К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ СОКРЫТИЯ НАРКОТИКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ON THE QUESTION OF THE METHODS OF DRUG COVERAGE FOR THE TRANSPORTATION OF THEIR RAILWAY TRANSPORT
УДК 343.57
Н.Г. НОВОСЕЛОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) (4722) 55-71-34
NICHOLAS G. NOVOSELOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Н.А. МОИСЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected] NICHOLAS A. MOISEEV, candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с приобретением, хранением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, перевозимых железнодорожным транспортом, механизм их сокрытия и обнаружения. Достаточно подробно рассматривается оперативно-разыскная характеристика незаконной перевозки железнодорожным транспортом наркотических средств (подготовка, перевозка, сокрытие, выявление, применение специальных технических средств по обнаружению наркотиков).
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, способы перевозки, железнодорожный транспорт.
Abstract: the article deals with certain issues related to the acquisition, storage of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues by rail, the mechanism of their concealment and detection. The operational and investigative characteristics of illegal transportation by rail of narcotic drugs (preparation, transportation, concealment, detection, use of special technical means for detecting narcotics) are considered in sufficient detail.
Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, modes of transportation, rail transport.
Принятая Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года определяет, что генеральной целью является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства1.
1 Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2010. № 5207 (128).
В современном обществе, в котором большинство товаров перемещается свободно, существует реальная возможность активного развития социально опасных явлений. Одной из серьезных проблем XXI века и всего международного сообщества является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и связанная с ним незаконная перевозка.
Под незаконным оборотом, с нашей точки зрения, следует понимать приобретение, хранение, изготовление, перевозку, производство, пересылку или сбыт наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов (далее - наркотики). Каждый из способов незаконного оборота наркотиков имеет свои особенности, что позволяет выделить самостоятельные методики противодействия этим преступлениям.
Важным элементом оперативно-разыскной характеристики перевозки наркотиков железнодорожным транспортом, который связывает воедино многие элементы, является способ совершения преступления. Способ перевозки избирается преступником в зависимости от его личных качеств, вида наркотического вещества, веса, размера, расстояния, на которое перемещается груз. В зависимости от способа перевозки возникают и определённого рода следы.
Рассматривая способы перевозки наркотиков железнодорожным транспортом, прежде всего нужно отметить, что этот вид преступной деятельности в большинстве случаев является составляющей организованных преступных групп и сообществ, участвующих в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров. Именно поэтому при совершении этого преступления присутствуют все составляющие элементы: подготовка, непосредственная перевозка и сокрытие.
Подготовка преступников к перевозке наркотиков проходит посредством серьезной аналитической работы, которая включает в себя выбор маршрута перевозки; поезда и вагона в подвижном составе; способа маскировки перед размещением их в вагоне; способа доставки наркотиков в вагон и места размещения в нем; соучастников преступления; плана действий в случае возможного задержания при перевозке или непосредственно по прибытии в конечный пункт маршрута.
На наш взгляд, особенностью подготовки к перевозке наркотиков является то, что их сокрытие путем маскировки проходит уже на этом этапе, продолжается при перевозке и заканчивается при доставке заказчику наркотиков или при сбыте. Кроме этого, по нашему мнению, сама непосредственная перевозка наркотиков, в зависимости от способов, сопровождается действиями преступника, направленными на сохранение наркотиков и дополнительную маскировку их при перевозке в случае необходимости.
Одним из важных элементов подготовки к перевозке наркотиков, по мнению авторов, является выбор подвижного состава и вагона в нём. По результатам изученных нами уголовных дел, находящихся в производстве Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте, преступники в 82% избирают для перевозки пассажирские поезда и лишь в 18% - грузовые.
В пассажирских поездах, по данным нашего исследования, наркотики могут быть сокрыты в
обшивках стен и потолка пассажирского купе - в 12%, обшивках стен и потолка вагона, технологических местах - 4%, личных вещах пассажиров - 43%, среди имущества (постельного белья, одеял, подушек и т.п.), служебном купе проводников - 13%, туалете пассажирского поезда - 4%, в технических устройствах локомотива - 14%.
Рассмотрим основные способы перевозки более детально. Маскировку [1, с. 768] наркотиков в обшивке пассажирского купе выбирают чаще всего перевозчики наркотиков, которые совершают поездки с целью обеспечения безопасности груза во время возможных проверок работниками полиции на промежуточных станциях. Размещение и маскировка наркотиков происходит сразу после посадки в поезд, как правило, в потолок купе или в стенки рядом с местом для багажа. Преступники выкручивают шурупы, которыми крепят обшивку, размещают груз и закручивают шурупы на место. Указанная процедура в зависимости от размера груза и навыков преступника может длиться около 10 минут.
Следы, которые могут оставаться после этих действий - повреждение обшивки, дефекты стыковки швов, недовернутые шурупы, несоответствие обшивки потолка креплениям. Также о применении такого способа маскировки может свидетельствовать наличие в личных вещах пассажиров слесарных инструментов. Как правило, перевозчики наркотиков стараются остаться в купе в одиночестве, поэтому, если пассажир один или двое, а билеты на другие места выкуплены, это может указывать на их преступные намерения.
В обшивку стен и потолка иных, кроме купе, мест вагона помещают наркотики в большинстве случаев работники железнодорожного транспорта в местах отстоя вагонов или во время перемещения вагона из парка отстоя к платформе отправления.
Основные места сокрытия наркотиков:
- межпотолочное пространство в коридоре;
- пространство между корпусом вагона и обшивкой;
- ящик с инвентарем в служебном купе;
- ниша за стенкой отсека для питьевой воды;
- пространство под служебным купе, что закрывается люком со специальным замком;
- воздуховоды в нерабочем тамбуре вагона;
- мешки с постельными принадлежностями;
- ниши воздухопроводов вагона;
- пространства в плавких предохранителях;
- бункеры для угля;
- ниша за крышкой ручного тормоза в тамбуре вагона;
- туалетные комнаты.
В личных вещах пассажиров перевозится большинство наркотиков [2]. В случае перевозки
объемных наркотиков используются купейные и плацкартные вагоны. Преступники, которые перевозят синтетические и полусинтетические наркотики, занимающие немного места, могут выбирать спальные или класса «люкс» вагоны.
Перевозчики наркотиков, как правило, приходят к отправлению поезда сразу после того, как его подают на платформу. Сумки с наркотиками размещают в купе на верхних багажных полках в глубине, в плацкартных вагонах - на третьих полках. Сумки чаще всего прикрывают другими сумками, верхней одеждой, матрасами или одеялами. Следами, указывающими на наркотики, могут быть остатки самого наркотического вещества, которое случайно осыпается при упаковке, его запах, а также другой резкий запах (например, туалетной воды, чеснока), которым преступники стараются уничтожить запах наркотиков.
Для укрытия перевозки крупных партий наркотиков используют дорожные и ручные сумки, двойное дно и стенки чемоданов, коробок. Для меньших партий наркотиков, особенно синтетических, используются изделия из кожи и текстиля: подкладка и швы одежды, пояса и т.п. Нередки случаи перевозки на теле приклеенными медицинским пластырем или бинтом. Возможно также использование для перевозки наркотиков переплетения книжек и фотоальбомов, женской косметики, тюбиков зубной пасты, флаконов с шампунем. Следами в данных случаях могут быть нарушения целостности предметов обуви и одежды, упаковок предметов, в которые скрыты наркотики. Также наркотики маскируют в различные бытовые предметы и упаковки из-под них: компьютеры, мониторы, телевизоры, мини-холодильники, акустические системы и т.п.
В качестве маскировки наркотиков используются упаковки предметов питания: консервы, жестяные пивные банки, пакеты от вина, пластиковые упаковки масла, сыра и т.п. Следами в данном случае могут быть визуальные нарушения целостности упаковок, полностью заклеенная этикетками стеклянная посуда, механические повреждения тары. На упаковках с наркотиками всегда остаются следы пальцев рук, которые могут указывать на принадлежность наркотиков конкретным лицам и имеют доказательное значение. В упаковках могут находиться записки поставщика наркотика сбытчику, например, в случае отсутствия прямых связей между ним и перевозчиком. Тогда особое значение имеют признаки письменной речи и почерка в записях.
В любом случае перевозка наркотиков не может не отобразиться на поведении преступников. Совершение преступления отличается экстремальностью ситуации, вызывающей соответствующие психофизиологические реакции в поведении
преступника. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей преступление обусловливает возникновение эмоционального напряжения или стресса. Напряжение в психологии рассматривается в качестве психического состояния, обусловленного предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития события. Другим эмоциональным состоянием, которое может быть вызвано преступлением, является растерянность или фрустрация - состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, которые возникают на пути достижения цели или решение задачи. Указанные психологические состояния отображаются в поведении преступника по-разному в зависимости от особенностей темперамента. Чаще всего человек начинает волноваться, ощущает нервозность, возбуждается. Иногда, наоборот, наблюдается обреченность, подавленность. Все эти психологические состояния отображаются в мимике, жестикуляции, манере поведения, изменениях тембра голоса и т.п., и на них, с нашей точки зрения, обязательно нужно обращать внимание при выявлении преступника.
Кроме этого, необходимо обращать внимание на следующие факторы:
- внешний вид пассажира;
- манеру поведения;
- реакцию на проведение досмотра сопровождаемого багажа и опроса в ходе досмотра;
- достоверность информации, сообщаемой пассажиром в ходе опроса;
- используемое транспортное средство;
- маршрут поездки;
- цель поездки;
- национальную принадлежность;
- род занятий;
- специфику личных вещей;
- соответствие количества багажа характеру поездки;
- интенсивность поездок, места въезда и выезда;
- информацию о возможной причастности данного пассажира к перевозке наркотиков.
Как показывает судебно-следственная практика, одним из способов перевозки наркотиков преступниками является «слепой провоз». Несомненно, он предусматривает привлечение к перевозке наркотиков посторонних лиц, которые за определенное вознаграждение согласны их перевезти в конечный пункт, не зная о действительном содержании перевозимого багажа. Кроме того, многие курьеры маскируют в подвижном составе наркотики, перевозимые без какого-либо контроля, а впоследствии встречают их в конечном пункте прибытия.
Перевозка наркотиков в грузовых вагонах и контейнерах осуществляется значительно реже,
чем в пассажирских поездах (в 18%). Однако по количеству изъятого наркотического вещества этот показатель достаточно весом. По нашему мнению, это говорит о высокой латентности перевозки наркотиков грузовым железнодорожным транспортом, так как выявить их значительно сложнее, чем в пассажирских поездах, а также слабости оперативных позиций в данном направлении.
Для перевозки грузов сегодня используются разные виды подвижного состава - крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и специальные вагоны. В большинстве случаев - преимущественно крытые вагоны (68%), в которых наркотики размещаются рядом с грузом, а также контейнеры, размещенные на платформах. В полувагонах наркотики маскируются среди сыпучего и другого груза (25%). Практически не используются для перевозки наркотиков цистерны.
Как правило, наркотики пакуются в аналогичные по размеру и внешнему виду с перевозимым грузом упаковки, которые размещаются в труднодоступных местах внутреннего пространства вагона. Коробки с наркотиками, как правило, имеют малозаметные отличительные признаки. Например, более широкая, в отличие от других, упаковочная лента или измененный номер партии на самой коробке и т.п.
Под упаковками с грузом или на них могут быть выявлены разнообразные микроследы и микровещества (следы рук и низа обуви, утерянные преступником вещи). При упаковке наркотиков в полиэтиленовые пакеты могут быть разрезы, разрывы, иногда в местах фабричного склеивания, с возможным дальнейшим заклеиванием со стороны преступников лентой «скотч». В таких местах остаются следы рук, перчаток, режущего инструмента. При упаковке наркотиков в мягкую тару могут образоваться разрезы и заплаты в упаковке [3, с. 27].
К крытым вагонам также относятся цельнометаллические грузовые вагоны, оборудованные для двухъярусной перевозки легковых автомобилей. Сокрытие наркотиков в легковых автомобилях осуществляется путем сооружения оборудованных тайников в обшивке кузова, двойных днищах, технологических нишах воздушных ресиверов, поддонах картера двигателя, бензобаках, тормозных механизмах и т.п. Наркотики могут перевозиться в ящиках с запчастями и инструментами к автотранспортной и сельскохозяйственной технике. Следами в данном случае могут быть повреждения ящиков из-под инструментов, отдельных деталей, узлов и агрегатов транспортных средств.
В полувагонах наркотики могут перевозиться замаскированными под верхним слоем груза.
В таких случаях преступники, как правило, наркотики запаковывают в полиэтиленовые пакеты. Это делается после загрузки вагона непосредственно на станциях загрузки либо на промежуточных станциях. Также возможно совершать указанные действия во время движения, путем подсаживания в вагон на временных остановках, например, на входных светофорах станций. Следами перевозки наркотиков таким способом является нарушение верхнего слоя груза в виде неровностей, углублений и т.п. или нарушение плёнки, защищающей груз, если она предусмотрена.
В изотермических вагонах наркотики в основном перевозятся в рефрижераторных секциях и товарных вагонах среди груза овощей, фруктов и других продуктов или под обшивками стен. Часто такие вагоны не опечатываются. Лица, которые их сопровождают, мотивируют это необходимостью постоянного наблюдения за быстропортящимся грузом. После прохождения необходимого расстояния в ранее обусловленном месте наркотики выбрасываются лицами, которые сопровождают груз, где их подбирают курьеры и доставляют заказчикам.
Следами проникновения в вагон может быть наличие или отсутствие болтов, которые крепят хла-догенератор к кузову вагона, загрязнение свежих царапин в местах крепления, свидетельствующее о том, что преступники снимали хладогенератор и через образовавшееся отверстие проникли в вагон. Кроме этого, о факте проникновения в вагон можно судить по плотности и степени закрытия крышки лёдозагрузочных и вентиляционных люков, наличие или отсутствие повреждений решетки. При размещении наркотиков в лёдо-загрузочных люках и стенках остаются следы неисправности сифонных труб, чашек напольной решётки, повышение температуры внутри вагона, трасологические следы на решетке.
Для транспортировки мелких партий грузов без тары, в первичном виде или в облегченной упаковке, используются контейнеры. Наркотики перевозятся чаще всего в универсальных контейнерах вместе с грузом. При этом упаковка наркотиков аналогична упаковке предметов, которые перевозятся. Загружаются наркотики в контейнер одновременно с грузом. В таких случаях преступники часто тем или иным образом связаны с организацией - поставщиком продукции или являются работниками железнодорожного транспорта, которые принимают участие в загрузке груза: грузчиками, контролёрами, охранниками, грузоотправителями и т.п. При размещении груза наркотиков в контейнере для маскировки тщательно сохраняется весовая пропорция, которая не отличается от веса груза в других контейнерах.
В последнее время наркотики перевозятся в банках корма для собак, произведенного в заводских условиях в КНР, причем банки с перевозимыми наркотиками отличаются от корма лишь последней цифрой маркировки на банке.
Немаловажным в деятельности органов внутренних дел по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является использование средств поисковой техники [4, с. 44]. Для обнаружения тайников для хранения наркотических средств применяют гласно и не-
гласно средства поисковой техники контактного действия (кошки, щупы, буры), а для обнаружения тайников полостей пустот - средства поисковой техники бесконтактного действия (металлоиска-тели и рентгенотелевизионная аппаратура).
Выявление наркотиков при перевозке в грузовых вагонах и контейнерах личным сыском является процессом трудоемким и временно затратным. Поэтому без правильной организации оперативной работы достичь высоких результатов в данном направлении довольно сложно.
Литература
1. Белкин Р.С. Курс криминалистики: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., дополненное. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 837 с.
2. Карнович С.А. Способы транспортировки героина железнодорожным и воздушным транспортом // Российский следователь. 2013. № 13.
3. Эзрохин П.В. Оперативно-розыскная характеристика межрегиональных организованных преступных формирований в сфере криминального наркобизнеса // Оперативник (сыщик). 2012. № 3. С. 27.
4. Берсенев А.М. Особенности выявления преступлений, связанных с перевозкой наркотических средств // Оперативно-розыскная работа. 2006. № 2. С. 44.
= References =
1. Belkin R.S. Kurs kriminalistiki: ucheb. posobie dlya vuzov. - 3-e izd., dopolnennoe. - Moskva: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2001. 837 s.
2. Karnovich S.A. Sposoby transportirovki geroina zheleznodorozhnym i vozdushnym transportom // Rossiiskii sledovatel'. 2013. № 13.
3. Ezrokhin P.V. Operativno-rozysknaya kharakteristika mezhregional'nykh organizovannykh prestupnykh formirovanii v sfere kriminal'nogo narkobiznesa // Operativnik (syshchik). 2012. № 3. S. 27.
4. BersenevA.M. Osobennosti vyyavleniya prestuplenii, svyazannykh s perevozkoi narkoticheskikh sredstv // Operativno-rozysknaya rabota. 2006. № 2. S. 44.
(статья сдана в редакцию 28.04.2017)