Е. Л. Вилинбахова
СПбГУ, Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ О ТАВТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ ВИДА КОШАЧЬЯ КОШКА В ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКАХ (на материале русского языка)
Повторы различного рода уже давно привлекают внимание исследователей. В последнее время использование языка интернета позволило заметить новые явления в данной области, см., например, [Гилярова 2010] о конструкции вида такая девочка-девочка.
В настоящем докладе рассматривается тавтологическая конструкция вида х-овый х на материале русских интернет-источников.
(1) Всех-всех, кто грызёт гранит науки, поздравляю! Давайте, наши студенты. Покажите, кто самый студенческий студент в мире!
(2) Хочется верить, что мама, которая пережила с бэбиком чуть более 2 лет уже вполне себе мамская мама!
(3) А я терпеть не могу по магазинам ходить! Я не девчачья девочка какая-то!
С одной стороны, данная конструкция напоминает фразеологизмы диво дивное, горе горькое и т. п., в которых, «может быть изменен порядок компонентов, ср. диво дивное и дивное диво» [Крючкова 2004: 66]. Б. С. Шварцкопф рассматривает их как разновидность фразеологизированных синтаксических конструкций, когда «закрепленной фразеологической конструкции соответствуют нормативно закрепленные за ней лексемы» [Шварцкопф 1987: 49]. Согласно классификации О. Ю. Крючковой, такие фразеологизмы занимают промежуточное положение между редупликацией и лексическим повтором; «вместе с тем, конструкции типа диво-дивное, криком кричать, будучи действительно основанными на удвоении, есть результат диахронного развития языковой системы» [Крючкова 2000: 10]. Крючкова отмечает, что для данных конструкций характерно
значение интенсивности: криком кричать ‘сильно кричать’, горе горькое ‘сильное горе’. Наиболее известный фразеологизм, построенный по данной модели, масло масляное, утратил первоначальное значение и сейчас может трактоваться по-разному, а именно: а) ‘то же, что тавтология’; б) ‘о чем-либо самоочевидном’; в) ‘достаток, счастливая жизнь’ [http://ru.wiktionary.org]. Однако рассматриваемая нами конструкция имеет ряд важных отличий: неограниченный список лексем, используемых в данной конструкции (возможны имена собственные: см. 4); сочетаемость с модификаторами, выражающими степень качества, очень, вполне, достаточно и с отрицательной частицей не (см. (2), (3), (5)), с усилителями такой, совсем, прям, как и конструкция такой х-х (см. (6)); возможность употребления прилагательных в сравнительной и превосходной степени (см. (7)).
(4) Знаем мы эти дворики, хаживали добрую тысячу раз! :) Вот это и есть самый настоящий, самый питерский Питер...
(5) Какие там мозги, какое — заряжай — три ореха на весь батончик и какой-то не вполне шоколадный шоколад. Мораль: Натс — невкусный!
(6) ЗЫ А у меня никак не получается сделать себе такой цвет, как у Марги "дано":( Такой прям шоколадный шоколад.
(7) Самый президентский президент! Президентней не бывает!
С другой стороны, можно найти конструкции вида х-овый х в английском языке: girlie girl букв. ‘девчачья девочка’, manly man букв. ‘мужской мужчина’, the most deserted desert букв. ‘самая пустынная пустыня’, juicy juice букв. ‘сочный сок’.
Представляется, что данная конструкция в русском языке имеет ряд любопытных особенностей как формального, так и содержательного характера.
Говоря о формальных свойствах, можно заметить, что конструкция х-овый х включает определяемое слово (существительное) и определение (образованное от главного слова качественное прилагательное), причем выбор словообразовательной модели определения имеет несколько вариантов развития в зависимости от наличия или отсутствия подходящего прилагательного в словаре
данного языка. В немногочисленных случаях, когда требуемого по форме и содержанию прилагательного не находится, образуются окказионализмы, см. (2), однако более интересна ситуация, когда прилагательное существует. В таком случае говорящий может либо использовать готовое прилагательное в «качественном» значении, либо проигнорировать его и прибегнуть к образованию окказионализма, преимущественно с суффиксом -ист-, ср. (8) и (9).
(8) Рекламные сообщения типа ««моя колбаса — самая колбасная колбаса в мире» канули в лету.
(9) Почему-то все россияне, живущие в России, уверены, что именно у них самые лекарственные лекарства, самый шоколадный шоколад, самая колбасистая колбаса и самые молочные молочные изделия.
По результатам данных поисковых систем предпочтение отдается все же нормативно закрепленным прилагательным: колбасная к. более частотно, чем колбасистая к.; это справедливо также для дублетов шоколадный уб. шоколадистый шоколад, городской уб. городистый город, иностранный уб. иностранистый иностранец и т. д. Тем не менее, можно утверждать, что при выборе между окказионализмами с суффиксом -ист- либо с другими суффиксами, предпочтение отдается первым (президентистый уб. прези-дентный президент, мамистая уб. мамская мама и др.), если этому не мешают фонологические особенности производящей основы.
Рассуждая о семантике конструкции х-овый х, обратимся сперва к одному из значений прилагательных с суффиксом -ист-: «имеющий свойства того, что названо мотивирующим словом» [Шведова (гл. ред.) 1980: §642]. Таким образом, президентистый президент — ‘президент, имеющий свойства президента’, шоколадистый шоколад — ‘шоколад, имеющий свойства шоколада’. Поскольку прилагательные, образованные по другим моделям, выступают в рамках данной конструкции как синонимичные прилагательным с суффиксом -ист-, то можно дать первоначальное толкование конструкции х-овый х как ‘х, обладающий свойствами х-а’. Очевидно, что буквальное понимание тавтологической конструкции не слишком информативно и речь идет об апелляции к некоторой норме, т. е. ‘референт х обладает свойствами нормального представителя класса х’. Как известно, норма может быть
дескриптивной (нормальный = обычный, типичный х) и пре-скриптивной (нормальный = образцовый, эталонный х), и как представляется, при употреблении конструкции х-овый х говорящий апеллирует именно к последней. Аргументом в пользу данной гипотезы может служить частое использование конструкции в рекламе (см. (8), (10), (11)), а также известный анекдот про «наши поезда».
(10) Самый шоколадный шоколад «Бабаевский».
(11) Самые компьютерные компьютеры.
Заметим, что уже упомянутый английский пример Juicy Juice ‘сочный сок’ — это американский брэнд соков, который имеет слоган «Самый лучший сок для самых лучших детей».
Если в рекламе производители подчеркивают наибольшую степень соответствия своих товаров эталону, то в других текстах возможны указания на высокую, среднюю и низкую степень соответствия (см. примеры (2), (3), (5), (12)), а также сопоставление референтов по их близости к эталону (13).
(12) Очередная программа будет у них под названием ««Отец — иностранец»! Думали меня позвать... но решили, что наш отец недостаточно иностранный иностранец! Вот.
(13) Угу, а колбаса в других странах колбасистей.
При анализе употребления конструкции х-овый х можно отметить сходство с конструкцией такой х-х; таким образом, некоторые значения, описанные в [Гилярова 2010], применимы и к рассматриваемой конструкции.
В заключение добавим, что мы рассматривали конструкцию х-овый х в языке интернета, однако она встречается и в литературе, и возможно, в будущем получит более широкое распространение.
(14) ... я уже не говорю о гимназистках, дачницах или мадам Персефоне, которая из всех кошек самая что ни на есть кошачья кошка и ни один кот устоять против нее не может. (А. и Б. Стругацкие. Второе нашествие марсиан)
(15) Шляпная шляпа (название сборника стихов Василисы Маркиной).
Литература
Гилярова К. А. Такая девочка-девочка. Семантика редупликации существительных в русской разговорной речи и языке интернета // Материалы международной конференции «Диалог 2010». http://www.dialog-21.ru/dialog2010materials/pdf/15.pdf.
Крючкова О. Ю. Редупликация как явление русского словообразования. Саратов, 2000.
Крючкова О. Ю. Вопросы лингвистической трактовки лексической редупликации в русском языке // Русский язык в научном освещении, 2004. № 2 (8).
Шварцкопф Б. С. О характере фразеологической деривации // Деривация и история языка. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1987.
Шведова Н. Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 1-11. М., 1980.