Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации'

К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная система / доходы бюджетов / экономическая неопределенность / риски

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ложечко Александр Сергеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономической неопределенности. Автором были выделены основные факторы экономической неопределенности, определены направления их влияния, обоснованы подходы к оценке влияния каждого из факторов на процесс принятия управленческих решений экономическими агентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Ложечко А. С.

Ложечко Александр Сергеевич /Lozhechko Alexander Sergeevich - аспирант, кафедра «Государственные и муниципальные финансы»,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономической неопределенности. Автором были выделены основные факторы экономической неопределенности, определены направления их влияния, обоснованы подходы к оценке влияния каждого из факторов на процесс принятия управленческих решений экономическими агентами.

Ключевые слова: бюджетная система, доходы бюджетов, экономическая неопределенность, риски.

Волатильность экономической среды приводит к необходимости более детального и глубокого изучения процессов, протекающих в рамках управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации - от того, в какой степени результаты исполнения бюджетов по доходам будут соответствовать прогнозным и, главное, плановым показателям, во многом будет зависеть и развитие соответствующей территории. Увеличение объема финансовых ресурсов, поступающих в бюджеты бюджетной системы, должно в перспективе привести к кумулятивному росту доходов прочих субъектов экономики и росту деловой активности в целом [2].

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под доходами бюджетов бюджетной системы понимаются «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся <...> источниками финансирования дефицита бюджета». При этом доходы бюджетов бюджетной системы подразделяются на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления [1].

Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является неотъемлемой и одной из важнейших составляющих частей всего процесса управления бюджетной системой.

Под управлением доходами бюджетов субъектов Российской Федерации будем понимать особый вид деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально созданных ими экономических субъектов по прогнозированию, планированию, реализации научно обоснованных управленческих решений и контролю над формированием доходов соответствующих бюджетов с помощью установленных законодательством Российской Федерации инструментов и методов с целью проведения социально-экономической политики, ориентированной на особенности каждого конкретного субъекта.

На любой процесс управления существенное влияние всегда оказывает среда, в которой находится управляемая и управляющая системы; в анализируемом случае управления доходами бюджетов бюджетной системы данная особенность заключается в социальной основе экономических отношений, которая способствует тому, что однозначно определить последствия управленческих решений становится невозможно. Именно такая, непрогнозируемая часть последствий воздействия решений субъектов управления - органов государственной власти и местного самоуправления - на поведение прочих экономических агентов является, на наш взгляд, основной причиной существования экономической неопределенности.

Анализ точек зрения отечественных и зарубежных экономистов на понятие экономической неопределенности [4, 5, 8, 9] позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, неопределенность - неотъемлемая характеристика экономической среды, в которой действуют абсолютно все экономические субъекты, включая государство.

Во-вторых, источником неопределенности является отсутствие информации, необходимой для качественной и полной оценки явлений, процессов, последствий управленческих решений.

Таким образом, экономическая неопределенность - это характеристика изменчивости экономической системы, та степень, в которой экономические агенты не способны, в силу отсутствия у них необходимой информации, оценить возможность влияния на их управленческие решения совокупности факторов различного рода, источником которых является сама система.

В-третьих, усиливающиеся с каждым годом процессы глобализации способствовали усложнению структуры неопределенности, выделению двух качественно различных по своей сути совокупностей факторов (сторон) неопределенности: национальных (внутренних) и международных (внешних).

На наш взгляд, факторы (стороны) экономической неопределенности следует определить как порожденные недостатком информации об экономической системе источники рисков, обуславливающие снижение точности оценки последствий управленческих решений и приводящие к формированию частных рисков для экономических субъектов.

Факторы экономической неопределенности являются центральной категорией в авторской системе понятий, ориентированных на формирование оригинального подхода к пониманию сущности данного явления. Именно факторы экономической неопределенности составляют собой саму экономическую неопределенность - фундаментальную характеристику среды. В то же самое время факторы

неопределенности порождают риски - возникающие вследствие превышения допустимого уровня отсутствия информации у экономических агентов ситуации, порождающие альтернативы в принимаемых решениях, результатом разрешения которых могут быть либо негативные последствия, либо отсутствие положительного результата.

Неверное или неточное понимание экономическими агентами источника стремительно формирующихся в экономике рисков, борьба с последствиями, а не с причинами, способствует превращению управленческого процесса в борьбу с гидрой, когда на месте, казалось бы, нивелированного риска возникают два новых.

Учитывая, что анализу рисков и превентивных мер, направленных на противодействие им, посвящено множество научных работ [3, 6, 7], а факторы неопределенности - непосредственные источники рисковых ситуаций - чаще всего оказываются вне фокуса исследований, нам видится необходимым провести работу по классификации сторон неопределенности с выделением основных направлений их влияния на экономическую систему. Дальнейший анализ будет проведен в аспекте влияния экономической неопределенности на процесс формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако его результаты, при необходимости, легко могут быть экстраполированы на иные звенья экономической системы страны.

Во-первых, по отношению к экономической среде факторы экономической неопределенности можно классифицировать на внутренние и внешние. Так, на доходы региональных бюджетов могут влиять кредитные факторы внешней или внутренней неопределенности (когда коммерческие организации -плательщики налога на прибыль не могут с необходимой им точностью оценить последствия ограничения для них кредитных ресурсов в рамках международного или внутреннего экономического пространства).

Во-вторых, по влиянию на управленческие решения: факторы прямого, косвенного и смешанного влияния. Факторы прямого влияния непосредственно оказывают воздействие на процесс принятия управленческих решений, являясь следствием недостатка информации о возможности реализации будущих событий (например, валютный фактор неопределенности при сильной волатильности курса национальной валюты не позволяет с точностью утверждать, сколько будет стоить национальная денежная единица завтра, что приводит к необходимости избегать соответствующих вложений). Факторы косвенного влияния реализуются через порожденные ими риски (не всегда того же экономического содержания). Например, валютный фактор неопределенности может породить для коммерческой организации риск востребования кредиторской задолженности со стороны ее контрагента (в связи с его попытками изыскать дополнительные финансовые ресурсы в период волатильности курса национальной валюты), что, в конечном итоге, может привести к снижению доходов региональных бюджетов из-за снижения деловой активности субъектов экономики. Факторы смешанного влияния одновременно оказывают воздействие и как стороны неопределенности, и как порожденные ими риски.

В-третьих, по экономическому содержанию: кредитные, валютные, инвестиционные и другие факторы неопределенности. Степень влияния данных факторов неопределенности на управленческие решения находится в прямой зависимости от уровня развития соответствующей институциональной среды (если региональная политика не уделяет должного внимания привлечению инвестиций в субъект Российской Федерации, то доходы бюджета ожидаемо будут снижаться или, в лучшем случае, перестанут расти).

В-четвертых, в соответствии с временной характеристикой: системные (являются характеристикой данной экономической системы; требуются глубокие институциональные преобразования, чтобы избавиться от таких факторов неопределенности) и несистемные (временно возникшие в связи с определенными обстоятельствами).

В-пятых, в соответствии с пространственной характеристикой: в зависимости от воздействия экономикогеографического положения экономического субъекта на влияние на него фактора неопределенности выделяют факторы неопределенности полного покрытия и неполного покрытия. Так, например, если ВРП некоторого региона характеризуется высокой долей сельскохозяйственного сектора, за исключением одного города, градообразующим предприятием которого является организация сталелитейной промышленности, то, соответственно, возможная недоступность кредитов для организаций аграрного сектора никак на нем не скажется и не приведет к необходимости принимать дополнительные меры по снижению кредитного фактора неопределенности.

Таким образом, каждая из сторон неопределенности одновременно может быть отнесена к каждому из пяти видов в соответствии с данной классификацией.

Исходя из сказанного выше, необходимо заметить, что количественную оценку следует проводить, на наш взгляд, основываясь на третьем классификационном признаке - на экономическом содержании фактора неопределенности.

Так, оценку влияния кредитного фактора неопределенности на доходы региональных бюджетов следует проводить на основе анализа изменения стоимости кредитных ресурсов для юридических и физических лиц на соответствующей территории, величине просроченной задолженности по кредитам и так далее. Изменение значения кредитного фактора неопределенности должно, в первую очередь, свидетельствовать о степени доступности кредитных ресурсов для экономических агентов.

Валютный фактор неопределенности, являющийся для федерального уровня бюджетной системы внутренним, а для регионального и местного - внешним, отражает степень волатильности курса национальной валюты, невозможность предсказать его динамику. Инфляционный фактор

неопределенности, соотносящийся с уровнями бюджетной системы так же, как и валютный, наиболее прост в оценке - по нашему мнению, достаточно в данном случае оценить динамику индексов потребительских цен.

Инвестиционный фактор неопределенности является наиболее сложным для оценки; на наш взгляд, данный показатель может быть оценен как изменчивость основных финансовых коэффициентов организаций уже осуществляющих деятельность на соответствующей территории (например, субъекта Российской Федерации). В таком случае итогом анализа станет значение инвестиционной привлекательности территории для новых предпринимателей.

Как было сказано выше, для регионального уровня бюджетной системы Российской Федерации внешние факторы экономической неопределенности распадаются на два своеобразных подвида: факторы международной и национальной неопределенности. Для местного уровня бюджетной систему возникают факторы региональной экономической неопределенности, которые также будут являться внешними по отношению к бюджету местных органов власти.

Анализируя возможные пути оценки международных (внешних) факторов неопределенности, необходимо отметить, что, на наш взгляд, наиболее оптимальным вариантов количественной характеристики является выделение странового фактора неопределенности. Данный интегральный показатель должен быть рассчитан на основе динамики индексов РТС или ММВБ.

Важно отметить, что факторы экономической неопределенности и риски необходимо четко отличать друг от друга. Риски всегда детерминированы; мы всегда можем указать на влияющие на нас риски, на их характер - возможность получить ущерб, либо не получить выгоду. Кроме того, риски всегда оказывают различное влияние на разных экономических агентов и могут быть присущи только отдельным видам экономической деятельности или отдельным экономическим субъектам. Так, например, не существует долгового фактора экономической неопределенности для региональных или местных бюджетов, но существует риск нарушения долговой устойчивости бюджета, который может явиться следствием влияния валютного фактора неопределенности на экономику соответствующей территории.

Подводя итог настоящему исследованию, отметим, что экономическая действительность свидетельствует о необходимости оценки влияния экономической неопределенности на процесс принятия управленческих решений всеми экономическими субъектами - от домохозяйств до органов государственной (муниципальной) власти.

Для достижения данной цели следует однозначно определить само понятие экономической неопределенности, провести линию демаркации между ее факторами и рисками.

Экономическая неопределенность - это характеристика изменчивости экономической системы, та степень, в которой экономические агенты не способны, в силу отсутствия у них необходимой информации, оценить возможность влияния на их управленческие решения совокупности факторов различного рода, источником которых является сама система.

Факторы (стороны) экономической неопределенности следует понимать как порожденные недостатком информации об экономической системе источники рисков, обуславливающие снижение точности оценки последствий управленческих решений и приводящие к формированию для экономических субъектов частных рисков, которые, в свою очередь, представляют собой возникающие вследствие превышения допустимого уровня отсутствия информации у экономических агентов ситуации, порождающие альтернативы в принимаемых решениях, результатом разрешения которых могут быть либо негативные последствия, либо отсутствие положительного результата.

На основе подхода к пониманию экономической неопределенности, изложенного в данной статье, становится возможным провести ее количественную оценку, которая, на наш взгляд, должна представлять собой интегральный показатель, характеризующий величины влияния отдельных факторов неопределенности.

И только после этого появляется возможность установить подходы к смягчению влияния экономической неопределенности, которые могут быть разработаны исключительно государством. Будут ли они направлены на нивелирование волатильности курса национальной валюты или на снижение стоимости кредитных ресурсов, в результате произойдет не только рост объемов финансовых ресурсов, поступающих в бюджеты бюджетной системы, но и кумулятивный рост доходов всех субъектов экономики.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 17.07.1998 г.: по

сост. на 08.09.2015]. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - 03 марта. - № 31. -

ст. 3823ч.

2. Домбровский Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.: Дисс. ... канд. эк.

наук. Москва, 2013. 211 с. С. 13.

3. Костина Н. В. Истоки возникновения и методические основы анализа предпринимательского риска. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 22 (2810). С. 147-151.

4. Кузьмин Е. А. Неопределенность и определенность в управлении организационно-экономическими системами: монография. // Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2012. 184 с. С. 32.

5. Найт Ф. Риск, неопределенность, прибыль. // Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. 360 с. С. 30.

6. Николаев И. В. Методы оценки финансовых рисков экономических систем в условиях кризиса. // Проблемы экономики. 2011. № 4. С. 131-134.

7. Панягина А. Е. Подходы к пониманию и классификации рисков. // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1-11.

8. Эрроу К. Информация и экономическое поведение. // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 98.

9. Keynes J. M. «The General Theory of Employment». // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 51. No. 2 (Feb., 1937). p. 214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.