Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций'

К вопросу о совершенствовании подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
999
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляхтин Е. П., Хамидуллин Р. Х.

Участие органов внутренних дел в борьбе с терроризмом. Определение проблем, препятствующих повышению эффективности подготовки сотрудников полиции. Внесение предложений в проект нового нормативного правового акта МВД Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шляхтин Е. П., Хамидуллин Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций»

Е.П. Шляхтин,

полковник милиции (КЮИ МВД России)

Р.Х. Хамидуллин,

кандидат педагогических наук подполковник милиции

(Центр профессиональной подготовки МВД по РТ)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Участие органов внутренних дел в борьбе с терроризмом. Определение проблем, препятствующих повышению эффективности подготовки сотрудников полиции. Внесение предложений в проект нового нормативного правового акта МВД Российской Федерации.

По итогам 2010 года в Российской Федерации зарегистрировано 581 преступление террористического характера (снижение на 11,2% к аналогичному периоду прошлого года (далее - А11111), из них расследовано 410 (-22,6% к АППГ)

преступлений. Остаток нераскрытых противоправных деяний по терроризму составил 118 (+35,6% к АППГ). Анализ деятельности российских

правоохранительных органов по

противодействию террористической

деятельности показывает, что

главенствующая роль принадлежит МВД России. Так, например, на ОВД приходится 484 или 83,3% от всех выявленных преступлений террористического характера. Расследованность подобных противоправных деяний составляет по терроризму 214 фактов (или 52,2%). Вышеприведенные данные показывают, что подразделения и органы внутренних дел МВД Российской Федерации продолжают достаточно эффективно выполнять одно из основных направлений своей оперативно-служебной деятельности по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, в том числе участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима

контртеррористической операции (КТО).

В настоящее время в системе МВД России действует приказ от 10 января 2006 года №2 (далее - приказ) «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических

операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - СКР РФ)», который утверждает «Типовую программу подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению КТО на территории СКР РФ» (далее «Типовая программа ...»). регламентирующую

вопросы подготовки сотрудников ОВД с учетом имеющейся практики выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач на территории СКР РФ.

Проведенный анализ положений «Типовой программы .», утвержденной

вышеуказанным приказом МВД России от 10.01.06г. №2, показывает, что они не

утратили своей актуальности и соответствуют современным требованиям подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению КТО на территории СКР РФ.

В то же время с учетом сегодняшнего состояния криминальной обстановки на территории всей Российской Федерации, связанной с противодействием

экстремистским проявлениям и крайней форме их осуществления - террористическим

актам, а также проводимым

реформированием системы МВД России и образованием полиции [1], представляется необходимым, чтобы срочно был подготовлен новый проект приказа МВД России, учитывающий уже имеющийся опыт подготовки сотрудников ОВД подобной категории, специфику выполняемых ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач при введении в действие режима «Контртеррористическая операция» на территории любого региона

(муниципального образования) российского государства.

Анализ оперативной обстановки по данной линии показывает, что основное количество зарегистрированных преступлений

террористического характера приходится на Северо-Кавказский и Южный федеральные округа Российской Федерации, именно там в настоящее время находится передовой край борьбы с этим мировом злом - терроризмом. Именно туда ежегодно выезжают для оказания практической помощи сводные отряды сотрудников всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ и УВД на транспорте, в том числе и путем участия в обеспечении правового режима КТО, розыска и уничтожения участников незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ). К сожалению, при выполнении своих оперативно-служебных и служебно-боевых задач ежегодно погибает значительное количество сотрудников ОВД, в том числе и из-за своей слабой предварительной специальной и иной подготовки на местах. Однако реалии современности таковы, что ни один из регионов российского государства не может быть застрахован от противоправных деяний и взрывов, совершаемых участниками запрещенных террористических организаций и НВФ. Так, например, в ноябре 2010 года в городе Чистополе Республики Татарстан группа лиц из числа бывших участников местного ОПГ, попавшая под негативное влияние идеологов одной из запрещенных международных террористических

организаций, предприняла попытки совершения ряда тяжких преступлений, при задержании оказала сотрудникам органов внутренних дел вооруженное сопротивление, в результате чего была уничтожена. Ранее, в декабре 2009 года один из жителей Татарстана, являвшийся сторонником радикальной религиозной идеологии «Ат-

такфир валь-хиджра» [3], также оказал ожесточенное вооруженное сопротивление сотрудникам ОВД, а во время его задержания, подорвав гранату, погиб сам и убил милиционера.

В обоих вышеприведенных случаях на территории Республики Татарстан вводился режим КТО к обеспечению которого привлекались не только сотрудники специальных и оперативных подразделений, но и близлежащих территориальных ОВД. Следовательно, необходимо сделать следующий вывод, что в каждом ОВД должна быть подготовлена определенная группа сотрудников, имеющих опыт служебной деятельности в условиях КТО, либо прошедших специальное обучение, в том числе и во время их регулярной переподготовки в Центрах специальной подготовки при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Кроме того, подготовка сотрудников ОВД для их последующей службы на территории СКР РФ должна являться лишь одним из учебных направлений (разделов), охватываемых вышеуказанной «Типовой программой ...». Поэтому нам видится, что вышеуказанное направление может носить следующее название: «IV. Особенности подготовки и несения службы при введении режима КТО на территории СКР РФ».

Кроме того, нами предлагается изменить название «Типовая программа .» на «Примерная типовая программа ...» (далее по тексту), т.к. в ней говорится, что руководители органов и подразделений внутренних дел имеют право перераспределять темы между этапами

обучения, а также учебное время между темами, изменять соотношение

теоретических и практических занятий, вводить новые темы и объединять

имеющиеся темы, изменять

последовательность их изучения, исходя из особенностей предстоящих оперативно-

служебных и служебно-боевых задач и с учетом опыта обучаемых сотрудников (по аналогии с п.5 приложения к приказу МВД России от 10.01.2006г. №2).

Также предлагается дополнить «Раздел I. Общие положения «Примерной типовой программы .» отдельным пунктом, регламентирующим вопросы конспирации в отношении сотрудников ОВД, привлекаемых к обеспечению режима КТО и выполнению там оперативно-служебных и служебно-

боевых задач либо состоящих в специализированном резерве, также обеспечения мер социально-правовой и государственной защиты их самих и членов семей и близких согласно действующим российским нормативным правовым актам [3]. Например, изложить содержание данного пункта следующим образом: «С момента зачисления сотрудника ОВД кандидатом на подготовку к специальному обучению и последующему его привлечению к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях введения режима КТО на территории какого-либо субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, все сведения о самом сотруднике, членах его семьи и близких, проживающих вместе с ним либо отдельно, но находящихся с ним в близком родстве (отец и мать (усыновители или удочерители), супруг или супруга, родные и усыновленные (удочеренные) дети, либо иные лица в соответствии с действующим российским законодательством) в установленном порядке подлежат отнесению кадровыми аппаратами ОВД к сведениям, составляющим служебную и (или) государственную тайну».

С учетом того, что не во всех ОВД (особенно для 2-3 категории) имеются выделенные штатные сотрудники, владеющие навыкми преподавания физической и специальной (огневой, топографической, медицинской) подготовки, а специфика выполняемой служебной деятельности по занимаемым должностям крайне мало оставляет им времени на часы самостоятельной подготовки, в том числе из-за недостаточной учебно-материальной базы, рекомендуется провести перераспределение соответствующих тем и учебной нагрузки с I этапа на II этап, который проходит в условиях специализированных Центров специальной подготовки при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

На первом этапе в ОВД предлагается оставить преподавание общественно-государственных дисциплин, самостоятельное совершенствование физических качеств и организацию «круглых столов» (встреч) с сотрудниками и ветеранами ОВД, прошедшими службу в условиях введения КТО, в том числе и на территории СКР РФ. Также предлагается дополнить «Раздел I. Общие положения «Примерной типовой программы .» следующим пунктом: «Подготовка сотрудников ОВД и изучение

ими учебного материала осуществляется в три этапа: I этап непосредственно в ОВД, где проходит службу сотрудник; II этап в Центре специальной подготовке МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации; III этап в местах временной дислокации на

территории Российской Федерации, где

введен режим КТО. Обучение сотрудников проводится в установленном порядке на занятиях в системе служебно-боевой, специальной и самостоятельной подготовки. После прохождения процедуры необходимых проверочных мероприятий, а также по завершении II этапа обучения успешной сдачи комплексного комиссионного экзамена, включающего проверку теоретических знаний и отработку

практических навыков и умений, сотрудники ОВД зачисляются в состав временных оперативно-тактических групп,

подразделений и органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению оперативнослужебных и служебно-боевых задач в условиях введения режима КТО, либо в специализированный резерв (временные подразделения повышенной готовности). Состав комиссии, правомочной принимать решение о зачислении сотрудников ОВД подобной категории в состав сил, привлекаемых к несению службы при режиме КТО, должны входить один из руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, начальники и (или) наиболее опытные и квалифицированные сотрудники подразделений аппарата и территориальных ОВД, а также учебных заведений системы МВД России, как правило, имеющих опыт выполнения задач и руководства личным составом в вышеуказанных условиях».

Предлагается в раздел «Примерной

типовой программы ...» под названием «III. Содержание обучения» в отдельную тему выделить средства связи, правила радиообмена и основы скрытого управления подразделениями и органами внутренних дел при проведении ими оперативно-розыскных, специальных и иных мероприятий при введении режима КТО.

Учитывая, что все-таки основное

количество режимов КТО вводится на территории СКР РФ, а также собственный практический опыт, полученный во время служебных командировок на Северный Кавказ, нами предлагается в соответствующий раздел «Примерной типовой программы ...» под названием «IV.

Особенности подготовки и несения службы при введении режима КТО на территории СКР РФ» более подробно рассмотреть всевозможные вопросы, связанные с

особенностями несения службы на

территории СКР РФ, в том числе, не

ограничиваясь только территорией

Чеченской Республики, а охватывая именно весь Северо-Кавказский регион Российской Федерации, прежде всего, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию,

Карачаево-Черкессию, Адыгею и т.д. К ним необходимо отнести теоретическое изучение и практическую отработку следующих вопросов. Во-первых, изучение менталитета и религиозных традиций, тейповых связей, уклада жизни и культуры северокавказских народов, их традиций и обычаев, а также боязни мщения простым жителям сторонниками бандгруппы либо участниками НВФ за связи по оказанию различных услуг «федералам» или сотрудникам

правоохранительных органов. Во-вторых, обязательное изучение основ

мусульманского вероисповедания и его течений, предписаний и запретов, психологических особенностей мусульман, придерживающихся радикальных взглядов, для большей части которых характерна повышенная религиозность и этноцентризм, а также нежелание идти на контакт с сотрудниками правоохранительных органов. В-третьих, обучение передовым и наиболее эффективным навыкам по основным направлениям оперативно-служебной

деятельности сотрудников ОВД, прежде всего, оперативно-розыскной деятельности. Так, например, сотрудники оперативных аппаратов СОГ РОШ КП ВОГОиП МВД России во время служебных командировок в СКР РФ (после исполнения ими плана введения во временную должность, а также ознакомления с должностной инструкцией, в которой указываются общие положения, их должностные обязанности и права) для быстрой адаптации на местах и подготовки к исполнению оперативно-служебных задач на закрепленном пункте временной дислокации и (или) при участии в обеспечении режима КТО, должны уметь быстро и эффективно, подробно изучив журнал регистрации сообщений, провести ряд ознакомительных бесед со старшим по направлению района

оперативного обслуживания в зоне

ответственности СОГ и (или) режима КТО, а также получить достоверную и оперативнозначимую информацию о количестве и наименованиях населенных пунктов, в том числе о количестве жителей и дворов, о руководителях местных администраций, количестве мечетей и их имамов, а также учебных и медицинских заведений,

входящих в зону ответственности, данные о действующих бандгруппах (далее - БГ), их оперативно-розыскную характеристику, установочные данные на лидеров и известных членов БГ и их пособников, их радио-позывных и местах расположения баз, вооружении, средствах связи, а также иную необходимую информацию. Отдельным

вопросом является организация оперативнотактического слаживания и взаимодействия оперативных аппаратов СОГ РОШ КП ВОГОиП МВД России с оперативными работниками ФСБ РФ, с другими правоохранительными органами, воинскими частями и подразделениями Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России, в том числе этапе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведении

специальной операции по ликвидации участников незаконных вооруженных формирований и т.д.

Проблемы, связанные с повышением эффективности подготовки сотрудников

ОВД, привлекаемых к обеспечению режима КТО, требуют своего скорейшего разрешения, так как здесь речь идет не только о жизни и здоровье сотрудников ОВД, но, прежде всего, всех жителей российского государства, которые вправе рассчитывать на свою безопасность, на неприкосновенность своей жизни и имущества от различного рода противоправных посягательств, в том числе и со стороны террористов - экстремистов. Поэтому представляется, что скорейшее издание нового нормативного правового акта МВД России, регламентирующего порядок подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к обеспечению режима КТО, учитывающего вышеуказанные и иные предложения, будет способствовать выполнению основных задач российского государства по обеспечению безопасности человека и гражданина, общества от преступных посягательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции».

2. В переводе на русский язык звучит как искупление и переселение. Также может именоваться, как «Джамаат Ат-такфир».

3. Например, Федеральные конституционные законы РФ от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»; законы РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» и от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральные законы РФ от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.