УДК 159.922.736.4 + 159.942.22 + 316.624 ББК Ю953.2 + Ю941.5 - 8
К ВОПРОСУ О ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВАХ И ДЕСТРУКТИВНОМ
ПОВЕДЕНИИ У ПОДРОСТКОВ
М.Н. КУЗНЕЦОВА, ФГАОУВО "ЮУрГУ (НИУ)", г. Челябинск, Россия
e-mail: manechka. [email protected]
Аннотация
В статье представлен анализ специальной литературы по проблемам деструктивного поведения и тревожных расстройств. Обсуждаются вопросы распространенности тревожных расстройств в подростковом возрасте, роль различных факторов в их возникновении (наследственная предрасположенность, стрессовые ситуации, особенности семейного функционирования). Рассматриваются негативные последствия тревожных расстройств у подростков - дисфункциональные отношения со сверстниками и семьей, формирование суицидального и зависимого поведения, снижение уровня качества жизни, развитие психопатологических расстройств у взрослых.
Ключевые слова: деструкции, девиации, деструктивное поведение, тревожность, тревожные расстройства, подростковый возраст, причины тревожных расстройств у подростков, симптомы тревожных расстройств.
Актуальность. За последние десятилетия в России глубокие социальные изменения заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточного внимания. Один из них - деструктивное поведение человека.
Социально-экономические изменения, наиболее ярко проявившиеся в ХХ веке, не могли не вызвать и определенные последствия: все увеличивающаяся напряженность общества, рост
национальных и этнических конфликтов, локальные войны порождают в людях агрессивность и неуверенность в будущем. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивное поведение в настоящее время представляет угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.
Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, т.к. в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции. Кроме того, ухудшение общей социально-
экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанные с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкций.
Тревожность является существенной характеристикой личности, относящейся к сфере регуляции и контроля. В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство
исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Необходимость исследования назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивного поведения могут быть совершенно непредсказуемыми.
Целью исследования явилось проведение аналитического обзора специальной литературы по проблемам тревожных расстройств и деструктивного поведения среди подростков.
Материал и методы. Проведен тщательный анализ специальной литературы (монографии, научные статьи, учебники и учебные пособия) по проблемам тревожных расстройств и деструктивного поведения у подростков.
Результаты исследования. Анализ специальной литературы позволил установить, что деструктивное поведение подростков является одной из центральных психологических проблем современной науки. Подростковый возраст - самый сложный период в жизни человека. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного,
неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одной из таких форм проявления нестабильности является деструктивное поведение [2, 9, 10, 12].
Условия становления личности современного человека изменились принципиально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Деструктивное поведение наносит не только популяционный ущерб, но и урон вследствие негативной социальной значимости этого явления для семьи, школы, общества в целом.
Следует отметить, что феномен деструктивного поведения недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия "деструкция", "деструктивность",
"деструктивная деятельность" отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом термина.
В основу настоящей работы положен подход к определению деструктивного поведения, данное В.А. Никитиной о том, что деструктивное поведение - это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации
личности, вплоть до ее полной изоляции [6].
К устойчивому деструктивному поведению индивида, последовательно нарушающему сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит он сам, некоторые авторы относят девиантное поведение [6, 14, 15].
Анализ понятий "деструктивное поведение", "девиантное поведение" и "агрессивное поведение", позволяет сделать вывод, что главной особенностью деструктивного поведения является его независимость от норм и отсутствие конструктивного аспекта, что, собственно, отражено в самом обозначении данного вида поведения: деструктивность противоположна конструктивности. Еще одна особенность состоит в том, что готовность к деструктивному поведению предполагается, но не является установленной и изученной.
Для деструктивных подростков характерны такие особенности
эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны,
вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании [1, 5, 9].
Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно и брутально выражают свою агрессию. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий
контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения [7,
9, 16].
Мотивы собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение деструктивных поступков побуждается и поддерживается
бессознательными тенденциями.
Психологической целью деструкций может быть как причинение страдания и вреда жертве, так и достижение иных результатов.
Наиболее распространенными целями деструктивного поведения могут быть: причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта; самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения; защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания; отстаивание личностной автономии и свободы; завоевание авторитета в группе сверстников; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания [5, 10].
Также увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений [11, 13].
Уровень вовлеченности в деструктивную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность несовершеннолетних за правонарушения [7, 17].
Таким образом, деструктивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин,
обусловливающих его возникновение.
Тревожные расстройства у подростков могут проваляться в формах открытого деструктивного поведения: драки, нападения, хулиганства; скрытого деструктивного поведения: ложь, кражи, поджоги; и скрытого недеструктивного поведения: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания. В подростковом возрасте выраженные проявления расстройств поведения могут со временем переходить в то или иное развитие личности, то есть в психопатию [8, 12, 16].
В задачи исследования входило рассмотрение вопроса о тревожных расстройствах, которые чаще всего определяются как психическое
расстройство, при котором тревога (страх) и сопутствующие ей физиологические и вегетативные нарушения играют ведущую роль. Тревожное расстройство - это общее название для группы неврозов, куда входят следующие виды расстройств: паническое расстройство; агорафобия; фобии -простые и социальные; генерализованное тревожное расстройство; обсессивно-компульсивное расстройство;
посттравматическое стрессовое
расстройство [2, 18].
Тревожное (уклоняющееся, избегающее) расстройство личности - это расстройство личности, характеризующееся постоянным стремлением к социальной замкнутости, сопровождающееся чувством
неполноценности, чрезвычайной
чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться, или, что их личность не привлекательна, и избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными или, что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Часто они преподносят себя как индивидуалистов и говорят о чувстве отчуждённости от общества [3, 14].
Чувство тревоги знакомо каждому человеку. Это неприятное эмоциональное переживание, проявляющееся появлением нехороших предчувствий, напряжения и беспокойства. Всем нам приходилось
неоднократно переживать состояния тревоги, когда мы оказывались в сложной жизненной ситуации и на тот момент не располагали достаточным количеством времени или информации для принятия решений.
В определенном возрасте и в определенных ситуациях чувство тревоги является вполне закономерным и нормальным явлением. Например, младенец испытает тревогу, будучи отлученным от матери, потому что без нее его существование невозможно. Маленькие дети боятся темноты, потому что мир кажется им полным опасностей, а они еще не готовы с ними встретиться. Студенты и школьники боятся экзаменов, которые могут провалить. Когда нам предстоит сделать что-то необычное или очень важное, имеющее для нас большое значение, например, выступить перед аудиторией, мы испытываем некоторую долю волнения, беспокойства, даже бываем напряжены. Или такой пример: человек может тревожиться за свою безопасность, когда по стечению обстоятельств оказывается ночью один на неосвещенной улице [4, 15].
Следует заметить, что тревога может оказать полезную услугу, так как поможет мобилизоваться перед важным событием -подготовиться к выступлению или экзамену. Или заставит задуматься - а действительно ли так необходимо выходить на улицу ночью в полном одиночестве? Одним словом, тревога помогает действовать в угрожающих ситуациях более эффективно. Такая умеренная и временная реакция на стрессовые ситуации и называется нормальной или адекватной тревогой. И до тех пор, пока она не мешает выполнению значимых индивидуальных или важных социальных функций, она не признается болезненной. Тревога по поводу экзамена может быть вполне оправданной, однако, она станет помехой, если человек на этот экзамен не придет вовсе. И в таком случае, тревога "превращается" в расстройство.
Люди с тревожными расстройствами испытывают патологическую тревогу. Она иная, более интенсивная. Такая тревога
возникает без видимой причины, она постоянна - длится в течение нескольких недель, а бывает, что и месяцев. И особенность такого состояния в том, что оно истощает человека и психически, и физически, впоследствии становясь значительной помехой в его повседневной жизнедеятельности. Эта тревога проявляется как неприятное чувство ожидания или ощущения надвигающейся угрозы. В ряде случаев воспринимается человеком как тотальная беспомощность перед лицом неизвестной опасности. Именно такая тревога составляет основной симптом в тревожных расстройствах. Кроме таких проявлений тревоги человек может испытывать физиологические и вегетативные проявления: учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, ощущение сдавленности в груди или в горле, тремор, влажность ладоней и головокружение, мышечные подергивания, вздрагивания, потливость, диарею, мышечное напряжение, частые позывы на мочеиспускание [18].
Такое состояние может быть как общим фоном тревожного расстройства, так и выделяться в отдельный вид, называемый панической атакой. Когда у такой тревоги или страха появляется объект, мы называем это фобией. Как следствие, рано или поздно, к таким проявлениям тревожного расстройства присоединяется "избегающее поведение". В случае фобии, человек будет избегать объектов фобии. В случае тревоги или страха как фоновых состояний -человек будет избегать травмирующих ситуаций. Сочетание этих трех составляющих могут носить различный характер, что в результате предопределяет многообразие клинических проявлений тревожных состояний [2, 4].
Причины возникновения тревожных расстройств у подростков [3, 15]. Причины образования тревожных расстройств сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на
внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматичесике заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальную астму и др.
К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Тревожность может вызвать отмену приема седативных препаратов, некоторых психоактивных средств.
У многих подростков, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также
чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформации в личностном самосознании [13, 18].
Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие
наследственных особенностей
темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если подросток оказывается в неизвестной ситуации [3].
Подростки с тревожным расстройством личности слишком озабочены своими недостатками и формируют отношения с другими, только если уверены, что не будут отвергнуты. Потеря и отвержение настолько болезненны, что эти подростки выбирают одиночество, вместо того, чтобы рисковать и как-то контактировать с людьми [2, 3].
Таким образом, можно выделить следующие симптомы личностного расстройства у подростков: чрезмерный страх отвержения или неодобрения окружающими; избегание межличностных взаимоотношений; чувство собственной неадекватности; сниженная самооценка; недоверие к окружающим; самоизоляция от общества; крайняя степень
стыдливости/робости; чрезмерная
застенчивость; самокритичность по поводу проблем в отношениях с окружающими; гиперчувствительность к критике; чувство одиночества; чувство "второсортности" по сравнению с окружающими.
Симптомы тревожного расстройства имеют ярко выраженный и комплексный характер. Они проявляются в чрезмерном страхе, чувстве беспомощности и ужаса, что у подростков может выражаться в деструктивном поведении. У детей могут возникать кошмары, страхи и приступы паники, они могут регрессировать к предыдущим стадиям развития, и их поведение может не соответствовать возрасту.
Выводы. В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические,
экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая
отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности, склонности к деструктивному поведению.
Спецификой деструктивного поведения в подростковом возрасте является опосредованность подростка групповым ценностям. Группа, в которую он включен, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое
поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, суицидальное поведение.
Все рассмотренные формы
деструктивного поведения отвечают таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.
Тревожные расстройства у подростков могут проявляться в формах открытого деструктивного поведения: драки, нападения, хулиганства; скрытого деструктивного поведения: ложь, кражи, поджоги; и скрытого недеструктивного
поведения: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания. В подростковом возрасте выраженные проявления расстройств поведения могут со временем переходить в то или иное патологическое развитие личности, то есть в психопатию.
При проведении теоретического анализа специальной литературы установлено, что ни одна из теорий сама по себе не является достаточной для объяснения
существующих различных причин тревожных расстройств у подростов, ранее теории рассматривали тревогу как защиту от неосознанного конфликта, как приобретенную реакцию или как адаптивный механизм, необходимый для выживания.
Некоторые дети появляются на свет с предрасположенностью к сильному волнению и отстранению в ответ на воздействие новых стимулов. У некоторых из них эта предрасположенность формирует устойчивую характеристику и является возможным фактором риска приобретения в будущем тревожных расстройств.
Чаще всего с тревожными расстройствами у детей связаны стили родительского воспитания,
характеризующиеся чрезмерным контролем и жесткими убеждениями. Подростки, страдающие тревожными расстройствами, чаще всего демонстрируют такие симптомы, как чрезмерный страх отвержения или неодобрения
окружающими; избегание межличностных взаимоотношений; чувство собственной неадекватности; сниженная самооценка; недоверие к окружающим; самоизоляция от общества; крайняя степень
стыдливости/робости; чрезмерная
застенчивость; самокритичность по поводу проблем в отношениях с окружающими; гиперчувствительность к критике; чувство одиночества; чувство "второсортности" по сравнению с окружающими.
Проблема тревожных расстройств и деструктивного поведения у подростков является одной из актуальных в современной психологии и требует дальнейшего целенаправленного изучения.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. /В.А. Аверин. - 2 изд., - СПб, Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: статья / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
3. Атаманов А.А. Психопрофилактика формирования специфических механизмов психологической защиты в рамках генерализованного тревожного и панического расстройств / А.А. Атаманов // В мире научных открытий - 2011. - № 9.1. - С. 434-449
4. Атаманов А.А. Психопрофилактика тревожных расстройств / А.А. Атаманов, Т.С. Ефименко, М.О. Чернецова и др. // Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний. - 2013. - С. 29-32
5. Гребенщикова Л.Г. К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних/ Л.Г. Гребенщикова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 40-43.
6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/под ред. В.А. Никитина.-М.:ВЛАДОС, 1996. - 147 с.
7. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. / А.Ю. Дроздов / Социс. 2003. - №4. - С. 95-98.
8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.В. Змановская. -М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288 с.
9. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социс. 2003. -№4. - С. 42-50.
10. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск, 1990. - 224 с.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко. - 2-е изд. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.
12. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону /И.В. Лысак. - Таганрог: Изд-во СКНЦВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. - 160 с.
13. Мещеряков A.C. Кто он, современный учащийся? / A.C. Мещеряков // Профессиональное образование. 2004. - №1. - С. 21.
14.Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности. Тревога и тревожность /Р. Мэй. - СПб.: Питер, 2001.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 303 с.
16. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие /Л.С. Рычкова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 134 с.
17. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд / Н.Р. Сидоров // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. - С. 47-51.
18. Ялтонский В.М. Особенности психокоррекции и психопрофилактики основных форм тревожных расстройств / В.М. Ялтонский, А.А. Атаманов // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева -2013. - С .33-38
TO THE QUESTION ABOUT ANXIETY DISORDERS AND ADOLESCENTS'
DESTRUCTIVE BEHAVIOR
M.N. KUZNETSOVA, FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia e-mail: manechka. [email protected]
Abstract
the article presents the analysis of special literature on issues of destructive behavior and anxiety disorders. There is a discussion about the prevalence of anxiety disorders in adolescence, the role of different factors in their origin (genetic predisposition, stress, characteristics of family functioning). Also, it is discussed the negative consequences of adolescents' anxiety disorders such as dysfunctional relationships with other teens and members of family, the formation of suicidal and addictive behavior, reduction of life's quality, the development of psychiatric disorders in adults' life.
Keywords: destruction, deviation, destructive behavior, anxiety, anxiety disorder, adolescence, the causes of teenagers' anxiety disorders, symptoms of anxiety disorders.