Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и критериях государственных услуг'

К вопросу о сущности и критериях государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / CRITERIA FOR PUBLIC SERVICES / ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGETARY ALLOCATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / STANDARD AND LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов С. В.

Термин «государственная услуга» используется в российском законодательстве уже несколько лет, однако нет четких определений и понятий, раскрывающих сущность государственных услуг, отсутствуют принципы их классификации. Это является препятствием для эффективного планирования бюджетных ассигнований на оказание госуслуг, максимального удовлетворения потребителей и повышения качества государственных слуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Essence and Criteria of Public Services

Тhe term «public service» is being used in Russian legislation and standard acts for several years, but there are no clear definitions and concepts, revealing the essence of public services and there are no principles of their classification. This is an obstacle to effective planning of budget allocations for the provision of public services, consumer satisfaction and improvement of quality of public services.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и критериях государственных услуг»

понятие «государственные

услуги» и его содержание

к вопросу о сущности и критериях государственных услуг

_Аннотация

Термин «государственная услуга» используется в российском законодательстве уже несколько лет, однако нет четких определений и понятий, раскрывающих сущность государственных услуг, отсутствуют принципы их классификации. Это является препятствием для эффективного планирования бюджетных ассигнований на оказание госуслуг, максимального удовлетворения потребителей и повышения качества государственных слуг. _

Ключевые слова: государственные услуги, критерии государственных услуг, публичные услуги, бюджетные ассигнования, социальные услуги, нормативно-правовые акты _

Одной из основных задач административно-бюджетной реформы является переход от содержания сети госучреждений к закупке государственных услуг на конкурсной основе. Поэтому основным объектом управления, а, следовательно, анализа, контроля, финансирования должны стать государственные услуги в социальной сфере. При этом следует отметить, что в настоящее время ни в нормативных правовых актах (НПА), ни в юридической литературе нет единого определения понятия «государственные услуги», не определены признаки и критерии отнесения услуг к категории государственных.

Прежде всего, определимся с понятием «услуга». «Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека» [1].

Заказчик и услуги

В России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав, и это закреплено в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ). Под услугами согласно ст. 779 ГК РФ пони-

Пименов С.В.

аспирант кафедры экономической теории и инвестирования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), заведующий отделом нормативов и тарификации государственных услуг Министерства экономики Московской области [email protected]

слуга - это трудовая

_целесообразная

_деятельность,

езультаты которой

_выражаются

в полезном эффекте,

_удовлетворяющем

_какие-либо

_потребности

_человека

ост

маются определенные действия или совокупность действий (деятельность), совершаемых в интересах физического или юридического лица1. В кодексе определено: «Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги» [2]. Поэтому именно это обстоятельство - первичность потребности заказчика в действиях исполнителя - отличает услуги от различного рода юридически значимых действий. Объектом данных правоотношений выступают определенные блага, как правило, не имеющие овеществленного (материального) результата. При исследовании услуг общественного сектора в экономической литературе, а также НПА используются такие понятия, как «государственные услуги», «публичные услуги», «социальные услуги», «муни-альные услуги», «бюджетные услуги». Однако до еткие критерии и призна-

:х услуг к выше льку они имею

ное содержание.

бличные услуги

В то время как категория «публичные услуги» во анции и Германии достаточно широко разработа-используется давно [3], в России ее восприятие пока порождает больше проблем, чем их решений. В юридической литературе приводят следующие признаки публичных услуг [4]:

- они направлены на реализацию общественных интересов (обеспечивают деятельность общезначимой направленности);

- имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся данной услугой;

- осуществляются органами государственной или муниципальной власти;

1 Заметим, что определение, данное автором, не соответствует содержанию ст. 779 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной нормы по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Иными словами, в ст. 799 ГК РФ акцент сделан на 3-х составляющих: 1) договор об оказании услуги; 2) действие исполнителя по оказанию услуги в интересах заказчика; 3) оплата услуги заказчиком - прим. ред.

- основываются как на публичной, так и на частной собственности.

Приведенные признаки публичных услуг характеризуют их как деятельность общезначимой направленности и показывают наличие публичного интереса в осуществлении такой деятельности, которая позволяет утверждать, что, независимо от того, какой субъект в каждом конкретном случае их оказывает, публичная власть обязана обеспечить их исполнение. Л.К. Терещенко отмечает, что «...публичная услуга -это деятельность, направленная на удовлетворение публичных интересов, потребностей» [5, с. 11]. Следует обратить внимание на точку зрения, изложенную Ю.А. Тихомировым, в которой публичная услуга рассматривается «как юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан» [5, с. 13]. Приведенное определение публичной услуги предполагает ее расширительное толкование, которое включает в себя как государственные, так и социальные услуги. Интерес представляет классификация Л.К. Терещенко, в рамках которой выделяются публичные услуги, государственные услуги и социальные услуги, при этом автор их не противопоставляет, а скорее говорит об их соотношении [6]. Анализ представленной классификации показывает, что термин «публичные услуги» шире, чем термин «государственные услуги». Последние характеризуются наличием лишь одного субъекта, их оказывающего,

- государственного органа, в то время как публичные услуги могут быть оказаны государственными органами и негосударственными структурами. Появление термина «социальная услуга» связано не с функциями или субъектами, ее оказывающими, а со сферой реализации данной услуги.

Государственная услуга

Многие авторы отмечают, что понятие «государственная услуга» появилось в России в процессе проведения административной реформы. В то время как во многих зарубежных странах государственные услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». В указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной

...публичнаяуслуга -это деятельность, направленная на удовлетворение публичных интересов, потребностей

т

понятие

_•«государственная

_услуга» появилось

в России в процессе „проведения

административной _реформы

власти» государственные услуги отождествляются с социальными услугами. Под функциями по оказанию госуслуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные госучреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Расшифровку понятия «государственная услуга» можно найти в проекте Федерального закона «О стандартах государственных услуг». В качестве госуслуги предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, ящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр дарственных услуг [7].

но ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственные услуги - это услуги, оказываемые в соответствии с государственным заданием органами государственной власти, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Таким образом, понятие «публичные услуги», равно как и «государственные услуги», как правильно отмечает Д.М. Щекин, пока не получило четкого определения в законодательстве, однако уже есть указание на их возможную платность или бесплатность [8]. Прежде чем обосновывать определение госуслуг, критерии и признаки отнесения услуг к государственным, в первую очередь, необходимо сформулировать цели и задачи использования услуг. В целях эффективного планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, максимального удовлетворения потребителей услуг, контроля и анализа качества предоставления госуслуг целесообразно разделять их на два типа: 1) услуги, оказываемые органами исполнительной власти. Предоставление этого типа услуг являются реализацией одной из функций исполнительной власти.

Данный тип услуг может предусматривать различные сборы, величина которых не превышает компенсационных размеров. Особенностью предоставления данного вида услуг является их обязательный характер; 2) услуги, оказываемые подведомственными госучреждениями или иными уполномоченными организациями. Предоставляются в основном за счет средств бюджета.

Критерии определения госуслуги

На основании анализа НПА и изложенных выше подходов представляется целесообразным определить госуслугу следующим образом. Это деятельность органов государственной власти, госучреждений и иных организаций, осуществляемая в соответствии с учредительными документами, полностью или частично финансируемая за счет средств бюджета и направленная на удовлетворение потребностей получателей госуслуг. Получатели госуслуг - отдельные граждане, группы граждан, население в целом, а также юридические лица, реализующие конституционные, законные, уставные и иные права, установленные соответствующими НПА, имеющие право на получение государственной услуги.

Критериями определения государственной услуги являются:

- предоставление на основании НПА, устанавливающего полномочия субъекта на оказание соответствующей услуги;

- финансирование осуществляется за счет средств бюджета и (или) внебюджетных фондов;

- адресная направленность;

- наличие влияния на изменение состояния целевой группы получателей (социально-экономический результат или эффект);

- наличие закрытого регламентированного перечня государственных услуг.

Нормативное закрепление понятия государственных услуг, их критериев и признаков позволит:

- обоснованно сформировать перечни госуслуг2;

- повысить качество оказания услуг;

нормативное

закрепление понятия государственных услуг, их критериев и признаков позволит: обоснованно

сформировать

перечни госуслуг;

повысить качество

оказания услуг;

перенаправить

ориентиры

государства

от платы за сам

факт существования

госучреждений

к потребностям

получателей

госуслуг и т.д.

2 Заметим, что ряд перечней и реестров госуслуг существует и на сегодняшний день. Однако они имеют отраслевой или региональный уровень - прим. ред.

- перенаправить ориентиры государства от платы за сам факт существования госучреждений к потребностям получателей госуслуг;

- повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Литература

1. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 томах. / Гл. ред. А.М. Румянцев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 4. - С. 247.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Мицкевич Л.А. Основы административного права Германии. - Красноярск, 2002.

4. Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. - 2002. - № 6. - С. 5.

5. Публичные услуги и право: Научно-практическое пособие. / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2007. - С. 11.

6. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. - 2004. -№ 10. - С. 16-17.

7. Проект Федерального закона «О стандартах государственных услуг». / Центр стратегических исследований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.csr.ru.

8. Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): Сборник. / Под ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - М., 2007. - С. 91.

Pimenov S.V.

Postgraduate Student, Chair of Economic Theory and Investing,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI),

Head of Department of Regulations and Tarification of Public Services of the Ministry

of Economy, the Moscow Region

On the Essence and Criteria of Public Services

_Abstract

The term «public service» is being used in Russian legislation and standard acts for several years, but there are no clear definitions and concepts, revealing the essence of public services and there are no principles of their classification. This is an obstacle to effective planning of budget allocations for the provision of public services, consumer satisfaction and improvement of quality of public services.

Keywords: public services, criteria for public services, budgetary allocations, social services, standard and legal acts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.