УДК 343.846
К вопросу о социально-психологической реабилитации осужденных с пожизненными сроками отбывания наказания в рамках подготовки к освобождению (с учетом предоставления условно-досрочного освобождения)
А.Н. БАЛАМУТ - доцент кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент;
О.Н. СТАРОДУБЦЕВА - преподаватель кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России
В статье анализируется имеющийся положительный зарубежный и отечественный опыт социально-психологической реабилитации в пенитенциарной практике. Рассматриваются вопросы использования системы критериев оценки личности осужденного к пожизненному лишению свободы с учетом возможности предоставления условно-досрочного освобождения.
Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация; исправление; пожизненное лишение свободы; условно-досрочное освобождение.
On the question of social and psychological rehabilitation of convicts to life imprisonment in preparation for release (including grant of parole)
■ A.N. BALAMUT - Associate Professor of the Department of Organization of Psychological Work in Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology, Associate Professor
O.N. STARODUBTSEVA - Lecturer of the Department of Organization of Psychological Work in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article analyzes the existing positive foreign and domestic experience of social and psychological rehabilitation in the penal practice. There are concerned the issues of the use of the evaluation criteria of the person sentenced to life imprisonment with the possibility of parole.
Keywords: social and psychological rehabilitation; correction; life imprisonment; grant of parole.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусмотрено решение задач по развитию социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения. В связи с этим актуальными представляются исследование закономерностей поведения и трансформации личности осужденных к пожизненному лишению свободы на различных этапах отбывания наказания, разработка рекомендаций по совершенствованию психологического сопровождения данной категории лиц в рамках подготовки к условно-досрочному освобождению.
В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы особое значение приобретают вопросы подготовки осужденных к жизни на свободе и их дальнейшего постпенитенциарного сопровождения. Причем специфика рассматриваемой категории лиц с учетом длительного и сверхдлительного сроков отбывания наказания требует дифференцированного применения наиболее адекватных форм, методов и технологий профессиональной деятельности помогающего специалиста.
Депривационные ограничения, свойственные осужденным к пожизненному лишению свободы, обусловлены не только неблагоприятным воздействием внешних факторов, но и личностными особенностями, что в целом препятствует личностной самоорганизации и развитию. В этой связи разработка механизма и технологии со-
циально-психологической реабилитации может способствовать устранению депри-вационных ограничений и их последствий и рассматриваться как направление социально-психологической реабилитации, ориентированной на сохранение устойчивого развития личности в заданных условиях.
Именно поэтому использование достижений психологии в пенитенциарной практике органов и учреждений, исполняющих наказания, представляется весьма актуальным не только ввиду необходимости создания системы оценки степени готовности осужденных пожизненно к условно-досрочному освобождению для установления прогноза и правильного построения реабилитационной программы, но и для адекватной организации реабилитационного процесса.
В настоящее время в отношении данной категории осужденных вопросов значительно больше, чем ответов. Защищенные в последнее время диссертационные исследования по юриспруденции прямо указывают на несоответствие термина «условно-досрочное освобождение» сущности и правовой природе пожизненного осуждения. Рядом авторов (П.М Малин, 2000; Д.В. Горбач, 2012 и др.) отмечается, что более правильным было бы говорить об условном освобождении с испытательным сроком от данного вида наказания с необходимостью установления критериев, определяющих основание такого освобождения. При этом наиболее часто испытательный срок исчисляется временным периодом в 10 лет. Однако, по нашему мнению, указанный интервал является чрезмерно длинным, и наиболее оптимальным будет постпенитенциарное сопровождение осужденных с пожизненны-
ми сроками отбывания наказания (до 5 лет) с учетом неотбытой части наказания по истечении 20 лет пребывания в условиях длительной социальной изоляции.
Также отмечается, что термин «исправление осужденного» (ч. 1 ст. 79 УК РФ) ввиду многоаспектности его толкования является малопригодным для законодательной техники. В ст. 9 УИК РФ под исправлением подразумевается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Содержательная характеристика используемого термина выступает чрезмерно обобщенной, поэтому в данном случае было бы уместным раскрыть рассматриваемое понятие в контексте юридико-психологиче-ских комментариев с уточнением и научным обоснованием системы критериев оценки степени исправления осужденного.
При оценке личности осужденного к пожизненному лишению свободы с учетом принципов эффективности, целесообразности, системности, постоянства и последовательности важно учитывать следующие факторы риска:
1) социальные (отсутствие образования, семьи (родственников), жилья, профессиональной квалификации; наличие признаков социальной дезадаптации);
2) криминологические (наличие криминальных наклонностей; категоризация преступлений: насильственные, сексуальные и т.д.);
3) медицинские (наличие аномалий психики, невротических расстройств, социально значимых заболеваний, травм, алкогольной, наркотической аддикций);
4) психологические (наличие деструктивных коммуникативных установок, взглядов, позиций, эмоционального неблагополучия (депрессивные состояния, фобии), отсутствие мотивации к работе над своим противоправным поведением, стремления к условно-досрочному освобождению, духовных ориентиров) и т.д.
Категоризация преступлений подразумевает необходимость учета отдельных видов преступлений и определения перечня лиц, в отношении которых условно-досрочное освобождение нецелесообразно применять, а именно: а) осужденные за террористическую деятельность; б) осужденные за сексуальные виды преступлений (серийный характер); в) осужденные, организовавшие преступные сообщества и участвовавшие
в них; г) осужденные, совершившие умышленное преступление в период отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы; д) осужденные, кому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы (за исключением ряда преступлений, совершенных на бытовой почве еще в советский период времени).
При рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении также важно учитывать принадлежность к таким категориям, как осужденные пенсионного возраста и осужденные инвалиды. Когда речь идет об условно-досрочном освобождении данных лиц, нами применяется термин «социально-психологическая реабилитация». Понятие «реабилитация» происходит от латинского слова «rehabilis» - «восстановление способности». А.В. Чоговадзе, определяя реабилитацию, подчеркивает, что в ходе нее «особо важно восстановление физического, психологического и социального статуса человека»1. Согласно Р.В. Овчаро-вой, социально-психологическая реабилитация как комплексное явление представляет собой многоуровневую, поэтапную и динамическую систему взаимосвязанных действий, направленных на восстановление осужденного в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает в себя аспекты профилактики и коррекции. Конечной и основной целью процесса социально-психологической реабилитации являются развитие в человеке стремления к самостоятельному преодолению трудностей, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей с ориентацией на собственное «Я»2.
Субъективное переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком такой тождественности3.
Психологическая реабилитация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике.
По мнению инициаторов тюремной реформы, самым экономичным, гуманным, практичным и эффективным решением в отношении длительного пребывания в заключении является внедрение программ, направленных на подготовку к условному освобождению ранее, чем через 25 лет, посредством последовательного снижения степени изоляции в период отбывания наказания и постепенного освобождения. Так, в частности, канадский опыт досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизнен-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Социальная реабилитация: Учеб. / Под общ. ред. Н.Ш. Валеевой. М., 2012. С. 6-7.
2 См. подр.: Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.
3 См.: Петровский А.В. Введение в психологию: Учеб. пособие. М., 1995. С. 407.
4 См.: Казакова Е.Н. Опыт ресоциализации и социальной реабилитации пожизненно заключенных в Канаде // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 3. С. 53.
ное заключение, показал, что подавляющее большинство из них становятся законопослушными гражданами, если участвуют в программе постепенного, подконтрольного освобождения4.
В целом необходимо отметить, что каждая модель требует реализации определенного содержания, форм и методов работы, включает круг заинтересованных и компетентных участников, предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты реабилитации.
1 Cit. po: Social'naja reabilitacija: Ucheb. / Pod obshh. red. N.Sh. Valeevoj. M., 2012. S. 6-7.
2 Sm. podr.: Ovcharova R.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. M., 2003.
3 Sm.: Petrovskij A.V. Vvedenie v psihologiju: Ucheb. posobie. M., 1995. S. 407.
4 Sm.: Kazakova E.N. Opyt resocializacii i social'noj reabilitacii pozhiznenno zakljuchennyh v Kanade // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2008. № 3. S. 53.