УДК: 336.225.512
К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ
ШКАЛЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Ярлыкова А.Д., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Научный руководитель - Малис Н.И., профессор
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Есть много причин тому, почему вопрос о целесообразности введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ не утрачивает свою актуальность в экономической и налоговой среде на протяжении уже почти 10 лет. Первая причина - в РФ НДФЛ традиционно формирует значительную часть бюджетов регионов. Вторая - данный налог основывается на самом неоднозначном и спорном из всех налоговых принципов - принципе справедливости. Необходимо разработать такую систему налогообложения, которая будет учитывать интересы и государства, и населения, что весьма непросто. На данный момент большинство развитых стран для реализации принципа справедливости применяют у себя прогрессивное налогообложение с начальной ставкой 0%, однако не следует слепо перенимать их практику. Необходимо проанализировать и учесть особенности российской экономики и определить, присутствует ли целесообразность в введении прогрессивной шкалы НДФЛ, или издержки окажутся больше, чем польза он реформирования.
Ключевые слова: подоходное налогообложение, налог, прогрессивная ставка, пропорциональная ставка, принцип справедливости налогообложения, налоговые поступления
TO THE QUESTION OF EXPEDIENCY OF INTRODUCTION OF PROGRESSIVE SCALE OF TAXATION
Yarlykova A.D., student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: N.I. Malis Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. There are many reasons why the question of the expediency of introducing a progressive taxation scale of personal income tax has not lost its relevance in the economic and tax environment for almost 10 years. The first reason is that in the Russian Federation personal income tax traditionally forms a significant part of regional budgets. The second reason is that this tax is based on the most ambiguous and controversial of all tax principles - the principle of fairness. It is necessary to develop a taxation system that will take into account the interests of both the state and the population, which is not easy. At the moment, most developed countries apply progressive taxation with an initial rate of 0% to implement the principle of fairness, but we should not blindly adopt their practice. It is necessary to analyze and take into account the peculiarities of the Russian economy and determine whether there is an expediency in the introduction of a progressive personal income tax scale, or the costs will be greater than the benefits of his reform.
Keywords: income taxation, tax, progressive rate, proportional rate, principle of fairness of taxation, tax revenues
Сложная экономическая ситуация в В сложившейся ситуации поиск путей
Российской экономике предопределила повышения собираемости налогов является
необходимость мобилизации всех ресурсов для чрезвычайно актуальным. Представляется, что
решения стоящих в этот непростой период задач, назрела необходимость изменения подхода к
в том числе и социальных. Очевидно, что в налогообложению доходов и имущества
сложившемся положении задача финансистов и физических лиц и ужесточению правил
налоговиков - максимальная мобилизация налогового администрирования [2].
доходных источников, в том числе и путем Основная идея пропорционального
реформирования налоговой политики [1]. налогообложения - вывод «из тени» той части
заработной платы работников, которые
неправомерно не включаются в налоговую базу. Считалось, что с введением единой ставки у налогоплательщиков будет меньше причин скрывать свои доходы, поскольку независимо от размера налоговой базы, ставка останется неизменной. Однако согласно мнению профессора М. М. Юмаева, даже сейчас «примерно 30-40% населения получают заработную плату без налогообложения, этот вывод дискредитирует пропорциональное налогообложение доходов, которое не смогло вывести такие доходы из тени» [3].
Помимо вышеуказанной, немаловажной причиной введения пропорциональной системы НДФЛ было уменьшение расходов на налоговый контроль: при прогрессивной шкале налоговые агенты не в состоянии принять на себя функцию уплаты налога, поскольку при наличии у налогоплательщика иных источников дохода, суммарно превышающих порог повышенной ставки, высок риск недоуплаты налога. Что вновь увеличит нагрузку на налоговые контрольные органы. Пропорциональное налогообложение решает эту проблему, однако текущий уровень развития цифровых технологий позволяет перейти на прогрессивную шкалу без особых затрат.
Таким образом, хоть на первый взгляд пропорциональное налогообложение уравнивает налоговое бремя у разных групп налогоплательщиков, на самом деле оно ведет к регрессии - после осуществления всех обязательных расходов у налогоплательщиков с меньшим доходом в распоряжении остается меньшая доля денежных средств.
Также стоит также уделить внимание налоговым вычетам, которые призваны помогать
Также считается, что пропорциональное налогообложение соответствует принципу справедливости, сформулированному Адамом Смитом: налоги должны платить все подданые государства соответственно своему доходу. Формулировка такова, что возникают сомнения в значении этого принципа. С одной стороны, единая ставка налогообложения соответствует принципу справедливости, и тот, чей доход больше, платит больший налог, а тот, чей меньше - меньший. Однако вместо справедливости наблюдается увеличение разрыва в благосостоянии разных слоев населения и скрытая регрессия. Рассмотрим на примере.
Предположим, гражданин зарабатывает 30 тысяч рублей, сумма налога в этом случае составляет 3 900 рублей. А для гражданина, зарабатывающего 300 тысяч рублей, налог составит 39 000 тысяч рублей. Очевидно, что налог по единой ставке 13% для человека, зарабатывающего меньше, более весом, чем для того, кто получает 300 тысяч рублей. Не стоит также забывать об обязательных расходах. Для наглядности представим всё в виде таблицы. (рис. 1)
социально-незащищенным слоям населения, что особенно актуально в условиях экономической турбулентности последних лет. Рассмотрим, как существующие налоговые вычеты отражаются на размере налогов, уплачиваемых
налогоплательщиком, и какие объемы общая сумма налоговых вычетов приобретает на уровне бюджета субъектов.
По налогу на доходы физических лиц предусмотрены виды вычетов (рис. 2).
Налогоплательщик 1 Налогоплательщик 2
Полученный доход за год 360 ООО 3 600 000
НДФЛ, 13% 46 800 468 000
Доход после уплаты налога 313 200 3 132 000
Коммунальные платежи 42 ООО 42 000
Обязательные расходы 250 ООО 250 000
Располагаемый доход 63 200 2 882 000
Доля располагаемого дохода в полученном доходе 17,6% 80,1%
Рис. 1 - Скрытая регрессия при пропорциональном налогообложении
Вид налогового вычета Сущность вычета
Стандартный Для определенных категорий граждан: родителям на каждого ребенка и льготным категориям
Социальный Предоставляются в связи с благотворительностью, обучением, лечением, пенсионным и медицинским страхованием
Имущественный Предоставляются при покупке недвижимости или в связи с продажей имущества
Профессиональный Уменьшают налогооблагаемый доход от бизнеса или по гражданско-правовым договорам
Инвестиционный Для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС)
Рис.2 - Виды налоговых вычетов по
Рассматривая самый многочисленный вычет, стандартный вычет родителям на первого и второго ребенка, получаются следующие цифры: вычет уменьшает налоговую базу на 1 400 рублей. При ставке 13% уплачиваемый налог НДФЛ становится меньше на 1 400 * 0,13 = 182 рубля в месяц за первого или второго ребенка. При этом, вычет будет осуществляться до тех пор, пока нарастающий доход не достигнет 350 000 рублей. Если говорить о медианной заработной плате в РФ за 2022 год в размере 40 368 рублей, то вычет будет осуществляться в течение 8 месяцев из 12. Если о средней номинально начисленной заработной плате в 65 338 рублей, то вычет будет осуществляться всего лишь в течение 5 месяцев в году. Чтобы вычет осуществлялся круглогодично, средняя заработная плата должна составлять не более 29 166 рублей в месяц, что соответствует всего 6 субъектам [5]. Этот расчёт показывает, что каких-либо значимых материальных преимуществ от данного вычета не наблюдается. Точно то же самое наблюдается и с другими налоговыми вычетами. Теперь обратимся к другой стороне, к величине выпадающих доходов из региональных бюджетов в связи с получением вычетов.
Согласно статистике ФНС, в 2022 г. вышеуказанные вычеты получили 18,6 млн. физических лиц. Это означает, что выпадающие доходы субъектов федерации в 2021 г. в результате составили 7,1 трлн. руб., при этом 6,2 трлн. руб. - это налоговые вычеты, предоставленные налогоплательщикам, которым налог исчисляется по ставке 13%: стандартные налоговые вычеты предоставлены 15,4 млн. человек на сумму 329 млрд.; имущественные -
НДФЛ. Источник: составлено автором.
138 635 человек на сумму 58,4 млрд.; социальные - 5 135 человек на сумму 233,3 млн. [4; 6]. При этом, 204,4 млрд. из 329 млрд., или 62,1%, приходится именно на стандартный вычет родителям на первого и второго ребенка. Суммы очень существенные для регионов, и возможно более эффективное сглаживание социального неравенства с помощью целевых дотаций вместо вычетов и прогрессивной системы налогообложения, при условии, что дополнительные средства идут на улучшение уровня жизни населения. Однако, даже не затрагивая социальные вычеты, резервы роста собственных доходов субъектов, несомненно, есть.
Обращаясь к текущей практике ставок НДФЛ и анализируя изменения в налогообложении доходов населения за последние годы, нельзя не отметить, что действующая ставка в размере 15% на доход свыше 5 млн. рублей не является налогом в полной мере. Прежде всего по той причине, что нарушен принцип совокупного покрытия расходов. Вместо этого дополнительные поступления от повышенной ставки направляются во внебюджетный государственный фонд «Круг добра», целью которого является поддержка детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими
заболеваниями.
Таким образом, в настоящее время действует не прогрессивная шкала налогообложения, а пропорциональная с элементами прогрессивной. Она имеет ряд проблем, которые сможет решить введение прогрессивной шкалы
налогообложения, подобно действующей в
большинстве развитых стран. Например, проблему скрытой регрессии.
Однако не стоит бездумно заимствовать зарубежный опыт. Перед принятием решений стоит учесть особенности российской экономики.
Как известно, НДФЛ полностью поступает в субфедеральные бюджеты. Проанализируем значимость этого налога для налоговой системы на примере десяти первых по величине консолидированного бюджета субъектов РФ и представим результаты в таблице 1. Таблица 1.
Субъект РФ УтЕер;кдгнныг доходы бюджета на 2£23 г., млрд руб. НДФЛ Б кон с о пидпр ОБЭНЕОЫ бюджете субъекта РФ, млр:1 руб. Доля НДФЛ в доходам бюджета с^ъекта. % Средняя зарплата в су&ьеекнаЗ ЕЕ.2£23Г.. руб.
Москва 3 746.9 1 332.2 35.6 106 951
Сажт-Петеретрг 1 04Ё.6 335.3 32.0 67 925
Московская область £76.0 320.0 Зб:5 61 410
Краснодарский край 389.6 126.8 315 61 725
Сьерповская область 3:4.4 133.6 ГО 54 441
КрзснслрЕкий <рай 344.0 94.4 11Л 45 040
Ресгуйллкз Т£тэрстэь 343.9 106.6 31.0 52 064
Хвнгы-Мвнсийсеий АО — югр£ 28 7 Д 9ЕЛ 342 68 592
Риала-Ненецкий АО 76.0 2".0 126 191
Рсстовская с'злесть 274.6 £0.3 19.2 47 543
Источник: составлено автором на основе следующих данных: [5] Федеральная служба государственной статистики «Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам РФ (новая методология)» [7], Бюджеты субъектов в цифрах [8], статистика от ФНС «110 ЕНС Поступление налогов по территориям»
Таким образом, поступления НДФЛ формируют более четверти консолидированных бюджетов рассмотренных субъектов, иными словами, формируют те в значительной степени. Любые изменения в ставке существенно отразятся на экономическом состоянии субъекта.
Большинство субъектов РФ год из года остаются дотационными, не считая ситуацию последних нескольких лет, когда на реальную экономическую ситуацию сильно влияют внешние эффекты. Ставка 0%, существующая в большинстве стран с прогрессивной шкалой НДФЛ, не подходит для российской экономики, поскольку лишь усилит зависимость субъектов от дотаций из федерального бюджета. Вместо снижения ставок, в отношении данного налога можно применить тот же эффект, что и у стандартного вычета на каждого ребенка: незначительно для единичного
налогоплательщика увеличить налоговую ставку,
и за счет количества налогоплательщиков и распространенности объекта налога очень существенно повысить поступления НДФЛ в субфедеральные бюджеты.
Данное предположение можно подтвердить результатами введения 15% ставки на доход свыше 5 млн. руб. Даже при том, что для уплаты дополнительных двух процентов на превышающий указанный порог доход налогоплательщик должен ежемесячно получать в среднем не менее 416 667 рублей, поступления в федеральный бюджет за счет дополнительных 2% увеличились на 82,7 млрд. руб. за 2021 год [9] (до этого НДФЛ зачислялся только в субфедеральные бюджеты). В 2022 году сумма поступлений выросла почти на 60% по сравнению с предыдущим годом, и в федеральный бюджет поступило 132 млрд. руб. [10]. На основании этих данных можно сделать вывод, что у прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ есть потенциал, превышающий издержки.
Предлагается не затрагивать тех налогоплательщиков, у которых доходы не превышают среднедушевые, чтобы не допустить их «ухода в тень» и нарушения сбалансированности бюджетов регионов, а также
повышать ставку незначительно, на 1% в каждой последующей группе.
Для определения минимального порога дохода для повышенных ставок возьмем максимальный среднедушевой денежный доход по субъектам РФ согласно последним данным (3 кв. 2023г.) - 126 191 руб./месяц (Ямало-Ненецкий АО), и рассчитаем исходя из него среднедушевой денежный доход за налоговый период: 126 191 * 12 мес. = 1 514 292 рубля.
Учитывая, что от среднедушевого значения в любом субъекте есть отклонения, и обращаясь к уже существующей практике, упрощающей работу налоговых органов, за минимальный порог для повышенной ставки предлагается принять доход в 2 млн. руб./год и повышать ставку на 1% за каждый дополнительный 1 млн. руб. годового дохода. Механизм расчета предлагается взять соответственно действующему для ставки 15%, и дополнительные поступления направлять не в федеральный бюджет, а перераспределять в регионы.
При этом, разница в налоге будет действительно малосущественной для единичного
налогоплательщика, и не превысит 10 000 рублей за каждый дополнительный миллион рублей годового дохода. Чтобы не допустить уход «в тень» тех, чьи доходы высоки, предлагается установить максимальную ставку НДФЛ в размере 20% на доход свыше 8 млн. рублей.
Подводя итог, стоит отметить, что Россия уже сделала важный шаг на пути реформирования системы налогообложения доходов, введя прогрессивный элемент в пропорциональную шкалу НДФЛ. От дальнейших шагов зависит не только система налогообложения, которая будет применяться в нашей стране, но и вопрос сбалансированности бюджетов субъектов РФ, и решение проблемы дотационности большинства
их них, не говоря уже о решении проблемы
скрытой регрессии пропорционального
налогообложения.
Список используемых источников
[1] Малис, Н.И. Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов/ Н.И. Малис // Финансы. -2023. - № 12. - С. 33-38. - EDN WRIDKW.
[2] Балакин, Р.В. Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций / Р.В. Балакин// Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2022. - № 12(255). - С. 82-93. - DOI 10.24412/2072-4098-2022-12255-8293. - EDN XODLZM.
[3] Юмаев, М.М. Старая песня на новый лад: о прогрессии в налоге на доходы физических лиц//Финансы: теория и практика. 2023; 27(5): C. 140-149. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-5-140149
[4] Малис, Н.И. Роль собственных доходов региональных бюджетов в их сбалансированности / Н. И. Малис // Финансы. - 2022. - № 12. - С. 4349. - EDN SHJDZY.
[5] Федеральная служба государственной статистики «Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам РФ (новая методология)»
[6] Федеральная налоговая служба «5 НДФЛ Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами»
[7] Бюджеты субъектов в цифрах. - URL: https://bujet.ru/article/ (дата обращения: 10.12.2023)
[8] Федеральная налоговая служба «110 ЕНС Поступление налогов по территориям»
[9] Ведомости. ФНС назвала сумму сборов за счет повышенного налога в 15%. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/02/1 0/ (дата обращения: 13.12.2023)
[10] Ведомости. Сборы с состоятельных россиян в бюджетную систему превысили 1 трлн рублей. -URL: https://www.vedomosti.ru/economics/artides/ 2023/06/30/ (дата обращения: 13.12.2023)
V V