УДК 342. EDN: Си^ОР
2.3. К вопросу о влиянии религии на экономическое и социальное развитие государства
©Батталова Линара Мухаматямилевна а ©Чернова Кристина Мария Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва, Россия a [email protected]
Аннотация: Цель исследования. В данной статье, исходя из ее названия, рассматривается влияние религии на законодательство, на социальную и экономическую сферу развития страны. Проанализирован тип государства по его отношению к религии, преимущества и недостатки светского, клерикального, теократического и атеистического государств. Это необходимо для определения того типа государства по его отношению к религии, которое имеет наиболее эффективное законодательство, помогающие ему развиваться. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что атеистический тип государства наиболее эффективно справляется с поставленными перед страной актуальными задачи. При этом необходимо заметить, теократия имеет такой же потенциал, хотя и является противоречием атеизму. Законодательство теократического государства, напрямую связано с мировоззрением служителей того или иного религиозного течения. По этой причине религия может являться неким тормозом, мешающим развиваться стране и обществу в современном мире и актуальных реалиях. Также стоит учитывать, что сильной стороной теократии являются сохраняющиеся культурные, моральные и нравственные ценности. Однако это не мешает атеистическому государству, подобному СССР, которое смогло выстроить, сохранить моральные и нравственные ценности клерикального государства, создав свою собственную культуру и став одним из самых успешных и быстро развивающихся государств прошлого века.
Ключевые слова: законодательство, религии, тип государства, светское государство, клерикальное государство, теократическое государство, атеистическое государство.
^ Для цитирования: Батталова Л.М., Чернова К.М.В. К вопросу о влиянии религии на экономическое и ^ социальное развитие государства // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №3. С. 070078. EDN: Си^ОР
On the Question of the Influence of Religion on the Economic and Social Development of the State
©Battalova Linara Muhamatyamilevna a ©Chernova Kristina Mariia Vladimirovna
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia a [email protected]
Abstract: Purpose of the research. In this article, based on its title, the influence of religion on legislation, on the social and economic sphere of the country's development is considered. The type of state is analyzed in relation to religion, the advantages and disadvantages of secular, clerical, theocratic and atheistic states. This is necessary to determine the type of state in its relation to religion, which has the most effective legislation to help it develop. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the atheistic type of state most effectively copes with the urgent tasks assigned to the country. At the same time, it should be noted that theocracy has the same potential, although it is a contradiction to atheism. The legislation of the theocratic state is directly related to the worldview of the servants of a particular religious movement. For this reason, religion can be a kind of brake that hinders the development of the country and society in the modern world and current realities. It is also worth considering that the strength of the theocracy is the lingering cultural, moral and ethical values. However, this does not prevent an atheistic state like the USSR, which was able to build up to preserve the moral and moral values of a clerical state, creating its own culture and becoming one of the most successful and rapidly developing states of the last century.
Keywords: legislation, religions, type of state, secular state, clerical state, theocratic state, atheistic state.
For citation: Battalova L.M., Chernova K.M.V. On the Question of the Influence of Religion on the Economic and Social Development of the State // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №3. Pp. 070-078. (in Russ.). EDN: CUIFOP
ВВЕДЕНИЕ
Россия является светским государством. Это закреплено в Конституции Российской Федерации статье 14. Однако, несмотря на это, не только в России, но и в ряде других светских государств вопрос правового содержания светскости государства не имеет четких рамок, расплывается в определении, что порой приводит к ошибке, что светскость не что иное, как атеизм. Но, если атеизм отказывается от религии в целом, то светскость подчеркивает отделение государства от церкви. Это может стать причиной конфликта, так как до определенного периода религия господствовала над властью. Но несмотря на это, светское государство может обеспечить более стабильную политическую обстановку внутри страны из-за того, что на власть более не давит (в случаи России) церковь.
Давая определение светскому государству, можно руководствоваться Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 06.07.2016), согласно которому статьей 4 пунктами 1 и 2: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Из данного Федерального закона определенно явствует разграничение светской и религиозной власти в России, однако ряд ученных по истории, социологии, политологии и богословию не могут не признать тесное «сотрудничество» церкви и государства Российского на протяжении всего исторического развития страны. И не удивителен тот факт, что государство в России активно сотрудничает с Русской православной церковью по ряду социальных вопросов.
СВЕТСКОЕ И АТЕИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Понятие «светскость» государства достаточно часто используется в исследованиях философов, историков, политологов и религиоведов. «К современным работам, в которых рассматриваются социально-политические аспекты светского государства, следует отнести работы М. О. Шахова, Ю. Борисова, М. П. Мчедлова, М. И. Одинцова, А. Колодина, Н. В. Володиной. Среди зарубежных исследователей можно отметить сборник научных работ под редакцией Дж. Мадлей, в котором проблема светскости рассматривается на примере взаимодействия церкви и государства в Восточной Европе в период влияния советской идеологии (вторая половина ХХ в.)» [ Лапицкий К.В., 2017].
Признаки: во-первых, государственный аппарат и религиозные объединения (церковь) не вмешиваются в ведение дел друг друга. Во-вторых, дела как государства, так и церкви лежат, если можно так выразиться, в разных полюсах. В-третьих, в светском государстве, как правило, не устанавливается обязательная для всех его граждан религия. В последнее время многими ученными выделяется четвертый признак - свобода совести. Этот признак, по их мнению, считается основополагающим для развития светскости.
Когда мы говорим о России, определение типа светского государства имеет размытые очертания. Русская православная церковь, имея историческое преимущество перед другими конфессиями на территории
страны, пользуется всеми возможностями, предоставленными законом для расширения своего влияния в социальной жизни граждан. Это наводит некоторых ученых на мнение, что Россия является светским государством лишь номинально, а фактически происходит рост тенденции к клерикализму в некоторых сферах. Есть ли клерикальные государства? Задаваясь этим вопросом, нельзя не привести в данной работе «Дискуссию о светском государстве на Конституционном совещании» М. А. Матюкова, где приводятся слова и других уважаемых ученых. Например, А. А. Агафоновой: «Стремление закрепить светский характер государства в первой же статье Конституции было вызвано желанием, с одной стороны, не допустить повторения опыта советского строительства с господством одной обязательной для всех идеологии, а с другой стороны, предоставить для всех конфессий равные возможности для их деятельности на территории России» [Ма-тюков М.А., 2017].
Точку зрения, что Россия - светское государство разделило большинство представителей в группе общественных организаций и конфессий. «Их аргументация, помимо уже приведенных доводов, имела массу нюансов. Например, М. П. Кулаков (Ассоциация религиозной свободы) считал, что «слово "светское" надо оставить, потому что иначе мы открываем дверь тому, чтобы наше государство стало идеологизированным: или атеистическим, или религиозным государством».
Из вышеприведенных цитат следует вывод, что Россия светское государство и непосредственно идет к клерикализму.
По мнению Д. О. Тепловой, сейчас мы наблюдаем совсем противоположную зависимость - церкви от государства: «В XXI в. именно безопасность общества побуждает гос-во контролировать духовно-нравственную жизнь общества. Поэтому духовная сфера жизнедеятельности общества закономерно подпадает под правовое регулирование со стороны государства, что требует изменения привычных, устоявшихся представлений о духовных ценностях и светскости» [Теплова Д.О., 2020]. И это цитата дает нам ответ, что светскому государству все-таки быть.
Пример атеистического государства - СССР, где до перестройки 1980-х годов, православная церковь и священнослужители подвергались гонениям. Термин атеизм произошел от греческого а0£о^ — «безбожный». Термин «атеист» возник как уничижительный эпитет «нечестивый», применявшийся к человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. «Атеистическое государство - это антирелигиозное государство, где религиозные организации могут действовать только обособленно от общества, государство исключает религию из всех сфер жизни общества, или борется с ней. Атеистическое государство может быть тоталитарным, так как государство контролирует все сферы жизни общества и проводит гонение на другие формы общественной жизни, в частности на религию» [Байнова М.С. 2016].
Признаки данного типа: государство преследует любое религиозное начинание; имущество церкви подвергается секуляризации; религия и все, что с ней связанно (религиозные праздники, обряды и так далее) в государстве становится под запретом; репрессии священнослужителей.
Клерикальное государство имеет только одну религию, являющуюся государственной. «Клерикальное государство - это государство, которое «несет на себе жесткую зависимость от конкретной религии (церкви), и потому можно говорить о государстве «христианском», «исламском» и «буддистском». В рамках этого типа государство осуществляет именно церковную (вероисповедную) политику, т.е. выстраивает систему отношений применительно к верующим гражданам (подданным) и религиозным организациям, не признавая вне вероисповедного состояния, атеистических убеждений и организаций» ]Кузнецов В.А., 2017].
Важный признак клерикального государства: государственный статус религии, закрепленный в законодательстве, позволяет религии иметь ряд преимуществ. Например, финансирование религиозной конфессии из государственной казны. Подобный пример положение церкви в Греции и Дании. Клерикализм начал свое зарождение задолго до того, как полностью сформировалась понятие клерикального государства.
Из Энциклопедии юриста мы знаем, что «теократическое государство - это особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит религиозной иерархии... В настоящее время примером подлинного теократического государства является Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию».
Из-за этого теократический тип государства имеет много общего с клерикальным. Однако народ теократического государства подчиняется непосредственно Богу, чья воля выражается устами пророков и его служителей. При теократии религия, как и в клерикализме, сильна. Духовенство пытается узурпировать власть, опираясь на монархию - инструментом его волеизъявления. А затем и сама монархия становится олицетворением божественной сущности. В настоящее время к теократическим государствам, согласно указанным признакам, можно отнести государства Ватикан, Саудовскую Аравию, Исламскую Республику Иран. Например, в Иране вероучительные принципы ислама нашли конституционное закрепление: ст. 2 Конституции Исламской Республики Иран.
Невозможно отрицать влияние религии на все сферы деятельности государства и жизни общества. Религия является одним из важнейших институтов социальной стороны общества. И, как странно бы нам не казалось, религия и экономика в современном мире имеют точки соприкосновения и сотрудничают друг с другом. Это объясняется непрямым воздействием религии на экономическую сферу жизни общества. По мнению авторов статьи «Религия и экономика: проблема методологических подходов», «монотеистическая религия стала формированием хозяйственной деятельности, ставшей основой современной экономики» [ Цырендоржиева Д.Ш., Багаева К.А., 2018].
Взаимодействие религии и экономики, как первая влияет на вторую, имеет две противоположные точки зрения. Взгляды М. Вебера представляют собой классическое понимание влияния религии на социологию, а значит и экономику. Вебер делал акцент на «религиозно-культурной составляющей современного капитализма». Протестантство не противоречило капитализму. Оно было рациональным и «здравомыслящим».
Протестантство поддерживало труд и образ жизни, способствующий честному заработку. Вебер отразил в своей работе «Хозяйственная этика мировых религий» видения на связь между религиозными идеями и социальными слоями, протестантизм играл роль религии, что позволила за счет своей социализации расширить понятие «социальные блага».
Другую точку зрения представляют ученые У. Бей-нбридж, Р. Финке. Их концепция базировалась на религиозной экономике в шестидесятые и семидесятые года прошлого века. В религиозных исследованиях этой группой ученых активно вводится экономическая терминология, а также появляется новый термин «религиозная экономика». Основа данной теории основывалась на религиозной организации как полноправного участника рынка. «Покупается» та религия, которая сможет «заманить к себе» нового прихожанина, новообращенного, своими идеями и обещаниями.
Несомненно, религия влияет на социальное развитие государства. В рамках вопроса, как же все-таки влияет религия на социальную жизнь общества, изучены статьи научных сотрудников Российского университета дружбы народов В. Н. Амелина и А. Л. Оганесян «Религия в социальной и политической жизни современной России: рецензия на монографию «Религия в современной России: контексты и дискуссии».
Религия играла важную роль в истории развития человечества, оказывая влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Роль религии в целом не изменилась. Она, религия, все также стабилизирует, не уклоняясь от традиционности, настроений в обществе. Религия подстраивается под современные «запросы» общества, учитывая и развитие технологий коммуникаций. Однако коммуникация в онлайн-пространстве не всегда дает те результаты, на которые рассчитывает религиозная организация. Причинами этого являются: невозможность соблюдать иерархию духовенства, свободное общение в социальных сетях, религиозный экстремизм, разница в возрастной категории, что ведет к отсутствую взаимопонимания.
Иерей Никита Кузнецов в монографии «Церковь и государство - принципиальные положения и модели возможного взаимодействия» указывает, что сотрудничество Церкви и государства обязательно в вопросах образования, так как воспитание личности происходит под религиозным началом. Иерей приводит в пример Королевство Греческое 1850-х годов как пример упадка уровня образования не только духовенства, но мирян. И сейчас мы можем наблюдать влияние того времени на современность: Греция значительно отстает от той же Италии (центр католической Европы и мира), где не проходила «акция» протестантских религиозных учений в противовес католическим.
Во Франции в начале прошлого столетия образование находилось в плачевном состоянии. Это произошло из-за того, что страна провела реформу по отделению Церкви от государственной политики. За реформой в религиозной сфере последовал и уровень понижения грамотности гражданского населения. Всеобщая грамотность составлял всего лишь 25%. В России же раздельное «ведение дел» Церкви и государство пришлось на 1917-1918 года. Это послужило поводом недоверия к пришедшей власти и отразилось впоследствии в «существенных трудностях в образова-
тельной... жизни» [Иерей Кузнецов Н., 2017].
В итоге, из работы иерея Никиты Кузнецова мы можем сделать вывод, что отделение церкви от образовательной системы ведет к снижению качества образования и уменьшению грамотного населения.
Нравственность и мораль не только способствуют снижению уровня преступности, но и помогают человеку проявить к ближнему любовь и милосердие. В наши дни благотворительность становится все более распространенной и является одним из социальных институтов, входит в социальную сферу общественной жизни граждан. Благотворительность регулируется на территории Российской Федерации ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительной деятельностью Церкви является осуществляемая ей добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче в пользу благополучателей имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительность опирается на Священное Писание и Священное Предание. Взгляды на покровительство ничего не имеющих людей у языческих римлян и древних германских племен нашли отклик в христианстве. Благотворительность в католицизме опирается на принципы христианского милосердия и постулатов и переплетается с путем спасения души через творения «добрых дел»: помощь бедным, страдающим, больным и так далее. Помощь предполагается как материальная, так и духовная. Материальная помощь носит в религиозной католической литературе название «дела милосердия для тела: «накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного» [Надеева М.И., Надеева Д.Б., 2017]. Духовные дела - это «дела милосердия для души». Христианин, вне зависимости от своего социального положения, не должен проявлять равнодушия к тяготам и проблемам ближнего, а сопереживать ему и помогать. Благотворительность в православии базируется на католической основе. В протестантизме как ответвлении (а именно в лютеранстве), желавшего искоренить католические религиозные учения и уничтожить «отходы» идеалов первых евангелистов. Произошел пересмотр взгляда на благотворительность: бедному не нужно бездумно помогать, его необходимо научить тому, что поможет ему жить в достойных условиях. Благотворительность в протестантстве имело противоположный католической благотворительной деятельности смысл. Она совершалась не с целью спасения собственной души, а с целью спасти душу человека, которому оказывается помощь. Не нужно проявлять жалость к бедному и нуждающемуся, а должно ему помочь возродиться духовно, найти призвание в профессии для его же развития. Позднее благотворительность становится социальной работой. Благотворительность в протестантизме имеет направления, схожие с католической и православной и опирается на Священное Писание. Говоря об исламе, в нем поддерживалась католическая идея милостыне. Так доходы мусульман облагались налогом в пользу поддержки бедняков этой самой милостыней. Мы увидели в первой части данного раздела, где говорилось
о пагубном влияние разделения Церкви и государства, когда сфера образования перешла под руководство государственной власти и тем самым понизился всеобщий уровень грамотности населения. А моральные и нравственные принципы, заложенные религией, способствуют понижению уровня преступности в стране. Религия помогает развитию образования и медицины, обогащает и культуру, преумножая исторические ценности. Говоря, более коротко социальная сфера в развитие государства не кажется возможным без религии.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СВЕТСКОГО, КЛЕРИКАЛЬНОГО, ТЕОКРАТИЧЕСКОГО И АТЕИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Когда говорится о достоинствах и недостатках типов государств по их отношению к религии стоит сказать о том, что закрепление роли религиозной организации на государственном уровне в законодательстве напрямую влияет на права граждан: свобода совести и свобода выбора. В Российской Федерации курс государственной политикой по отношению к религии расходится с ее закреплением в самом законодательстве. Это приводит к игнорированию такого права человека как свобода совести. Это произошло вследствие некорректного использование термина «свобода совести», позаимствованного из английского языка (как в Конституции 1993 года, так и в Федеральном законе от 26 сентября 2007 года №125-ФЗ (ред. от 30 ноября 2010 года) «О свободе совести и религиозных объединениях»). Ученые выявляют следующие недостатки данного закона: не корректная формулировка преамбулы; разделение религиозных объединений на юридические и физические лица без указаний объема их прав; нет собственного определения понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»; не корректное использование термина «свобода совести»; в Законе нет гарантий и механизмов со стороны государства, поддерживающих социально значимую деятельность религиозных организация [Агафонова А.А., 2017].
Проблема, с которой сталкиваются страны, где закреплена официальная религия, носит характер давления, оказываемого на граждан со стороны религиозного образования и поддерживаемого государством. Примерами являются Великобритания, Дания. Конечно, на закрепление в законодательстве «прав» религии влияет и социально-культурное наследие страны. История формирования типа государства по его отношению к религии играет весомую роль в законодательном закрепление религиозных организаций страны, имея преимущества или недостатки.
Первым государством, являющимся светским, стали Соединенные Штаты Америки в 1787 году (первая Конституции страны статье VI). 9 декабря 1905 года во Франции в действие вступил закон о разделении церкви и государства. За Францией последовали другие страны Европы. Также Франция стала страной «первопроходцем», употребив в своей Конституции 1958 года термин «светское государство». Что касается других типов государств, то мы не встретим теократию в современном мире в чистом виде, хотя большинство ее признаков встречаются в ОАЭ и Саудовской Аравии. Нет и атеистического государства. А в некоторых штатах США атеизм запрещен на законодательном уровне. Также свобода вероисповедания, а значит и права человека,
несколько попираются в ОАЭ, Пакистане и Кувейте, ре-гулируясь Уголовным кодексом. А в Российской Федерации же чувства верующих защищает Федеральный закон от 29 июня 2013 года №136-Ф3 («закон о защите религиозных чувств верующих»). За его нарушение несется уголовная ответственность.
Стоит отметить, что в мусульманских странах судебную функцию выполняют и религиозные суды (суды шариата). Это, например, закреплено на законодательном уровне в Конституции Иордании. Также в Саудовской Аравии, и Иране их существование как государств объясняется единением народа во восхваление Пророка и Его учений. Граждане данных стран лишены права на выбор религии.
Французская Республика (светское государство), Исламская Республика Иран (клерикальное государство), Королевство Саудовская Аравия (теократическое государство) и Российская Федерация (страна-преемница атеистического государства) вот перечень, и их политические и социальные сферы относительно реализации политико- социальных прав граждан.
КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Конституция Российской Федерации, как государства-приемника СССР, принятой в 1993 году. В Разделе первом в Главе 1 Статье 2 сразу же говорится, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Политические права граждан зафиксированы в Статье 3 пунктах 2 и 3 - власть осуществляется народом через органы государственной власти и выражение власти народа посредством референдума и свободных выборов; Статья 13 гласит «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»; Глава 2 Статья 32 пункт 4 «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Социальные права закреплены в следующих статьях: Статье 7 пункте 2 «.охраняется труд и здоровье человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. инвалидов, пожилых граждан. устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»; Статья 40 и 41 Главы 2 гласят о праве каждого на жилище и медицинскую помощь. Статья 43 пункт 1 Главы 2: «Каждый имеет право на образование». Права человека в Главе 2 Статье 19 пунктах 1, 2 и 3 даны каждому вне зависимости от пола, расы, национальности, языка и так далее, все равны перед законом.
Достоинства светского государства - это отсутствие давления религии на государственные дела и лишение Церкви каких-либо привилегий на государственном уровне, что положительно сказывается на бюджете страны. Недостатки же заключаются в следующем: застой в образовательной среде (судя по Франции), пониженное внимание к гуманитарным профессиям (как следствие - бунты и недовольства), возможно потеря нравственных и моральных ценностей.
Статья Е. А. Осипова «Экономическая реформа 1965 года как фактор сближения между Москвой и Парижем» освещает реформы, производимые в атеистическом типе государства (СССР). Экономическое сотрудничество между Францией и Советским Союзом
прежде всего обуславливается политической «разрядкой». Например, сотрудничество в сфере технологий («СЕКАМ») и автомобилестроения («КАМАЗ»). В реформе Косыгина 1965 года цены стали играть первостепенную роль, так как из-за них произошла переоценка цены. Партнерство с развивающими странами. Первой страной, с которой начал сотрудничать Советский Союз, стал Египет. Следующими стали Иран и Индия [Осипов Е.А., 2017]. СССР в своих действиях в экономической сфере руководствовалась только пользой для предприятий и страны. Социально значимые вопросы не рассматривались в экономическом контексте. Могла бы религия, будь она еще одной «главой» государства помешать сотрудничеству и более открытой политике Советского Союза в экономике? Сказалось ли отсутствие религии на социальной стороне жизни граждан социалистического государства? Учитывая, что в СССР был «комплексный» подход к воспитанию молодежи (пионеры, октябрята), а также партия, отсутствие религии с воспитательной стороны не заметно.
Исходя из всего вышеизложенного, у атеистического государства на примере СССР недостатков нет, но при этом у такого государства есть достоинства, которые заключаются в том, что религия не мешает экономическому развитию. А где есть рост в экономике, там есть и рост социальных сфер жизни общества.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЕТСКОГО, КЛЕРИКАЛЬНОГО, ТЕОКРАТИЧЕСКОГО И АТЕИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Французская Республика (экономические показатели развития): ВВП Франции на душу населения составил на 2020 год составил 39 030 тысяч долларов США; уровень безработицы в 2020 году в стране не превышал 10% процентов - 8,2%. Социальные показатели развития: затраты на здравоохранение (% к ВВП) в 2019 году во Франции составляли 11,1%; государственные затраты на образование составили в 2018 году лишь 5,41%; на 2021 год индексы преступности и безопасности в стране составляют 51,99% и 48,01% соответственно.
Исламская Республика Иран (экономические показатели развития): ВВП Ирана на душу населения составил на 2020 год составил 2 422 тысяч долларов США; уровень безработицы в 2020 году в стране превышал - 10,8%. Социальные показатели развития: затраты на здравоохранение (% к ВВП) в 2019 году в Иране составляли лишь 6,7%; государственные затраты на образование составили в 2018 году только 3,66%; на 2021 год индексы преступности и безопасности в стране составляют 49,38% и 50,62% соответственно.
Королевство Саудовская Аравия (экономические показатели развития): ВВП Саудовской Аравии на душу населения составил на 2020 год составил 20 110 тысяч долларов США; уровень безработицы в 2020 году в стране - 5,6%. Социальные показатели развития: затраты на здравоохранение (% к ВВП) в 2019 году в Саудовской Аравии составляли лишь 5,7%; государственные затраты на образование в 2018 составили лишь 5,14%; на 2021 год индексы преступности и безопасности в стране составляют 49,38% и 50,62% соответственно.
Российская Федерация (экономические показатели развития): ВВП России на душу населения составил на 2020 год составил 10 037 тысяч долларов США; уровень
безработицы в 2020 году в стране - 5,8%. Социальные показатели развития: затраты на здравоохранение (% к ВВП) в 2019 году в России составляли 5,6%; государственные затраты на образование составляли средний показатель по четырем взятым странам 4,68%; на 2021 год индексы преступности и безопасности в стране составляют 39,99% и 60,01% соответственно.
Из вышеприведенных данных мы наблюдаем следующую картину: Французская Республика намного успешнее в экономическом развитии, чем другие страны. Что касается социальной и правовой сферы, возвращаясь к Конституциям государств, мы можем сделать вывод, что признание государственной религии никак не влияет на индекс преступности и безопасности в стране, данные показатели у Ирана и Саудовской Аравии выше и ниже соответственно, чем у России и Франции. Конституция Французской Республики также уступает Конституциям остальных трех государств, не имея некоторых пунктов, концентрируясь на отношениях Правительства и Парламента нежели на гражданах. Российская Федерация и Французская Республика свободны от религиозных писаний в законодательной, политической, экономической и социальной сферах (в отличии от Ирана и Саудовской Аравии). Они быстрее смогут воспринять перемены и сменить курс внешней и внутренней политике для наибольшей выгоды для своих государства и граждан.
ВЫВОДЫ
Исследовав историю развития светского, клерикального, теократического и атеистического государств, мы делаем следующие выводы:
• Влияние религии на курс внешней и внутренний политики государства;
• В социальной сфере важна работа партий/правительств;
• Религия затормаживает развитие государства и населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исламская Республика Иран. Конституция (1979). Конституция Исламской Республики Иран: вступила в силу 3 декабря 1979 г. / Исламская Республика Иран. Конституция (1979). // С. 37. Электронный ресурс «Конституции государств (стран) мира. Библиотека конституций Пашкова Романа. - Текст электронный - URL: https://worldconstitutions. ru/?p=83 (дата обращения: 27.04.2022).
2. Королевство Саудовская Аравия. Конституция (1992). Конституция Королевства Саудовской Аравии: вступила в силу 31 января 1992 г. / Королевство Саудовская Аравия. Конституция (1992). // С. 10. Электронный ресурс «Конституции государств (стран) мира. Библиотека конституций Пашкова Романа. - Текст электронный - URL: https:// worldconstitutions.ru/?p=86 (дата обращения: 27.04.2022).
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 16. - Ст. 2592.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В информации, изложенной выше, мы смогли увидеть, как развивались светская Франция и атеистический Советский Союз: отсутствие работы партии и правительства в первом государстве привели к протестам со стороны студентов, обесцениванию гуманитарных профессий; в СССР же, благодаря комплексному подходу партии к воспитанию молодежи и «сопровождению» население, ничего из социальной сферы не обесценилось, а гуманитарные профессии были уважаемы народом.
Другую картину мы видим в клерикальной Исламской Республике Иран и теократическом Королевстве Саудовская Аравия: религия распространила свое влияние на все сферы жизни общества, принуждая его находиться в состоянии стагнации. В Иране обстановку ухудшают санкции со стороны США. А в Саудовской Аравии высокий процент недовольных классовым неравенством подданных. Преодолеет ли исламское духовенство свою закостенелость во взглядах, которые в современном мире являются неким сдерживающим барьером для развития общества и государства?
Религия не только вера для простых граждан, это политический инструмент для глав и правителей государств, это оружие истребляющие целые культуры. Это одна из причин, почему (и на данный момент) на научном уровне нет ни одной точки зрения, которая закрепляла бы однозначное превосходство какого-либо типа государства по его отношению к религии над другими. Хотя мы и можем наблюдать эволюцию взглядов в данном вопросе, однако он зачастую связан с определенной религией и ее влиянием на общество. Противоречия, существующие касательно того, какими же должны быть отношения между государством и религией, и работы, публикующиеся довольно часто, каждый раз позволяют взглянуть на светское, клерикальное, теократическое и атеистическое государство по-разному.
REFERENCES
1. Islamic Republic of Iran. Constitution (1979). Constitution of the Islamic Republic of Iran: entered into force on December 3, 1979 / Islamic Republic of Iran. Constitution (1979). // P. 37. Electronic resource "Constitutions of states (countries) of the world. Library of constitutions of Pashkov Roman.
- Electronic text - URL: https://worldconstitutions. ru/?p=83 (date of access: 04/27/2022).
2. Kingdom of Saudi Arabia. Constitution (1992). Constitution of the Kingdom of Saudi Arabia: entered into force on January 31, 1992 / Kingdom of Saudi Arabia. Constitution (1992). // P. 10. Electronic resource "Constitutions of states (countries) of the world. Library of constitutions of Pashkov Roman.
- Electronic text - URL: https://worldconstitutions. ru/?p=86 (date of access: 04/27/2022).
3. Russian Federation. Constitution (1993). Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 / Russian Federation. Constitution (1993). // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 16. - Art. 2592.
4. Французская Республика. Конституция (1958). Конституция Французской Республики: принята 28 сентября 1958 г. / Французская Республика. Конституция. - 2009. - С. 55. Электронный ресурс «Конституции государств (стран) мира. Библиотека конституций Пашкова Романа. - Текст электронный - URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 27.04.2022).
5. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. Электронный ресурс «Организация Объединенных Наций». - Текст электронный
- URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 27.04.2022).
6. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтер-стве): Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 / Российская Федерация. Законы. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. -№ 29. - Ст.4595.
7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 30.04.2021 № 136-Ф3 / Российская Федерация. Законы. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 18. - Ст. 3080.
8. Российская Федерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26. 09. 1997 № 125-ФЗ / Российская Федерация. Законы. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 14. - Ст. 1430.
9. Иерей Кузнецов Н. Церковь и государство — принципиальные положения и модели возможного взаимодействия: монография / Иерей Кузнецов Н.
- Москва: Директ-Медиа, 2021. - 296 с. - с. 70-76 см., ISBN: 978-5-4499-2651-7.
10. Надеева М.И., Надеева Д.Б. Милосердие и благотворительность в зеркале мировых религий: монография/ Надеева М.И., Надеева Д.Б. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017 - Казань: Издательство КНИТУ, 2017. - 216 с. - с. 74-205 см., ISBN: 978-5-7882-2119-9.
11. Агафонова А.А. Конституционное и муниципальное право. Общие подходы к правовому регулированию института религиозных объединений России в свете опыта зарубежных стран / Агафонова А.А. Статья. «Конституционное и муниципальное право», 2011, N 8. Электронный ресурс «Юридический портал Центр Берег». - Текст электронный
- URL: https://center-bereg.ru/b5004.html: 2017. (дата обращения 25.04.2022).
12. Байнова М.С. Государство и идеология, религия: Научная статья. / Москва: Российский государственный социальный университет / Электронный ресурс «КиберЛенинка». / Байнова М.С. -Текст электронный - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvo-i-ideologiya-religiya: 2016. - С. 5 (дата обращения: 12.04.2022).
4. French Republic. Constitution (1958). Constitution of the French Republic: adopted 28 September 1958 / French Republic. Constitution. - 2009. - P. 55. Electronic resource "Constitutions of states (countries) of the world. Library of constitutions of Pashkov Roman. - Electronic text - URL: https:// worldconstitutions.ru/?p=138 (date of access: 04/27/2022).
5. The UN Universal Declaration of Human Rights of December 10, 1948. Electronic resource "United Nations". - Electronic text - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml (date of access: 04/27/2022).
6. Russian Federation. Laws. On charitable activities and volunteering (volunteering): Federal Law No. 135-FZ of August 11, 1995 / Russian Federation. Laws. // Collection of legislation of the Russian Federation. -2020. - No. 29. - Art. 4595.
7. Russian Federation. Laws. On Amendments to the Federal Law "On the Federal Information Address System and on Amendments to the Federal Law "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation": Federal Law No. 136-FZ of April 30, 2021 / Russian Federation. Laws. // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2021. - No. 18. - Art. 3080.
8. Russian Federation. Laws. On freedom of conscience and religious associations: Federal Law No. 125-FZ of September 26, 1997 / Russian Federation. Laws. // Collection of legislation of the Russian Federation. -2000. - No. 14. - Art. 1430.
9. Priest Kuznetsov N. Church and state - fundamental provisions and models of possible interaction: monograph / Priest Kuznetsov N. - Moscow: Direct-Media, 2021. - 296 p. - With. 70-76 see, ISBN: 978-54499-2651-7.
10. Nadeeva M.I., Nadeeva D.B. Mercy and charity in the mirror of world religions: monograph / Nadeeva M.I., Nadeeva D.B. Kazan: Kazan National Research Technological University, 2017 - Kazan: KNRTU Publishing House, 2017. - 216 p. - With. 74-205 see, ISBN: 978-5-7882-2119-9.
11. Agafonova A.A. Constitutional and municipal law. General approaches to the legal regulation of the institution of religious associations in Russia in the light of the experience of foreign countries / Agafonova A.A. Article. "Constitutional and municipal law", 2011, N 8. Electronic resource "Legal Portal Center Coast". - Electronic text - URL: https://center-bereg.ru/b5004.html: 2017. (Accessed 25.04.2022).
12. Baynova M.S. State and ideology, religion: Scientific article. / Moscow: Russian State Social University / Electronic resource "CyberLeninka". / Baynova M.S. - Electronic text - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvo-i-ideologiya-religiya: 2016. - P. 5 (date of access: 04/12/2022).
13. Голамреза А.Н. Характеристика социально-экономического развития Ирана и принципы управления в иранской экономике. Научная статья. / Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова / Электронный ресурс «КиберЛенинка». / Голамреза А.Н. - Текст электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ harakteristiki-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irana-i-printsipy-upravleniya-v-iranskoy-ekonomike/ viewer: 2018. (дата обращения: 12.04.2022).
14. Лапицкий К.В. Взаимодействие церкви и государства к вопросу о понятии «светское государство»: Научная статья. /Санкт-Петербург: Санкт-Петер-бургкий государственный университет, кафедра российской политики / Лапицкий К.В. Электронный ресурс «КиберЛенинка». - Текст электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimodeystvie-tserkvi-i-gosudarstva-k-voprosu-o-ponyatii-svetskoe-gosudarstvo/viewer: 2017. - С. 2 (дата обращения: 11.04.2022).
15. Митюков М.А. Дискуссия о светском праве на конституционно совещании: Научная статья. / Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) / Электронный ресурс «КиберЛенинка». / Митюков М.А.
- Текст электронный - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/diskussii-o-svetskom-gosudarstve-na-konstitutsionnom-soveschanii/viewer: 2017. - С. 2 (дата обращения: 12.04.2022).
16. Осипов Е.А. Экономическая реформа 1965 года как фактор сближения между Москвой и Парижем. Научная статья. Электронный ресурс «КиберЛе-нинка». / Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ « «Мировая система социализма» и глобальная экономика в середине 1950-х - середине 1970-х годов: эволюция теории и практики экономического и технологического лидерства СССР» (№ 17-18-01728) / Осипов Е.А.
- Текст электронный - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ekonomicheskaya-reforma-1965-goda-kak-faktor-sblizheniya-mezhdu-moskvoy-i-parizhem: 2017 (дата обращения: 13.04.2022).
17. Рогожин А.А. ИКТ как направление диверсификация экономики Саудовской Аравии. Научная статья. / Москва: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН / Рогожин А.А., кандидан экономический наук, научный сотрудник / Электронный ресурс «КиберЛенинка».
- Текст электронный - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ikt-kak-napravlenie-diversifikatsii-ekonomiki-saudovskoy-aravii/viewer: 2021. (дата обращения: 12.04.2022).
18. Теплова Д.О. Светское государство в контексте религиозного ренессанса: Научная статья. / Иркутск: Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия / Электронный ресурс «КиберЛенинка». / Теплова Д.О., кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин / - Текст электронный - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/svetskoe-gosudarstvo-v-kontekste-religioznogo-renessansa/viewer: 2020. - С. 3 (дата обращения: 12.04.2022).
13. Golamreza A.N. Characteristics of the socioeconomic development of Iran and the principles of management in the Iranian economy. Research Article. / Moscow: Moscow State University. M.V. Lomonosov / Electronic resource "CyberLeninka". / Golamreza A.N. - Electronic text - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/harakteristiki-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irana-i-printsipy-upravleniya-v-iranskoy-ekonomike/viewer: 2018. (Date of access: 12.04. 2022).
14. Lapitsky K.V. Interaction of church and state to the question of the concept of "secular state": Scientific article. / St. Petersburg: St. Petersburg State University, Department of Russian Politics / Lapitsky K.V. Electronic resource "CyberLeninka". - Electronic text - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimodeystvie-tserkvi-i-gosudarstva-k-voprosu-o-ponyatii-svetskoe-gosudarstvo/viewer: 2017. - P. 2 (accessed: 04/11/2022).
15. Mityukov M.A. Discussion about secular law at the constitutional meeting: Scientific article. / Moscow: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MGYuA) / Electronic resource "CyberLeninka". / Mityukov M.A. - Electronic text - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/diskussii-o-svetskom-gosudarstve-na-konstitutsionnom-soveschanii/ viewer: 2017. - P. 2 (date of access: 04/12/2022).
16. Osipov E.A. Economic reform of 1965 as a factor of rapprochement between Moscow and Paris. Research Article. Electronic resource "CyberLeninka". / The article was prepared with the financial support of the Russian Science Foundation grant "The World System of Socialism" and the global economy in the mid-1950s - mid-1970s: the evolution of the theory and practice of economic and technological leadership of the USSR (No. 17-18-01728) / Osipov E .A. - Electronic text - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ekonomicheskaya-reforma-1965-goda-kak-faktor-sblizheniya-mezhdu-moskvoy-i-parizhem: 2017 (date of access: 04/13/2022).
17. Rogozhin A.A. ICT as a direction of economic diversification in Saudi Arabia. Research Article. / Moscow: National Research Institute of World Economy and International Relations. EAT. Primakov RAS / Rogozhin A.A., Candidate of Economic Sciences, Researcher / Electronic resource "CyberLeninka". - Electronic text - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ikt-kak-napravlenie-diversifikatsii-ekonomiki-saudovskoy-aravii/viewer: 2021. (Date of access: 04/12/2022).
18. TeplovaD.O. Secular state in the context of the religious renaissance: Scientific article. / Irkutsk: East-Siberian branch of the Russian State University of Justice / Electronic resource "CyberLeninka". / Teplova D.O., PhD in Law, Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines / - Electronic text - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/svetskoe-gosudarstvo-v-kontekste-religioznogo-renessansa/viewer : 2020. - P. 3 (date of access: 12.04.2022).
19. Худокоморов А.Г. «Экономическое чудо» во Франции: формирование и результаты дирижистской модели в 1944-1973 годах. / Худокоморов А.Г. Научная статья. / Москва: Московский государ-свенный университет им. Ломоносова / Электронный ресурс «КиберЛенинка». - Текст электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskoe-chudo-vo-frantsii-formirovanie-i-rezultaty-dirizhistskoy-modeli-v-1944-1973-godah/ viewer: 2019. (дата обращения: 12.04.2022).
20. Алебастрова И. Процессы секуляризации и кле-рикализации в современном мире: поиски конституционного баланса / Сравнительное конституционное обозрение №5 (114), 2016. Электронный ресурс «ResearchGate». / Алебастрова И. - Текст электронный - URL: https://www.researchgate. net/publication/310762067_The_processes_of_ secularization_and_clericalization_in_the_modern_ world_seeking_for_a_constitutional_balance: с. 117137.
19. Khudokomorov A.G. "The economic miracle" in France: the formation and results of the dirigiste model in 1944-1973. / Khudokomorov A.G. Research Article. / Moscow: Moscow State University. Lomonosov / Electronic resource "CyberLeninka". - Electronic text - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskoe-chudo-vo-frantsii-formirovanie-i-rezultaty-dirizhistskoy-modeli-v-1944-1973-godah/ viewer: 2019. (date accessed: 04/12/2022).
20. Alabastrova I. The processes of secularization and clericalization in the modern world: the search for a constitutional balance / Comparative constitutional review No. 5 (114), 2016. Electronic resource "ResearchGate". / Alabastrova I. -Electronic text - URL: https://www.researchgate. net/publication/310762067_The_processes_of_ secularization_and_clericalization_in_the_modern_ world_seeking_for_a_constitutional_balance: p. 117137.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью "К вопросу о влиянии религии на экономическое и социальное развитие государства"
Актуальность данной статьи видится в том, что в настоящее время нет определенной точки зрения на то, какой тип государства по его отношению к религии наиболее эффективно справляется с поставленными перед современной внутренней и внешней политикой задачами в различных сферах.
Авторами проведен оригинальный анализ типа государств, охватывающий развития стран, как на определенных исторических моментах, так и в конкретных сферах. Было рассмотрено законодательство нескольких стран на основе их Конституций, где были выделены в качестве светского, клерикального, теократического и атеистического типа. Между странами проведен сравнительный анализ в социальной и экономической сферах. После чего был сделан вывод о том, какой тип государства по его отношению к религии наиболее эффективно развивается в настоящем времени.
Статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и рекомендуется к публикации.
Рецензент: д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Нарутто С.В.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,17%
Статья поступила в редакцию 26.04.2023, принята к публикации 16.05.2023 The article was received on 26.04.2023, accepted for publication 16.05.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Батталова Линара Мухаматямилевна, канд. юрид. наук, доцент; доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГО-БУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). E-mail: [email protected]
Чернова Кристина Мария Владимировна, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет).
ABOUT THE AUTHORS
Battalova Linara Mukhamatyamilevna, Cand.Sci. (Law), Associate Professor, "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Financial University). E-mail: [email protected]
Chernova Kristina Mariia Vladimirovna, Federal State Educational Budgetary Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Financial University).