К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
М.А. Кузьмин
В статье проведён краткий обзор основных подходов к изучению и пониманию сущности мотивации творчества. Основной акцент ставится на рассмотрении творческой мотивации с точки зрения деятельностного подхода. В работе освещены представления отечественных и зарубежных психологов о природе творческой потребности, рассмотрены конкретные побудители творческой активности и условия, при которых устойчивые интересы-отношения трансформируются в творческую направленность.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, мотивация творчества, надситуативная активность, интеллектуальная активность, личностная направленность.
В современной психологии творчества все чаще поднимается вопрос о мотивации творчества. Существует множество исследований, посвященных частным аспектам мотивации творчества - изучению влияния ситуативных мотивов на структуру и продуктивность творческого мышления (О.Н. Арестова, Г.Г. Богданова, О.К. Тихомирова.
Э.Д. Телегина, М.В. Семилеткина и др.) - и общим проблемам (ДБ. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Э. Мильман). Однако многообразие имеющихся данных не раскрывает сущности понятия творческой мотивации. Творческую мотивацию, как правило, сводят к мотивам познания или достижения либо относят ее к особым, самостоятельным видам мотивации наряду с другими (В .П. Подвойский, С.Т. Загоруйко, Р.С. Вайсман). В данной работе мы попытаемся рассмотреть основные сведения по мотивации творчества, существующие на сегодня, и выделить общие содержательные характеристики, раскрывающие понятие творческой мотивации.
Как правило, под проблемой творческой мотивации исследователи понимают вопрос о побудителях творческой активности. Правомерен также вопрос и о действительности такого феномена, как мотивация творчества. Многие исследователи (В.Н. Пушкин,
В. Н. Дружинин), опираясь на данные биографий и самоотчетов выдающихся людей, считают, что процесс творчества амотивен, проявляется спонтанно и определяется активностью бессознательного при параллельном угнетении сознания [1]. Данные выводы были сделаны на основании описания внезапных «приступов» творчества, не поддающихся сознательному контролю, или внезапного озарения во сне или наяву. В таких опи-
саниях творчество выглядит как бессознательная сила, определяемая накопившимися впечатлениями. Однако по каким причинам происходит этот бессознательный синтетический процесс и почему у одних людей он происходит, а у других нет? По мнению исследователей, причина в интенсивной поисковой активности субъекта, в его сверхувлеченности решением какой-либо проблемы, что делает субъекта чувствительным к побочным продуктам деятельности (В.Я. Пономарев). Таким образом, мы снова подходим к понятию мотивации.
В истории психологического объяснения движущих сил творчества можно выделить два подхода: психоаналитический и гуманистический. Согласно психоаналитическому подходу в основе творческих проявлений лежит стремление к вытеснению бессознательных конфликтов или преодолению комплекса недостаточности (З. Фрейд, А. Адлер); в рамках гуманистической психологии отмечается, что творческие проявления являются свойством здоровой, зрелой, полноценно функционирующей личности и связаны с потребностью в самоактуализации или актуализирующей тенденцией (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу). В.Н. Дружинин назвал эти два вида творческой мотивации мотивацией «недостаточности» и мотивацией «избыточности» [2]. Мотивация недостаточности предполагает несоответствие субъекта требованиям окружающей среды, некоторую его дезадаптированность, преодоление или компенсация этой дезадаптированности выражается в творческой активности. Мотивация избыточности, наоборот, предполагает избыточность ресурсов личности и, как следствие, творческую активность. Оба подхода
имеют фактическую доказательную базу, однако оба они построены на соответствующих моделях личности. Мотивация - это всегда направленность на некие блага (деятельность или предметы), в данном случае это ориентация на специфический вид активности, поэтому необходимо дать описание творческой мотивации исходя из особенностей самой творческой деятельности.
В отечественной психологии сложилось представление о творчестве как о специфической категории, отличной от категории деятельности. Если под деятельностью понимать исключительно сознательный, целесообразный процесс, в ходе которого происходит согласование цели и результата, то творческая активность не вписывается в данное определение. Так, Я.А. Пономарев отмечал, что творчество наиболее адекватно описывается категорией взаимодействия: «Все элементы мира индивидуальны, т. е. подобно людям отличаются друг от друга. Нет двух одинаковых капель воды, нет двух одинаковых молекул и т. п. Таков постулат индивидуальности. Если допустить этот постулат, а в предельном случае это вполне возможно, то легко заметить, что при взаимодействии двух компонентов (человека и задачи. - М. К) должно возникать новое» [3]. Однако введенный Я.А. Пономаревым принцип взаимодействия в качестве объяснительной категории не отменяет и принципа деятельности, согласно которому деятельность -процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (А.Н. Леонтьев). Я.А. Пономарев указывает, что системный подход (принцип взаимодействия) тем адекватней предмету психологии творчества, чем «активнее», выше «степень трудности, креативности задачи» и чем большее «сопротивление» она оказывает субъекту [4]. Можно также разделять деятельность и творчество по функции: деятельность обеспечивает приспособление, адаптацию к окружающим условиям, творчество - преобразование окружающих условий.
Основываясь на ряде экспериментов по мотивации поведения людей и животных (Б.Ф. Скиннер, И.П. Павлов, В.С. Ротенберг,
С.М. Бондаренко, В. А. Петровский), можно
утверждать, что в основе творчества лежит биологическая потребность в надситуатив-ной, неадаптивной активности, которую можно свести к ориентировочно-исследовательскому рефлексу (И.П. Павлов). Так, в одних экспериментах Б.Ф. Скиннера крысы жили в условиях полного комфорта и удовлетворения всех их нужд, но тем не менее стремились обследовать соседнее помещение, несмотря на то, что к этому их никто не побуждал, и это было потенциально опасно для них. В исследованиях с людьми испытуемым за успешное прохождение лабиринта давалось по пять долларов, во второй серии экспериментов стимуляцию прекращали, однако это не ухудшало результатов - испытуемые продолжали улучшать свои результаты, пытаясь найти оптимальный способ движения по лабиринту [5]. То есть процессуальная сторона задачи становилась более значимой, чем внешнее вознаграждение. Та же особенность (стремление действовать за гранью формальных требований задачи) обнаруживается и в эксперименте В. А. Петровского по изучению «надситуативной активности» [6]. Это стремление продолжать мыслительную деятельность «за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы» Д.Б. Богоявленская назвала интеллектуальной активностью или инициативой. Однако интеллектуальная активность как специфическая мотивация является довольно общей категорией, мы можем прибегать к ней только в контексте общепсихологического анализа, раскрывающего психологическую сущность творческой мотивации, присущей человеческому роду. Биологическая потребность в интеллектуальной активности выступает лишь предпосылкой творческой деятельности. Непосредственными же побудителями творчества в обыденной жизни выступают более конкретные мотивационные образования, такие как интерес, цель, ценности, замыслы и т. д.
При ближайшем рассмотрении в качестве непосредственных побудителей творческой активности выступают интересы. Распространенным подходом в отечественной психологии является рассмотрение интереса в виде эмоционального переживания познавательной потребности (А.Н. Леонтьев,
А.Г. Ковалев, А.В. Петровский). Однако это слишком узкое определение, и очевидно, что в интересах отражается не только познавательное отношение субъекта. Б.И. Додонов смотрит на понятие интереса шире и понимает под ним любую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как в источнике желанных переживаний и средств достижения желанных целей [7]. Суть интереса заключается, по Б.И. Додоно-ву, в динамике отношений между потребностями и эмоциями: эмоция, по началу являясь индикатором потребности, постепенно становится самостоятельным предметом потребности, что приводит к возникновению устойчивых интересов-отношений. Однако достаточно ли устойчивого, процессуально ориентированного интереса, чтобы вызвать творческую активность? Ведь существует множество устойчивых процессуально ориентированных интересов, которые не выражаются в творческой активности (интерес к спорту, театру). Ответить на этот вопрос поможет понятие личностной направленности. Под личностной направленностью понимается устойчиво доминирующая система мотивов, которая определяет направление поведения и деятельности человека (Л.И. Божович). Д.Б. Богоявленской проводились исследования, посвященные изучению влияния направленности личности на творческие проявления. В результате были получены данные, согласно которым большинство испытуемых с альтруистической направленностью проявляло интеллектуальную активность, а испытуемые с личностной, эгоистической направленностью оставались на уровне формальных требований задач. Главный вывод ее исследования в том, что субъект с альтруистической направленностью бескорыстен в познании и потому открыт для творческого проявления.
Следует отметить, что такие мотивационные образования, как ценности, цели не являются непосредственными побудителями творческой активности, все они формируются вторично, благодаря наличию и действию творческих интересов (которые и являются непосредственными побудителями). Формируясь и развиваясь, они входят в структуру основных направленностей личности.
Таким образом, публикации рассмотрены основные подходы и данные, полученные в области изучения мотивации творчества, позволившие сделать некоторые выводы: в основе творческой активности лежит биологическая потребность в исследовании окружающей среды, потребность в интеллектуальной активности. Данная потребность является лишь предпосылкой творческой активности. Непосредственными побудителями творчества в онтогенезе выступают процессуально ориентированные интересы. Сами по себе процессуальные интересы еще не имеют творческого характера. Только в сочетании с другими мотивационно-личностными образованиями, такими как альтруистическая направленность, они образуют творческую ориентацию личности.
1. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967. С. 57.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002. С. 179.
3. Пономарев Я.А. Организацию науки со временем надо менять // Артамонов В. Психология от первого лица. М., 2003. С. 128.
4. Пономарев Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества // Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999. С. 441.
5. Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. М.; Новосибирск, 1992. С. 35.
6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. С. 15.
7. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопр. психологии. 1973. №5. С. 30-44.
Поступила в редакцию 10.07.2008 г.
Kuzmin M.A. On the problem of the essence of the concept of creativity motivation. The article provides the brief review of the basic approaches to studying and understanding of the essence of creativity motivation. The major focus is laid upon the consideration of the creativity motivation from the point of activity approach. The work highlights the views of the domestic and foreign psychologists of the nature of creative need, considers the certain activators of creative activity and conditions under which the stable interests-relations are transformed into the creative direction.
Key words: creativity, creative activity, creativity motivation, over-situation activeness, intellectual activeness, personal orientation.