Научная статья на тему 'К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления'

К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALУ IMPORTANT QUALITIES / УРОВНИ И КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ / LEVELS AND CRITERIA OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются основные компоненты структуры профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления в контексте их развития с использованием потенциала дисциплины «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND SUBSTANCE OF FUTURE MANAGERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

The article considers the main components of the structure of future managers’ competence in the context of their development through learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления»

УДК [378.016:005] :811.1

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

STRUCTURE AND SUBSTANCE OF FUTURE MANAGERS' PROFESSIONAL COMPETENCE

А. Е. Ильин A. E. Ilyin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты структуры профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления в контексте их развития с использованием потенциала дисциплины «Иностранный язык».

Abstract. The article considers the main components of the structure of future managers' competence in the context of their development through learning foreign languages.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионально-личностное развитие, профессионально важные качества, уровни и критерии развития.

Keywords: professional competence, professional and personal development, professional important qualities, levels and criteria of development.

Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество формирует социальный запрос на профессионала как на личность с высоким уровнем общей культуры, как на специалиста, способного успешно справляться с самыми различными задачами, как на человека с гибким мышлением, как на личность творческую и инициативную. Высшее учебное заведение в ходе подготовки такого специалиста все чаще вынуждено сталкиваться с новыми проблемами. Так, недостаточно изученными остаются вопросы потенциала предметов гуманитарного цикла, в частности дисциплины «Иностранный язык», в плане развития профессионально важных качеств будущих менеджеров. В связи с этим актуальным является исследование компонентов профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления, а также определение уровней и критериев их развития.

Материал и методика исследований. В процессе исследования были использованы теоретические (изучение трудов таких авторов, как Е. П. Абдуразякова, О. П. Андреева, М. А. Ариян, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Е. Н. Лобанова, О. Г. Максимова, А. К. Маркова, Е. Г. Хрисанова и др.; анализ государственных образовательных стандартов, рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык»), а также эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент).

Результаты исследований и их обсуждение. Профессиональная компетентность - это сложное, комплексное явление, имеющее в основе профессиональные знания, умения и навыки, определяющие профессионально значимые личностные качества специалиста, а также потенциальный уровень и качество выполнения профессиональной деятельности [2].

В настоящее время ФГОС ВПО третьего поколения и модернизация системы высшего образования в целом делают компетентностный подход одним из ключевых условий для успешного овладения студентами будущей профессией [6]. Обучение в вузе с позиций формирования необходимых компетенций является одним из ключевых условий развития личности обучаемого как субъекта профессиональной деятельности. Под профессиональной компетентностью специалиста в этом случае можно понимать способность ориентироваться в профессиональной среде, наличие определенных знаний и умений, общей гуманитарной культуры [1], а также качеств личности, обусловливающих сформированность общепрофессиональных и специальных компетенций.

А. А. Деркач, рассматривая личность профессионала, в частности госслужащего, использует такое понятие, как «субъектно-профессиональная структура», под которым подразумевает набор определенных свойств и качеств, относящихся к различным сферам личности. Он же выделяет такой компонент структуры, как когнитивный, который определяет как «наличие определенного уровня знаний в профессиональной сфере» [8].

А. К. Маркова, говоря о профессиональной компетентности специалиста, выделяет различные качества, без которых невозможно эффективное выполнение профессиональной деятельности, и делит их на характеристики, относящиеся к эмоциональной сфере специалиста, свойства, характеризующие его деятельностную сферу, и качества, определяющие психические свойства личности [7].

Е. А. Климов также вкладывает в понятие «профессионализм» значение, которое не ограничивается только наличием определенных знаний, умений и навыков в какой-либо сфере деятельности, но раскрывает его как систему, включающую такие компоненты, как личностные свойства, деятельностный аспект, а также блок свойств, определяющих особенности мыслительной деятельности [4].

Е. Н. Лобанова также говорит о том, что систему профессионально важных качеств будущего специалиста сферы управления следует рассматривать как структуру, состоящую из элементов, находящихся в отношениях взаимосвязи и соподчинения [5].

Таким образом, анализ научных трудов, а также опытно-экспериментальные исследования в данной области подтверждают, что профессиональную компетентность менеджера сферы государственного и муниципального управления можно представить в виде определенной структуры, состоящей из блоков или компонентов, каждый из которых включает определенный набор качеств, необходимых менеджеру сферы управления для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Качества, включенные в блок, находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга.

В ходе исследования было установлено, что под профессионально-личностным развитием будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков можно понимать процесс формирования и совершенствования профессионально значимых качеств личности обучаемого по мере накопления, интеграции и активного воспроизводства определенного опыта в рамках родной и неродной культур, который может обеспечить выпускнику вуза возможность эффективной профессиональной деятельности [3].

Профессионально-личностное развитие будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления в контексте изучения иностранных языков можно представить как развитие компонентов их профессиональной компетентности, к которым относятся следующие:

1. Когнитивный компонент.

Сюда относятся специальные знания в профессиональной области, которыми обладает обучаемый на определенном этапе профессионализации. Нами к данному компоненту профессиональной компетентности будут отнесены следующие составляющие:

1) знание этики и норм делового общения;

2) знания основ организационно-управленческой деятельности;

3) знания в области социальной психологии;

4) специальные знания в области иностранного языка.

Именно эти качества могут подвергаться значительному воздействию и корректироваться в сторону улучшения показателей на занятиях по иностранному языку, в частности при изучении курса «Английский язык в профессиональной сфере».

2. Личностный компонент.

Говоря о составляющих этого компонента, мы будем рассматривать качества, которые можно сформировать и развить у будущих менеджеров сферы управления на занятиях по иностранному языку. Таким образом, к данному блоку будут отнесены:

1) трудолюбие;

2) гуманизм;

3) целеустремленность;

4) работоспособность.

Уровни развития по вышеуказанным показателям могут существенно улучшаться в ходе изучения иностранного языка в случае использования определенных методов работы с обучаемыми и при соблюдении определенных педагогических условий.

3. Коммуникативный компонент.

Здесь выделяются следующие качества:

1) коммуникабельность;

2) умение грамотно строить устную и письменную речь;

3) знание правил и норм деловой переписки и электронных коммуникаций, в том числе с зарубежными партнерами;

4) умение проводить публичные выступления и переговоры.

Развитие коммуникативной компетенции является одной из основных целей обучения иностранному языку [9]. Высокий уровень развития качеств данного блока позволит менеджеру-управленцу работать в коллективе, эффективно исполнять свои обязанности, а также взаимодействовать с другими людьми, используя профессиональные стратегии коммуникативного поведения.

4. Деятельностный компонент.

Для нас в ходе исследования наибольшее значение будут иметь следующие составляющие блока, для которых занятия по иностранному языку могут стать одним из определяющих факторов развития:

1) дисциплинированность;

2) исполнительность;

3) творческий подход к порученному делу;

4) умение критически оценивать и отделять важную информацию от второстепенной.

Каждый компонент имеет три основных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень развития когнитивного компонента будущего менеджера-управленца характеризуют следующие признаки: студент обнаруживает незнание норм делового общения; имеет только общее представление об основах организационно-управленческой деятельности; показывает поверхностные знания в области социальной психологии; его специальные знания в области иностранного языка отсутствуют или являются недостаточными.

Средний уровень данного компонента характеризуют следующие показатели: обучаемый обладает основными знаниями норм делового общения; неплохо ориентируется в основах организационно-управленческой деятельности; демонстрирует общие знания в области социальной психологии; его специальные знания в области иностранного языка являются в целом достаточными.

На высоком уровне развития будущий менеджер сферы государственного и муниципального управления отлично знает требования, нормативные документы и правила делового общения; демонстрирует хороший уровень владения основами организационно-управленческой деятельности; обладает высоким уровнем знаний в области социальной психологии; владеет специальными знаниями в области иностранного языка и может применять их в профессиональной сфере.

На низком уровне развития личностного компонента профессионализма обучаемый не имеет достаточных представлений о гуманистических идеях современности, желания применять их в будущей профессиональной деятельности; в основном не может ставить перед собой четкие и осознанные цели; не проявляет способности сознательно и целенаправленно трудиться для решения предлагаемых задач, плохо переносит необходимость интенсивно и упорно работать для достижения более высоких профессиональных результатов.

На среднем уровне развития данного компонента проявляются следующие показатели: студент обладает информацией о современных гуманистических идеях, допускает возможность их применения в профессиональной деятельности; частично в ряде случаев может видеть перед собой цель и осознанно трудиться для ее достижения; в целом осознает связь между профессиональным ростом и необходимостью приложения определенных усилий для его достижения.

Высокий уровень развития компонента можно определить по следующим признакам: будущий управленец хорошо знаком с понятиями «гуманизм» и «гуманистические идеи», осознает их ценность и необходимость применения в профессиональной деятельности; в большинстве случаев ставит перед собой четкие цели и предпринимает необходимые усилия для их достижения; владеет приемами работы над собой и самосовершенствования; может и испытывает потребность интенсивно работать для решения поставленных учебных и профессиональных задач.

Также определены критерии низкого, среднего и высокого уровней развития коммуникативного компонента.

Низкий уровень: студент неохотно вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми при решении поставленных задач; в учебной сфере ограничивает круг общения, неохотно заводит новые знакомства; делает много ошибок в устной и письменной

речи; не обладает способностью ясно и доступно донести свою мысль до собеседника; имеет слабые представления о правилах и нормах осуществления профессиональной переписки и электронных коммуникаций; не обладает способностью профессионально взаимодействовать с иностранными деловыми партнерами; отрицательно относится к вероятности публичных выступлений.

Средний уровень: испытуемый при необходимости расширяет круг общения с целью решения как личных, так и профессиональных задач; не испытывает серьезных трудностей в контактах с малознакомыми людьми; не делает значительных ошибок в устной и письменной речи; обладает основными знаниями о правилах речевого этикета; в большинстве случаев может доступно изложить свою точку зрения; в целом знаком с правилами и нормами профессиональной переписки и электронных коммуникаций; допускает возможность профессиональных контактов с иностранными партнерами; иногда выступает на семинарах и практических занятиях.

Высокий уровень: будущий специалист сферы управления охотно и часто вступает в контакты с различными людьми, постоянно стремится расширять круг общения; свободно владеет устной и письменной речью, осознает ценность тех или иных стратегий коммуникативного поведения в определенных ситуациях; часто и эффективно использует свои способности к ясному и доступному изложению в целях воздействия на собеседника и достижения поставленных задач; хорошо знает правила и нормы профессиональной переписки и электронных коммуникаций; стремится к контактам с иностранными партнерами; часто и с охотой выступает на семинарах, делает доклады на практических занятиях.

Деятельностный компонент также имеет вышеуказанную градацию на уровни. Так, низкий уровень развития качеств, входящих в данный блок, можно определить по следующим признакам: студент не обладает достаточной дисциплинированностью; с неохотой исполняет поручения и выполняет задания, требующие определенных усилий; при выполнении обязательных заданий придерживается формального подхода; не обладает умением и не хочет анализировать получаемую информацию.

На среднем уровне обучаемый может при необходимости быть дисциплинированным в определенных вопросах, к поручениям и выполнению обязательных заданий в целом относится нейтрально или положительно, проявляет определенную долю творчества при решении многих задач; в целом обладает умением критически оценивать новую информацию.

Высокий уровень развития данного компонента может определяться по следующим критериям: при решении большинства вопросов и выполнении основной части заданий студент проявляет дисциплинированность и ответственность; с охотой и в поставленные сроки выполняет поручения, стремится нестандартно и творчески подходить к их выполнению; постоянно анализирует и критически оценивает информацию, использует высокую способность отделять важное от второстепенного.

Резюме. Анализ трудов вышеуказанных авторов позволяет нам сделать вывод, что профессиональную компетентность будущих менеджеров сферы управления в данном контексте можно представить в виде определенной структуры, состоящей из четырех основных компонентов (когнитивный, личностный, коммуникативный, деятельностный). Каждый из компонентов имеет три основных уровня развития (низкий, средний, высокий), для определения которых нами были выявлены соответствующие критерии.

Выявление вышеуказанных уровней и критериев, характеризующих сформирован-ность компонентов профессиональной компетентности, позволяет с наибольшей точностью определить педагогические условия эффективного функционирования модели процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления в ходе изучения иностранных языков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуразякова, Е. П. К вопросу о необходимости применения эвристического подхода в процессе формирования профессиональной компетенции современного специалиста / Е. П. Абдуразякова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 3 (13). - С. 353-354.

2. Андреева, О. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста-дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе / О. П. Андреева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Ч. 2. - С. 21-25.

3. Ариян, М. А. Механизмы и условия социального развития студентов средствами иностранного языка / М. А. Ариян // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 124-128.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400с.

5. Лобанова, Е. А. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста сферы муниципального управления в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Лобанова. - М., 2002. - 22 с.

6. Максимова, О. Г. Формирование у студентов педвуза профессионально значимых качеств личности учителя в условиях модернизации образования / О. Г. Максимова // Проблемы подготовки будущих специалистов в условиях модернизации образования : сб. науч. тр. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т ; ЧИЭМ СПбГПУ, 2013. - С. 3-6.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

8. Психология профессиональной деятельности / под общ. ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 342 с.

9. Хрисанова, Е. Г. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов / Е. Г. Хрисанова, Н. Ю. Александрова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.