скинском и Московском филиалах Высшей школы народных искусств (института). Отдельным направлением работы в созданной конструкторско-технологической научно-исследовательской лаборатории будет предоставление возможности проведения научных исследований и глубокого изучения особенностей и возможностей использования перламутра при декоративном оформлении изделий из папье-маше.
Библиографический список
В настоящее время сфера технологии расширилась, теперь новые технологии позволяют покрывать перламутром всю поверхность изделия.
Следует подчеркнуть, что возможности перламутра как декоративного материала еще далеко не исчерпаны. Техника живописного письма по перламутру только возрождается, а значит, можно ожидать новых творческих решений.
1. Теория обучения, учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией И.П. Андриади. Москва: Академия, 2010.
2. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография. Под редакцией Н.М. Александровой. Санкт-Петербург: ИПООВ РАО, 2013.
3. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше: учебник. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2006.
4. Воронов В.А. Перламутр. Раковины. Москва: Астрель, 2004.
5. Денисова Е.В. Перламутр в светской и церковном декоративно-прикладном искусстве. Труды Государственного музея истории религии: Вып. 1. Санкт-Петербург: «Акционер» и К°, 2001: 88-96.
6. Лаковая миниатюра. Федоскино. Автор текста Н.О. Крестовская. Москва: Интербук, 1995.
References
1. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej I.P. Andriadi. Moskva: Akademiya, 2010.
2. Teoriya professional'nojdidaktiki vpedagogicheskom obrazovanii: monografiya. Pod redakciej N.M. Aleksandrovoj. Sankt-Peterburg: IPOOV RAO, 2013.
3. Arhangel'skaya I.Yu. Materialovedenie i tehnologiya hudozhestvennoj rospisi po metallu i pap'e-mashe: uchebnik. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU, 2006.
4. Voronov V.A. Perlamutr. Rakoviny. Moskva: Astrel', 2004.
5. Denisova E.V. Perlamutr v svetskoj i cerkovnom dekorativno-prikladnom iskusstve. Trudy Gosudarstvennogo muzeya istorii religii: Vyp. 1. Sankt-Peterburg: «Akcioner» i K°, 2001: 88-96.
6. Lakovaya miniatyura. Fedoskino. Avtor teksta N.O. Krestovskaya. Moskva: Interbuk, 1995.
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК-37.035.6
Tomilina S.N., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
TO THE QUESTION OF THE STRATEGY OF STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY.
Patriotic education of sailor-cadets is a long and purposeful process that requires strategic approach, a comprehensive theoretical justification and skillful planning, promoting reasonable implementation of educational influence and the most complete achievement of objectives. The article is based on the system analysis of different authors' approaches of Russian scientists. The work discusses and justifies the nature and contents of the strategy of state patriotic education of cadets of a maritime university.
Key words: education, public patriotic education, spiritual values, cadets, Fatherland, patriotism, strategy, formation.
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Патриотическое воспитание курсантов-моряков - это длительный и целенаправленный процесс, нуждающийся в страте-гиальном подходе, всестороннем теоретическом обосновании и умелом планировании, способствующие разумной реализации воспитательного воздействия и наиболее полного достижения намеченных целей.
В статье с опорой на системный анализ различных авторских подходов отечественных ученых аргументируется и обосновывается сущность и содержание стратегии государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза.
Ключевые слова: воспитание, государственно-патриотическое воспитание, духовные ценности, курсанты, Отечество, патриотизм, стратегия, формирование.
Реализация положений Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы [1], требует обновления действующих в учебных заведениях концепций воспитания учащихся, а также разработки собственных стратегий патриотического воспитания, пересмотра приоритетов, целей, задач, основных направлений развития воспитательно-патриотической системы, поиска новых форм работы по патриотическому воспитанию курсантов и студентов, целенаправленных на формирование каждого из них как высокоразвитого, нравственного, культурного человека, компетентного профессионала, патриота, гражданина, защитника Отечества.
Проблема государственно-патриотического воспитания (ГПВ) личности в отечественной педагогике не нова. Идея государственного патриотизма в нашей стране зародилась с образованием российской государственности. Широкое развитие она получила в годы царствования Петра Великого, когда все помыслы и дела человека ценились по результатам их пользы для Отечества. Об этом ратовал и этому следовал сам император Петр I.
Ныне в теории патриотизма идея государственного патриотизма выделено в отдельное направление, в основе которого, по мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева, лежат «отношения типа «личность - государство» [2]. В.И. Лутовинов характеризует государственный патриотизм «как возвышенно-эмоциональное состояние личности, где главным объектом патриотизма выступает государство» [3].
Следует согласиться с мнением В.И. Лутовинова, придерживающегося позиции, что в современных условиях суть государственного направления «заключается в том, что патриотизм как проявление его субъектами чувства национальной гордости за державу предполагает их активное участие в укреплении государственности в качестве первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности» [3].
В контексте государственного направления патриотизма осуществляется ГПВ, нашедшее свое активное и действенное применение в практике воспитательной работы с военнослужа-
щими, курсантами военных вузов и учащимися вузов имеющих военизированную специфику и готовящие специалистов для государственных структур, к которым относятся и морские вузы.
В отечественной педагогике различные аспекты проблемы ГПВ исследовали такие ученые как А.Т. Абдуллаев, Н.Р Ахвле-диани, В.Я. Гожиков, В.А. Зайцев, А.С Калюжный, С.В. А.В. Новиков, В.М. Хаустов и др.
Государственно-патриотическое воспитание рассматривается отечественными учеными как вид воспитания военнослужащих и современной молодежи, который направлен на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнить конституционные и профессиональные обязанности в мирное и военное время.
В то же время гПв современной учащейся молодёжи - это сложный целенаправленный социально-педагогический процесс подготовки молодёжи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному и результативному труду, участию в управлении социально ценными делами государства, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления личной ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за сохранение единства, территориальной целостности и независимости России, личной готовности к защите Отечества [4].
По мнению ученых [2, 3 и др.], воспитательно-патриотическая деятельность проходит более системно, планомерно и эффективно, когда руководители, педагоги воспитатели вуза вооружены соответствующей стратегией, представляющая собой некий педагогический конструкт, ориентирующий руководящий и профессорско-преподавательский состав на широкое и перспективное видение процесса патриотического воспитания курсантов, учёта ведущих тенденций, внешних и внутренних факторов, имеемых собственных ресурсов, уровня профессионально-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, их личной примерности, готовности и желания участвовать в воспитании патриотизма у учащихся, а также определении ближних и далеких целей, задач по их достижению.
Актуальность разработки Стратегии ГПВ курсантов морского вуза обусловлено следующими факторами:
- напряжённостью современной международной и военно-политической обстановки;
- сложностью проблем внутренней политической и социально-экономической жизни в России, вызванных переходом государства на демократический путь развития, разразившимся мировым экономическим кризисом, введением США и странами ЕС санкций в отношении нашей страны и их постоянным продлением;
- наличием множества противоречий в современной среде российской молодежи;
- непрекращающимися попытками девальвации патриотической идеи, российского образа жизни и отечественных ценностей.
Нельзя не отметить, что в современных реалиях на процесс разработки и реализации стратегии ГПВ существенное негативное влияние имеют следующие внутренние и внешние трудности:
- отсутствие в нашей стране (на основании статьи 13 Конституции Российской Федерации) государственной идеологии. Под термином идеология понимается совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы российского социума и на основе, которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу [5];
- усиление на фоне санкционной политики существенной социальной стратификации современного российского общества, приведшей к доминированию, в умах части населения, мысли: «богатым - национальное достояние, а народу - патриотизм»;
- отсутствие общенародной, общероссийской совокупности ценностей и эффективной системы их привития молодёжи;
- разновариантное отношение россиян, в том числе и молодёжи, к патриотизму, характеризующееся широким диапазоном - от абсолютной поддержки до полного неприятия;
- спад патриотических настроений, вызванных возвращением Крыма в состав Российской Федерации;
- существенным обострением военно-политической обстановки в мире, стремлением «западных ястребов» к поддержанию напряжения в «горячих» точках планеты.
Следовательно, при разработке стратегии ГПВ эти трудности следует учитывать и предусмотреть систему действий по разъяснению молодежи их происхождение, сущность и осуществляемую деятельность государством по их разрешению.
Решая вопрос о стратегии ГПВ курсантов морского вуза, необходимо предметнее определиться с содержанием понятия «стратегия патриотического воспитания». Для этого рассмотрим, как отечественные ученые определяют сущность этого термина.
Так, Г.Х. Ахметшина [6] видит основное предназначение патриотической стратегии в решении комплекса проблем, связанных с преодолением духовно-нравственного, идеологического и особенно патриотического вакуума общества. Она отмечает, что стратегия инновационной политики формирования патриотического воспитания учащейся молодежи должна быть адекватна содержанию процессов, происходящих в обществе и социальным переменам, обусловившим необходимость воспитания гражданина современной России. По мнению автора, структура стратегии организации патриотического воспитания учащейся молодежи должна включать: цели и конечные педагогические продукты ее реализации.
Согласно позиции Т.Р. Лыковой [7] стратегия патриотического воспитания должна быть направлена на духовно-культурное и ценностное освоение потенциала патриотизма, на перевод в формы мировоззрения, сознания и самосознания людей, их отношения и деятельность, выражающих стремление общества к собственному бытию.
Н.Ф. Ильина [8] определяет стратегию воспитания как специфическую деятельность, в которой выделяется отдаленная цель и средства ее достижения. Автор уточняет - для того чтобы осуществлять стратегическое воздействие, субъект должен занять стратегическую позицию, т.е. рефлексивно «охватить» всю ситуацию изменений, видеть себя и других в этой ситуации, действия каждого, взаимодействия с другими и с этой позиции действовать. Субъект стратегического воздействия должен иметь стратегические представления, которое складываются из представлений: о настоящей сложившейся ситуации; об отдалённом будущем, оформленном на основе возможного и желаемого; о становлении будущего; о хотя бы одном промежуточном состоянии системы.
Наличие стратегического представления позволяет субъекту компетентно осуществлять стратегические воздействия и стратегическое управление становлением будущего.
Следовательно, стратегия ГПВ курсантов есть руководящий документ организационно-перспективного построения воспитательно-патриотической деятельности, нацеленной на решение крупной, важной и серьезной проблемы - воспитания патриотов на государственной платформе (включает действующую в Российской Федерации нормативно-правовую базу патриотизма). Назначение Стратегии ГПВ заключается в обеспечении научно обоснованного участия субъекта в строительстве отдалённого будущего, обозначении параметров и логики деятельности, определении конечного продукта - выпускника - компетентного профессионала, востребованного на рынке труда, гражданина-патриота, активно участвующего в политической, общественной и социально-экономической жизни государства и общества, уважающего и принимающего отечественные ценности и российский образ жизни, сторонника сохранения Российской Федерации, её суверенитета, независимости и территориальной целостности, защитника Отечества, обладающего высоким морально-психологическим потенциалом, готового с оружием в руках выступить на защиту рубежей любимой Родины.
Каким же должно быть по содержанию стратегия ГПВ курсантов?
С.И. Плаксия [9] полагает, что стратегия патриотического воспитания любого вуза должна включать: изучение закономерностей, концептуальных основ патриотического воспитания; анализ внешних и внутренних условий; прогнозирование тенденций и возможных вариантов; определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач; разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям. В.И. Лутовинов [10] предлагает включать в состав Стратегии следующие компоненты: постановку цели и задач; определение приоритетных направлений развития; выбор оптимальных средств достижения поставленных задач; алгоритм (определённую последовательность в выполнении задач); распределение ролей и функций основных субъектов и участников патриотического воспитания: региональных и местных властей, чиновников различных уровней, учёных
и специалистов, государственных корпораций, частного бизнеса, политических партий и движений; определение основ программы наиболее значимых системных и взаимосвязанных мероприятий; технологию их реализации и выполнения основных задач; достижение желаемого результата.
И.А. Донина [11] видит в качестве основных элементов стратегии патриотической направленности, следующие положения: понимание стратегического назначения патриотизма и патриотического воспитания современной учащейся молодежи; стратегическую цель; тактические задачи; достигнутые результаты на организационном и личностном уровне.
Следовательно, стратегия как руководящий документ должна иметь специфическую форму и содержание (отличающие её от концепции), включающее: преамбулу (введение), четко сформулированные цель и задачи, видение процесса воспитательно-патриотической деятельности рассчитанного на 10 лет и более, ресурсное обеспечение, механизм реализации намеченного, конечный результат (продукт).
Таким образом, вышеизложенное позволяет резюмировать:
1. Стратегия государственно-патриотического воспитания есть важнейший инновационный метод организации воспитательно-патриотической деятельности, позволяющий наиболее эффективно планировать, прогнозировать и строить весь воспитательный процесс на длительную перспективу, и последовательно идти к достижению намеченной цели - воспитанию надежных патриотов Отечества.
Стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза — это единое видение, понимание и последовательное осуществление целенаправленного комплекса
Библиографический список
организационных и воспитательных действий, направленных на творческо-педагогическое воздействие в интересах развития и качественного изменения уровня патриотизма учащихся. Стратегия представляет собой консолидированный проект воспитательно-патриотической деятельности, осуществляемого на длительный период времени.
2. Основными компонентами Стратегии развития системы ГПВ курсантов морского вуза могут быть:
- цели и задачи ГПВ;
- определение приоритетных направлений процесса ГПВ;
- пути и средства достижения установленных задач;
- алгоритм воспитательно-патриотической деятельности;
- распределение ролей и функций основных субъектов и участников государственно-патриотического воспитания: ректората, деканатов, профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений, общественных организаций и курсантов;
- конкретная программа мероприятий государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза;
- технология ГПВ курсантов морского вуза;
- результат и механизм его достижения.
3. Конечным результатом реализации положений Стратегии государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза должны стать сформированность патриотической позиции у каждого курсанта- выпускника, включающая широкое государственное мировоззрение, активно-деятельное участие в укреплении политической, социально-экономической и оборонной мощи государства, обеспечении достойной жизни и правовой защищенности каждого гражданина Российской Федерации.
1. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Available at: http:// www.orthedu.ru/obraz
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском : монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
3. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. Педагогика. 1997; 3: 52 - 56.
4. Томилина С.Н. Научные основания разработки стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза. Человек и образование. 2015; 4: 71 - 76.
5. Идеология. Г.Ю. Семигин. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Науч. ред. В.С Стёпин. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мысль, 2010.
6. Ахметшина Г.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2015.
7. Лыкова Т.Р. Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения. Актуальные вопросы современной науки. 2014; 36: 183 - 192.
8. Ильина Н.Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011; 4: 21 - 28.
9. Лутовинов В.И. Стратегия развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на ближайшую перспективу. Панда Available at: http://pandia.ru/text/80
10. Плаксий С.И. Стратегия развития российских вузов. Знание. Понимание. Умение. 2006; 4: 15 - 22.
11. Донина И.А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2015.
References
1. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody. Available at: http://www. orthedu.ru/obraz
2. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom : monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
3. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie podrastayuschego pokoleniya novoj Rossii. Pedagogika. 1997; 3: 52 - 56.
4. Tomilina S.N. Nauchnye osnovaniya razrabotki strategii patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Chelovek i obrazovanie. 2015; 4: 71 - 76.
5. Ideologiya. G.Yu. Semigin. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Nauch. red. V.S Stepin. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Mysl', 2010.
6. Ahmetshina G.H. Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2015.
7. Lykova T.R. Strategiya patrioticheskogo vospitaniya: problemy, zadachi, puti resheniya. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2014; 36: 183 - 192.
8. Il'ina N.F. Strategii stanovleniya regional'noj sistemy nepreryvnogo innovacionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011; 4: 21 - 28.
9. Lutovinov V.I. Strategiya razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na blizhajshuyu perspektivu. Panda Available at: http://pandia.ru/text/80
10. Plaksij S.I. Strategiya razvitiya rossijskih vuzov. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006; 4: 15 - 22.
11. Donina I.A. Koncepciya i marketingovaya strategiya razvitiya shkoly kak obscheobrazovatel'noj organizacii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2015.
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 377
Churakova M. V., senior teacher, Department of Jewelry and Bone Carving Arts, Higher School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: 2843@mail.ru
USE OF CREATIVE APPROACH IN FINAL QUALIFICATION WORK OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF JEWELRY ART. The article is dedicated to a question of the use of creative approach in final qualification work of students of secondary professional education in the field of jewelry art. The author reflects key stages of application of creative