юридической ответственности, отличающие ее от других видов ответственности, сводятся к следующему:

- она всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных законом санкций;

- юридическая ответственность всегда влечет за собой не только общественное, но и государственноправовое осуждение поведения лица, нарушившего закон;

- она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка;

- юридическая ответственность всегда выступает в форме общественного отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных органов на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем и правонарушителями. Государство при этом является управомоченной стороной, а правонарушитель - обязанной.

Необходимость применения норм ответственности как реакции государства на правонарушение обосновывает В. И. Гойман, указывая, что «акт правонарушения все-

1 Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 648 с.

Комаров С.А. Общая теория государства и права.Учебник. М.Юрайт. 1998. С.356-357

гда есть вызов обществу, пренебрежение всем тем, что значимо, ценно для него»3.

Нельзя по праву не согласиться с утверждением профессора А. П. Лончакова4, который говорит о том, что юридическая ответственность представляет оптимальный вариант управляющего воздействия на все формы собственности со стороны государственного механизма управления. Справедливо следует отметить, что данное определение обозначает собственно юридическую ответственность, то есть ответственность в юридическом, а не в моральном или каком-либо ином смысле.

Напомним, что ответственность за нарушение лесного законодательства наступает только при наличии состава правонарушения и доказанности в отношении конкретного лица (субъекта), в предусмотренном законом процессуальном порядке четырех основных элементов состава правонарушения: противоправного поведения, результатом которого стали вредные последствия; прямой причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом; и вины правонарушителя.

Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть ответственности.

По мнению автора настоящего исследования, осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов, влечет за собой наложение конкретного вида юридической ответственности в виде нормы определенного законодательства, регулирующего охрану, вышеперечисленных лесов. К числу таких комплексных законов, имеющих практическое значение целесообразно отнести Уголовный кодекс РФ, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений; Кодекс РФ об административных правонарушениях, содержащий нормы об административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования. По нашему мнению, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения или уголовно наказуемого деяния, а также мера ответственности за них были установлены либо в Уголовном кодексе [1], либо в Кодексе об административных правонарушениях [2].

Следует отметить, что общие начала применения административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства определены в статье 99 ЛК РФ, а именно часть 1 статьи 99 ЛК РФ содержит отсылочные нормы на КоАП РФ и на УК РФ. В ней сказано, что за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства и конкретных мер ответственности за их совершение, не определяет, в каких случаях применяется административная, а в каких - уголовная ответственность.

Статьи, предусматривающие административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, содержатся в восьмой главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под

3 Гойман В. И. Правонарушение и юридическая ответственность. // Общая теория права и государства. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. - С. 196.

4 См.: Лончаков А. П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики. Учебное пособие. / А. П. Лончаков - Хабаровск: издание ДВЮИ ХГТУ. 1999. - С. 11.

названием «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования».

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (экологические правонарушения) - это всегда противоправные деяния, посягающие на общественные отношения по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

В указанной главе содержится 42 статьи, предусматривающие ответственность за нарушения требований по охране окружающей среды и различных правил в сфере природопользования.

Классификацию административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, которые предусмотрены главой 8 КоАП РФ, следует проводить исходя из непосредственного объекта и предмета посягательства. Все экологические правонарушения можно разделить на две подгруппы: а) общего характера и б) специальные.

Экологические правонарушения общего характера посягают на общественные отношения по охране окружающей среды в целом либо природных комплексов, а также на отношения по обеспечению экологической безопасности населения. К их числу следует отнести:

Экологические правонарушения общего характера посягают на общественные отношения по охране окружающей среды в целом либо природных комплексов, а также на отношения по обеспечению экологической безопасности населения. К их числу следует отнести:

- ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

- ст. 8.2 Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- ст. 8.3 Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- ст. 8.4 Нарушение законодательства об экологической экспертизе;

- ст. 8.5 Сокрытие или искажение экологической информации;

- ст. 8.39 Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объектом специальных экологических правонарушений являются общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов.

Отличительным признаком отдельных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования наряду с объектом является предмет их посягательства, в качестве которого выступают конкретные природные объекты и комплексы: лес, дикие животные, атмосферный воздух, недра, и так далее.

Природные объекты характеризуются тремя основными признаками, позволяющими отличать их от социальных объектов, также входящих в окружающий человека мир. Это — их естественное происхождение; экологическая зависимость от окружающей природной среды; социально-экологическая ценность для общества и человека. Соответственно, не могут быть предметом экологических правонарушений не отвечающие

данным признакам объекты: домашние животные, добытые звери и птицы, культурные насаждения и т.п.

Правонарушения специального характера причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды - почве, недрам, атмосферному воздуху, растительному или животному миру и т.д.

В зависимости от непосредственного объекта и предмета посягательства специальные экологические правонарушения, установленные КоАП РФ подразделяются на группы:

1) административные правонарушения в области охраны и использования земель:

- ст. 8.6 Порча земель;

- ст. 8.7 Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почвы;

- ст. 8.8 Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

2) административные правонарушения в области охраны и использования недр и гидроминеральных ресурсов:

- ст. 8.9 Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

- ст. 8.10 Нарушение требований по рациональному использованию недр;

- ст. 8.11 Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

3) административные правонарушения в области охраны и использования вод (водных ресурсов):

- ст. 8.12 Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

- ст. 8.13 Нарушение правил охраны водных объектов;

- ст. 8.14 Нарушение правил водопользования;

- ст. 8.15 Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

- ст. 8.42 Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта или режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Следует отметить, что административные правонарушения, предусмотренные в статьях 8.16, 8.17, 8.18, 8.19, 8.20 нарушают экологические требования при осуществлении деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

На наш взгляд, целесообразно, вышеперечисленные административно наказуемые деяния данной группы объединить в подгруппу под названием «Административные правонарушения, нарушающие экологические требования при осуществлении деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации»:

- ст. 8.16 Невыполнение правил ведения судовых документов;

- ст. 8.17 Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии;

- ст. 8.18 Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.19 Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.20 Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) административные правонарушения в области охраны атмосферного воздуха:

- ст. 8.21 Нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

- ст. 8.22 Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

- ст. 8.23 Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

5) административные правонарушения в области охраны и использования лесов:

- ст. 8.24 Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования;

- ст. 8.25 Нарушение правил использования лесов;

- ст. 8.26 Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов;

- ст. 8.27 Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;

- ст. 8.28 Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;

- ст. 8.30 Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ; - ст. 8.31 Нарушение правил санитарной безопасности в лесах;

- ст. 8.32 Нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

6) административные правонарушения в области охраны и использования животного и растительного мира:

- ст. 8.29 Уничтожение мест обитания животных;

- ст. 8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;

- ст. 8.34 Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;

- ст. 8.35 Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;

- ст. 8.36 Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов;

- ст. 8.37 Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства и других видов рыболовства;

7) административные правонарушения при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и актив-

ных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы:

- ст. 8.40 Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы;

8) административные правонарушения в области внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

- ст. 8.41 Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из проведенного анализа ясно, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за лесные правонарушения в статьях 8.24, 8.25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.30, 8.31, 8.32. Они целесообразно отнесены в группу под названием «Административные правонарушения в области охраны и использования лесов»:

- ст. 8.24 Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования;

- ст. 8.25 Нарушение правил использования лесов;

- ст. 8.26 Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов;

- ст. 8.27 Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;

- ст. 8.28 Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;

- ст. 8.30 Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;

- ст. 8.31 Нарушение правил санитарной безопасности в лесах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ст. 8.32 Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Предметом посягательства лесных правонарушений -являются леса Российской Федерации, которым причиняется ущерб как отдельному объекту (компоненту) окружающей среды.

К примеру, непосредственным объектом такого лесного правонарушения как незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП) - являются общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений, деревьев, кустарников, лиан.

Проведенный анализ, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявил, что некоторые его статьи в своих нормах устанавливают конкретный состав правонарушения и меру ответственности за осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах образует состав административного правонарушения, предусмотренного

ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12 являются отношения по охране порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов, расположенных в водоохранных зонах и режима их использования.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного, частью 2 статьи 8.12 состоит в том, что виновный нарушает режим использова-

ния земельных участков и лесов в водоохранных зонах. Виновный совершает это административное правонарушение только в форме активных действий. Оконченным оно является с момента нарушения упомянутого режима.

Субъектами, анализируемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 могут быть граждане, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

Справедливо следует отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях отвечает требованиям надлежащей охраны защитных лесов и особо защитных участков лесов от загрязнения их сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иного негативного воздействия на леса (часть 3 статьи 8.31), но, к сожалению, в нем отсутствует норма о запрете «захламления древесными остатками в виде повреждений деревьев, оставленных при проведении незаконных рубок».

Загрязнение защитных лесов и особо защитных участков лесов в виде активного действия (бездействия) сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса образует состав административного правонарушения, а также наступление повышенной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 8.31.

Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Под радиоактивными веществами понимаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.31, являются охрана окружающей среды и порядок природопользования.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 состоит в том, что виновный совершает административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 8.31, в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.

В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса к таким лесам относятся леса, основным назначением которых является выполнение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, и иных полезных функций.

Субъектами анализируемого правонарушения являются граждане, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, должностные лица, лица, осуществляющие, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Следует отметить, что ч. 3 ст. 8.31 определяет, что «загрязнение защитных лесов и особо защитных участков лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) осуществление иного негативного воздействия на эти леса» может происходить как в форме активного действия, так и в форме бездействия. Справедливо следует отметить, что невозможно представить себе ситуацию, когда является возможным загрязнить леса сточными водами, отходами, выбросами и т.п. в результате бездействия: наоборот, эти последствия являются результатом активного поведения виновного. По мнению автора настоящего исследования, является целесообразным, исключить из части 3 статьи 8.31 слово «бездействие».

Организация несанкционированных свалок в лесах в виде загрязнения и захламления их различными отходами, древесными остатками в виде повреждений деревьев, оставленных при проведении незаконных рубок, а также незаконный захват и застройка лесов являются деятельностью, осуществление которой, приводит к разорению и уничтожению ценных защитных лесов и особо защитных участков лесов.

С учетом изложенного, необходимо дополнить Лесной кодекс РФ положением о том, что «организация несанкционированных свалок в лесах в виде загрязнения и захламления их различными отходами, древесными остатками в виде повреждений деревьев, оставленных при проведении незаконных рубок, а также незаконный захват и застройка лесов» являются деятельностью, осуществление которой запрещается в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.

Уголовный кодекс РФ, предусматривает уголовную ответственность за лесные преступления в статьях 260, 261 и 262. Они включены в группу экологических преступлений, имеющих общий родовой объект посягательства - окружающую природную среду в целом. Составы экологических преступлений объединены в самостоятельной, 26-й главе, Кодекса.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 260 УК РФ ответственность наступает за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере. По ч. 3 ст. 260 УК РФ ответственность наступает за совершенные деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Таким образом, статья 260 состоит из трех частей, каждая из которых содержит отдельные составы преступлений. Общим признаком для трех частей является способ преступного посягательства - незаконная рубка или повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Различия между тремя составами преступлений Уголовный кодекс РФ проводит в основном в зависимости от формы совершения преступления, размера причиненного экологического вреда.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что вред причиняется в первую оче-

редь лесам, имеющим большое народно-хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся "легкими" планеты. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ, рассматриваемое преступление в основном отличается тем, что:

а) объективная сторона административно-правового деликта сформулирована шире, в нее в качестве самостоятельного деяния также включено самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках или на плантациях;

б) для наступления административной ответственности не требуется совершение деяния в значительном размере.

Объект преступления - общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел - прямой). Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но, как правило, преобладают корыстные, что необходимо учитывать при определении вида и размера наказания.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Квалифицирующими признаками являются: а) совершение рассматриваемого преступления группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере; г) группой лиц по предварительному сговору; д) организованной группой.

Преступление признается совершенным в крупном размере, если исчисленный по соответствующим таксам ущерб превышает 50 тыс. руб.

Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

В части 1 статьи 261 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Часть 2 ст. 261 УК РФ

предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб. В части 3 статьи 261 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеоопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия. Часть 4 статьи 261 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб. Преступное уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (ч. 3 ст. 261 УК РФ) отличается от правонарушений, предусмотренных ст. 8.31 КоАП РФ, последствиями. Преступление будет лишь в случае уничтожения или повреждения лесов загрязнением, тогда как согласно ст. 8.31 КоАП РФ наказуемы сами деяния.

Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима охраны особо охраняемых природных территорий.

Подводя итог настоящему исследованию, сделаем следующие выводы.

1) Анализ современного состояния института юридической ответственности в виде административной и

уголовной ответственности за нарушение правового режима защитных лесах и особо защитных участках лесов позволяет сделать вывод о том, что правовая база в данной сфере совершенно не разработана и не сформулирована.

В действительности, ни Кодекс РФ об административных правонарушениях, ни Уголовный кодекс РФ не отвечают требованиям эффективной и надлежащей охраны защитных лесов и особо защитных участков лесов от деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, установленной и перечисленной в Лесном кодексе РФ.

Таким образом, справедливо следует заметить, что часть 1 статьи 99 Лесного кодекса РФ, которая гласит о том, что «за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» бездумно отсылает на статьи КоАП РФ и УК РФ, не содержащие в своих нормах конкретный состав правонарушения или уголовно наказуемого деяния за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также соответствующую меру ответственности за них.

К тому же, Лесной кодекс РФ не устанавливает конкретных положений, непосредственно предусматривающих административную или уголовную ответственность за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, то есть за нецелевое их использование, а таким образом, не определяет, в каких случаях применяется административная, а в каких

- уголовная ответственность.

Справедливо следует отметить, что выявленные пробелы являются напрямую свидетельством реального отсутствия законодательной базы на федеральном уровне для осуществления надлежащего регулирования мероприятий в защитных лесах и особо защитных участках лесов, с целью - предупреждения в них правонарушений. К тому же, они могут привести к полному разорению и уничтожению данных лесов. На сегодняшний день, это выражается в значительном сокращении их площади и снижении защитного ценностного статуса.

Леса относятся к воспроизводимым ресурсам. Это означает, что при желании человека они могут находиться в высокопродуктивном состоянии и в них может быть организовано неисчерпаемое пользование. В связи с этим, создание эффективной системы юридической ответственности за осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов и особо защитных участков лесов является необходимым, непосредственно в Уголовном кодексе РФ. На наш взгляд, наиболее действенными и оперативно-продуктивными являются именно меры уголовно-правового воздействия.

С учетом изложенного, предлагается в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ образовать статью 263 под названием «Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов»:

Статья 263. Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов

1. Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов это использование таких лесов не в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ.

2. Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, предусмотренного ст.

103 - 107 Лесного кодекса Российской Федерации, повлекшее причинение значительного ущерба, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

Анализируя вышесказанное, можно вывести определение юридической ответственности за нарушения в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.

Юридическая ответственность за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов представляет собой возникающие отношения, связанные с лишением личного, материального или организационного характера, которые наступают для нарушителя за совершение действий нецелевого использования таких лесов, причиняющие вред окружающей природной среде, а значит жизни и здоровью человека или создающие потенциальную угрозу причинения такого вреда.

С учетом изложенного, целесообразно полагать, что внесенное, автором статьи, предложение по совершенствованию законодательства в исследуемой области, будет являться мерой, способствующей сохранению защитных лесов и особо защитных участков лесов от деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 01.03.2012). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954; «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от

02.04.2012). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002. № 1. (ч.1), Ст. 1; «Российская газета», № 256, 31.12.2001; «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря

2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. // «Российская газета», № 277, 08.12.2006; «Собрание законодательства РФ»,

11.12.2006, № 50, ст. 5278; «Парламентская газета», № 209, 14.12.2006.

Literature list:

1. The Criminal Code of the Russian Federation on June 13, 1996 № 63-Federal Law - amended on 01.03.2012 - with additions and changes come into force from 06.01.2012. Adopted by the State Duma on May 24, 1996 - "Code of Laws of the Russian Federation», 17.06.1996, № 25, p. 2954, "Rossiy-skaya Gazeta», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

2. Russian Federation Code of Administrative Offences of

December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on

02.04.2012). Adopted by the State Duma on December 20, 2001 - The original text was published in "Code of Laws of the Russian Federation", 01.07.2002 № 1 (Part 1), Art. 1, "Rossiy-skaya Gazeta», № 256, 31.12.2001, "Parliamentary Newspaper», № 2-5, 05.01.2002.

3. Forest Code of the Russian Federation of December 4, 2006 № 200-Constitutional Law (as amended on 06.12.2011). Adopted by the State Duma on November 8, 2006 - "Rossiy-skaya Gazeta», № 277, 08.12.2006, "Code of Laws of the Russian Federation», 11.12.2006, № 50, art. 5278, "Parliamentary Newspaper», № 209, 14.12.2006.

Рецензия

на научную статью аспиранта кафедры «Государственноправовых дисциплин» Дальневосточного юридического ин-

ститута специальности 12.00.14. - «Административное право, финансовое право, информационное право» Тихоокеанского государственного университета города Хабаровска Паламарчук Натальи Святославовны на тему: «К вопросу о юридической ответственности за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов»

Тема научной статьи «К вопросу о юридической ответственности за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов» изучена, проанализирована и рассмотрена аспирантом в полном объеме. Справедливо следует отметить, что в данной работе подробно изложена и освещена одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем как «Отсутствие в нормах Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, конкретных, эффективных мер уголовного или административного воздействия за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов».

Автором настоящей научной статьи, справедливо было отмечено, что для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения или уголовно наказуемого деяния, а также соответствующая мера ответственности за них были установлены либо в Уголовном кодексе, либо в Кодексе об административных правонарушениях.

В процессе детального исследования положений, вышеперечисленных законов, было выявлено, что в действительности ни один из них не отвечает требованиям надлежащей охраны правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов. В связи с этим, Натальей Святославовной сделан вывод о том, что федеральное законодательство об административной или уголовной ответственности в данной области совершенно не разработано.

Справедливо следует отметить, что отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в виде конкретных мер административного или уголовного воздействия за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов будет способствовать осуществлению нецелевого использования таких лесов, а значит, может привести к их полному разорению и уничтожению. Автором подчеркивается, что юридическая ответственность за нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, установленного положениями статей 103-107 Лесного кодекса РФ должна являться основополагающим средством правового обеспечения охраны таких лесов. По его мнению, наиболее эффективными являются меры уголовно - правового воздействия.

С целью надлежащего регулирования осуществления деятельности в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, а также, с целью - предупреждения в них правонарушений, Натальей Святославовной, было внесено предложение о необходимости образования в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 263 под названием «Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов».

Практическая значимость данной работы состоит в том, что выработанные на основе проведенного исследования выводы могут быть использованы в учебном процессе для подготовки студентов в области уголовного права, а также для повышения квалификации специалистов в области экологического и природоресурсного права.

К тому же, несомненным достоинством научной статьи является то, что она не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и материалов, принадлежащих другим авторам. Таким образом, данная статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный руководитель:

Заслуженный юрист Российской Федерации Кандидат юридических наук Поротников М. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.