к вопросу о возможных направлениях развития профессионального образования
И. в. Ионин
Представлены некоторые взгляды на направления дальнейшего развития профессионального образования. Формирование социальной и профессиональной компетентности требует существенной модернизации самого учебно-воспитательного процесса. Принципиальные изменения должны произойти в отношениях преподаватель — студент. Суть этих изменений связана с внедрением активных, проблемных технологий. Однако главная роль принадлежит изменению содержательной стороны образовательного процесса. Фундаментализация высшего профессионального образования предполагает усиление методологической подготовки, существенную информатизацию и гуманизацию.
В современном мире господствующее положение в сфере образования занимает ценностная ориентация, базирующаяся на парадигме инструментально-технологической рациональности, в рамках которой образование рассматривается как средство достижения целей в экономике и политике. Образовательная политика в рамках данной парадигмы ориентирована на одностороннюю подготовку узких специалистов. Эта парадигма связана с культивированием специальных знаний, навыков и умений. Специальные знания, навыки и умения оказываются наиболее социально значимыми, вытесняя из центра культурного пространства на периферию духовно-нравственные и другие социальные ценности. В самом общем плане, можно сказать, что в парадигме инструментально-технологической рациональности акцент делается на отношения «человек—техника», «человек— профессия». Эта парадигма обусловливает углубляющуюся профессионализацию образования и как базовые показатели качества высшего профессионального образования рассматривает наличие у выпускников высшей школы определенной суммы знаний, умений, навыков, которые интегрируются в его квалификацию или специальность.
Парадигма инструментально-технологической рациональности придает институту образования узкопрагматический и технократический характер. И хотя на основе данной парадигмы западное общество достигло высоких результатов по уровню и качеству жизни, на сегодняшний день накопилось большое количество противоречий, требующих своего разрешения, в том числе и на уровне профессионального образования. В современных условиях стремительного усложнения социальной, духовной, культурной жизни общества неизмеримо возрастает значение фундаментальной подготовки специалиста. Это обусловлено динамизмом и масштабностью задач, с которыми встречается человечество по мере своего развития. Возрастание целостности мира, повышение взаимосвязи различных сторон жизни предполагает введение в повседневный оборот информации о сложных процессах глобального характера. Чтобы адекватно ориентироваться, а тем более осознанно участвовать в этих процессах, личность должна быть всесторонне развита и хорошо образованна.
Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятель-
ности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становятся обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.
В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятельности, идеально преобразует его. Уже в 1971 году Д. Белл утверждал: «Понятие „постиндустриальное общество"» делает упор на центральную роль теоретического знания как оси, вокруг которой выстраивается новая технология, экономический рост и новая стратификация общества» [8, с. 20]. Массовые социологические исследования неизменно показывают воздействие уровня образования на психологические и социальные характеристики личности. Согласно прогнозам экспертов в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкуренции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится 70—85 % прироста ВВП [1, с. 108].
Внедрение новых технологий, информатизация и автоматизация производства вносят такие изменения в профессиональный труд, для осуществления которых необходимо развитие многосторонних и универсальных способностей. В последнее время в качестве важнейшей функции системы образования выделяют становление интеллектуальной культуры личности: в процессе образования человек должен не просто получить некоторую сумму знаний, а научиться самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения. «Одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние, активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и
творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе, производственной» [6, с. 99].
Создание в современном российском обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни, соответствующая корректировка и модернизация общего и профессионального образования с сохранением его традиционных форм, гуманизация, гуманитаризация и «социализация» образования — это необходимые шаги на пути к формированию профессионально компетентной личности — работника XXI в., профессионала. Важнейшим направлением реформирования российской высшей школы становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования [7, с. 8].
Значительную роль в фундаментализации образования должно сыграть усиление методологической подготовки студентов, формирование методологической культуры выпускников вузов. Это означает, что процесс высшего профессионального образования должен быть ориентирован не просто на освоение конкретных теорий и прикладных дисциплин, но осваивал принципы мышления, основные проблемы, области применения теорий. Фундаментализация образования должна осуществляться за счет более строгого отбора материала, анализа содержания и выделения его основных инвариантов, более широкой отсылкой к справочной и другой вспомогательной литературе.
Особо важное значение в процессе фунда-ментализации играет информатизация образования. Как отмечают специалисты, информатизация образования имеет ряд несомненных достоинств: она может способствовать расширению мира личности, развитию тех потенциальных возможностей, которые заложены в личности, развить гибкость мышления, развивая адаптивные механизмы личности, предоставить ей выход на новый уровень образования, подключив к мировым образовательным стандартам.
В связи с появлением компьютера и массовым внедрением новейших информационных технологий в образовательную систему последняя значительно меняет свою форму. Образовательная система дополняется новым чрезвычай-
но важным компонентом — системой Интернет, — которая оказывается между преподавателем и студентом. С этого времени студент сам участвует в формировании своей информационной среды, что повышает его ответственность. Насколько он справится с этой новой ситуацией, покажет будущее. Однако уже сегодня ясно, что усложнение существующей схемы преподаватель—студент и образование новой системы преподаватель—компьютер—студент — это не столько количественное изменение структуры образовательного процесса, сколько начало нового качества образования. Новый этап развития информационной технологии позволяет студенту расширить информационное поле, по существу, сделать его практически безграничным, а далее предоставляет возможность решать творческие задачи, передавая компьютеру другие, чисто вычислительные задачи.
В целом информатизация образования открывает широкие возможности не только для студентов, но и для преподавателей, поскольку преподаватели получают новые возможности для развития личности обучаемого, сопоставления различных образовательных программ, с тем чтобы выбрать наиболее оптимальную из них. Не менее методически интересна предоставляемая преподавателю возможность создать необходимую обучающую среду, способствующую активизации студентов. Наконец, информатизация образования позволяет подключить к обучению новейшим дисциплинам всех желающих независимо от географического положения и возраста, если они имеют соответствующую информационную технологию. Усложняющиеся информационные технологии, применяемые к образованию, ставят по-новому старую проблему продуктивного и репродуктивного в мышлении и обучении. Информационные технологии не только «берут» на себя решение многих задач репродуктивного характера, но и способствуют развитию мышления, формируют новый механизм индуктивной деятельности студента. Как справедливо предположила в связи с этим Л. А. Микешина, «по-видимому, радикальные изменения в сфере обучения и образования в целом, формирующие новый интеллект, — это в значительной мере программы, разрабатывающие приемы и операции преобразования коренной интуиции» [5]. И поскольку интуиция — сложная, малоизученная сфера бытия мысли, перед иссле-
дователями открываются новые возможности продуктивного использования информационных технологий.
Тем самым информатизация — это не только один из путей генерализации знания и образования, но можно сказать, главное, магистральное направление развития интеллектуальной и технологической деятельности человека. Вместе с тем развитие информационных технологий не самоцель, а средство развития личности. Информатизация образования должна быть тесно связана с фундаментализацией, гуманизацией и экологизацией образования. Информатизация образования, не вписанная в определенную систему социально ориентированных гуманистических ценностей, может стать и в определенной мере уже становится объектом борьбы различных социокультурных традиций, средством манипулирования личностью и достижения узкогрупповых целей.
В связи с этим заслуживает специального анализа вопрос о влиянии современной массовой культуры на образовательные системы и новые задачи, которые встают перед этой системой при компьютеризации образования, все более широком вхождении телевидения, системы Интернета и других достижений новейших информационных технологий в повседневную жизнь и влияют на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Как подчеркивал Э. В. Ильенков, «ум недаром в русском языке происходит от одного корня со словами „умение", „умелец". Умный человек — это человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, людях, событиях, фактах. Именно судить — с точки зрения высших норм и критериев человеческой духовной культуры» [2, с. 21].
В связи с этим актуальным требованием модернизации содержания высшего профессионального образования является требование формирования творческих способностей личности, активное развитие креативной педагогики. Понятие креативность охватывает совокупность мыслительных и личных способностей. При определении его свойств выделяют признаки: наблюдательность, чувствительность к новому, новым проблемам; панорамность мышления, «широту категоризации»; избирательность памяти, беглость мышления, его гибкость и оригинальность. К творческим способностям относятся: способность предвидения, развитая фантазия, легкость генерирования идей, эрудиция.
Эти первичные признаки творческого мышления переплетаются, хотя и имеют свои специфику и единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческого мышления являются предметом развития. Творческие способности личности связаны с регуляторными процессами. Психологи отмечают, что у творческих людей среди эмоций доминируют агрессия и радость, а вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного и юмор. Следующее качество, входящее в структуру творческой индивидуальности, — саморегуляция. Сюда же относятся отмечаемые у творческих людей трудолюбие и упорство в достижении цели.
Ученые подчеркивают значение чувств удовлетворения от достижения целей. Есть тесная связь интеллектуальных, эмоциональных процессов мышления и практической деятельности. Эмоциональные процессы играют роль регулятора активности. Связанные с интуицией, они служат катализатором поиска [4, с. 72]. Развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, обогащает собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для формирования возвышенных эмоций.
Структуру творческой культуры личности, по мнению Н. Б. Крыловой, можно представить так: во-первых, это знания в области теории и практики творчества, задающие уровень творческого кругозора; во-вторых, установки и методологические принципы; в-третьих, творческие навыки, связанные с творческим опытом (уровень творческой активности); в-четвертых, применяемые в деятельности нормы ее научной организации, эвристические приемы (нормативный уровень творческой деятельности); пятым уровнем является эмоциональный (интуитивные процессы, творческий риск и азарт).
На основании этого вытекает одна из задач подготовки специалистов — придать указанным качествам характер способностей: 1) при проектировании замысла видеть проблемы, «схватывать» предстоящую деятельность; 2) при осуществлении замыслов решать задачи эвристического характера, генерировать идеи, критически анализировать варианты решений и выбирать лучшие, системно строить свою
деятельность; 3) на уровне регуляции и выполнения окончательного решения — способностей направлять решение задач по адекватному пути, доводя их до конечного результата, для чего нужны воля, работоспособность, интуиция, научные и эстетические критерии оценки деятельности (целесообразность, гуманность, гармония, красота, мера и др.). О формировании этого много говорили великие умы (Т. Эдисон, А. Эйнштейн, В. Г. Шухов, С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.) [4, с. 72—74].
Сегодня в передовых вузах страны внедряются концепции развития творческих способностей студентов. На младших курсах студенты изучают психологию (темы: память, внимание, мышление, динамическое чтение), а на старших курсах — логику, психологию и принципы инженерного творчества. Завершается цикл работами, увязанными со специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на выпускающих кафедрах. В курсовых проектах студенты ведут патентные исследования, проводят анализ предложенных технических решений, составляют формулы изобретения.
Теория и практика образования предлагают палитру активных методов обучения. Это имитационные, ситуационные, деловые игры, практикумы по психологии творчества, обучение студентов навыкам неалгоритмических методов творчества (мозгового штурма, мор-фоанализа, фокальных объектов, синектики), а также алгоритмических (алгоритмов решения изобретательских задач, компьютерной поддержки решения изобретательских задач и т. д.).
Большое внимание в имитационных и орга-низационно-обучающих играх уделяется стимуляции коллективного творчества. Анализируя методы развития креативности, Н. Б. Ковалева показывает, что к важнейшим принципам их использования в системе образования с целью формирования творческой позиции личности можно отнести: 1) игровое моделирование целостной профессиональной деятельности; 2) создание творческих установок за счет использования игровой ситуации; 3) снятие коммуникативных барьеров за счет использования игровых приемов; 4) актуализацию личного жизненного опыта; 6) создание условий для рефлексии способов работы и установления отношений между ними; 7) направленное обучение основным рефлексивным действиям [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глазьев С. Экономическая теория технического развития / С. Глазьев. — М. : Наука, 1990. — 232 с.
2. Ильенков Э. в. Философия и культура / Э. В. Ильенков. — М. : Политиздат, 1991. — 464 с.
3. Ковалева н. Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США / Н. Б. Ковалева. — М., 1994. — С. 102—107.
4. Крылова н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. — М. : Высш. школа, 1990. — 140 с.
5. микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования / Л. А. Микешина // Философия образования. Сборник научных статей / под ред. А. Н. Кочергина. — М. : Фонд «Новое поколение», 1996. — С. 43.
6. новиков П. н. Опережающее профессиональное образование : науч.-практ. пособие / П. Н Новиков, В. М. Зуев. — М. : РГАТиЗ, 2000. — 266 с.
7. Филиппов в. м. Российское высшее образование : на пути перемен / В. М. Филиппов, В. Н. Чистохвалов // Вестн. РУДН. — Сер. Философия. — 2003. — № 2. — С. 7—20.
8. Bell D. York, the post-industrial society : the evolution of an idea. The coming of post-industrial society, social forecasting / D. Bell. — N. Y. : Books, 1973. — 216 p.
Поступила 10.11.08