УДК 378.14
А. И. Попов, Н. П. Пучков
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Рассмотрены требования общества к готовности выпускника вуза к инновационной деятельности; выявлены основные черты используемых форм организации воспитания; рассмотрены особенности олимпиадного движения как инновационной формы организации воспитывающего обучения. Ключевые слова: воспитывающее обучение, инновационная деятельность, олимпиадное движение.
Abstract. requirements of a society to readiness of the graduate of high school for innovative activity are considered; the basic features of used forms of the organization of education are revealed, and features of Olympic movement as an innovative form of the organization of bringing up training are considered.
Keywords: bringing up training, innovative activity, Olympic movement.
Требования общества к готовности выпускника вуза к инновационной деятельности
Анализ современных подходов к совершенствованию системы высшего образования показывает, что для удовлетворения нужд экономики профессиональное становление личности должно рассматриваться как целостный процесс общекультурного и профессионального развития специалиста, формирования его готовности к инновационной деятельности, проявляющейся в успешном творческом применении знаний, умений и личностных качеств в деятельности в инновационной сфере и уверенности в результативности этой деятельности и возможности достижения поставленной цели.
Готовность выпускника к инновационной деятельности характеризуется умениями:
- обеспечивать творческий характер своей деятельности и деятельности своих сотрудников (особенно в роли руководителя);
- проводить объективную оценку имеющихся условий и ситуаций, определять наиболее вероятные способы действия;
- максимально эффективно распоряжаться имеющимися материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами;
- вырабатывать оптимальное управленческое решение в максимально короткие сроки;
- прогнозировать свои собственные мотивационные, волевые, интеллектуальные усилия;
- организовывать коллектив для совместной деятельности по исполнению принятого решения.
Выделенные характеристики готовности к инновационной деятельности предопределяют необходимость организации воспитывающего обучения в вузе, формирующего, наряду со знаниями, умениями и навыками, определенное мировоззрение, характер обучающегося, его личностные качества и направленного на решение задач:
- развития креативности личности и повышения стрессоустойчивости;
- тренировки быстроты реакции на внешние раздражители;
- овладения теорией оптимизации управленческих решений;
- формирования лидерских качеств и умений управления персоналом.
Целью нашего исследования является разработка такой формы организации воспитывающего обучения, которая бы позволила объединить решение указанных задач и в совокупности с существующими формами организации обучения обеспечила бы более высокий уровень освоения профессиональных компетенций. Воспитательная работа в этом случае рассматривается нами как составной элемент образовательного процесса, нацеленного на формирование, прежде всего, условий для творческого саморазвития. Трудность достижения поставленной цели обусловлена внутренними противоречиями в умениях, определяющих готовность к инновационной деятельности.
Прежде всего, характер деятельности специалистов инновационной сферы должен быть творческим, обеспечивающим новизну в разрабатываемых технических или социально-экономических системах и повышающим конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности. Но стрессовая ситуация, в которой осуществляется эта деятельность, приводит к торможению проявления креативности, причем чем больше ответственность за результаты, фондоемкость решения, более сжатые сроки, тем сильнее процесс торможения.
С одной стороны, творческий характер деятельности предполагает нешаблонное мышление, озарение, не всегда подчиняется законам логики; с другой стороны, необходимо организовывать деятельность в соответствии с правилами оптимизации, и выбранное решение должно быть единственным оптимальным решением с учетом принятого интегрального критерия. Деятельность в условиях стресса и ограничения времени очень часто предполагает наличие образцов, которые универсальны и решают проблему, но не всегда оптимальны.
И наконец, очень часто творческий человек не обладает достаточно развитыми лидерскими качествами, чтобы убедить окружающих в правильности своих решений и повести их за собой.
Характеристика существующих форм организации воспитания
Хотелось бы подчеркнуть, что процесс воспитания в вузе (в узкопедагогическом смысле) зачастую организован таким образом, что направлен на развитие отдельных качеств личности без организации взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью и с другими качествами.
Анализ публикаций, опрос обучающихся о характере проводимой с ними воспитательной работы показали ее основные направления в вузе:
- гражданско-патриотическое и духовное воспитание - важнейшее направление, являющееся частью формирования гражданского общества; к недостаткам его проведения в большинстве вузов можно отнести непостоянный характер и слабую связь с процессом профессионального становления;
- культурное воспитание, проводимое в основном в виде КВНов и смотров самодеятельности; к недостаткам можно отнести то, что его активными участниками становится незначительное число студентов, творческая деятельность здесь обычно идет лишь на подготовительном этапе, а находчивость и мобильность студентов практически не тренируются.
- спортивное воспитание - наиболее близко подходит к решению задач по формированию стрессоустойчивости и готовности к творческому характеру деятельности, но также в значительной мере ориентируется на отработку умений и навыков и при этом не несет в себе никакого профессионального контекста.
Такие (по содержанию) формы воспитательной работы не гарантируют (хотя и способствуют) формирование готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере и психологической устойчивости обучающихся.
Применяемые формы организации обучения как составной части воспитания (в широком смысле) также не достаточно эффективно формируют психологическую готовность к творческой деятельности в условиях становления инновационной экономики, что подтверждается следующими выводами.
Прежде всего, в современном образовании, несмотря на декларирование компетентностного подхода, делается упор на приобретение обучающимися умений и навыков, готовности действовать по алгоритму, на это настраивается и форма контроля качества образования в виде тестов (особенно в виде закрытых вопросов), что, конечно же, не стимулирует проявление творческих способностей (креативности). Навыки и умения, несомненно, являются основой профессиональных компетенций, но только на их основе без сформированного настроя и готовности к творческому саморазвитию нельзя обеспечить конкурентоспособность в современном мире.
Введение рейтинговой системы и использование ее в виде обратной связи, несомненно, повышает качество образовательного процесса; обучающиеся привыкают к равномерным плановым нагрузкам и размеренному темпу учебной деятельности, а преподаватель может вовремя скорректировать управляющие воздействия на студента. Но необходимо учитывать, что в условиях реального производства обеспечить такой плавный темп деятельности удается не всегда, что обусловлено быстрой сменой внешних социальноэкономических условий деятельности для хозяйствующих субъектов. При использовании рейтинговой системы влияние экзаменов на конечный результат, других учебных стрессовых ситуаций на учебно-профессиональную деятельность уменьшается. Обучающийся уже не обладает готовностью сконцентрироваться на какой-либо важной задаче и максимально использовать свои возможности. Нельзя сказать, что подготовка всей учебной дисциплины к экзамену за два-три дня является абсолютным благом, но именно в таких ситуациях закаляется борцовский характер и приобретается умение полностью реализовать свой потенциал при решении сложных производственноэкономических ситуаций. Поэтому целесообразно в воспитывающем обучении сохранить разумное количество учебных стрессовых ситуаций.
Еще на одном моменте хотелось бы акцентировать внимание - традиционные формы организации обучения предполагают абсолютную оценку обучающегося, что иногда мотивирует их на поиск «внеучебных» методов получения желаемой оценки, так как эта оценка незначительно влияет на взаимоотношения с остальными обучающимися. При относительной оценке деятельности обучающихся (например, в соревновании) именно коллектив препятствует «нелегитимным» методам оценивания деятельности обучающихся.
Организация обучения, особенно на младших курсах при изучении общепрофессиональных дисциплин в техническом вузе, редко предполагает коллективную деятельность, когда человек может проявить и свои лидерские качества, и умение работать в команде. Коллективные формы работы (например, совместная проектная деятельность, деловые игры и др.) встречаются чаще на старших курсах, но обычно в качестве руководителя коллектива выступает преподаватель, студенческие конструкторские бюро встречаются сейчас реже. Хотя традиционные формы организации обучения в необходимой мере обеспечивают подготовку обучающихся к моделированию своей деятельности, выбору критерия ее оптимальности и методов принятия решения, но даже в проектах новых ФГОС больше внимания этому уделяется на старших курсах, и поэтому не достигает своей максимальной эффективности фактор интеграции соревновательной и коллективной деятельности.
На основе анализа образовательного процесса в вузе и с учетом результатов проведенного нами анкетирования студентов младших курсов технических вузов выявились основные причины, затрудняющие их дальнейшую профессиональную карьеру. К ним относятся: недостаточная творческая направленность деятельности, в некоторых случаях слабая связь с профессиональной деятельностью, отсутствие возможности проявить себя и свои организаторские качества. Все это говорит в пользу необходимости поиска новых форм организации воспитывающего обучения, наиболее интегрированных с задачами профессионального обучения.
Инновационные формы организации воспитывающего обучения
В основе готовности к инновационной деятельности лежат творческие способности (креативность), развитие которых определяется индивидуальными психофизиологическими задатками личности, спецификой потребностей студента и социально-личностной стимуляцией. Поэтому существует необходимость оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение личности, и социально-педагогических механизмов формирования творческих профессиональных компетенций и готовности к инновационной деятельности, важнейшим из которых, на наш взгляд, является ближайшее социальное окружение человека (микросреда), где в процессе целенаправленного воспитания и совместной творческо-познавательной деятельности происходит действенная выработка программ творческого поведения обучающегося, формирующих его как креативную личность и элитного специалиста [1].
Воспитание готовности к инновационной деятельности возможно, прежде всего, через становление, развитие и самореализацию творческой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальной активности и толерантностью к неопределенности.
По нашему мнению, для достижения поставленной цели по формированию готовности к инновационной деятельности и развитию творческих способностей необходимо использовать олимпиадное движение как форму организации воспитывающего обучения. Олимпиадное движение - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели - подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к творчеству).
Эффективное олимпиадное движение предполагает наличие двух основных компонентов при условии системности их проявления:
- активная коллективная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса в рамках олимпиадных микрогрупп;
- активная соревновательная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса в рамках предметных олимпиад, конкурсов по специальности, конкурсов выпускных квалификационных работ.
Основными целями воспитывающего обучения посредством олимпиад-ного движения будут создание условий для эффективного профессионального становления студента и содействие полноценному личностному и профессиональному его развитию.
Воспитывающее обучение посредством олимпиадного движения состоит в усилии позитивных факторов процесса формирования инновационной готовности и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить его с внешними преобразованиями в образовательном процессе вуза, благоприятными для поддержки, подкрепления творческого потенциала субъекта развития.
В воспитывающем обучении необходима реализация следующих условий:
- деятельность обучающихся должна содержать профессиональный контекст и соответствовать требованиям ФГОС;
- деятельность должна происходить в условиях, наиболее благоприятных для индивидуума;
- образовательная деятельность должна иметь элемент состязательности, обеспечивающий реализацию стремления обучающегося к успеху, и имитировать условия конкурентной борьбы в условиях современного производства;
- в деятельности целесообразно использовать условия ограниченности времени и возможности использования ресурсов для формирования стрессо-устойчивости.
Воспитывающее обучение посредством олимпиадного движения способствует достижению одаренным человеком более высоких, незаурядных результатов в сфере своей профессиональной деятельности за счет использования творческих способностей личности в созданной олимпиадной креативной образовательной среде, которую мы рассматриваем как совокупность участников образовательного процесса, строящих свою деятельность в условиях интеграции обучения в команде и обучения в соревновании и нацеленности на достижение творческих, созидательных результатов [2].
Организация образовательного процесса в данной олимпиадной креативной образовательной среде основана на реализации принципов опосредо-ванности деятельности и принципа субъектности в обучении. Принцип опо-средованности деятельности нацеливает обучающихся на сознательное использование предметно-специфических и общенаучных методологических знаний. Реализация принципа субъектности в обучении предполагает организацию познавательного действия в зоне ближайшего развития. Помимо усвоения предметного знания, обучающийся усваивает также возможные программы и стратегии познавательной деятельности, которые будут востребованы им на этапе получения высшего профессионального образования. Наиболее значимым выражением принципа субъектности является рефлексивность деятельности, результатом которой является установление причин за-
труднений в реализации основной деятельности и принятие решения о путях их преодоления.
Среди факторов, влияющих на результативность направленного формирования готовности к инновационной деятельности посредством олимпи-адного движения, немаловажное значение принадлежит межличностным отношениям и внутригрупповому общению обучающихся в процессе творческой деятельности в рамках олимпиадных микрогрупп. Поэтому креативная олимпиадная среда имеет все шансы стать для ее участников психологически безопасной, так как имеет личностную значимость для включенных в нее субъектов и создана по их инициативе. В то же время психологическое насилие, свойственное любой конкурентной деятельности, компенсируется эмоционально-личностными и коммуникативными характеристиками ее субъектов. Для организации плодотворного творческого процесса педагогом должна создаваться атмосфера доверия, способствующая свободному выражению индивидуальных особенностей, при этом особое внимание должно уделяться включению в олимпиадные микрогруппы студентов со сходными личными особенностями. Личностно значимый характер деятельности участников олимпиадной микрогруппы сопровождается свободным выбором деятельности, индивидуальными особенностями таланта и мотивом удовольствия, что является важнейшим условием успешной профессиональной самореализации студентов.
Основными компонентами мотивации в системе олимпиадного движения должны явиться:
- стимулы, направленные на установление развивающих целей деятельности (студентам для себя, преподавателям для студента и, как следствие, преподавателям для себя);
- стимулы реактивного и рефлективного характера (связанные с усилением интеллектуальной активности и творческого саморазвития и самосовершенствования);
- стимулы, обусловленные потребностями региональной экономики;
- стимулы, ориентированные на достижение современных образовательных технологий;
- стимулы, связанные с формированием стиля мышления преуспевающего делового человека.
Заключение
Для удовлетворения требований общества к готовности выпускников вуза к инновационной деятельности необходимо интенсифицировать воспитывающее обучение, направленное на развитие креативности, повышение стрессоустойчивости, тренировку быстроты реакции на внешние раздражители, формирование лидерских качеств и умений управления коллективом. С целью повышения эффективности существующего воспитывающего обучения предложено более активно использовать инновационную форму организации обучения - олимпиадное движение как творческую деятельность всех участников образовательного процесса на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности.
Предложенные нами методологические подходы к организации воспитывающего обучения по формированию готовности студентов к инновацион-
ной деятельности посредством олимпиадного движения использованы при организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете [1, 2]. В качестве наиболее заметных результатов можно выделить повышение способности обучающихся строить свои межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с высококреативной профессиональной средой, что интенсифицировало подготовку элитных специалистов через проектирование индивидуальной и командной профессиональной деятельности и осуществление их профессионального творческого саморазвития.
Список литературы
1. Пучков, Н. П. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования / Н. П. Пучков, А. И. Попов // Вопросы современной науки и практики / Университет им. В. И. Вернадского. - 2008. - Т. 1. - № 1(11). - С. 165-173. - (Гуманитарные науки).
2. Пучков, Н. П. К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников / Н. П. Пучков, А. И. Попов // Вестник ТГТУ. - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 988-1001.
Попов Андрей Иванович
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра техники и технологии машиностроительных производств, Тамбовский государственный технический университет
E-mail: [email protected], Fylhtqxbr
Пучков Николай Петрович
доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Тамбовский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Popov Andrey Ivanovich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of engineering production technology, Tambov State Technical University
nail.ru
Puchkov Nikolay Petrovich
Doctor of pedagogic sciences, professor,
pro-rector for academic affairs,
Tambov State Technical University
УДК 378.14 Попов, А. И.
К вопросу о воспитании готовности студентов к инновационной деятельности / А. И. Попов, Н. П. Пучков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). -С.118-124.