УДК 34
Гамаюнова Виолетта Петровна
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России, майор полиции [email protected]
Violetta P. Gamajunova
assistant Professor,
Department of criminal law and criminology rasnodar University of the MIA of Russia, police major [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ВИКТИМНОСТИ МИГРАНТОВ
To THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MULTICULTURALISM AND VICTIMIZATION OF MIGRANTS
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимосвязи мультикультурализма и виктимности мигрантов. В ней дается понятие массовой миграции как одной из детерминант виктимности, так как она ведет к виктимогенным явлениям, но вместе с тем, без миграции развитие человеческого общества невозможно и этот процесс можно назвать социально одобряемым и полезным.
Ключевые слова: виктимность, виктимизация, виктимогенность, мультикультурализм, глобализация, миграция, полиэтнизация.
Annotation, the Article is devoted to the relationship of multiculturalism and of the victimization of migrants. It provides the concept of mass migration as one of the determinants of victimization because it leads to victimogene phenomena, however, without migration, the development of human society is impossible and this process can be called socially acceptable and useful.
Keywords: victimization, victimization, victimolo-gist, multiculturalism, globalization, migration, politizatsia.
Процессы глобализации несут с собой новую реальность, которая противоречивым образом сочетает в себе предпосылки возрождения агрессивной ксенофобии. В странах, особенно интенсивно затронутых глобализацион-, -
тает черты мультикультурализма и в тоже время
идет распад привычных форм социальной и , -
.
пространства образуется социальная среда,
включающая разнородные и конфронтирующие . ,
каждая страна вынуждены переосмысливать себя, свое место в мире, искать новые формы и
способы коллективной и индивидуальной иден-
.
Прежде всего это является последствием интенсификации процессов массовой миграции, связанные с характерными для глобализации большей открытостью границ, интернационализацией ,
населением различных стран образцов массовой ,
.
, -
тельности транснациональных корпораций, информатизация мирового сообщества, современный транспорт ускоряют внутренние и внешние
.
Без сомнения, миграция и «полиэтнизация» общества ведут к взаимопроникновению культур и
взаимному духовному обогащению мигрантов и . -
ство привыкает быть еще более толерантным. Об этом говорит У. Эко, проводя параллели между настоящим временем и средневековьем, ибо и тогда, и сейчас произошло грандиозное культурное смешение. Он отмечает, что в современной Европе происходит миграция, сравнимая с ранней индоевропейской миграцией с Востока на Запад или же с вторжением варваров в Римскую империю и образованием романо-германских государств. «Лет через сто Европа может стать континентом цветных. Это еще одна причина, по которой надо быть готовым в культурном отношении принять многообразие, принять смешение разных народов, принять этот беспорядок, иначе нас ждет полный провал» [1].
Вместе с тем процесс мультикультурализации современного мира столь же противоречив, как и все другие социальные процессы. Наряду с поиском новых форм интеркультурного взаимодействия в качестве ответной реакции идет процесс формирования новых форм самоидентификации
этносов и их культур, нередко приводящий к от,
как следствие к росту общей виктимизации населения. Пространственное «расползание» этнических общин поверх национальных границ порождает новые формы гибридной культурной идентичности, уже не привязанные к определенной территории и структуре управления. Трансграничные культурные ареалы размывают сложившиеся в данной географической зоне мест-
ные сообщества. Противостояние и взаимную нетерпимость усугубляет растущая конкуренция на рынках труда, распространение через границы таких социальных аномалий, как наркомания, криминальные сетевые структуры и т.п. [2].
Весьма типичной реакцией на угрозу идентичности является активизация национализма и рели. -нальные чувство или/и религиозные ценности, люди демонстрируют самим себе и другим целостность своего сознания и поведения, отторжение нарушающих его «чуждых» влияний, прочность своих связей с традиционной общностью. В обществах, где определенные «элит» -
денции в интересах утверждения или усиления
,
явления агрессивного национализма и религиозного фундаментализма [3].
Американские криминологи отмечают резкую активизацию националистически ориентированных организаций белого населения США именно за последние десять лет [4]. При этом последние десять - двадцать лет возросло число столкновений на почве этнической неприязни между представителями национальных меньшинств и лицами, представляющими англо-саксонскую культуру. Как недавние иммигранты, так и представители других групп этнического меньшинства являются главными объектами криминального посягательства для некоторых типов преступников [5]. Видимо, можно предположить, что наличие в стране большого числа мигрантов или резкое увеличение масштабов миграции при отсутствии в обществе соответствующего уровня
толерантности усиливает степень виктимности
, -
диционно проживавших в данном обществе.
, -
кой глобализационного мультикультурализма, отмечают исследователи и в современной России: «Хотим мы того или нет, но к нам пришли
,
- « »
характеризующиеся расплывчатостью, гибрид-ностью, детерриторизацией, сложным набором идентификационных характеристик и высокой степенью уязвимости на личном уровне. Особенность российского «пограничья» заключается, прежде всего, в его масштабности, вызванной значительным понижением уровня и качества жизни мигрирующего населения; факторе ,
той или иной территории людей «детерритори-зированных»[6]. Эти социально-культурные явления обнаруживают себя в фактах националь-
, ;
конфликтах местного населения с беженцами; Литература:
1. Цитируется по.: Керни Р. Диалоги о Европе. М., 2002. С. 91.
2. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.
выступлениях «скинхедов» против представителей других этнических культур и т.п. [7].
Усиление национально-ориентированных ценностей в глобализирующемся мире неправильно было бы вместе с тем рассматривать лишь в свете подобных экстремальных и агрессивных форм национализма. Как и локализация, оно
играет роль своего рода противовеса, ограничи-, -
социализирующие, последствия глобализации.
Миграция населения есть детерминант виктимно-, -
ниям, а именно, - к разрушению привычных соци-
, ,
материальным лишениям. Вместе с тем, без миграции развитие человеческого общества невоз-
,
одобряемым и полезным. Виктимность среди мигрантов, гораздо выше, чем среди коренного насе-- ,
правовое и экономическое положение мигрантов зыбко, они уязвлены, несут виктимогенный потенциал и обладают повышенной виктимностью. Среди основных виктимогенных детерминантов преступности в современной России отечественные ученые особо выделяют массовую, нелегальную миграцию. Отметим, что процессы массовой миграции существенным образом детерминируют криминализацию и викгимизацию населения в странах, куда прибывают мигранты. Особенного внимания заслуживает нелегальная миграция, которая подпитывает маргинальную часть страны пребывания мигрантов новыми конфликтами. Повышенная степень виктимности мигрантов также детерминирована сложностями интеграции в культурное пространство страны пребывания. Само по себе наличие на одной территории представителей различных национальностей создает конфлик-,
контроля над преступностью [8].
Серьезные проблемы связаны и с внутренней миграцией, вызванной экономической неравномерностью развития регионов России, межнаци, -
ступности в некоторых регионах России, прежде всего в Южном Федеральном округе. Общественное мнение формирует негативный образ мигранта, распространяя идеи ксенофобии, что повышает уровень социальной напряженности и детерминирует массовую виктимность.
М.М. Бабаев и М.В. Королева констатировали, «
,
из них конфликтность и даже агрессивность, способные при определенных условиях обострить любое столкновение до масштабов, при
».
Literature:
1. It is quoted on.: Core of River. Dialogues about Europe. M, 2002. P. 91.
2. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.
P. 202; Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Culture Economy // The Phantom Public Sphere / Ed. by B. Robbins. Minneapolis, 1993.
3. Hobsbawm E.J. Ethniciti and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today. 1992. Vol. 8, № 1. P. 91.
4. Wallace H. Victimology: legal, psychological, and social perspectives. Boston, 1998. P. 208.
5. Wallace H. Victimology: legal, psychological, and social perspectives. Boston, 1998. P. 207.
6. Мальковская ИЛ. Глобализация как социальная трансформация. Тематические матрицы. М., 2002. . 59.
7. . . -ная трансформация. Тематические матрицы. М., 2002. . 59.
8. . -
// -ности (Современные буржуазные теории). Сборник статей / Под ред. Б.С. Никифорова, пер. с англ. А.С. Никифорова и A.M. Яковлева. М. : Изд-во «Прогресс», 1966. С. 27-38; Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003.
P. 202; Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Culture Economy // The Phantom Public Sphere / Ed. by B. Robbins. Minneapolis, 1993.
3. Hobsbawm E.J. Ethniciti and Nationalism in Europe Today//Anthropology Today. 1992. Vol. 8, № 1. P. 91.
4. Wallace H. Victimology: legal, psychological, and social perspectives. Boston, 1998. P. 208.
5. Wallace H. Victimology: legal, psychological, and social perspectives. Boston, 1998. P. 207.
6. Malkovskaya I.A. Globalization as social transformation. Thematic matrixes. M., 2002. P. 59.
7. Malkovskaya I.A. Globalization as social transformation. Thematic matrixes. M., 2002. P. 59.
8. Selin T. Sociological approach to studying of the reasons of crime//crime Sociology (Modern bourgeois theories). The collection of articles / Under the editorship of B.S. Nikiforov, the lane from English A.S. Nikiforov and A.M. Yakovlev. M. : Progress publishing house, 1966. P. 27-38; Criminology / Under the editorship of J.F. Shelley. SPb., 2003.