УДК 343.3
Д.К. ЧИРКОВ,
кандидат юридических наук, доцент,
О.С. ГАЛАЕВА, младший научный сотрудник
Академия Генеральной прокуратуры РФ
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ЛИБО ИХ АНАЛОГОВ
В статье рассматривается вопрос о совершенствовании уголовного законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков. Предложены изменения, способные, по мнению авторов, существенно подорвать экономические основы организованной преступности в сфере наркобизнеса, пополняющей ряды наркозависимых и обеспечивающей финансирование террористических организаций.
Ключевые слова: уголовное законодательство; противодействие легализации доходов; незаконный оборот наркотиков; наркобизнес; организованная преступность.
Одним из основных направлений организованной преступной деятельности является легализация (отмывание) доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. За последние десятилетия в нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества. Вместе с тем экономическая и политическая нестабильность, недостаточный уровень правоохранительной деятельности и, как следствие, снижение доверия к правоохранительным органам, несовершенство и низкая эффективность российского законодательства и ряд иных причин способствовали наркотизации населения и формированию криминальной обстановки.
Отсюда следует, что легализация незаконных доходов, в том числе от наркоиндустрии в развитых странах в последние десятилетия являлась и продолжает оставаться серьезной проблемой. Международные эксперты оценивают размеры отмываемых капиталов в мире в пределах от 100 до 500 млрд долларов США в год. Рынок наркосбыта в России, по мнению главы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В.П. Иванова, оценивается в сумму около 8,5 млрд долларов в год. Анализ ситуации
свидетельствует о следующих особенностях российского наркорынка: масштабное производство наркотиков в Афганистане обеспечило рынок сбыта в России героина на сумму около 6 млрд долларов, гашиша - 1,5 млрд долларов; рынок синтетических наркотиков оценивается в 1 млрд долларов, кокаина - 80 млн долларов, де-зоморфина - 100 млн долларов и ацетилирован-ного опия - 200 млн долларов. К примеру, выступая 3 ноября 2010 г. на заседании Министерской конференции «Группы Помпиду» председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России, В.П. Иванов отметил, что Россия полностью разделяет озабоченность Совета Европы и «Группы Помпиду» по поводу масштабов незаконного оборота наркотиков. По его мнению, в общем объеме нелегальных доходов преступных группировок наркодоходы прочно занимают первое место. В 2009 г. в мировые банки в качестве ликвидного капитала для компенсации потерь, полученных от финансового кризиса, было направлено 352 млрд долларов, заработанных на торговле наркотиками, а годовой оборот этого незаконного бизнеса составляет 500 млрд долларов. В целом продажа наркотиков обеспечивает около 78% всех доходов от нелегального бизнеса в мире, а остальные 22%
приходятся на торговлю оружием, проституцию и миграцию вместе взятые.
Экс-президент Российской Федерации Д. А. Медведев на заседании Совета Безопасности по вопросу совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков, прошедшего 08.09.2009, отметил, что меры, принимаемые государством в сфере противодействия незаконному распространению наркотиков, являются неэффективными.
Вместе с тем стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., принятая Указом президента Российской Федерации 9 июня 2010 г., оценивает подрыв экономических основ наркобизнеса как одну из стратегических целей в сфере сокращения предложения наркотиков в нашей стране. Анализ статистической отчетности за 2009-2011 гг. и периодической литературы свидетельствует о том, что в связи с принятием ФЗ РФ № 60 от
07.04.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры по противодействию легализации преступных доходов, получаемых от незаконного оборота наркотиков, стали малоэффективными и не способны в полном объеме подорвать финансовые основы наркобизнеса (см. табл. 1-4).
Статистические данные, отражающие динамику числа предварительно расследованных преступлений, квалифицируемых по ст. 174 УК РФ в 2011 г., по сравнению с 2010 г. показывают, что во всех федеральных округах регистрируется рост числа рассматриваемых преступлений. Заметно актуализировалась деятельность правоохранительных органов в указанном направлении. В 2011 г. количество расследованных преступлений данной категории в сравнении с 2010 г. увеличилось в 9 раз (с 16 до 145). Если раньше они измерялись в федеральных округах единицами, то сейчас - двухзначными цифрами.
Таблица 1
Динамика оконченных преступлений, квалифицированных по ст. 174 УК РФ, по которым легализации предшествовало совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
в 2009-2011 гг. в Российской Федерации
Показатель Годы
2009 2010 2011
Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%)
Количество преступлений, предшествующих легализации, совершенных в сфере НОН 7 +133,3 137 +1857,1 225 +64,2
Количество оконченных преступлений по ст. 174 УК РФ 3 0,0 16 +433,3 145 +806,3
Таблица 2
Динамика оконченных преступлений, квалифицированных по ст. 174.1 УК РФ, по которым легализации предшествовало совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
в 2009-2011 гг. в Российской Федерации
Показатель Годы
2009 2010 2011
Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%)
Количество преступлений, предшествующих легализации, совершенных в сфере НОН 4313 +32,5 1458 - 66,2 155 -89,4
Количество оконченных преступлений по ст. 174-1 УК РФ 1166 +17,5 344 -70,5 21 -93,9
Таблица 4
Динамика предварительно расследованных преступлений по ст. 174.1 УК РФ, по которым легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества предшествовало совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
Таблица 3
Динамика предварительно расследованных преступлений по ст. 174 УК РФ, по которым легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества предшествовало совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
Годы
Регион 2009 2010 2011
Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%)
Центральный ФО 1 - 2 100,0 38 1800,0
Северо-Западный ФО 1 1 0,0 6 500,0
Северо-Кавказский ФО 0 - 9 -
Южный ФО 0 - 0 - 9 -
Приволжский ФО 0 - 3 - 32 966,7
Уральский ФО 0 - 0 - 12 -
Сибирский ФО 1 -50,0 2 100,0 22 1000,0
Дальневосточный ФО 0 8 - 17 112,5
Всего по РФ 3 0,0 16 433,3 145 806,3
Регион Годы
2009 2010 2011
Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%) Всего Темпы к АППГ в (%)
Центральный ФО 240 19,4 99 -58,8 3 -97,0
Северо-Западный ФО 58 5,5 20 -65,5 3 -85,0
Северо-Кавказский ФО 87 2,4 24 -17,2 0 -100,0
Южный ФО 12 -79,3 3 -75,0
Приволжский ФО 169 3,7 26 -84,6 5 -80,8
Уральский ФО 197 27,1 91 -53,8 3 -96,7
Сибирский ФО 252 31,9 64 -74,6 4 -93,8
Дальневосточный ФО 69 -50,0 7 -89,9 0 -100,0
Всего по РФ 1166 17,5 344 -70,5 21 -93,9
Существенно увеличилось в 2011 г. число преступлений в Центральном ФО (38), в 2010 г -2 (в составе которого по наибольшему числу расследованных преступлений выделяются Белгородская (4), Владимирская (4), Смоленская (5), Тульская (4) области), в Приволжском ФО (32), в 2010 - 3 (в составе которого по наибольшему числу расследованных преступлений выделяются Чувашская Республика (6), Республика Башкортостан (3), Самарская область (4), Сибирский ФО (22), в 2010 г - 2 (в составе которого по наибольшему числу расследованных преступлений выделяются Республика Бурятия (5), Красноярский край (5), Иркутская область (4). Удельный вес рассматриваемых преступлений в 2011 г составил 0,006% от всех преступлений. Отсюда можно сделать вывод, что показатели статистической активности по данной категории преступлений в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконного оборота
наркотиков, не отражают в действительности всей криминогенной ситуации в данной сфере.
Статистические данные, отражающие динамику числа предварительно расследованных преступлений, квалифицируемых по ст. 174-1 УК РФ в 2011 г, по сравнению с 2010 г. показывают, что во всех федеральных округах регистрируется многократное снижение числа рассматриваемых преступлений. Удельный вес расследованных преступлений данной категории в 2011 г. снизился на 93,9% по сравнению 2010 г. и на (-98,2%) - 2009 г., что составило 0,0009% от всех преступлений. Заметно снизилась активность правоохранительных органов в борьбе с данными преступлениями. Снижение числа зарегистрированных преступлений указанной категории прослеживается: в Северо-Кавказском ФО - 0 (в 2010 г. - 24); Дальневосточном ФО - 0 (в 2010 г. - 7); Сибирском ФО - 4 (в 2010 г. - 64); в Приволжском ФО - 5 (в 2010 г. - 26). Количе-
ство оконченных расследованием преступлений по ст. 174-1 УК РФ в 2011 г. (21) к 2010 г. (344) снизилось в 16 раз, а с 2009 г. (1166) - в 58 раз.
Отсюда следует, что принятые изменения в УК РФ в части определения суммы легализованных средств в размере 6 млн рублей в значительной степени декриминализировали данный состав преступления. В связи с этим возникает вопрос о совершенствовании уголовного законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков, а анализ материалов ГАС РФ «ПРАВОСУДИЕ» еще раз доказывает, что около 98% уголовных дел рассматриваемой нами категории прекращаются за недоказанностью ст. 174-1 УК РФ1.
Легализация (отмывание) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, является одним из ключевых условий распространения преступности в этой сфере, интенсивного роста наркомании в стране.
Уровень наркозависимых в большинстве стран мирового сообщества продолжает увеличиваться, тем самым стимулируя спрос и увеличивая рост наркотизации и незаконного оборота наркотиков. В России в настоящее время насчитывается около 5 млн потребителей наркотиков, причем 80% из них - молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет.
В последнее время наблюдается все более ярко выраженный этнический характер группировок, занимающихся распространением наркотиков
1 К примеру, приведем выдержки из обвинительного приговора Солнечногорского городского суда Московской области (09.09.2011). «<...> Установить какие иные денежные средства, когда и в каком размере были получены С.М. Атоевым и его соучастниками преступным путем и в дальнейшем легализованы путем перечисления на банковские счета из представленных суду доказательств не представляется возможным.
При таких обстоятельствах в действиях С.М. Атоева отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 174-1 УК РФ, поскольку отсутствует квалифицирующий признак данного преступления - крупный размер.
Признать С. М. Атоева виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 228-1, ч. 3 ст. 30 - п. «г» ч. 3 ст. 228-1, ч. 1 ст. 30 - п. «г» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ и ч. 3 ст. 327 УК РФ (в редакции Федерального закона № 26-ФЗ от 07.03.2011), и назначить ему наказание: ... .
По предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 174-1 УК РФ С.М. Атоева оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления». - URL: http://solnechnogorsk.mo.sudrf. ru/modules.php?name=bsr&op=detailed_card&srv_num=2& id=50600451110281438504371000073049
(таджикские и афганские группировки, действующие в ЦФО и других крупных городах, китайские и корейские группировки на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Сибири, азербайджанцы и цыгане). В Москве активно действует нигерийская группировка торговцев героином, которая нанимает для уличного распространения наркотиков граждан России; за ними следует таджикская, узбекская, кыргызская группировки, выполняющие роль транзитных поставщиков героина из Афганистана в Россию. Это связано, прежде всего, с тем, что Россия начинает играть еще большую роль в качестве «наркомоста» между Средней Азией и Афганистаном, Пакистаном и Западной Европой и США. Есть все основания предполагать, что за последние 5 лет российская наркомафия фактически окончательно интегрировалась в международную транснациональную наркосеть, а деятельность по легализации денежных средств, полученных от незаконных операций с наркотиками, является одним из важнейших условий функционирования организованной преступности в этой сфере.
Как было указано выше, проблема незаконного оборота наркотиков актуальна для всех государств, а снижение наркоугрозы в пределах любого государства возможно только путем комплексного взаимодействия всех правоохранительных и иных заинтересованных структур и ведомств, так как международная наркопреступность с признаками интернационализации, кооперации преступных сообществ, единой региональной системы наркомафии и включении через нее национальных преступных наркосообществ в международную наркомафию представляет угрозу как отдельной личности, так и национальной безопасности целых государств и народов.
Устоявшиеся каналы рынка незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов как на территории стран СНГ, так и за ее пределами, активизация деятельности международных наркогруппировок требуют высокого уровня координации всех государственных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. В связи с этим, несомненно, возрастает роль прокуратуры по координации борьбы с организованной наркопреступностью сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и иными преступлениями.
С учетом сложившейся криминогенной обстановки в России, связанной с легализацией
(отмыванием) имущества, полученного от преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также опыта зарубежных стран, назревает необходимость усиления уголовной ответственности за легализацию (отмывание) имущества, полученного от преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предлагаем следующие изменения редакции статей УК РФ:
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
2. Те же деяния, совершенные:
а) путем легализации (отмывания) имущества, полученного от преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов,
б) в крупном размере -
наказывается штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом враз-мере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье, а также в ст. 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую два миллиона рублей.
Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
1. Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные:
а) путем легализации (отмывания) имущества, полученного от преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Предложенные нами изменения спасут миллионы жизней и существенно подорвут экономические основы организованной преступности в сфере наркобизнеса, которая не только пополняет ряды наркозависимых, но и обеспечивает денежной подпиткой террористические организации.
Список литературы
1. Листов В. «Стиральные доски» для наркодолларов // Российская газета. - 1998. - 25 декабря.
2. Рынок наркосбыта в России оценивается в сумму около 8,5 млрд долларов в год. - URL: http://www.itar-tass. com/c9/373310.html
3. URL: http://ufskn.tatar.ru/rus/publik_director.htm
4. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5393
5. URL: http://www.itar-tass.com/c9/348102.html
В редакцию материал поступил 02.05.12
Информация об авторах
Чирков Дмитрий Константинович, кандидат юридических наук, доцент, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Адрес: 123022, г Москва, 2-я Звенигородская, 15, тел.: (499) 256-00-85 E-mail: Dk8888@mail.ru
Галаева Ольга Сергеевна, младший научный сотрудник, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Адрес: 123022, г Москва, 2-я Звенигородская, 15, тел.: (499) 256-00-85 E-mail: Dk8888@mail.ru
D.K. CHIRKOV,
PhD (Law), Associate Professor, O.S. GALAYEVA, Junior Researcher
Academy of the Prosecutor General's Office
ON THE ISSUE OF IMPROVING CRIMINAL LEGISLATION IN THE SPHERE
OF COUNTERACTION AGAINST LEGALIZATIONOF INCOME FROM ILLEGAL CIRCULATION
OF DRUGS, PSYCHOTHROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGS
The article views the issue of improving the criminal law in the sphere of counteraction against legalization of income obtained from illegal drugs circulation. The authors propose changes which could sufficiently undermine the economic bases of organized crime in the sphere of drug business, which enlarges the number of drug addicts and provide financing for terrorist organizations. Key words: criminal legislation; counteraction to income legalization; illegal drugs circulation; drugs business; organized crime.
References
1. Listov V. "Stiral'nye doski" dlya narkodollarov („Wasboards" for drugs dollars), Rossiiskaya gazeta, 1998, 25 December.
2. www.itar-tass.com/c9/373310.html
3. http://ufskn.tatar.ru/rus/publik_director.htm
4. http://www. kremlin.ru/transcripts/5393
5. http://www.itar-tass.com/c9/348102.html
Information about the author Chirkov Dmitrii Konstantinovich, PhD (Law), Associate Professor, Academy of the Prosecutor General's Office Address: 2 Zvenigorodskaya Str., 15, Moscow 123022, tel.: (499) 256-00-85 E-mail: Dk8888@mail.ru
Galaeva Ol'ga Sergeevna, Junior Researcher, Academy of the Prosecutor General's Office Address: 2 Zvenigorodskaya Str., 15, Moscow 123022, tel.: (499) 256-00-85 E-mail: Dk8888@mail.ru