4. Bozhovich, L.I. Lichnostj i ee formirovanie v detskom vozraste. - SPb., 2008.
5. Marjenko, I.S. Nravstvennoe stanovlenie lichnosti shkoljnika. - M., 1985.
6. Lyublinskaya, A.A. O moraljnihkh predstavleniyakh i moraljnihkh privihchkakh // Psikhologiya doshkoljnika: khrestomatiya / sost. G.A. Uruntaeva. - M., 1998.
7. Kapustina, N.G. Ehticheskoe soznanie mladshikh shkoljnikov // Nachaljnaya shkola. Plyus do i posle. - 2006. - № 3.
Статья поступила в редакцию 02.11.12
УДК: 372.851
Rozanova S.A. TO A QUESTION OF THE THEORY AND A TRAINING TECHNIQUE TO MATHEMATICS AT THE HIGHER TECHNICAL SCHOOL. One of the possible approaches to the creation of the holistic theory of teaching mathematics at Technical High School was proposed.
Key words: theory and methodology, mathematical culture, universities of engineering and technical profile, quality of mathematics education.
С.А. Розанова, д-р пед. наук, проф. каф. высшей математики Московского гос. института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), ученый секретарь Научно-методического совета по математике министерства образования и науки РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Предложен один из возможных подходов к созданию целостной теории обучения математике в высшей технической школе.
Ключевые слова: теория и методика обучения, математическая культура, вузы инженерно-технического профиля, качество математического образования.
Выдающийся математик С.М. Никольский значительное внимание уделяет проблемам математического образования в вузах инженерно-технического профиля. Он неоднократно высказывал мысль о том, что преподавать математику инженерам нужно иначе, чем будущим математикам в классических университетах, сохраняя при этом фундаментальность образования. Эта идея С.М. Никольского привела меня к рассмотрению поставленной проблемы.
Современное состояние математического образования и математической культуры в вузах инженерно-технического профиля
Уровень и качество математической подготовки специалистов-выпускников вузов рассматриваемого профиля в настоящее время нуждается в совершенствовании. Среди существующих многих причин выделим несколько основных:
- понижение уровня математической подготовки в школах и техникумах;
- отсутствие действенного механизма профессиональной ориентации в школе, в результате чего значительная часть молодежи оказывается не определившей своего призвания и формально приобретает специальность;
- учебный процесс по математике в большинстве технических вузов, а также в некоторых вузах других профилей, направлен на изложение «чистой» математики при недостаточном внимании к её приложениям; в результате студенты, видя оторванность математики от их профессии, считают её изучение ненужным или необязательным, теряют к ней интерес;
- общетехнические и специальные кафедры часто нарушают принцип преемственности, например, в курсовых и дипломных проектах недостаточно используют математические методы; не учат студентов математическому моделированию профессиональных задач (впрочем, так же, как и математические кафедры);
- отсутствие у многих преподавателей математических, общетехнических, специальных и других кафедр психолого-педагогической подготовки.
Основные идеи в области теории и методики обучения математике в технической школе
Основные идеи совершенствования процесса обучения математике в высшей технической школе, предложенные в монографиях, докторских и кандидатских диссертациях, статьях и докладах многих исследователей можно условно классифицировать по следующим направлениям:
1. Обеспечением фундаментальности математического образования в технических вузах должны заниматься математические кафедры, прикладными аспектами - специальные и общепрофессиональные кафедры.
2. Усиление профессиональной направленности обучения математике на математических кафедрах через:
- содержательный компонент (математическое моделирование профессиональных задач, создание банка задач межпредметного характера);
- методический компонент (проблемное, контекстное обучение, самостоятельная исследовательская деятельность, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения);
- мотивационно-ценностный компонент.
3. Оптимальное сочетание фундаментальности и профессиональной направленности математических курсов в технических вузах.
4. Формирование математической культуры студентов технических вузов.
5. Совершенствование содержания курса высшей математики.
6. Компьютеризация обучения математике.
7. Различные виды организации самостоятельной работы студентов, развитие познавательной самостоятельности с помощью WEB-технологий.
8. Интенсификация учебного процесса по математике.
9. Формирование математической элиты технического вуза, работа с одаренными студентами.
10. Фундирование и наглядное моделирование содержания математического образования.
Все это многообразие важных и нужных исследований пока не привело к созданию теории и методики обучения математике в высшей технической школе, хотя соответствующие шаги и предпосылки содержатся во всех работах по упомянутым направлениям. Даже для средней школы, где количество методик, монографий, учебников и методических разработок на порядок превышает высшую школу, создание аналогичной теории ещё в начальной стадии.
Однако, к созданию методик, которые бы были рекомендованы и использовались в технических вузах разного уровня (то есть с количеством часов по математике до 300 час; более 300 до 600-700 часов; от 700 часов и выше) следовало бы стремиться и, в конечном итоге, - к разработке теории обучения математике во втузе.
Попробуем описать некоторые, необходимые с нашей точки зрения, основные направления, инварианты теории обучения математике в техническом вузе. Прежде всего, эта теория должна содержать следующие аспекты:
- исторические; философские; психологические; предметные; логические; дидактические, профессионально-прикладные, духовно-нравственные.
Исторический аспект. Краткий экскурс в историю зарождения математического образования, математической культуры,
методики преподавания математики в России и за рубежом. Великие методисты, педагоги. Глубокий анализ накопившихся работ, основных направлений исследований.
Философский аспект. Философия математического образования. Философия математической культуры.
Психологический аспект. Психология интеллекта, мышление, его виды. Математическое мышление. Инженерное (техническое) мышление. Развитие мышления. Возможно ли развитие инженерного мышления при обучении математике?
Предметные аспекты. Выделение ядра предмета (базовая часть) и вариативной части.
Дидактические аспекты. Содержание курса высшей математики. Принципы обучения (общие дидактические и частные). Закономерности. Основные понятия и определения. Дидактическая модель (возможно, модели) обучения математике в техническом вузе.
Логические аспекты. Необходимость и достаточность. Логические внутрипредметные и межпредметные связи. Нужна ли логика будущему инженеру?
Профессионально-прикладной аспект. Введение профессиональных и других прикладных задач; составление их математических моделей. Методы решения.
Духовно-нравственные аспекты. Духовно-нравственный компонент воспитания студентов при изучении математических курсов.
Возможные концептуальные положения теории и обобщенной дидактической модели обучения математике в техническом вузе.
Ниже предлагается один из возможных подходов к созданию элементов теории обучения математике в техническом вузе, основанный на следующих положениях [1]:
• математическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой, профессиональной культуры;
• преподаватель математики - носитель и проводник математической культуры;
• формирование математической культуры студентов -закономерность учебного процесса по математике в современном вузе рассматриваемого профиля, базирующаяся на следующих дидактических принципах: оптимального сочетания фундаментальности и прикладной направленности, целенаправленности, моделирования, развития математической интуиции, мотивации, неформальной строгости, универсальности, уровня развития интеллекта, самообучения и самовоспитания.
Принцип неформальной строгости, универсальности, уровня развития интеллекта, самообучения и самовоспитания введены автором данной статьи в [1].
Такое видение учебного процесса по математике позволит: обеспечить единство математического, профессионального, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности, создать целостную методическую систему, направленную на улучшение качества образовательного процесса в вузах указанного профиля.
Учитывая, что математика необходима практически всем профессиям, прежде всего, связанным с естественными науками, техникой, экономикой, но также в современном мире -и лингвисту, историку, социологу, врачу, политику, приведем некоторые определения из универсального понятийного аппарата, введённого автором данной статьи в [1].
Математическая культура студента высшего учебного заведения - приобретенная система математических знаний, умений и навыков, позволяющая использовать их в быстро меняющихся условиях профессиональной, общественно-политической
Рис. 1. Дидактическая модель профессиональной направленности обучения математике в техническом вузе на основе выявления интегративно-модульного компонента
и социально-экономической деятельности, повышающая духовно-нравственный потенциал и уровень развития интеллекта.
Формирование математической культуры - это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения ею.
Так сформулированные понятия математической культуры и её формирования позволяют ввести в рассмотрение, кроме деятельности профессиональной, аспект общественно-политической, духовно-нравственной и социально-экономической деятельности личности, а также учесть развитие интеллекта с помощью математики.
Под уровнем развития интеллекта будем понимать умение принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации; скорость принятия решений рассмотрим как один из критериев его оценки.
Уровень развития интеллекта зависит от сформирован-ности многих факторов: математического мышления, профессионального мышления, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способности к саморазвитию и семи качеств ума (счетная способность, речевая гибкость, речевое восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, скорость восприятия информации и принятия решения).
Чем более сформированы посредством математики указанные факторы и развиты качества ума, тем выше интеллект.
Из структуры Математического мышления выделим важнейшие составляющие - абстрактное, логическое, образное и алгоритмическое, которые способствуют: оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами математического языка, а также пространственным представлениям, запоминанию, систематизации и воображению.
Математическая составляющая профессионального мастерства специалиста - комплекс качеств личности, знаний, умений и навыков, научного мировоззрения, сформированных посредством обучения математике при решении профессиональных задач, возникающих в его практической деятельности.
Конечно, здесь остается выяснить важный вопрос о влиянии развития математического мышления на формирование инженерного мышления. Исследование этой проблемы пока оставим за рамками данной статьи.
Перейдем к конструированию обобщенной дидактической модели обучения математике в вузах инженерно-технического профиля на основе элементов теории, представленной выше. Пример такой модели предложен в работе [2] для группы специальностей радиоэлектроинженерного профиля.
В работах [2; 1] теоретически обоснована и практически реализована дидактическая модель профессиональной направленности обучения математике в техническом вузе на основе формирования математической культуры студентов технических университетов и выявления интегративно-модуль-ного компонента.
Библиографический список
Для описания этой модели используются понятия интегра-тивно-модульного компонента профессиональной направленности обучения математике будущих инженеров, интегративного математического спецкурса, а также понятие потенциала содержания обучения математике в техническом вузе.
Интегративно-модульный компонент профессиональной направленности обучения математике будущих инженеров (ИМК) - это вариативная часть содержания математической подготовки студентов, отражающая внутри- и межпредметные связи выделенных модулей содержания математических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В потенциал содержания включается отражение внутри-и межпредметных связей математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые не реализованы в программах изучаемых дисциплин или недостаточно раскрыты и имеют резерв для своей реализации.
В результате в математике усиливается профессиональная составляющая, а в общепрофессиональных и специальных дисциплинах математическая часть.
Из потенциала содержания выделяется интегративно-мо-дульный компонент, который является его частью и может быть осуществлен с помощью математики на основе интеграции ряда модулей программ по математике как в их базовой и вариативной частях, так и с некоторыми модулями общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для реализации ИМК разработаны: 1) содержание профессионально направленного углубления базовой и вариативной составляющих математической подготовки (теоретическая и практическая части); 2) механизмы реализации компонента (ИМС, т.е. интегративно-модульные спецкурсы, ресурсные занятия, лекции, семинары, практические занятия, типовые расчеты, курсовые работы и др.); 3) методика проектирования и реализации ИМС. После инновационного обучения проводится контроль качества результатов обучения и корректировка компонента.
Эта модель универсальна и потому может быть применена для других групп специальностей технических вузов. Работы в этом направлении продолжаются.
Важнейшим элементом создаваемой теории должно стать духовно-нравственное воспитание студентов средствами математики, которое впервые было рассмотрено в [1], как важнейшая составляющая математической культуры, и продолжено в исследовании [3].
Проведенное исследование приводит к следующим выводам:
1. Существует необходимость создания целостной теории обучения математике в высшей технической школе и разработки обобщенно-дидактической модели для такого обучения.
2. Предложенный подход следует рассматривать как некое приближение для создания целостной теории обучения математике в высшей технической школе.
1. Розанова, С.А. Математическая культура студентов технического университета. - М., 2002.
2. Исмагилова, Е.И. Интегративно-модульный компонент профессиональной направленности обучения математике будущих инженеров радиоэлектротехнических специальностей / Е.И. Исмагилова, С.А. Розанова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. - 2009. - №1.
3. Дворяткина, С.Н. Духовно-нравственный компонент воспитания студентов при изучении теории вероятностей // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. 2010. - № 4.
Bibliography
1. Rozanova, S.A. Matematicheskaya kuljtura studentov tekhnicheskogo universiteta. - M., 2002.
2. Ismagilova, E.I. Integrativno-moduljnihyj komponent professionaljnoyj napravlennosti obucheniya matematike buduthikh inzhenerov radioehlektrotekhnicheskikh specialjnosteyj / E.I. Ismagilova, S.A. Rozanova // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. - Yaroslavlj. - 2009. - №1.
3. Dvoryatkina, S.N. Dukhovno-nravstvennihyj komponent vospitaniya studentov pri izuchenii teorii veroyatnosteyj // Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj vestnik. - Yaroslavlj. 2010. - № 4.
Статья поступила в редакцию 16.11.12
УДК 378 (075.8)
Semenova O.A. MODEL Of FORMATION Of BIOETHICS IN MEDICAL STUDENTS OF THE UNIVERSITY. The
article describes the basic building blocks of models promoting bioethical responsibility for professional activity of students of medical institutions of higher education throughout the curriculum. Key words: bioethics; students of Medical University.