Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 372.881.161.1
Т. В. Никитина, Н. А. Швецова, Н. А. Лебедева
К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Авторы предлагают формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно, с использованием специально разработанных интерактивных коммуникативных методов обучения, которые отражают специфику будущей профессии и моделируют ситуации профессиональной коммуникации. Основываясь на опыте работы Пермского института ФСИН России, авторы особое внимание уделяют особенностям формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в процессе теоретического обучения. Авторами разработан алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин. Авторы соотносят содержание гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин с составляющими профессиональной коммуникативной компетенции (базовая, профессионально-ориентированная и профессионально-специализированная коммуникативная компетенция), предлагая инвариантные, вариативные и специфические упражнения.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная коммуникативная компетенция, сотрудник уголовно-исполнительной системы, алгоритм, интерактивные коммуникативные методы обучения, общепрофессиональные дисциплины, профессиональные дисциплины, специальные дисциплины
Ссылка для цитирования:
Никитина Т. В., Швецова Н. А., Лебедева Н. А. К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 84-94. сМ: 10.32744^.2019.2.7
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 2 February 2019 Published: 30 April 2019
T. V. Nikitina, N. A. Shvetsova, N. A. Lebedeva
The question of inclusion of blocks of communicative orientation in the content of disciplines in the course of training of cadets of institutes of the Federal Penal Service of the Russian Federation
It is offered to form professional communicative competence of cadets throughout the entire course of training in a departmental higher education institution on a step-by-step basis, comprehensively, and using specially developed interactive communicative methods of training, which reflect the specifics of future profession and model situations of professional communication. Based on the experience of the Perm Institute of the Federal Penal Service of the Russian Federation, special attention is drawn to peculiarities of the formation of professional communicative competence of cadets in the process of theoretical training. The algorithm of inclusion of various blocks of communicative orientation in the content of academic disciplines is developed. The authors associate the content of humanitarian, socio-economic, professional, and special disciplines with the components of professional communicative competence (basic, professionally oriented, and professionally specialized communicative competence), offering invariable, variable, and specific exercises.
Keywords: professional communicative competence, employee of the penal system, algorithm, interactive communicative methods of training, general professional disciplines, professional disciplines, special disciplines
For Reference:
Nikitina, T. V., Shvetsova, N. A., & Lebedeva, N. A. (2019). The question of inclusion of blocks of communicative orientation in the content of disciplines in the course of training of cadets of institutes of the Federal Penal Service of the Russian Federation. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 38 (2), 84-94. doi: 10.32744/pse.2019.2.7
_Введение
< уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Даже с людьми, преступившими закон, наказанными и отбывающими наказание, необходимо взаимодействие с целью общения субъектов.
Основы профессионализма закладываются в ходе профессионального образования в учебных заведениях, поэтому ведомственные вузы ФСИН России стремятся преодолеть имеющиеся недостатки в подготовке специалиста.
Для сотрудников УИС важной составляющей профессиональной подготовки является коммуникативная компетенция, так как от него помимо знаний закона, нормативно-правовой документации требуются еще и определенные коммуникативные способности: умение убеждать, заинтересовать, учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника.
_Обзор литературы
Формирование коммуникативной компетенции - одна из категорий, к которой в течение длительного промежутка времени обращено внимание исследователей.
К изучению проблем формирования речевой культуры обращались Ю.Д. Апресян, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б. Н. Головин, В.Г. Костомаров, М.В. Ломоносов, М.В. Панов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба и др. В последние годы возрос интерес к проблематике формирования профессиональной коммуникативной компетенции (Ch. Brumfit [1], W. Littlewood [2], Straksiene G. [3], М.Л. Кусова [9] и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (Т.А. Кукарцева [8], И.А. Мачульская [10], Д.И. Новоселецкая [14]), культуры речи сотрудников УИС (Г.А. Гиренок [6], Н.П. Тюменева [15]), коммуникативной компетенции юристов (А.А. Воробьев [4], О.В. Климова [7] и др.), коммуникативной компетенцией кинологов никто не занимался.
Значительное количество вышеназванных работ посвящено формированию иноязычной коммуникативной компетенции. При этом в настоящий момент практически не разработан вопрос формирования коммуникативной компетенции как составной части профессиональной подготовки будущего сотрудника УИС. Анализ методологических исследований по вопросам формирования коммуникативной компетенции позволил констатировать, что единая методическая система совершенствования речевой деятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном вузе в них не представлена, что свидетельствует о недостаточной изученности вопроса формирования коммуникативной компетенции курсантов.
Мы полагаем, что профессиональную коммуникативную компетенцию необходимо формировать не только при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи», но и других общепрофессиональных, профессиональных и специальных дисциплин в рамках реализации основной образовательной программы.
Цель статьи - разработать алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин с учетом структуры и содер-
жания компонентов профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в зависимости от профиля их подготовки.
_Результаты исследования и их обсуждение
Овладение знаниями, умениями и навыками, их закрепление на практике и непосредственное профессиональное их применение, безусловно, должны происходить поэтапно. В процессе осуществления качественной профессиональной подготовки офицеров для подразделений охраны и конвоирования, режима и безопасности и кинологических подразделений в Пермском институте ФСИН России сформированы модели подготовки выпускника по специализациям «Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» [12], «Кинология» [11]. В данных моделях предусмотрено поэтапное формирование у обучаемых необходимых профессионально-специализированных компетенций, которыми должны обладать сотрудники данных подразделений.
Новизной данного исследования являются разработанный нами алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин с учетом направлений и профилей подготовки на основе моделей формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России. Под профессиональной коммуникативной компетенцией курсантов мы понимаем заданную результативную характеристику курсанта, которая достигается в процессе его профессиональной подготовки в ведомственном вузе и определяет готовность и способность использовать сформированные у него базовые, профессионально-ориентированные и профессионально-специализированные коммуникативные знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной коммуникации (как письменной, так и устной) в соответствии с моделью методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России [13].
Мы полагаем, что профессиональная коммуникативная компетенция курсантов состоит из трех блоков (базовая, профессионально-ориентированная, профессионально-специализированная коммуникативные компетенции), с которыми напрямую связаны инвариантная, вариативная и специфическая части профессиональной коммуникативной компетенции курсанта.
Так, базовая коммуникативная компетенция отвечает за способность к эффективной коммуникации в стандартных ситуациях и составляет инвариантную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта.
Профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция отвечает за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-ориентированного характера и составляет вариативную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта. Она необходима для осуществления основных видов профессиональной деятельности.
Профессионально-специализированная коммуникативная компетенция составляет специфическую часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта и отвечает за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы) УИС), то есть
помогает осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности.
Для включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин нами разработан алгоритм, который предполагает следующие шаги:
1) анализ содержания гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин с целью выявления разделов и тем, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов;
2) соотнесение выделенных разделов и тем учебных дисциплин с составляющими профессиональной коммуникативной компетенции курсантов: базовая, профессионально-ориентированная и профессионально-специализированная коммуникативная компетенция;
3) определение содержательного наполнения коммуникативных блоков, включенных в выделенные разделы и темы учебных дисциплин, имеющих инвариантное, вариативное и специфическое дидактическое обеспечение;
4) разработка интерактивных коммуникативных технологий обучения, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов;
5) подбор коммуникативных ситуаций (стандартных, профессионально-ориентированных или профессионально-специализированных) в зависимости от направления (профиля) подготовки;
6) распределение коммуникативных ролей участников с последующим закреплением функций;
7) подготовка и последующее разыгрывание ситуации по ролям, дающее возможность продемонстрировать свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий, создать модель поведения, характерного для повседневной жизни или профессиональной деятельности реальных людей;
8) анализ результатов, групповое и индивидуальное оценивание деятель-ности участников (например, по следующей схеме: исполнители -И наблюдатели -И преподаватель), разбор ошибок, определение уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.
Отметим, что формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов рамках первого периода (на первом курсе обучения) предполагает использование интерактивных коммуникативных методов обучения в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. В этот период закладываются базовые знания, умения и способы действия [5, с. 47], способствующие дальнейшему формированию данной компетенции. Результатом первого периода является сформированная способность к оцениванию своих коммуникативных возможностей и способностей, осознание того, что коммуникативная компетенция важна для дальнейшей успешной профессиональной деятельности, готовность и потребность в осуществлении коммуникации, потребность в сотрудничестве, взаимодействии. В рамках данного периода осуществляется актуализация личного опыта, формирование мотивации на овладение коммуникативной компетенцией, обращается внимание на методы и приемы работы с текстом, выстраивание коммуникации между людьми на основе осознанного использования единиц системы языка и основ речеведения. Для этого этапа характерно формирование у курсантов опыта эффективного коммуникативного взаимодействия, необходимого для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности.
Продемонстрируем это на описании деловой игры «Жалоба», организуемой при изучении темы «Социальные общности, институты, организации и движения. Социальные и этносоциальные отношения» дисциплины «Социология и политология».
Фабула игры. В адрес учреждения, исполняющего уголовные наказания, поступила жалоба от близкого родственника осужденного, отбывающего наказание в данном учреждении. Начальник учреждения издает приказ о проведении служебной проверки. В состав комиссии по проведению проверки входят: начальник оперативного отдела, начальник отряда и начальник отдела безопасности.
Группа курсантов делится на три подгруппы:
• руководящий состав: начальник учреждения и его заместители (по безопасности и оперативной работе, по кадрам и воспитательной работе, по тылу, заместитель начальника учреждения - начальник отдела охраны);
• рабочая группа по изучению жалобы;
• экспертная группа (3-5 человек).
Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Руководители готовится заслушивать предложения. Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке работы 1 и 2 команд.
Ход игры. Начальник учреждения открывает служебное совещание, объявляет его тему, и предоставляет слово для доклада председателю комиссии по проведению проверки (начальнику оперативного отдела). После доклада руководящий состав задает вопросы членам комиссии. После ответов на вопросы выслушиваются мнения заместителей начальника. Окончательное решение принимает начальник учреждения на основе материалов служебной проверки. После этого члены экспертной группы выступают с оценкой работы 1 и 2 команд, а также исполнителей всех ролей.
В рамках второго периода (на втором курсе обучения) профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция формируется у курсантов благодаря включению различных блоков коммуникативной направленности в изучение профессиональных дисциплин. Данный период основывается на включении курсантов в ситуации учебной и профессиональной коммуникации в рамках квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, на основе интерактивных коммуникативных методов обучения, которые стимулируют активность курсантов и основаны на их взаимодействии, погружении в атмосферу сотрудничества при решении профессиональных задач, профессиональном самоопределении.
Так как направления подготовки 40.03.01 - Юриспруденция и 36.03.02 - Зоотехния имеют свои особенности, несмотря на то, что готовят сотрудника для УИС, задания для формирования профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов по дисциплинам профессионального цикла будут носить вариативный характер (в зависимости от направления подготовки).
Рассмотрим задания, которые могут использоваться на занятиях по профессиональным дисциплинам, для курсантов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция.
В качестве примера задания на формирование умения провести юридическую консультацию может быть предложена ролевая игра «Юридическая консультация» по дисциплине Гражданский процесс, тема занятия - «Особое производство». Ведущий предлагает командам рассмотреть юридическую ситуацию и дать развернутую, аргументированную юридическую консультацию. Время на выполнение - 20 мин.
Примерная юридическая ситуация: Гражданка N. обратилась в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Указывала, что для получения пенсии с повышающим коэффициентом 1,2 ей необходимо подтвердить сведения о заработной плате за периоды ее работы дежурной офицерского общежития и медицинской сестрой в профилактории. Обе организации относились к войсковой части, которая в данное время ликвидирована. При обращении в Центральный архив МО РФ филиала Н-ского военного округа истице дали ответ о том, что документы войсковой части переданы в архив МО РФ В-ской области. При этом ведомости по заработной плате войсковой частью не сданы. Обращения в военную прокуратуру Н-ского гарнизона, ФЭУ Н-ского военного округа, архив МО РФ результата не дали. Районный суд вынес определение, которым заявление Б. об установлении размера выплаченной заработной платы постановил оставить без рассмотрения, разъяснив ее право разрешить данный спор в порядке искового производства. Оцените законность действий суда. Дайте юридическую консультацию по разрешению данной ситуации.
В конце - подводятся итоги игры, и курсанты оценивается в зависимости от правильности, полноты и аргументированности консультации.
Теперь остановимся подробнее на вариантах заданий, способствующих формированию профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся по направлению подготовки Зоотехния.
Так, например, семинарское занятие по теме «Информация и делопроизводство в системе менеджмента» дисциплины «Организация и менеджмент» предлагаем проводить с элементами деловой игры «Убеди меня!», целью которой является формирование навыков использования различных методов аргументации для обоснования собственной точки зрения; определение методов аргументирования и уловок, используемых в процессе межличностных коммуникаций; выбор оптимальных контраргументов.
За участниками закрепляются роли и их функции:
• Начальник учреждения (начальник) поручил начальнику отдела охраны / режима организовать субботник на местах несения службы караула / дежурной смены. Для уборки территории необходимо выделить 5 человек. Начальнику необходимо отправить на уборку не менее 5 человек и сохранить благоприятный психологический микроклимат в коллективе.
• Начальник отдела охраны / режима (подчиненный). Его задача - уменьшить число сотрудников, направляемых на уборку территории. В диалоге с начальником для того, чтобы отстоять собственную позицию, использует различные методы аргументации и уловки.
• Наблюдатели (оставшиеся курсанты, распределенные по парам) анализируют диалог между начальником и подчиненным, технику аргументации; выделяют используемые методы аргументации и уловки; определяют степень эффективности их применения.
Ход игры. Все курсанты делятся на пары и выбирают себе роль (начальника или подчиненного). Путем жеребьевки выступающая пара выбирает себе методы аргументации. Уловки участники могут выбрать самостоятельно. На подготовку дается 3-5 минут. Остальные курсанты выступают в роли наблюдателей. Процесс переговоров каждой пары длится около 5 минут. В результате «начальник» и «подчиненный» должны прийти к решению о том, сколько человек из отдела будет выделено на уборку
территории, и при этом сохранить доброжелательные отношения. Эксперты (3 человека) следят за временем и ведут наблюдения. После каждой пары эксперты проводят анализ правильности определения использованных игроками методов аргументации и уловок.
В заключении преподаватель анализирует степень эффективности использования курсантами предложенных методов аргументации и дает рекомендации по более полному использованию потенциала каждого метода.
Говоря о специфической части профессиональной коммуникативной компетенции курсанта, рассмотрим задания, способствующие формированию профессионально-специализированной коммуникативной компетенции, отвечающей за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера. Данный период (третий и четвертый курсы обучения) ориентирован на широкое включение курсантов в коммуникативное взаимодействие в контексте профессиональной деятельности в рамках закрепленной специализации с использованием ролевых игр и других интерактивных коммуникативных методов обучения, обеспечивающих курсантам творческую активность в условиях служебной деятельности. Результатом третьего периода становится приобретение профессионального и социального опыта применения коммуникативной компетенции в различных профессионально-специализированных ситуациях.
Отметим, что профильные дисциплины, изучаемые курсантами, обучающимися по направлениям подготовки Юриспруденция (профили - «Организация режима и надзора в УИС» и «Организация охраны и конвоирования») и Зоотехния (профиль «Кинология») имеют гриф «Для служебного пользования», и занятия по ним проходят только в секретной библиотеке. В связи с этим приведем только варианты заданий, которые могут быть предложены курсантам для формирования их профессиональной коммуникативной компетенции, не затрагивая информацию ограниченного доступа.
Профиль подготовки «Кинология»
В качестве заданий, способствующих формированию профессионально-специализированной коммуникативной компетенции при изучении дисциплины «Организация кинологической деятельности ФСИН России», курсантам предлагаются ролевые игры, в которых они по очереди играют роль начальника кинологического отделения отдела охраны, которому необходимо подготовить и оформить планирующую и отчетную документацию кинологического подразделения отдела охраны; провести занятие со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки; организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом кинологического подразделения; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»
В качестве заданий, способствующих формированию профессионально-специализированной коммуникативной компетенции при изучении специальных дисциплин курсантам предлагаются ролевые игры.
Так, например, при изучении дисциплины «Организация охраны» курсанты проигрывают следующие роли:
• начальник караул, которому необходимо поставить задачу караульным перед заступлением на пост и оценить сотрудников караула по результатам несения службы;
• инспектор отдела охраны, которому необходимо оформить решение началь-
ника учреждения по организации охраны на квартал, заместителя начальника учреждения по охране на месяц и на сутки; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом перед заступлением на службу; организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
При изучении дисциплины «Организация конвоирования» курсанты, участвуя в ролевых играх, выполняют обязанности:
• начальника караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию, которому необходимо поставить задачи караульным перед заступлением на посты в составе караула по конвоированию; оценить сотрудников караула по результатам несения службы;
• инспектора отдела организации службы конвоирования управления по конвоированию, которому необходимо подготовить суточный приказ по конвоированию; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служеб-но-боевой подготовки; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Профиль подготовки «Организация режима в УИС»
В качестве заданий, способствующих формированию профессионально-специализированной коммуникативной компетенции при изучении специальных дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора» курсантам предлагаются ролевые игры, участвуя в которых курсанты проигрывают следующие роли:
• дежурный помощник начальника колонии / дежурный помощник начальника следственного изолятора / дежурный помощник начальника тюрьмы, которому необходимо провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела.
• инспектор отдела безопасности (режима), которому необходимо составить план работы отдела безопасности (режима) исправительного учреждения (следственного изолятора); провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки с инспекторами, младшими инспекторами отдела безопасности (режима); провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Заключение
Таким образом, синтез заданий, имитирующих реальную профессиональную деятельность, с заданиями, способствующими формированию профессиональной коммуникативной компетенции, на протяжении всего периода обучения в ведомственном вузе помогает курсантам через овладение основными общепрофессиональными и специальными умениями и навыками на занятиях по различным дисциплинам сформировать и профессиональную коммуникативную компетенцию, необходимую курсантам в их будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in language teaching. - Cambridge : Cambridge University Press, 1984, p 154.
2. Littlewood, W. Communicative Language Teaching. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. - p 90.
3. Straksiene G. Explication of Activities in the Textbooks on Developing Primary School Age Childrens Communicative Competence. Pedagogy. 2015, Vol. 119, no. 3, pp. 82-96.
4. Воробьев А.А. Развитие профессиональных коммуникативных умений будущих переводчиков сферы юриспруденции на основе проблемно-модульной технологии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2012. 170 с.
5. Воробьева Т.В. Исследовательские методы при изучении лексики // Филологический класс. 2008. № 20. С. 47-51.
6. Гиренок Г.А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2013. 198 с.
7. Климова, О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2009. 166 с.
8. Кукарцева Т.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов военно-экономического профиля в иноязычном образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Ульяновск, 2011. 206 с.
9. Кусова М.Л., Табатчикова К.Д. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 141-146.
10. Мачульская И.А., Машина А.В., Машин В.Н., Григоров А.Ю. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях // Перспективы Науки и Образования. 2018. 4 (34). С. 301-308.
11. Никитина Т.В., Никитин П.И. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 2016. 4 (169). С.162-166.
12. Никитина Т.В., Никитин П.И. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России // Проблемы правоохранительной деятельности, 2016. № 3. С. 90-96.
13. Никитина Т.В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1. С. 111-117.
14. Новоселецкая Д.И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2012. 203 с.
15. Тюменева Н.П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2007. 184 с.
REFERENCES
1. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in language teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 1984, p 154.
2. Littlewood, W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - p 90.
3. Straksiene G. Explication of Activities in the Textbooks on Developing Primary School Children Communicative Competence. Pedagogy. 2015, Vol. 119, no. 3, pp. 82-96. (in Russian)
4. Vorobev A.A. Development of professional communicative skills of future translators in the field of jurisprudence based on the problem-modular technology: Diss. PhD Ped. Sci., Kursk, 2012. 170 p. (in Russian)
5. Vorobeva T.V. Research methods in the study of vocabulary. Philological class, 2008, no. 20, pp. 47-51. (in Russian)
6. Girenok G.A. Formation of the communicative competence of future employees of the UIS in higher vocational school: Diss. PhD Ped. Sci., Samara, 2013. 198 p. (in Russian)
7. Klimova, O.V. Formation of professional communicative competence in law students in the process of studying psychological and pedagogical disciplines: Diss. PhD Ped. Sci., Chelyabinsk, 2009. 166 p. (in Russian)
8. Kukartseva, T.A. Formation of professional and communicative competence of future specialists of the military-economic profile in the foreign language educational process: Diss. PhD Ped. Sci., Ulyanovsk, 2011. 206 p. (in Russian)
9. Kusova M.L., Tabatchikova K.D. Formation of communicative competence in primary school students in teaching complex text analysis. Pedagogical education in Russia, 2011, no. 1, pp. 141-146. (in Russian)
10. Machulskaya I.A., Mashina A.V., Mashin VN, Grigorov A.Yu. Educational activities in the context of the development and formation of communicative competence of cadets of military universities in modern conditions. Perspectives
of Science and Education, 2018, no. 4 (34), pp. 301-308. (in Russian)
11. Nikitina T.V., Nikitin P.I. Reflection of the specifics of the professional activity of employees of the penitentiary system in the model of training a bachelor of canine profile. Vestnik TSPU (TSPU Bulletin), 2016, no. 4 (169), pp. 162-166. (in Russian)
12. Nikitina T.V., Nikitin P.I. Taking into account the specifics of the professional activities of employees of the penitentiary system when developing a model for preparing a graduate of a legal profile at the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Problems of law enforcement, 2016, no. 3, pp. 90-96. (in Russian)
13. Nikitina T.V. Professional communicative competence of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia: structure and content. Humanitarian-pedagogical education, 2018. Vol. 4, No. 1, pp. 111-117. (in Russian)
14. Novoseletskaya D.I. Pedagogical design of the formation of professional-communicative competence of the cadets of military universities: Diss. PhD Ped. Sci., Krasnodar, 2012. 203 p. (in Russian)
15. Tyumenev N.P. Formation of communicative abilities of cadets and students of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the study of the Russian language and culture of speech: Diss. PhD Ped. Sci., Ryazan, 2007. 184 p. (in Russian)
Информация об авторах Никитина Татьяна Васильевна
(Россия, Пермь) Доцент, кандидат педагогических наук Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: tanya.perm@mail.ru
Information about the authors
Tatiana V. Nikitina
(Russia, Perm) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Perm Institute of the Federal Penal Service of the Russian Federation E-mail: tanya.perm@mail.ru
Швецова Наталья Анатольевна
(Россия, Пермь) Кандидат философских наук Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: vib78@mail.ru
Natalia A. Shvetsova
(Russia, Perm) PhD in Philosophy Senior Lecturer of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Perm Institute of the Federal Penal Service of the Russian Federation E-mail: vib78@mail.ru
Лебедева Наталья Алексеевна
(Россия, Пермь) Преподаватель кафедры гуманитарных и социально-
экономических дисциплин Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний E-mail: tereh1986@inbox.ru
Natalia A. Lebedeva
(Russia, Perm) Lecturer of the Department of Humanities and SocioEconomic Disciplines Perm Institute of the Federal Penal Service of the Russian Federation E-mail: tereh1986@inbox.ru