УДК 346.5; 342.951: 351.82 ГРНТИ 10.23.31; 10.27.61 EDN: APVGJS
К вопросу о введении легального определения «льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства»
©Сорокина Елена Анатольевна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что в связи с ужесточением денежно-кредитной политики, единственным доступным средством финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства становится субсидированные коммерческие кредиты. В ходе исследования были подробно изучены нормативные акты, регулирующие заемные операции в Гражданском кодексе Российской Федерации. Были выделены понятия займа, товарного кредита и коммерческого кредита. Особое внимание было уделено понятию «банковское кредитование на льготных условиях». Целью написания статьи является рассмотрение проблемы легального определения понятия «льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства». Выводы. Несмотря на то, что статья 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» упоминает о финансовой поддержке через предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП, она не включает льготное кредитование как способ финансовой поддержки. Это означает, что правовое регулирование кредитования, основанного исключительно на субсидировании кредитов, недостаточно регламентировано. Несмотря на повсеместное использование термина «банковское кредитование на льготных условиях», было выявлено что данное понятие не определено ни в Федеральном законе № 209-ФЗ, ни в Гражданском Кодексе Российской Федерации, ни в соответствующих подзаконных актах, регулирующих порядок предоставления субсидий кредитным организациям. Проанализированы имеющиеся определения, в иностранных источниках, а также определения, известных ученых правоведов и экономистов. На основании выявленных существенных признаков, дано собственное определение данному понятию, описывающее специфику льготного кредитования, которое необходимо внести в новую редакцию закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, льготное кредитование, денежно-кредитная политика, программы поддержки, субсидирование процентной ставки.
Для цитирования: Сорокина Е. А. К вопросу о введении легального определения «льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства» // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 3.
С. 121-127. EDN: APVGJS
On the Issue of Introducing a Legal Definition of «Concessional Lending to Small and Medium-sized Businesses»
©Elena A. Sorokina
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Abstract. The relevance of considering this issue is due to the fact that, due to the tightening of monetary policy, subsidized commercial loans are becoming the only available means of financing for small and medium-sized businesses. The study examined in detail the regulations governing loan transactions in the Civil Code ofthe Russian Federation. The concepts of loan, commodity loan and commercial loan were highlighted. Special attention was paid to the concept of «bank lending on preferential terms». The purpose of this article is to consider the problem of the legal definition of the concept of «concessional lending to small and medium-sized businesses». Conclusions. Despite the fact that article 17 ofthe Federal Law «On the Development of Small and Medium-sized Enterprises in the Russian Federation» mentions financial support through the provision of subsidies, budget investments, state and municipal guarantees for the obligations of SMEs, it does not include concessional lending as a way of financial support. This means that the legal regulation of lending based solely on subsidizing loans is insufficiently regulated. Despite the widespread use ofthe term «bank lending on preferential terms», it was revealed that this concept is not defined either in Federal Law No. 209-FZ, nor in the Civil Code of the Russian Federation, nor in the relevant by-laws regulating the procedure for granting subsidies to credit organizations. The available definitions in foreign sources, as well as definitions of well-known legal scholars and economists, are analyzed. Based on the identified essential features, a proper definition of this concept is given, describing the specifics of concessional lending, which must be introduced into the new version of the law «On the Development of small and medium-sized Enterprises in the Russian Federation».
Keywords: small and medium-sized businesses, concessional lending, monetary policy, support programs, interest rate subsidies.
For citation: Sorokina E. A. On the Issue of Introducing a Legal Definition of «Concessional Lending to Small and Medium-sized Businesses» // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 3. P. 121-127. (in Russ.) EDN: APVGJS
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малого и среднего предпринимательства (да-лее—МСП) обеспечивает экономическую безопасность государства, вследствие того влияния, которое оно оказывают на устойчивость национальной экономики. В результате введения международных финансово-экономических санкций в отношении России, затронувших все отрасли экономической деятельности, потребовавших глубоких структурных изменений в экономике, субъекты предпринимательской деятельности оказались в непростой ситуации. Банковское кредитование является основой развития предпринимательской деятельности. Об этом говорит Й. Шум-петер в своей книге «Теория экономического развития», опубликованной в 1926 г. «Первая потребность предпринимателя есть потребность в кредите...» [1].
На совместном Заседании комитета Государственной Думы в ноябре 2023 г. Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Нибиуллина отметила, что в связи с ужесточением денежно-кредитной политики, связанной со стабилизацией инфляционных ожиданий,
кредитование в различных сегментах экономики будет замедляться. На первое место выходит стимулирующая бюджетная политика и льготное кредитование субъектов предпринимательской деятельности1.
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Льготные или точнее субсидируемые кредиты субъекты МСП получают не напрямую из бюджета, а через банки и иные кредитные организации согласно (п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации), которым предоставляется государственная поддержка, как показано на рисунке 1. Так как прямое бюджетирование не предусмотрено ни Федеральным законом № 209-ФЗ, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1 Выступление Эльвиры Набиуллиной на совместном заседании коми-
тетов Госдумы по Основным направлениям единой государственной
денежно-кредитной политики на 2024-2026 годы. Сайт Центрального Банка России. —11РК: https://www.cbr.ru/press/event/?¡d=17191 (дата обращения: 15.04.2024).
Федеральный бюджет
Заявка на кредит отМСП
О
Субсидии на выдачу льготных кредитов
Банк
Выдача кредита
Минэкономразвития
Рассмотрение, одобрение
Внесение в реестр
Рис. 1. Система «льготного кредитования». Источник: составлено автором.
Такие авторы, как И.Е. Дмитриева называют льготное или субсидируемое кредитование стимулирующим кредитованием [2]. Мыв своей работе будем придерживаться термина «льготное кредитование».
Первая программа льготного кредитования была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 1528 в 2016 г. В соответствии с Правилами, утвержденными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, бюджетные субсидии направляются кредитным организациям и государственной корпорации Развития «ВЭБ.РФ» для компенсации недополученных ими доходов по льготным кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям2.
В 2018 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 1764 была утверждена вторая программа. Министерством экономического развития были утверждены Правила выделения субсидий кредитным организациям из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов по льготным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства3.
2 Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации Развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке. [Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528] //СПС «Консультант Плюс». —Текст : электронный. —URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_210135/ (дата обращения: 12.04.2024).
3 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке. [Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764] // СПС «Консультант Плюс». —Текст : электронный. —URL: https:// http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315291/ (дата обращения: 15.01.2024).
Третья посчету программа—стимулирования кредитования (далее—ПСК) была разработана совместно Корпорацией МСП и Центральным Банком Российской Федерации в 2022 г. (протокол № 131от 15.03.2022)4.
Четвертая программа была разработана в 2022 году—это объединенная программа ПСК и субсидирование по программе № 1764 для промышленных МСП на инвестиционные цели и проектное финансирование5.
Утвержденная в 2022 году Постановлением № 469® пятая программа, направлена на поддержку высокотехнологичных и инновационных субъектов МСП, путем предоставления субсидий акционерному обществу «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
4 Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства утверждена решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» 15 марта 2022 г., протокол № 131 (с изменениями, утвержденными протоколом № 134 от 27.05.2022, протоколом № 138 от 18.07.2022, протоколом № 141 от 30.09.2022, протоколом № 144 от 16.11.2022, протоколом № 145 от 27.01.2023, протоколом № 149 от 21.04.2023, протоколом № 151 от 09.06.2023, протоколом № 152 от 14.07.2023, протоколом № 157 от 28.12.2023). —URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https:// corpmsp.ru/upload/iblock/633/toklq5zu36av27i82kqsec5as8do5fh3/ Programma-stimulirovaniya-kreditovaniya-_red.-28.12.2023_.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
5 О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке. [Постановление от 16.08.2022 № 1420].—0фициальный сайт Правительство России. —Текст : электронный. —URL: http://static.government. ru/media/files/YkyUA3X2AwJJ8WZPsCFql8tADOXlfTtX.pdf (дата обращения: 21.06.2024).
6 Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Российский Банк поддержки ма-
лого и среднего предпринимательства» на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022-2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). [Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2022 № 469]. -Справочно-правовая система «Консуль-
тант Плюс». —Текст : электронный. —URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_412876/ (дата обращения: 21.06.2024).
ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ТИП КРЕДИТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В Гражданском кодексе Российской Федерации (да-лее—ГК РФ) получили свою законодательную определенность основные сделки заемного типа, такие как заем, регулируемый главой 42 ГК РФ, товарный кредит—статьей 822 ГК РФ и коммерческий кредит—статьей 823 ГК РФ. Однако понятие «банковское кредитование на льготных условиях» не имеет четкого определения в законодательстве.
Проанализируем подзаконные нормативные акты, в которых упоминается термин «льготное банковское кредитование».
В Постановлении Правительства № 1528 употребляются понятия «льготный инвестиционный кредит» и «льготный краткосрочный кредит», определяемые как «целевые денежные средства в рублях, предоставляемые по льготной ставке» для осуществления деятельности в зависимости от целей кредитования, в определенных подотраслях сельского хозяйства на срок, который не превышает 15 лет для инвестиционного кредита и до 3 лет для краткосрочного кредита.
Льготная ставка в данном случае, обозначается как фиксированное значение, не зависящее от ключевой ставки и находящееся в пределе отодного до пяти процентов.
Проведем анализ подзаконных нормативных актов, в которых встречается термин «льготное банковское кредитование».
Рассмотрим Постановление № 1764, озаглавленное «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке», однако в тексте этого документа отсутствует разъяснение термина «льготная ставка».
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года7, упоминается понятие «кредит на льготных условиях» в рамках программ финансовой поддержки предпринимателей, реализуемой во всех регионах.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 мая 2022 № 811 «льготная процентная ставка определяется как процентная ставка по кредиту, установленная кредитным договором на период льготного кредитования, в размере разницы между процентной ставкой по кредитному договору без учета ее субсидирования и размером ставки субсидирования»8.
7 О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. [Распоряжение Правительства Российской Федерации от02.06.2016 № 1083-р]. —Справоч-но-правовая система «Гарант». —Текст: электронный. —URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/pnme/doc/71318202/PysclidHseewz04 sr683937303 (дата обращения: 15.02.2024).
3 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным на цели реализации инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Постановление Правительства РФ от 04.05.2022 N 811 (ред. от 25.08.2023)]. —Справочно-правовая система «Гарант». —Текст: электронный. — URL: https://base.garant.ru/404584662/.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2022 года № 14169 указывается, что «льготный кредит» представляет собой целевые средства в российских рублях, предоставленные банком заемщику по льготной ставке на основе кредитного договора, кредитной линии или синдицированной кредитной линии под уступку денежного требования. Однако данное определение не разъясняет на основе каких источников осуществляется предоставление целевых средств по льготной ставке.
Статья 11 утратившего юридическую силу Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ носила название «Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства»10. В п. 1 ст. 11 было определено, «кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, а разница в недополученном доходе компенсируется кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства». В данном определении не отражено путем каких средств осуществляется «компенсация недополученных доходов кредитной организации» [6]. Не сказано, что средства предоставляются из Федерального бюджета.
Несмотря на то, что статья 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»11 указывает на финансовую поддержку, путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП, она не предусматривает льготное кредитование как меру финансовой поддержки [5]. Это приводит к недостаточной регламентации кредитования, основанного исключительно на субсидировании кредитов.
Таким образом, можно заключить, что понятие «банковское кредитование на льготных условиях» не определено ни в Федеральном законе № 209-ФЗ12, ни в Гражданском Кодексе Российской Федерации, ни в подзаконных актах, регулирующих порядок предоставления субсидий кредитным организациям.
Вопрос отсутствия легального определения понятию «льготное банковское кредитование» представляет интерес для изучения многих ученых, так изучением данной темы занималась Г.Ф. Ручкина, Л.Т. Ибадова, А.Е. Ушанов.
Так Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Г.Ф. Ручкина предлагает законодательно закрепить право на получение льгот при кредитовании, что может по-мочьулучшитьдоступ МСП кфинансовым ресурсам [3;4].
9 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 407. [Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2022 № 1416]. —Справочно-правовая система «Гарант». —Текст : электронный. —URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405106425/ (дата обращения: 21.05.2024).
10 Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон № 88-ФЗ [принят Государственной Думой 12 мая 1995 года ]. —Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс». —Текст : электронный. —URL: https://base.garant.ru/10105800/(дата обращения: 12.04.2024).
11 Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон № 209 ФЗ [принят Государственной Думой 6 июля 2007 года]. —Справочно-право-вая система «Консультант Плюс». —Текст : электронный. —URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(03.04.2024).
12 Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон № 209 ФЗ [принят Государственной Думой 6 июля 2007 года]. —Справочно-право-вая система «Консультант Плюс». —Текст : электронный. —URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(03.04.2024).
Л.Т. Ибадова [6;7] исследует возможность определения условий кредитного договора, которые могут быть признаны льготными, и предлагает установить критерии для этого.
А.Е. Ушанов выдвигает идею закрепления понятия льготного кредитования в нормативно-правовом поле с учетом его политического, экономического и социального аспектов [8].
Подобное разделение действует в Германии. Государственную Финансовую поддержку МСП в Германии можно разделить на три группы:
-поддержка «инновационных МСП», которые создают что-то новое и внедряют инновации;
-поддержка «обычных МСП», которые адаптируются к вызовам, создаваемым инновационными фирмами, но сами по себе не внедряют инновации в свой бизнес; -поддержка «социальных МСП для поддержки малообеспеченных слоев населения», которые не способствуют ни экономической, ни социальной модернизации [9]. По мнению немецких ученых [9;10;11] важно проводить различие между различными типами МСП, чтобы государство могло дифференцировать свою политику в отношении них. Необходимо создавать подходящие условия для всех типов МСП, чтобы запустить процесс развития. На инновационные МСП, в том числе инновационные стартапы должен быть сделан основной упор.
О.В. Комарова проведя сравнительный анализ систем поддержки в России и Германии отмечает, что программы поддержки МСП в Германии носят целевой характер, в то время как в России программы поддержки построены по отраслевому принципу [10].
Согласно определению финансово-экономического словаря, под льготным понимается «кредит на длительный срок по ставке ниже рыночного уровня»13. Данное определение не полностью отражает все отличительные черты льготного кредитования.
На интернет сайте Департамента финансов Австралии «льготный кредит определен как кредит, предоставляемый на более выгодных условиях, чем заемщик мог бы получить на рынке кредитования»14. Далее указывается пере-ченьльготных условий, к которым относятся: -более низкая процентная ставка; -отсрочка погашения; -выплаты, зависящие от дохода. Как нам представляется, хотя в этом определении есть пояснение какие из рыночных условий являются льготными в банковском кредитовании, однако оно также имеет свои недостатки и не может полностью учитывать особенности российского законодательства.
Схожее определение приведено в монографическом исследовании Terence М. Yhip, The Practice of Lending (Практика кредитования) [13]. По определению, льготные кредиты имеют более длительный срок погашения, более низкую процентную ставку и более длительный льготный период, чем коммерческие кредиты, поэтому обслуживание долга является более управляемым.
Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С.Ю. Глазьев, делая акцент
13 Солянникова, С.П. Словарь финансово-экономических терминов : словарь / A.B. Шаркова, Е.В. Маркина, С.П. Солянникова [и др.]. —2-е издание. —Москва : Дашков и К, 2017. —1168 с. —ISBN 978-5-39402801-4.
14 Правительство Австралии Департамент финансов : сайт. —URL: https://www.finance.gov.au/publications/advice-paper/frequently-
asked-quest¡ons-concess¡onal-loans#:~:text=A%20concess¡onal%20 loan%20is%20a,income%2Dcontingent%20repayments (дата обращения: 15.01.2023). —Текст : электронный.
на значительном росте китайской экономики, указывает на основные источники финансирования инвестиций в первые годы ее подъема. Он подчеркивает, что целевые кредиты, предоставленные под приоритетные направления с низкой ставкой, являлись ключевым механизмом подъема китайской экономики. Эти кредиты выдавались государственной банковской системой и сопровождались строгим контролем за денежными потоками15.
На основе всего вышеизложенного можно вывести следующее определение, которое может быть введено в новую редакцию закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Банковское кредитование на льготных условиях можно определить, как кредитование субъектов МСП, относящихся к отраслям экономики, определяемых Правительством Российской Федерации в качестве приоритетных на более выгодных рыночных условиях, под которыми следует признать установление процентной ставки, которая находится ниже среднерыночных значений, использование поручительства Национальной гарантийной системы, предоставление кредитных каникул, и компенсация недополученной прибыли кредитным организациям за счет целевых средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации.
выводы
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В периоды кризиса государственная поддержка предпринимателей проявляется через финансовые меры, такие как бюджетное стимулирование приоритетных отраслей посредством предоставления льготных банковских кредитов;
2. В законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение льготного кредитования, что создает неопределенность в контексте финансовой поддержки предпринимательства в кризисные периоды;
3. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов позволил выявить ряд существенных чертльготно-го кредитования:
более низкая процентная ставка по кредитам по сравнению среднерыночным значением;
отсрочка погашения, кредитные каникулы;
использование поручительства Гарантийных фондов;
компенсация недополученной прибыли кредитным организациям посредством бюджетных ассигнований.
4. Было определено, что наиболее эффективно поддержка субъектов предпринимательской деятельности, осуществляется, когда государство проводит дифференциацию различных типов МСП. И в первую очередь развивает инновационные субъекты предпринимательской деятельности. Пример Германии показателен, вданном случае.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках исследования был проведен анализ законодательства и научной литературы с целью разработать определение термина «льготное кредитование субъектов
15 Глазьев, С.Ю. России нужна мобилизационная экономика с рыночным инструментарием// Ведомости : [сайт]. —Москва, 2022. —URL: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2022/08/24/937299-rossii-nuzhna-mobilizatsionnaya-ekonomika (дата обращения: 15.02.2024). —Текст : электронный.
малого и среднего предпринимательства», которое полно и точно отражает особенности такого кредитования. Несмотря на широкое использование данного термина,
было выявлено, что на законодательном уровне отсутствует однозначное определение этого понятия.
Список литературы:
1. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер. —Москва : Эксмо, 2008. -864 с. -ISBN 978-5-699-19290-8.
2. Дмитриева, И.Е. Развитие институтов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса : специальности 08.00.01; 08.00.10. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Дмитриева Ирина Евгеньевна ; ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». —Владикавказ, 2012. —24 с. Библиогр.: с.22-24. Место защиты: ФГБОУ ВПО «Северо-Осетин-ский государственный университет им. К.Л. Хетагурова».
3. Ручкина, Г.Ф. Совершенствование правового регулирования банковского кредитования как фактор, способствующий развитию малого и среднего предпринимательства в России // Предпринимательское право. —2014. —№ 1. —С. 31-38. —ISSN 1999-4788.
4. Ручкина, Г.Ф. Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. -2015. —№ 3. -С. 7-16. -ISSN 1812-3945.
5. Сорокина, Е.А. Становление и развитие правового регулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в России / Е.А. Сорокина // Проблемы экономики и юридической практики. —2022. —N° 5. Том 18. —С. 88-94. -ISSN 2541-8025. —EDN JOLZBM.
6. Ибадова, Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты : монография / Л.Т. Ибадова. — Москва : Волтерс Клувер, 2006. —257 с. —500 экз. — ISBN 5-466-00157-0.
7. Ибадова, Л.Т. Льготное кредитование малого бизнеса / Л.Т. Ибадова // Цивилист. -2006. —№ 1. -С. 85-91. -ISSN 2071-5889.
8. Ушанов, А.Е. Льготное кредитование: состояние, проблемы и пути решения / А.Е. Ушанов //Экономика, предпринимательство и право. -2022. —№ 12. Том 12. -С. 3317-3330. -ISSN 2222-534Х. -DOI 10.18334/ерр.12.12.116803.
9. Herr Hansjórg, Nettekoven The role of small and medium-sized enterprises in development: What can be learned from the German experience? = Роль малых и средних предприятий в развитии: чему можно научиться из немецкого опыта? / Herr Hansjórg Nettekoven, Zeynep Mualla // Global Labour University Working Paper. —2018. —№ 53. -P. 1-55. -ISSN 1866-0541. -Текст: электронный. -DOI отсутствует. —URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefi ndmkaj/https://www.econstor.eu/bitstream/10419/189840/l/GLU-WP-No53.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
10. Hobday, M. Latecomer Entrepreneurship: A Policy Perspective = Опоздавшее предпринимательство: политическая перспектива / М. Hobday, F. Perini, С. Manchester. New York: Columbia University, 2008. —Текст: электронный. —DOI отсутствует. —URL: https://policydialogue.org/files/publications/papers/18_Hobday_ Perini.pdf (access date: 15.04.2024).
11. Stiglitz, J. The Political Economy of Capabilities Accumulation: The Past and Future of Policies for Industrial = Политическая экономия накопления возможностей: прошлое и будущее политики промышленного / М. Cimoli, G. Dosi, J. Stiglitz // Laboratory of Economics and Management Sant'Anna School of Advanced Studies. Pisa, Italy: 2008. —P. 1-17.
12. Комарова, О.В. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России / О.В. Комарова // АНИ: экономика и управление. —2018. —№3 (24). —ISSN 2309-1762.
Reference list:
1. Schumpeter J.A. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy. —Moscow : Eksmo, 2008. —864 p. -ISBN 978-5-699-19290-8.
2. Dmitrieva I.E. Development of institutions for stimulating credit relations between banks and small businesses : specialties 08.00.01; 08.00.10. / abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Dmitrieva Irina Evgenievna ; North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. —Vladikavkaz, 2012. —24 p. Bibliogr.: pp.22-24. Place of protection: North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov.
3. Ruchkina G.F. Improving the legal regulation of bank lending as a factor contributing to the development of small and medium-sized businesses in Russia // Business law. —2014. — No. 1. -pp. 31- 38. — ISSN 1999-4788.
4. Ruchkina G.F. Credit organizations in the system of financial support for small and medium-sized businesses: some legal issues // Banking Law. —2015. —No. 3. —pp. 7-16. —ISSN 1812-3945.
5. Sorokina E.A. Formation and development of legal regulation of lending to small and medium-sized businesses in Russia // Problems of economics and legal practice. —2022. —V. 18. № 5. -Pp. 88-94. -ISSN 2541-8025. -EDN JOLZBM.
6. Ibadova L.T. Financing and lending to small businesses in Russia: legal aspects : monograph / L.T. Ibadova. —Moscow : Walters Kluwer, 2006. -257 p.-500 copies. -ISBN 5-466-00157-0.
7. Ibadova L.T. Concessional lending to small businesses // Civilist. -2006. —№ 1. -P. 85-91. -ISSN 2071_5889.
8. Ushanov A.E. Concessional lending: state, problems and solutions // Economics, entrepreneurship and law. —2022. — No. 12. Volume 12. -pp. 3317-3330. -ISSN 2222-534X. -DOI 10.18334/epp.l2.12.116803.
9. Herr Hansjórg, Nettekoven The role of small and medium-sized enterprises in development: What can be learned from the German experience? = The role of small and medium-sized enterprises in development: what can be learned from the German experience? // Global Labor University Working Paper. —2018. — № 53. -P. 1-55. -ISSN 1866-0541. -Text: electronic. -There is no DOI. —URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglcle findmkaj/https://www.econstor.eu/bitstream/10419/189840/l/ GLU-WP-No53.pdf (access date: 01/15/2024).
10.Hobday M. Latecomer Entrepreneurship: A Policy Perspective // Manchester. New York: Columbia University, 2008. — ISSN. —Text: electronic. —There is no DOI. —URL: https:// policydialogue.org/files/publications/papers/18_Hobday_ Perini.pdf (access date: 04/15/2024).
11.Stiglitz J. The Political Economy of Capabilities Accumulation: The Past and Future of Policies for Industrial // Laboratory of Economics and Management Sant'Anna School of Advanced Studies. Pisa, Italy: 2008. —P. 1-17.
12. Komarova O.V. Institute for Support of Small and medium-sized businesses: German experience and lessons for Russia // ANI: economics and management. —2018. —№3 (24). —ISSN 2309-1762.
13. Terence М. Yhip The Practice of Lending = Практика кредитования : монография / Terence М. Yhip, Bijan M. D. Alagheband // Cham, Switzerland : Springer International Publishing, 2020. —396 c. —ISBN 978-3-03-032196-3. —Текст : электронный. —DOI 10.1007/978-3-030-32197-0. -URL: https://link.springer.com/ book/10.1007/978-3-030-32197-0 (дата обращения: 08.09.2023).
13.Terence M. Yhip The Practice of Lending = Lending Practice / Terence M. Yhip, Bijan M. D. Alagheband // Cham, Switzerland : Springer International Publishing, 2020. —396 p. —ISBN 9783-03-032196-3. -Text : electronic. -DOI 10.1007/978-3-03032197-0. -URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-32197-0 (date of reference: 09/08/2023).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,63%.
Рецензент: Демченко М.В., кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана Юридического факультета по научной работе; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Статья поступила в редакцию 16.04.2024, принята к публикации 06.05.2024 The article was received on 16.04.2024, accepted for publication 06.05.2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сорокина Елена Анатольевна, Главный специалист Управления аттестации научных кадров Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; соискатель Кафедры правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, AuthorlD: 1120647, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elena A. Sorokina, Chief Specialist of the Department of Certification of Scientific Personnel of the Financial University under the Government of the Russian Federation; applicant for the Department of Legal Regulation of Economic Activities, Faculty of Law; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, AuthorlD: 1120647, e-mail: [email protected]