В.С. Герасимова
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ КУРСА «ИЗБРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ» ДЛЯ МАГИСТРОВ
В статье раскрывается структура образовательного курса «Избранные проблемы общей психологии» для магистров в области психологического консультирования. Содержание курса построено на основных положениях теории контекстного обучения для специалистов А.А. Вербицкого.
Ключевые слова: контекстное обучение, психологическое консультирование, эмоции, адаптация, методы обучения.
В связи с переходом высшей школы на подготовку магистров особое значение приобретает содержание и качество преподавания курса, развивающего общетеоретические проблемы общей психологии, в нашем случае курса «Избранные проблемы общей психологии». Этот курс призван расширить и углубить знания студентов по наиболее существенным проблемам современной общей психологии, особенно имеющим непосредственное отношение к их будущей практической деятельности и призванным формировать научное мировоззрение и профессиональное мышление будущего специалиста.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья представляет один из возможных подходов к построению такого курса для студентов с квалификацией «Психологическое консультирование».
Развивая мысль о необходимости контекстного обучения специалистов [2], мы предлагаем вышеозначенный курс максимально приблизить к содержанию и методам практической психологии, в частности, психологическому консультированию.
В процессе психологического консультирования специалист ориентируется на мышление клиента, его переживания и действия. Для него важно, о чем и как мыслит клиент, какие проблемы находятся в зоне его переживаний и как он действует, чтобы разрешить эти проблемы. Процессы мышления, переживаний и действий внутренне взаимосвязаны [1] и составляют высший уровень когнитивного, эмоционального и волевого регулирования поведения и деятельности субъекта. Поэтому осмысление студентами указанных процессов, с точки зрения как теоретической, так и практической психологии, будет способствовать повышению уровня подготовки специалиста вуза.
В процессе консультирования психолог имеет дело не с отдельными процессами или компонентами личности, а с личностью в целом. Центральным образованием личности, ядром характера является ее «Я-концепция». Именно она определяет интерпретацию всех событий личности и систему ее отношений к самому себе и людям. Содержание понятия «Я-концепция» органически взаимосвязано с когнитивными, эмоциональными и регулятивными процессами (Р. Бернс). Теоретическое и практическое изучение «Я-концепции», по нашему мнению, должно способствовать не только повышению профессиональной компетентности студентов, но и развитию их личности.
Реализовать контекстный подход в обучении магистров невозможно, если не использовать знания индивидуальных особенностей личности, что предполагает обращение к данным дифференциальной психологии. Однако эти сведения необходимо подчинить тем основным проблемам, которые будут изучаться в курсе.
Таким образом, предлагаемый курс в нашей интерпретации будет иметь следующую структуру.
Раздел I. Человек мыслящий.
Раздел II. Человек переживающий.
Раздел III. Человек действующий.
Раздел IV. «Я-концепция» как внутренний регулятор поведения личности.
Что касается содержания каждого раздела, то здесь могут быть различные варианты.
В разделе I могут войти темы, раскрывающие теоретические и практические аспекты процесса мышления, которым в курсе общей психологии уделяется недостаточно внимания. Например, мышлению как процессу решения задач. Здесь целесообразно уделить внимание решению психологических задач, в том числе и диагностических (А.Ф. Ануфриев), проблемам понимания, индивидуальным когнитивным стилям и др.
Особое внимание следует уделить языковым формам мышления. Глубокое изучение современных представлений о вербальной и невербальной коммуникации в системе речевого общения станет для специалиста-психолога теоретической базой развития и совершенствования его профессиональной компетентности.
Отдельную тему следует посвятить психологическому мышлению, которое включает такие особенности, как способность чувствовать психологическое содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать, высокий уровень развития всех мыслительных операций, децентрированность, высокая вариабельность, прогностичность и парадоксальность [4]. Мышление практического психолога-консультанта характеризуется также способностью аккумулировать наблюдения и использовать все увеличивающийся объем информации о человеке для более полного его понимания, умение черпать информацию в процессе слушания и одновременно слушать самого себя. Эти особенности необходимо подвергнуть тщательному теоретическому анализу и практической реализации на специальных занятиях.
В разделе II необходимо обратиться к более подробному рассмотрению базовых эмоций (гнев, страх и пр.), более сложных эмоциональных образований (тревожность, фрустрация, чувство вины, собственного достоинства, утраты и т.п.). Целесообразно обратиться к характеристике эмоций как процессу защиты (Р.С. Лазарус), к проблеме симпатии (Л. Гозман), агрессии, стрессо-устойчивости и др. Полезным будет также анализ индивидуальных особенностей эмоциональной регуляции и саморегуляции, характеристик эмоциональных и неэмоциональных субъектов. Здесь следует также подчеркнуть взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Главной в этом разделе должна стать тема, посвященная эмоциональной сфере практического психолога, таким профессионально важным ее особенностям, как самообладание, эмпатия, способность «читать» и осознавать эмоции других людей и свои собственные, а также владеть способами эмоционального регулирования.
Раздел III может быть посвящен самым различным аспектам поведения и деятельности человека, проблемам психической регуляции вообще и в профессиональной деятельности в частности. Полезно, на наш взгляд, в этом разделе подробно рассмотреть проблемы адаптации и дезадаптации, в том числе и профессиональной, где обратиться к изучению индивидуальных особенностей этих процессов.
Полезным может стать более глубокое изучение процесса формирования знаний. При этом открывается возможность осознания студентами важности профессиональных навыков и умений (перцептивных, мыслительных, эмоциональных, речевых, двигательных и др.) в становлении их профессиональной деятельности.
Раздел IV может включать вопросы, связанные с расширением понимания феномена «Я-концепции», ее структуры, роли в жизни человека и его адаптации в обществе, а также в становлении его профессиональной идентичности. Процесс консультирования как взаимодействие двух «Я-концепций» (психолога и клиента) во многом зависит от способности консультанта понять не только индивидуальное «Я» клиента, но и свое собственное. Поэтому основательное изучение «Я-концепции» позволит будущим психологам глубже разбираться в себе и в людях.
Здесь важно заострить внимание студентов на функциях и структуре «Я-концепции» и их значении в профессиональной деятельности практического психолога (например, роль такого компонента «Я-концепции», как «власть Я», который понимается как ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности).
В силу профессиональной направленности предлагаемого курса изменению должны быть подвергнуты методы и приемы обучения.
Во-первых, они должны способствовать глубокому осмыслению сложного теоретико-философского содержания курса. Этому может способствовать увеличение активных методов обучения, дискуссий, обсуждений, конференций, круглых столов и,
соответственно, уменьшение лекционных методов. Лекции могут использоваться как вводные к соответствующим разделам. Характер такой лекции должен иметь свою специфику и отличаться от обычной обзорной лекции. Форму и содержание такой лекции еще предстоит разработать.
Во-вторых, следуя принципам контекстного обучения, методы обучения должны быть приближены к практической деятельности студентов, т.е. к психологическому консультированию. Поэтому здесь целесообразно использовать различного рода тренинги, упражнения, беседы и даже техники, используемые психолога-ми-консультантами.
Представленная модель курса является лишь первой попытой осмыслить структуру и содержание курса «Избранные проблемы общей психологии» и требует дальнейшей разработки. В зависимости от содержания курса его название может быть пересмотрено.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000.
2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
3. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие. М., 2006.
4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учеб. пособие. М., 2003.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ