УДК 336.717.1:336.71
к вопросу о сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности
С. А. ЧЕРНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-mail: bosya2003@list. ru
М. Ю. АЛИЕВА, старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики E-mail: bosya2003@list. ru Дагестанский государственный университет
Статья посвящена исследованию сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности. Проведен обзор теоретических взглядов по вопросу о сущности конкуренции. Изучена структурная организация банковского рынка как специфическая сфера банковской конкуренции. Предложена авторская классификация видов банковской конкуренции. На основании проведенного исследования уточнены сущность и специфика банковской конкуренции и банковской конкурентоспособности.
Ключевые слова: банки, банковская конкуренция, конкурентоспособность, банковский рынок, классификация.
Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, определяют базовый тренд развития банковского рынка и вектор макроэкономических преобразований в региональном хозяйственном комплексе, что обусловливает необходимость новых институциональных решений эволюционных проблем экономического развития. Конкурентоспособность банковского сектора является одним из важных условий успешного экономического развития государства.
Проблема банковской конкуренции является объектом интенсивного исследования в экономической литературе. Однако при всей ценности
проведенных исследований проблема пока не получила той степени научной разработки, которая соответствовала бы ее теоретической и практической ценности. Недостаточная разработанность, а также научно-практическая значимость проблемы банковской конкуренции определяют ее актуальность.
Анализ сущности и специфики банковской конкуренции предполагает прежде всего уточнение наиболее общего понятия «конкуренция». В экономической литературе сформировались различные мнения по вопросу о сущности конкуренции. По мнению некоторых авторов, конкуренция представляет собой закономерный процесс, который затрагивает интересы большей части общества, причем как непосредственных производителей, так и потребителей услуг [10, с. 7]. Она непосредственно влияет на стабильность экономической системы, что немаловажно в настоящее время, когда экономика преодолевает последствия кризиса.
Конкуренцию рассматривают как процесс соперничества между институтами на рынке [2, с. 218]. Данный подход основан на понимании конкуренции как состязании в целях достижения лучших результатов и характерен для отечественной экономической литературы. По мнению Г. Л. Азоева, конкуренцию следует рассматривать как соперничество на каком-либо поприще между отдельными
физическими и юридическими лицами. Сущность конкуренции рассматривают как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической мысли [1].
Конкуренция определяется в качестве критерия соответствующего типу рынка вида экономической деятельности. Данный подход основан на современной макроэкономической теории фирмы, согласно которой конкуренция определяет степень зависимости общих рыночных условий от модели поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является имманентным атрибутом рынка, являясь основой его существования [3, с. 53-104, 601-605].
Анализ приведенных определений позволяет выделить следующие характерные признаки конкуренции:
1) существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
2) наличие определенного количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
3) чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер со стороны других конкурентов.
Таким образом, в общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Как известно, цель каждого банка заключается в том, чтобы клиент выбрал и приобрел именно его конкретную услугу. Конкуренты - это физические и (или) юридические лица, соперники, которые производят продукты-аналоги, продукты-заменители или осуществляют свою деятельность на одном и том же рынке (в рыночном сегменте, нише), что и другие производители. В качестве участников рыночных отношений выступают либо продавцы, либо покупатели. Иными словами, банки являются конкурентами, когда предоставляют одинаковый набор банковских продуктов (услуг) на одном и том же рынке на схожих условиях.
В зависимости от степени развития рыночных отношений, особенностей правовой среды и комплекса других факторов формируются специфические механизмы конкуренции не только в разных странах, но и на разных сегментах рынка банковских услуг внутри каждой страны. Ключевая роль в
формировании эффективной конкурентной среды принадлежит государству, которое создает для этого необходимые институциональные, и прежде всего законодательные, рамки. Такой тезис, на первый взгляд, может показаться не вполне обоснованным, поскольку государственное регулирование и конкуренция часто рассматриваются как антиномии. Однако при углубленном анализе противоречие между задачами государства в рыночной экономике и целями конкуренции в значительной мере снимается в том случае, если государство считает приоритетным не ограничение или свертывание конкуренции, а противодействие недобросовестным формам ее проявления.
Конкуренция в банковской системе намного сложнее, чем в любом другом секторе экономики [3, с. 53-104]. Банковская конкуренция выступает движущей силой качественных изменений в банковской сфере, нацеленных на повышение устойчивости кредитных организаций, диверсификацию проводимых операций и расширение доступности финансовых услуг. Ее особенности определяются составом участников, структурой сферы конкуренции, спецификой продукта, формами конкуренции, влиянием на другие сферы экономики и общественной жизни. Специфика банковской деятельности вносит свои особенности непосредственно в процесс банковской конкуренции, что отличает ее от классической конкуренции между товаропроизводителями и дополнительно подтверждает необходимость и важность ее выявления в самостоятельное направление в экономической науке.
В экономической литературе вопрос о банковской конкуренции является дискуссионным, что обусловлено, в частности, отсутствием общепринятого определения «конкуренция».
Исследователь М. В Михайлова предлагает понимать под банковской конкуренцией «процесс соперничества коммерческих банков, каждый из которых стремится завоевать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка - совершенствовать ее разными способами и приемами» [6, с. 51]. Другие исследователи понимают под банковской конкуренцией динамичный процесс соперничества субъектов банковского рынка по поводу обеспечения прочных позиций на данном рынке.
Авторы согласны с мнением Е. К. Самсоновой, которая определяет банковскую конкуренцию в качестве механизма функционирования и развития все-
го рынка банковских услуг. Банковская конкуренция является историческим закономерным процессом, осуществляемым посредством функционирования субъектов общества, основанным на понимании экономических законов и направленным на реализацию различных экономических интересов в рамках выбранных моделей финансового поведения кредитно-финансовых институтов [8, с. 73-76].
По мнению некоторых авторов, субъектами банковской конкуренции являются не только банки, но и другие финансовые и нефинансовые институты, являющиеся участниками банковского рынка. Исходя из данного понимания, банковскую конкуренцию рассматривают как совершающийся в динамике процесс соперничества субъектов банковского рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на этом рынке [3, с. 53-104].
Интересен подход А. М. Тавасиева, который в основу интерпретации конкуренции закладывает критерий эффективности экономической деятельности, связанный тесным образом с конкурентной борьбой каждой финансовой организации [9, с. 52].
Конкуренцию в банковской сфере определяют и как динамический процесс соперничества кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке ссуд, депозитов и других банковских услуг, а также на альтернативных финансовых рынках [10, с. 7]. Спектр конкурентных отношений может быть довольно широк - от неограниченной (совершенной) конкуренции до абсолютной монополии. Однако указанные полюсы являются всего лишь теоретическими конструкциями, которые не реализуются на практике.
Исходя из ранее изложенного можно заключить, что банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс состязательности коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в рамках которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. Именно наличие конкуренции вызывает расширение круга предоставленных услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция стимулирует банки к переходу на более эффективные способы предоставления услуг, т. е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования.
Специфика банковской конкуренции в России заключается в том, что она взаимосвязана не только с экономикой, но и с политикой (не секрет, что
нередко конкуренция идет не за рынки банковских услуг, а за «связи и возможности войти в определенный узкий круг»).
Основные участники банковской конкуренции -это коммерческие банки. Другими достаточно активными участниками являются небанковские кредитные организации (ломбарды, лизинговые, факторинговые и форфейтинговые компании, пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, венчурные и дилинговые компании, клиринговые палаты, системы пластиковых карт, системы дорожных чеков, трастовые компании, трансферагенты, депозитарии, регистраторы и др.) и нефинансовые организации.
Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банками считаются кредитные организации, которые могут в совокупности выполнять следующие три вида операций: привлечение средств от своего имени и за свой счет; размещение средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение счетов. Небанковские кредитные организации, в отличие от банковских, могут выполнять не все банковские операции, а их отдельные виды.
Нефинансовые предприятия - это организации, чья основная деятельность не связана с финансовой сферой, но которые оказывают отдельные банковские услуги (почта, промышленные предприятия, торгово-сервисные организации и др.) [4, с. 13].
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок - сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов (рис. 1). В настоящее время коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Рассмотрим рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи. В нее входят следующие секторы.
1. Рынок средств производства и производственных услуг. На этот рынок коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий и организаций (расчетное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но в ряде случаев и как покупатели
Рис. 1. Структурная организация банковского рынка
(организация приемов в рамках работы с общественностью).
3. Рынок труда. Этот рынок имеет особое значение в рамках кадровой политики банков, которым приходится постоянно обновлять или пополнять свой персонал, выступая на этом рынке в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На этом рынке банки действуют и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).
5. Рынок недвижимости. На этом рынке банки выступают как финансовые посредники (ипотечное кредитование), как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращенному ипотечному кредиту).
6. Финансовые рынки. В данной сфере банки являются глаными институтами. Особая роль здесь принадлежит:
- рыноку ссудных капиталов - банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков и в то же время выступают в качестве продавцов при выдаче ссуд;
- рынку ценных бумаг - по поручению клиентов и по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг, попеременно
играя то роль продавцов, то роль покупателей;
- рынку валют и драгоценных металлов - действия банков на этом рынке аналогичны их работе на рынке ценных бумаг.
Следовательно, сфера банковской конкуренции обширна, а конкурентная среда многообразна и разнообразна.
Вынося на рынок тот или иной банковский продукт, коммерческий банк почти всегда сталкивается с конкуренцией не только со стороны других коммерческих банков, но и со стороны небанковских и нефинансовых организаций.
Банковскую конкуренцию нельзя отождествлять с межбанковской [7]. Более правильно определить ее как соперничество между всеми участниками банковского рынка. Столь многочисленного и разнородного состава конкурирующих участников не имеет ни одна другая сфера экономики.
Банковская конкуренция проявляется в разнообразных видах (см. таблицу).
В зависимости от принадлежности субъектов конкуренции к какому-либо виду экономической дечтельности принято различать внутривидовую и межвидовую конкуренцию. Внутривидовая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной сферы деятельности, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Межвидовая конкуренция - это конкуренция между предприятиями разных видов экономической деятельности.
С точки зрения отдельного кредитного института сфера банковской деятельности выступает в качестве рынка сбыта, в который входят: рынок кредитов; рынок вкладов (сберегательное дело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (расчетно-кассовое обслуживание, трастовые операции, прочие услуги).
В зависимости от используемых методов конкуренции различают ценовую и неценовую банковскую конкуренцию.
классификация видов банковской конкуренции
классификационный признак Вид банковской конкуренции
По признаку вида экономической деятельности Внутриотраслевая. Межотраслевая
По категории участников Межбанковская. Между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами
В зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов Конкуренция продавцов банковских услуг Конкуренция покупателей услуг
В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции Индивидуальная конкуренция. Групповая конкуренция
По субъектам конкуренции федерального и регионального рынка Федеральные банки и их филиалы. Региональные банки. Банки с участием иностранного капитала
В зависимости от используемых методов банковской конкуренции Ценовая. Неценовая
В зависимости от степени монополизации рынка Совершенная. Несовершенная
Источник: авторская разработка.
Ценовая конкуренция осуществляется за счет изменения (как правило, снижения) цен. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы. Кроме того, и покупатели банковских услуг, особенно если они являются постоянными клиентами банка, могут в процессе переговоров воздействовать на цену, добиваясь существенных скидок.
Неценовая банковская конкуренция связана, прежде всего, с изменениями качества услуг на основе определенных критериев (скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска и др.), соотносимыми с уровнем затрат на производство банковских услуг.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную банковскую конкуренцию.
Совершенная банковская конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на финансовом рынке действует очень большое число банков, предлагающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары и услуги, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Несовершенная банковская конкуренция - это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами, условия конкуренции неравны.
Конкуренция на рынке банковских услуг осуществляется не только между банками, но и между другими нефинансовыми институтами, предлагающими потребителям банковские продукты или их субституты.
Необходимо отметить, что помимо уточнения состава субъектов рынка банковских услуг, авторами проведено выявление особенностей конкуренции на нем, определяемых средой функционирования банков в аспекте доминации государственного воздействия на формирование условий их деятельности и в контексте объективно протекающих глобальных трансформаций финансовой системы. Конкурентоспособность банковского сектора как элемента системы национальной экономики формируется в результате обладания кредитными институтами конкурентными преимуществами, позволяющими ему сохранять целостность и занимать лидирующие позиции на банковских рынках по сравнению с зарубежными конкурентами. Такая система конкурентных преимуществ консолидирует три группы преимуществ:
- преимущества, связанные с масштабами деятельности;
- преимущества, связанные с низкими издержками;
- преимущества, связанные с дифференциацией продукта.
Если следовать буквальному значению термина «банковская конкуренция», то в рамках данного понятия следовало бы рассматривать отношения, складывающиеся исключительно между банками. Однако это было бы неправильно: каждый
отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения - участники банковского рынка. Конкуренция - это стимулирующий фактор, побуждающий конкурентов:
- расширить круг банковских услуг;
- улучшить качество банковской продукции;
- оперативно регулировать цены на эту продукцию.
Конкуренция стимулирует банки к переходу на более эффективные способы функционирования.
Сущность банковской конкуренции наиболее ярко отражается в важнейшей характеристике банковской услуги на рынке - ее конкурентоспособности. Современная экономическая наука не дает единой, общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность». В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынке товаров и услуг. Для того чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами товара конкурента. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.
Конкурентоспособность часто трактуется как комплекс потребительских свойств услуги, определяющий ее отличия от других аналогичных услуг по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и стоимости приобретения. С точки зрения стратегического маркетинга, конкурентоспособность оказываемой услуги можно выразить через степень реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной услугой, предлагаемой на данном рынке. Конкурентоспособность услуги является главным фактором:
- увеличения доли рынка;
- роста прибыли от ее продажи;
- улучшения экономического положения организации и других показателей.
Причем услуга должна обладать качеством и экономичностью на уровне, не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка, полученными на момент внедрения услуги.
Следует различать понятия «конкурентоспособность коммерческого банка» и «конкурентос-
пособность предоставляемых им услуг». Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к коммерческому банку, то ее можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у банка средств. Уровень конкурентоспособности услуг является показателем жизнестойкости коммерческого банка и его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.
Конкурентоспособность применительно к отдельной банковской услуге - это совокупность качественных и стоимостных характеристик данной услуги, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности клиента. Конкурентоспособной является та услуга, комплекс потребительских и стоимостных свойств которой обеспечивает ей коммерческий успех, т. е. позволяет быть прибыльной в условиях широкого предложения других услуг-аналогов.
Таким образом, утверждение, что банковская конкурентоспособность - это способность банка предложить услугу, несет в себе неправильное понимание проблемы. Конкурентоспособность банка необходимо рассматривать как динамичный, комплексный показатель сравнительного уровня развития критериев его деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг.
Конкурентоспособность коммерческого банка характеризуется как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем разработки и реализации конкурентоспособных услуг. Реализация банковских продуктов и услуг - важнейший вид деятельности любого коммерческого банка. Стратегической целью банка и всех его служб является увеличение прибыли посредством:
- привлечения максимального числа клиентов;
- расширения рынка сбыта своих продуктов и услуг;
- увеличения рыночной доли [5, с. 52].
В настоящее время конкуренция на банковском рынке сильно возросла. Чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг, т. е. создавать своего рода банковские универмаги с обслуживанием клиента «с одного прилавка». Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают коммерческие
банки с более высоким конкурентным потенциалом, под которым подразумевается как реальная, так и потенциальная способность банка разрабатывать, предлагать, оказывать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные услуги, т. е. услуги, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителя.
Банковский сектор находится в перманентном состоянии реформирования. Необходимо видеть четкие цели и этапы реализации этой реформы (как и любого инвестиционного проекта), направленной на приведение российской банковской системы в соответствие с международными стандартами и нормами, без чего невозможно обеспечить ее устойчивую стратегическую конкурентоспособность в условиях либерализации мирового банковского законодательства. Ключевым фактором успеха банка, его конкурентным преимуществом становится эффективное взаимодействие с клиентами, соответствие их потребностям по спектру и качеству услуг.
Конкурентоспособный банк - это коммерческая организация, обладающая ясным пониманием своих стратегических целей, видением будущего, компетентным персоналом, эффективным механизмом динамичной адаптации к условиям современного мира и требованиям клиентов. Динамичность (как свойство конкурентной организации) требует осуществления инновационной деятельности, быстрой оценки ситуации на рынке, быстрого принятия решений и внедрения изменений, непрерывного повышения квалификации кадров.
Программа действий банка, отражающая его нацеленность на повышение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, и составляет стратегию банка. В современных условиях менеджеры должны стремиться к прорывам в области потребительской ценности продукта, а не к тому, чтобы обыграть конкурента.
рис. 2. Основные подходы к определению конкурентоспособности банка
Конкурентоспособность коммерческого банка в современных условиях определяется степенью его соответствия потребностям клиентов и высокими темпами роста его клиентской базы. Нарастающая конкуренция на рынке банковских услуг, обостряемая приходом на российский рынок и активной деятельностью зарубежных банков, заставляет банкиров связывать будущее своего бизнеса с развитием бизнеса своих клиентов, их стратегическими целями и задачами. Что является главным для клиента, то и должен реализовывать банк. Задача менеджеров заключается в увеличении потребительской ценности продуктов при низких производственных затратах.
Таким образом, по мнению авторов, понятие «конкурентоспособность» можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. С другой стороны, конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.
Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое. Возможность банка конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукта и совокупности различных методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Конкурентоспособность банковских продуктов определяется в сравнении с продуктами одного уровня качества и, соответственно, цены. Сошлемся на еще один подход к оценке конкурентоспособности. Это - характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия
конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Основные подходы к определению конкурентоспособности банка представлены на рис. 2.
Исходя из представленных подходов,
можно определить банковскую конкурентоспособность как интегральную характеристику, отражающую потенциальные и реальные возможности банка создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты и услуги, отвечающие всем требованиям клиентов, занимать и удерживать устойчивые позиции на рынке банковских услуг. В отличие от дефиниций, имеющихся в экономической литературе, данное определение отражает сложную природу рассматриваемой категории во взаимосвязи ее ключевых аспектов, характеризующих производимые банком услуги, его место на рынке банковских услуг, возможности банка по удержанию позиций на этом рынке.
Список литературы
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга. 1996.
2. Алифанов Е. Н., Кочмола К. В. и др. Финансовая глобализация и развитие банковской системы России: монография / под ред. К. В. Кочмолы. Ростов-на-Дону: РГЭУ. 2003. С. 218.
3. Банковское дело / под ред. Г. Г. Коробовой. М.: Экономистъ. 2006. С. 53-104, 601-605.
4. Коробов Ю. И. Банковская конкуренция на современном этапе // Банковское дело. 2010. № 11. С. 13.
5. Лутошкина Н. К. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. 2011. № 46. С. 52.
6. Михайлова М. В. Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка // Финансы и кредит. 2008. № 36. С. 51
7. ПетровМ. А. Банковская конкуренция в России. Саратов: СГСЭУ. 2004
8. Самсонова Е. К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2007. № 29. С. 73-76.
9. Тавсиев А. М, Ребельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России: учеб. пособ. для вузов / под. ред. А. М. Тавсиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. С. 52.
10. Хандруев А. А., Чумаченко А. А. Конкуренция в банковской отрасли: проблемы, тенденции, прогнозы // Банковсое дело. 2010. № 11. С. 7.