Medicine and jurisprudence
ACTUAL PROBLEMS OF MEDICINE AND BIOLOGY No. 3-2018
УДК 61
ББК 51 DOI 10.24411/2587-4926-2018-10040
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКО-САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ФСИН РОССИИ
БОРИС АРИСТАРХОВИЧ СПАСЕННИКОВ,
доктор медицинских наук, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Аннотация. Обобщены результаты лечебно-диагностической работы медицинской службы российской уголовно-исполнительной системы. Показатель смертности в 2016 г. среди лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, составил 533,3 на 100 тыс. человек, что на 9,8% ниже показателя предыдущего года. Автор сформулировал предложения по дальнейшему совершенствованию нормативного обеспечения оптимизации расходов на деятельность уголовно-исполнительной системы России.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, медицинская помощь, осужденные.
ON IMPROVEMENT OF ACTIVITIES MEDICAL SERVICE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
BORIS A. SPASENNIKOV,
Candidate of Medical Sciences, Doctor of Legal Sciences, Professor, Chief Researcher of the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The article examines the results of the medical service of the penitentiary system of Russia. The death rate in 2016 among people in custody or serving a sentence of imprisonment amounted to 533,3 per 100 thousand people, which is 9,8% lower than in the previous year. The author formulated proposals on further improving the regulatory support for optimizing the costs of the criminal-executive system.
Keywords: the penitentiary system, medical aid, convicts.
Для цитирования: Спасенников Б.А. К вопросу о совершенствовании лечебно-диагностической деятельности медицинско-санитарной службы ФСИН России. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018; 3(3):55-57. Doi 10.24411/2587-4926-2018-10040.
В последние годы, в рамках оптимизации госбюджетных расходов была проведена оптимизация деятельности медико-санитарной службы ФСИН России. Оптимизация расходов не должна была привести к ухудшению результатов деятельности службы, что потребовало проведения научно обоснованных и последовательно выполненных мероприятий по повышению эффективности ее деятельности. Нами изучены результаты деятельности медико-санитарной службы Федеральной службы исполнения наказаний после оптимизации расходов на организацию медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Общее количество коек в стационарах медицинских организаций УИС в 2016 г. снизилось на 9,3% и составило 32,8 тыс. Были реорганизованы во врачебные и фельдшерские здравпункты 37 медицинских частей, что позволило привести структуру медицинских организаций в соответствие с объемами и условиями оказываемой медицинской помощи. На наш взгляд, такая оптимизация численности медицинских учреждений соответствует общим тенденциям российского здравоохранения. Сокращение коечного фонда связано с тем, что современные подходы к лечебно-диагностической помощи, развитие фармакотерапии, иных современных технологий, дают возможность оказывать амбулаторно помощь больному, которая ранее требовала пребывания в условиях стационара.
Сейчас функционируют медицинских частей — 673, отдельных врачебных кабинетов — 57, фельдшерских здравпунктов — 143; центров медицинской и социальной реабилитации — 55; больниц — 136 (в том числе туберкулезных — 65 и психиатрических — 5); Домов ребенка УИС — 13; центров санитарно-эпидемиологического надзора — 72.
В целях контроля проведения оптимизации деятельности медико-санитарной службы, согласно приказу ФСИН России от 27 мая 2016 г. № 384, была создана комиссия Федеральной службы исполнения наказаний по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Контролю, прежде всего, подвергается выполнение мероприятий, предусмотренных комплексным планом медико-санитарной службы ФСИН России по снижению смертности в учреждениях УИС на 2015-2017 гг.
Медицина и юриспруденция
На 11 проведенных заседаниях комиссии рассмотрено 365 летальных исходов (от заболеваний) лиц, содержащихся в местах лишения свободы, которые умерли в 2016 г. Было подготовлено шесть обзоров по данным случаям, в том числе, выявленным нарушениям оказания медицинской помощи. В результате привлечено к дисциплинарной ответственности 44 сотрудника медико-санитарной службы УИС. Вместе с тем определено, что в подавляющем большинстве случаев оказание медицинской помощи заключенным соответствовало федеральным стандартам.
В результате проведенной работы, несмотря на сокращение расходов, произошло улучшение важнейших медико-статистических показателей, которые являются объективными индикаторами деятельности медико-санитарной службы УИС.
В 2015 г. умерло 3828 лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, а в 2016 г. — 3408. В 2016 г. показатель смертности среди, составил 533,3 на 100 тыс. человек, что на 9,8% ниже показателя смертности в аналогичном периоде прошлого года (589,3 на 100 тыс. человек). Этот показатель можно считать наиболее важным среди всех полученных результатов оптимизации деятельности медико-санитарной службы.
От заболеваний сердечно-сосудистой системы в 2015 г. умерли 793 человека, в 2016 — 763. Снижение показателя смертности на 3,8%, т.е. с 122,2 на 100 тыс. человек, до 119,4 на 100 тыс. По мнению Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения России снижение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы — важнейший показатель лечебно-профилактической деятельности.
Туберкулез всегда был актуальной проблемой для отечественной пенитенциарной службы. Число умерших от туберкулеза в учреждениях УИС в указанный период снизилось на 54,5%, т.е. с 244 до 111 человек. Показатель смертности в перерасчете на 100 тыс. человек снизился на 53,8% (с 37,6 до 17,4 на 100 тыс. человек).
В 2016 г. зарегистрировано снижение численности больных активным туберкулезом в сравнении с прошлым годом на 5%, т.е. с 23 745 до 22 596 человек. Это произошло на фоне снижения на 15% общей инфекционной заболеваемости по итогам 2016 г.
Число больных с впервые установленным диагнозом туберкулеза, содержащихся под стражей или
отбывающих наказание в виде лишения свободы, снизилось на 13,8%, т.е. с 3943 до 3399 человек. Показатель заболеваемости туберкулезом в перерасчете на 100 тыс. человек снизился на 13,4%, с 741,0 до 642,0 на 100 тыс. человек.
Для пенитенциарных ведомств всех стран актуальным является показатель ВИЧ-инфицированных осужденных. Число больных ВИЧ-инфекцией, содержащихся в российских учреждениях УИС, увеличилось на 3,2% и составило 64,5 тыс. человек. В прошлом году аналогичный показатель — 62,5 тыс. человек. Однако, число больных, получающих высокоактивную антиретровирусную терапию увеличилось на 29,1% (с 14 841 в 2015 г., до 19 162 в 2016 г.).
В 2016 г. в связи с увеличением сроков поставки антиретровирусных препаратов Минздравом России, медико-санитарная служба ФСИН России, в целях обеспечения непрерывности курса лечения ВИЧ-инфицированных заключенных, предприняла ряд необходимых мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением исправительных учреждений препаратами высокоактивной антиретро-вирусной терапии, благодаря которым удалось обеспечить непрерывность лечения до поставки препаратов от МЗ РФ.
Показатель смертности от ВИЧ-инфекции составил 170,9 на 100 тыс. человек. Умерло 1092 заключенных, что ниже показателя прошлого года на 7% (183,8 на 100 тыс. человек; 1193 заключенных).
Планомерная работа по совершенствованию нормативной базы, а также изменение судебной практики1 привели к тому, что увеличился процент освобождения судами от исполнения наказания лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями. В 2016 г. из 3497 осужденных, представленных в суд для освобождения в связи с болезнью, было освобождено 1688 человек (48,3%), что на 52,8% показателя прошлого года (1105 человек из 3107, что составляло лишь 35,6%).
В рамках реализации положений Концепции развития УИС было подготовлено распоряжение ФСИН России от 30 декабря 2016 г. № 190-р, утверждающее комплексную ведомственную программу
1 Костик Е.В. Критика некоторых положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 5-6. С. 65-67; Костик Е.В. Понятие и цели наказания // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 56-58.
ACTUAL PROBLEMS OF MEDICINE AND BIOLOGY No. 3-2018
повышения мотивации здорового образа жизни подозреваемых, обвиняемых и осужденных2.
Ранее был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2017 г. № 598 предложенный Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. С целью дальнейшего приведения деятельности медико-санитарной службы УИС в соответствие с требованиями законодательства в сфере здравоохранения были разработаны и направлены в Министерство юстиции Российской Федерации проект приказа «Об утверждении порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». В Правительство России внесен на рассмотрение проект постановления Правительства «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от наказания в связи с болезнью»3.
На наш взгляд, несмотря на возможное дальнейшее сокращение бюджетных расходов на пенитенциарную систему, вступление в силу этих нормативных актов будет способствовать дальнейшему совершенствованию лечебно-диагностической деятельности медико-санитарной службы в пенитенциарной системе России.
2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316; Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
3 Архив НИИ ФСИН России. 2017.
СЕМЕЙНОЕ право
Учебное пособие. 2019 г. 143 с. Эриашвили Н.Д. и др.
978-5-238-03170-5
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки
Проанализированы понятие, предмет и метод семейного права, его источники и принципы, институт брака, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, бывшими супругами, особенности родительских правоотношений, алиментные обязательства, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, особенности семейных отношений с участием иностранного элемента.
Особое внимание уделяется наиболее важным практическим проблемам семейного права, наибольшую актуальность среди которых приобрели вопросы, возникающие при рассмотрении семейных споров в судах, в частности споров о разделе имущества, о признании брака недействительным, расторжении брака, о взыскании алиментов, о принятии детей в семью на воспитание. При рассмотрении практических проблем использованы судебные дела из практики Верховного Суда Российской Федерации, областных и других судов Российской Федерации.
Для курсантов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений системы МВД России и всех интересующихся вопросами семейного права.
Семейное
право
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1 Тел./факс: 8 (499) 740-60-14, 8 (499) 740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru