Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ФАКУЛЬТЕТАХ) РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ)'

К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ФАКУЛЬТЕТАХ) РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русский язык как иностранный / социокультурная адаптация / иностранные обучающиеся / экскурсия. / Russian as a foreign language / sociocultural adaptation / foreign students / excursion.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Форопонова А. А., Черникова Е. Л.

В статье речь идет о подготовке иностранных слушателей подготовительного отделения к экскурсии в Курскую Коренную пустынь. Рассматриваются разные виды заданий, направленные на знакомство обучающихся с культурой России, а также на снятие языковых трудностей, которые могут возникнуть у иностранных слушателей в ходе экскурсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Форопонова А. А., Черникова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN CITIZENS STUDYING AT PREPARATORY COURSES (FACULTIES) OF RUSSIAN UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF PREPARATION AND ORGANIZATION OF THE EXCURSION TO KURSK KORENNAYA HERMITAGE)

The article deals with the preparation of foreign citizens for the excursion to Kursk Korennaya Hermitage. Various types of tasks that are aimed to introduce Russian culture to foreign students as well as to help them to overcome some language difficulties during the excursion are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ФАКУЛЬТЕТАХ) РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ)»

УДК 372.881.161.1

К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ФАКУЛЬТЕТАХ) РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В КУРСКУЮ КОРЕННУЮ ПУСТЫНЬ)

© 2023 А. А. Форопонова1, Е. Л. Черникова2

1 кандидат психологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: annie0608 @ yandex. ru 2ассистент кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: Katya0792yandex.ru

Курский государственный университет

В статье речь идет о подготовке иностранных слушателей подготовительного отделения к экскурсии в Курскую Коренную пустынь. Рассматриваются разные виды заданий, направленные на знакомство обучающихся с культурой России, а также на снятие языковых трудностей, которые могут возникнуть у иностранных слушателей в ходе экскурсии.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, иностранные обучающиеся, экскурсия.

THE QUESTION OF SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN CITIZENS STUDYING AT PREPARATORY COURSES (FACULTIES) OF RUSSIAN UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF PREPARATION AND ORGANIZATION OF THE EXCURSION TO KURSK KORENNAYA HERMITAGE)

© 2023 A. A. Foroponova1, E. L. Chernikova2

1 Candidate of Psychological Sciences (PhD), Associate Professor of the Russian Language Department for Foreign Citizens

e-mail: [email protected] 2assistant of the Russian Language Department for Foreign Citizens e-mail: Katya0792yandex.ru

Kursk State University

The article deals with the preparation of foreign citizens for the excursion to Kursk Korennaya Hermitage. Various types of tasks that are aimed to introduce Russian culture to foreign students as well as to help them to overcome some language difficulties during the excursion are considered.

Keywords: Russian as a foreign language, sociocultural adaptation, foreign students, excursion.

Важным направлением работы при обучении иностранных граждан русскому языку является приобщение их к ценностям культуры России. Уже на начальном этапе обучения перед преподавателем стоит ряд важных задач, среди которых знакомство

иностранных слушателей с «культурным минимумом» страны пребывания, то есть с базовыми знаниями о культуре России, повышение общего культурного уровня обучающихся, воспитание чувства уважения к другим культурам, формирование положительного отношения к России и ее народу, что возможно только при условии успешной социокультурной адаптации [3; 4].

Правильно организованная на подготовительных отделениях (факультетах) внеаудиторная деятельность обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на иностранных слушателей, а также способствует их успешной адаптации к новой среде. Так, активное участие обучающихся в разнообразных внеаудиторных мероприятиях позволяют им преодолевать психологические, социальные, религиозные и другие барьеры [1].

Наиболее эффективным средством комплексного воздействия на личность обучающихся являются экскурсии, ввиду того что они максимально наглядно знакомят их с историей и культурой страны изучаемого языка, способствуют повышению интереса к изучению языка и культуры страны пребывания, а также формированию благоприятного климата в группе и ее сплочению. Кроме того, именно во время участия во внеаудиторных мероприятиях, таких как экскурсии, концерты, фестивали, посещение театров и кинотеатров, внутри группы, а также между членами группы и преподавателем создается живое дружеское общение и снимаются психологические барьеры [2; 5].

Следует отметить, что полное погружение иностранных обучающихся в культуру России вряд ли возможно без знакомства с традициями русского православия и посещения русских храмов, ввиду того что русская культура неразрывно связана с религией и именно в православных храмах легче понять душу русского народа, его ценности и менталитет.

Посещение религиозных мест (церквей, соборов, монастырей) позволяет иностранным гражданам наглядно познакомиться с традициями русской православной архитектуры и красотой внутреннего убранства храмов, а также способствует формированию у них уважительного отношения к мировым архитектурным достижениям и общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре.

Для знакомства иностранных обучающихся с православной культурой России на примере Курской области нами была выбрана Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь - мужской монастырь, расположенный в местечке Свобода Курской области. Данный монастырь является одним из самых популярных у туристов и самым посещаемым у паломников мест Курской области. Ежегодно иностранные граждане, обучающиеся в вузах Курской области, посещают это место с экскурсиями.

В данной статье мы опишем опыт подготовки иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне не ниже базового, к экскурсии в Курскую Коренную пустынь. Материал данной методической разработки может быть включен в курс «Страноведение России» или использоваться непосредственно перед поездкой в монастырь на практических занятиях по русскому языку как иностранному.

Разработанный нами урок «Курская Коренная пустынь - жемчужина Курской области» включает в себя тематическую лексику и текст, целью которых является знакомство иностранных граждан с одной из главных достопримечательностей Курской области, а также комплекс упражнений, направленных на снятие языковых трудностей у обучающихся в ходе предстоящей экскурсии, на развитие у них всех видов речевой деятельности.

Ниже приводятся фрагменты методической разработки «Курская Коренная пустынь - жемчужина Курской области», созданной нами для слушателей подготовительного отделения Курского государственного университета.

Упражнение 1. Назовите свои ассоциации со словом «Религия».

Упражнение 2. Ответьте на вопросы:

1. Посещали ли вы уже церкви, соборы в России?

2. Как выглядят русские церкви?

3. Что вы знаете о правилах посещения церквей в России?

4. Какие правила посещения религиозных мест существуют в вашей стране?

5. Какие русские православные праздники вы знаете?

6. Что вы знаете о традициях празднования русских православных праздников?

Упражнение 3. Прочитайте, запишите слова. Запомните их значение. икона

исцелять (что делать?) - исцелить (что сделать?), исцеление корень м.р., - корни

креститься (что делать?) - перекреститься (что сделать?), крещение молиться (что делать?) - помолиться (что сделать?), молитва монастырь м.р., монах, монахиня образ

обретать (что делать?) - обрести (что сделать?), обретение охота (что?), охотник (кто?), охотиться (что делать?) родник

рубить (что делать?) - разрубить (что сделать?) святой, святыня (что?), священник (кто?) соединиться = срастись (что сделать?) час, часовня чудо, чудотворный

Упражнение 4. Напишите от каких существительных образованы следующие прилагательные:

православный _

чудотворный _

коренной _

деревянный _

монастырский _

крестный _

соседний _

курский _

Религия

Упражнение 5. Напишите от каких глаголов образованы данные существительные:

возникновение _

появление _

существование _

обретение _

название _

исцеление _

соединение _

празднование _

крещение _

Упражнение 6. Прочитайте текст.

Курская Коренная пустынь - жемчужина Курской области

Курскую Коренную пустынь не зря называют жемчужиной Курской области. Это самый известный православный монастырь Курской области. История возникновения этого места начинается с момента обретения чудотворной иконы. По легенде в 13 веке в 30 км от города Курска в корнях большого дерева недалеко от реки Тускарь охотники нашли икону. С этого времени ее начали называть Курской Коренной. А на месте, где была найдена икона, появился родник. Охотник рассказал об этом чуде своим друзьям, и они решили построить рядом с этим местом небольшую деревянную часовню. Икона стала известна сначала в соседних городах, а потом и по всей Руси благодаря чудесным исцелениям, которые она приносила людям.

Однажды в часовню пришли крымские татары, разрубили икону пополам и забросили ее в лес. Через несколько лет священник Боголюб смог найти ее части в корнях дерева, после чего эти части сами соединились и срослись. Это можно заметить, если внимательно посмотреть на образ Пресвятой Богородицы.

В 1597 году царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, приказал привести чудодейственную икону в Москву. Но в 17 веке икону вернули в Курск как символ защиты города от врагов, а на месте, где ее однажды нашли, решили основать монастырь - Курскую Коренную пустынь. Там она находилась до революции 1917 года...

... в настоящее время оригинал иконы находится в Америке. Каждый год икону Знамение Пресвятой Богородицы переносят из Курска в Коренную пустынь, и совершается крестный ход.

(фрагмент текста «Курская Коренная пустынь -жемчужина Курской области»)

Упражнение 7. Ответьте на вопросы:

1. Почему икону называют Курской Коренной?

2. Где была найдена чудотворная икона? В каком веке это произошло?

3. Почему икона стала известна во всей Руси?

4. Кто разрубил икону пополам?

5. Какой царь приказал привезти икону в Москву?

6. Что случилось с иконой во время революции?

7. Где икона находится в настоящее время?

Упражнение 8. Согласитесь (+) или не согласитесь (-) со следующими утверждениями:

□ Коренная пустынь - самый известный монастырь в Курской области.

□ Много веков назад охотники нашли икону на берегу реки Тускарь.

□ Икона стала известна во всей Руси, потому что она помогала людям, исцеляла их.

□ На месте, где охотники нашли икону, позже построили монастырь.

□ Крымские татары хотели уничтожить икону.

□ В конце 15 века сын Ивана Грозного приказал привести икону в Москву.

□ С 20 века икона Знамение Пресвятой Богородицы находится в Европе.

Упражнение 9. Назовите лишнее слово. Объясните свой выбор.

1) Обрести, получить, найти, потерять.

2) Часовня, мечеть, церковь, собор.

3) Масленица, Рождество, Пасха, Крещение.

4) Буддизм, ислам, язычество, христианство.

5) Православие, католицизм, протестантизм, буддизм.

6) Летопись, Библия, Коран, Тора.

В целях обобщения и закрепления новой лингвокультурологической информации иностранным слушателям после посещения Курской Коренной пустыни могут быть предложены следующие задания.

Упражнение 10. Посмотрите на картину известного русского художника и опишите её по плану:

1. Как называется эта картина?

2. Как зовут художника, который написал эту картину?

3. Когда была написана картина?

4. Где можно увидеть эту картину? Где она сейчас находится?

5. Какое событие изображено на картине?

6. Куда идут люди на картине и почему?

И.Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Упражнение 11. Расскажите о месте, которое вы посетили.

1. Что такое «Курская Коренная пустынь»?

2. Где находится Курская Коренная пустынь?

3. Что вы видели там? Кого вы видели там?

4. Что вам понравилось?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Что вас удивило?

6. Что вы узнали о правилах посещения религиозных мест в России?

7. Есть ли в вашем городе или вашей стране похожие места?

Упражнение 12. Расскажите об одном из известных религиозных мест в вашем городе или стране. Используйте план:

1. Как называется это место?

2. Где оно находится?

3. Когда появилось это место? В каком веке?

4. Что вы знаете об истории создания этого места?

5. Как выглядит это место?

6. Почему это место популярно?

7. Когда обычно люди посещают это место?

На усмотрение преподавателя упражнение 11 и упражнение 12, представленные выше, могут выполняться обучающимися в письменной форме, в виде совместных обсуждений, а также в виде презентации в PowerPoint.

Таким образом, правильно организованная внеаудиторная работа, включающая в себя экскурсии, способствует эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, повышению их лингвокультурологической и коммуникативной компетенции, а также формирует у них толерантное и уважительное отношение к культуре России.

Библиографический список

1. Васильева, А. А. Внеаудиторная деятельность как важный инструмент социокультурной адаптации иностранных учащихся / А. А. Васильева // Профессионально направленное на обучение русскому языку иностранных граждан (02 ноября 2017 г., г. Москва): материалы V международной научно-практической конференции МАДИ. Сборник материалов «Международное образование и сотрудничество». - Москва, 2017. - С. 92-94.

2. Орлова, Н. А. Литературно-образовательный туризм в системе обучения иностранных учащихся / Н. А. Орлова // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан (16-18 мая 2016 г., г. Москва): материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей / отв. редакторы: М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. - Москва, 2016. - С. 331-337.

3. Пахомова, Е. П. К проблеме социокультурной адаптации иностранных учащихся на подготовительных факультетах (подготовка слушателей, владеющих русским языком на уровне А1, к экскурсии в Третьяковскую галерею) / Е. П. Пахомова, Е. К. Столетова // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан (6-7 сентября 2017 года, Москва): материалы II Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей / отв. редакторы М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. - Москва: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 262-267.

4. Форопонова, А. А. Использование лингвострановедческого материала при обучении русскому языку как иностранному (на примере урока «Традиционный русский быт») / А. А. Форопонова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - №1 (57). - С. 188-194. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд!У3897 (дата обращения: 14.12.2022).

5. Щурова, А. В. Организация экскурсий в рамках социокультурной адаптации иностранных учащихся / А. В. Щурова // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан (6-7 сентября 2017 года, Москва): материалы II научно-практической конференции: сборник статей / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. - Москва: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 402-406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.