Социально-политические науки
5'2017
5.2. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПРАКТИК ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
Сохраняева Татьяна Вилевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии образования философского факультета
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
sokhran@gmail.com
Аннотация: в статье раскрывается социализирующий потенциал практик онлайн-обучения. Сфера онлайн-обучения анализируется как активно расширяющееся пространство социализации. Рассматривается социальное значение навыков и компетенций, формируемых практиками онлайн-обучения. Показывается, что принципы организации процесса обучения в виртуальной среде способствуют формированию у обучающихся навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.
Ключевые слова: онлайн-обучение, социализация, социальные компетенции, образование, молодёжная субкультура, интерактивность, обратная связь.
TOWARD THE ISSUE OF THE SOCIALIZING POTENTIAL OF ONLINE-LEARNING PRACTICIES
Sokhranyaeva Tatiana V., PhD in philosophical, senior lecturer, associate professor of department of philosophy of education of faculty of philosophy
Place of employment: FSBEI of the «Moscow state university named after M. V. Lomonosov»
sokhran@gmail.com
Abstract: in article reveals the socializing potential of online-learning practices. The sphere of online learning is analysed as an actively expanding space of socialization. The social significance of the skills and competences formed by online training practices is considered. It is shown that the principles of organization of learning process in the virtual environment contribute to the formation of students' skills of constructive interaction and collaboration.
Keywords: online-learning, socialization, social competencies, education, youth subculture, interactivity, feedback.
Эффективность образовательной системы определяется не только конкретными исчисляемыми и экономически интерпретируемыми результатами её функционирования. Не менее значимым критерием для оценки эффективности системы в целом и её отдельных элементов выступает то, в какой мере их функционирование способствует удовлетворению актуальных потребностей различных социальных групп и индивидов, как утилитарного, так и неутилитарного характера. В том числе и потребностей людей в «неосязаемых» благах -возможности конструктивной самореализации, личност-но значимой коммуникации, индивидуального и коллективного творчества, организации досуга и др. За этими потребностями стоят ценностные установки индивидов, понимание ими принципов поддержания социальных связей, что можно назвать не-инструментальными установками и результатами образования. Неинструментальные результаты сложно формализовать, они часто остаются «невидимыми» в существующих системах оценивания качества образования, в то время как для функционирования социального целого имеют существенное, иногда ключевое, значение.
С этой точки зрения, анализ активно развивающихся в современном мире практик онлайн обучения представляет особый интерес. Этот вид образования становится всё более востребованным в обществе, в его орбиту вовлекаются представители самых разных социальных групп и возрастных когорт, возрастает удельный вес онлайн-практик в формальном и неформальном образовании. С учётом перспективности использования этих образовательных практик для решения многих задач социального и культурного характера вопросы развития онлайн-обучения приобретают статус приоритетных на
уровне государственной политики России[5].Вместе с тем различные формы онлайн-обучения, особенно практики массовых открытых онлайн курсов, серьёзно трансформируют традиционную систему образования, обуславливают изменения образовательного процесса не только в организационном отношении - форма учебного процесса или образовательное пространство, но и в парадигмальном аспекте - меняется характер субъект-субъектных взаимодействий. Специфическим признаком практик онлайн-обучения является виртуализация образовательного процесса, отсутствие традиционных «живых» форм социализации, осуществляющихся в непосредственной реальной коммуникации участников образовательного процесса.
В обозначенном контексте задача исследования социализирующего потенциала практик онлайн-обучения представляется значимой для теории и практики образования. Выполняют ли практики онлайн-обучения традиционную важнейшую функцию образования -инициации, или подготовки к жизни в социуме? Насколько эффективны инновационные формы обучения как элементы механизмов социализации? Какие социальные компетенции индивидов могут формироваться посредством этих практик? Разобщает или объединяет участников образовательного процесса виртуальная среда? Целью данной статьи является анализ потенциала и специфики практик онлайн-обучения как инструментов социализации, рассмотрение вопроса о социальном значении навыков и компетенций, формируемых практиками онлайн-обучения.
По мнению автора, социализирующий потенциал практик онлайн-обучения следует рассматривать в нескольких взаимосвязанных аспектах. Первый аспект
Сохраняева Т. В.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПРАКТИК ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
связан с тем, что онлайн-обучение является эффективным инструментом вовлечения значительно больших в сравнении с традиционным образованием контингентов людей в процессы социализации и ресоциализации. Виртуализация образовательной среды обуславливает ряд преимуществ данного вида образовательной деятельности, обеспечивая постоянное возрастание числа пользователей и расширение сегмента онлайн-обучения в формальном и неформальном образовании. Исключительная гибкость системы электронного обучения с точки зрения временной и пространственной организации делает формы онлайн-обучение удобными и привлекательными для многих индивидов и социальных групп. Электронное обучение оказывается перспективной альтернативой офлайн-обучению не только в тех ситуациях, когда последнее является некомфортным, невозможным или нерезультативным (обучение людей с ограниченными возможностями, лиц, находящихся в пенитенциарных заведениях, представителей старших возрастных групп и др.), но и в стандартных условиях. Сфера онлайн-обучения становится новым масштабным «пространством» социализации наряду с другими социальными структурами.
Практики онлайн-обучения востребованы представителями самых разных генераций и социальных групп, поскольку участие в них позволяет индивидам эффективно и с низкими затратами решать задачи профессионального и личностного развития в разные периоды жизни. Но наиболее массовым заказчиком к онлайн-образованию выступает молодёжь. Поскольку онлайн-коммуникация является одним из ключевых элементов молодежной субкультуры, электронное обучение является для молодых людей естественным развитием общих принципов коммуникации и их проекцией на образовательный процесс. Молодёжь всё чаще делает «добровольный» выбор в пользу различных форм электронного обучения, особенно в сфере профессионального образования, что связано с установкой на развитие индивидуальной образовательной траектории, с возможностями виртуальной академической мобильности и модульного параллельного обучения по разным образовательным программам, со стремлением получить образовательный продукт высокого качества[2]. Вместе с тем существуют причины и вынужденного выбора молодыми людьми онлайн обучения; смешанное и/или распределённое обучение привлекательно вследствие своей доступности, экономичности, возможностей совмещать обучение и работу. В таком контексте развитие онлайн-обучения приобретает значение одного из факторов снижения социальных рисков, связанных с неравномерностью экономического и социального развития российских регионов, минимизации «издержек» процессов социализации, а также важной составляющей молодёжной политики.
Второй аспект проблемы связан с теми возможностями, которые система онлайн-обучения открывает для социализации и для формирования социальных компетенций через предметное содержание. Контент современных образовательных платформ отвечает запросам субъектов образования разных уровней, сетевой принцип, реализуемый в деятельности платформ онлайн-обучения, обуславливает большое разнообразие образовательных онлайн-продуктов, а объём представленной в них информации превышает возможности информационного обеспечения учебного процесса в рамках любой формы офлайн-
обучения. Сегодняшние процессы развития отечественных платформ онлайн-образования отмечены высокой динамикой, в разработке цифрового образовательного контента участвуют все крупные университеты РФ (например, «Национальная платформа открытого образования»)[4]. Кроме того, развитие российской системы электронного обучения предполагает сотрудничество с глобальными платформами открытого образования, «трансфер лучших мировых наработок и практик в области онлайн-обучения»[5]. Предоставляя доступ к образовательным продуктам и информации, проверенным экспертами-профессионалами, платформы онлайн-образования позволяют формировать компетенции не только профессиональные (в рамках основного или дополнительного образования), но также гражданские и общекультурные. Само же овладение технической стороной онлайн-обучения способствует формированию навыков деятельности в виртуальных средах. И формируемую при этом «грамотность» пользователей онлайн-программ следует рассматривать как составляющую успешной социализации индивидов, способствующую обеспечению безопасности и результативности их деятельности в мире, где взаимодействия практически во всех сферах жизни общества опосредованы цифровыми технологиями.
Следует отметить значение представленных в системе открытого образования просветительских общеобразовательные программ, связанных по своему содержанию и форме подачи материала (используемый видеоряд, музыкальное и текстовое сопровождение) с российским историческим и культурным контекстом. Такие онлайн-программы обеспечивают не только прямой обучающий эффект - знания и навыки, но и косвенный - приобщение их участников к определённой культурной атмосфере и среде. Они выступают элементом механизмов интеграции культуры и социума, важным каналом социализации самих россиян посредством формирования или укрепления культурной идентичности. Но они могут и должны быть также средством адаптации к российской культурной среде представителей других культур (в частности, семей трудовых мигрантов), их постепенной интеграции в культурное российское пространство, что является важным условием обеспечения благоприятного социального климата.
Аспектом, на наш взгляд, наиболее значимым для исследования социализирующей функции практик онлайн-обучения является рассмотрение про-социальных установок и компетенций индивидов, которые формируются в процессе обучения в виртуальной среде и обусловлены самой моделью этих практик. Рассмотрение организационных принципов онлайн-обучения показывает, что оно основано не на принципе иерархии в обучении, а на идее сотрудничества в группе, что предполагает формирование горизонтальных связей между участниками образовательного процесса, использование различных интерактивных методик и постоянную открытость этого процесса. В процессе такого взаимодействия возникают горизонтальные социальные связи, которые могут формировать определённые социальные компетенции и порождать положительные социальные эффекты - различные формы сотрудничества и совместного творчества индивидов.
Если рассматривать онлайн-обучение, отталкиваясь от идеи Г. Бейтсона об «обучении II» как обучении контекстам «обучения I», специфическим «контекстом» онлайн-практик выступают интерактивность и наличие
Социально-политические науки
5 '2017
постоянной обратной связи со стороны равных друг другу участников программы. Как контекст эти характеристики неотрывны от процесса освоения содержания программ, предполагают постоянную погружённость участников в этот «контекст» и способствуют формированию у обучающихся определённых установок в отношении поведения в процессе обучения. По мнению исследователей, анализирующих феномен обратной связи со стороны группы, постоянное взаимодействие с другими участниками программ онлайн-обучения формирует у индивидов такие качества как готовность к сотрудничеству в создании и развитии продукта обучения, ответственность за учебный процесс, готовность к взаимообучению и взаимоконтролю [7]. Про-социальный характер групповой деятельности в онлайн-обучении может быть обоснован также с опорой на понятие «зона ближайшего развития» (Л. Выготский) в трактовке, используемой в социальной психологии. Взаимодействие индивида с другими участниками программы может иметь своим результатом возникновение специфического варианта зоны ближайшего развития с её образовательным и социализирующим эффектом, когда именно группа обучающихся выступает для индивида поддерживающим и стимулирующим к обучению началом. Навыки сотрудничества, приобретаемые в дистанционных практиках, могут быть осмыслены именно как социальные компетенции, которые могут быть основой и принципами социального действия. Сегодняшние российские студенты, участвующие в дистанционном обучении, признают, что онлайн-обучение способствует формированию среди прочего, таких социально значимых навыков и компетенций, как навык самостоятельной работы, умение работать в команде и брать на себя ответственность, быть творческим и инициативным[3].
По мнению Дж. Рифкина, развитие онлайн-обучения революционизируя всю систему образования не только в техническом, но и в парадигмальном аспекте, способствует формированию нового типа агентов социального действия - субъектов наступающей «эпохи сотрудничества». Он отмечает, что «в эпоху сотрудничества обучение рассматривается как процесс крауд-сорсинга, и знание трактуется как используемое всеми благо, доступное всем, отражающее возникающее определение человеческого поведения как глубоко социального и интерактивного по природе. Переход от более авторитарного стиля обучения к более латеральной среде обучения лучше подготовит сегодняшних студентов к работе, жизни и процветанию в экономике сотрудничества завтрашнего дня» [9,92].
Автору статьи такая постановка вопроса видится оправданной. Инновации в системе образования, особенно инновации, изменяющие систему трансляции знания и опыта, оказывают большое влияние на формирование установок индивидов как социальных агентов. Эффект образовательных инноваций может проявиться не сразу, но они обязательно становятся фактором формирования «новых людей» - дальние следствия образовательных нововведений выходят далеко за рамки процессов обучения. Интересно в этой связи привести точку зрения известного российского экономиста А. Аузана на значение педагогических реформ Я. А. Коменского. По его мнению, педагогическая реформа Комениуса стала условием формирования в сознании людей определённой системы понимания и социального поведения, она сформировала субъектов, подготовленных к восприятию социального опыта, свя-
занного с техническими изобретениями и разделением труда. И «...когда уже не было Коменского, оказалось, что он создал нечто большее, чем классно-урочную систему: он создал промышленность.» [1, 268].
Применительно к современной ситуации «парадиг-мального сдвига» в образовании есть определённые основания прогнозировать возможности формирования «новых» социальных субъектов, активно практикующих краудсорсинговые стратегии в образовании. Поскольку краудсорсинг как взаимодействие большого количества людей (особенно членов онлайн-сообщества) с целью содействия друг другу в производстве услуг, контента или идей, действительно, предполагает общий интерес участников, их неравнодушное отношение к тому или иному проекту и нацеленность на «синергетический эффект» объединённых усилий, можно ожидать формирования у обучающихся социальных навыков сотрудничества вследствие коллективного создания и коллективного использования обучающих продуктов.
Для так называемого «поколения 7» (дети 2000-2003 года рождения), с раннего возраста включённого в пространство Интернета, онлайн-обучение в группе сверстников является основой его субкультуры. Социологический портрет поколения ещё не описан с научной строгостью, но о нынешних подростках уже говорят как о поколении, значительно более вовлечённом в социальную активность, чем предыдущее, разделяющем идеи социальной солидарности и общей ответственности за происходящие в мире события. Если принять идею Дж. Рифкина, можно допустить, что формирующиеся в этой субкультуре социальные компетенции молодёжи обусловлены не в последнюю очередь и спецификой их взаимодействия в среде онлайн-обучения. К тому же в сфере онлайн-обучения молодёжь всё чаще выступает в качестве просьюме-ров - субъектов, не только потребляющих, но и самостоятельно производящих продукт для личного и, что важно, некоммерческого коллективного использования. Современные исследователи признают, что работая с такими ресурсами, как сайты YouTube, ЭПСезИаге или социальной сетью Academia.edu, студенты и ученые становятся просьюмерами. «Контент может быть загружен, использован каждым и скачан в виртуальном мире с почти нулевыми маржинальными издержками и все чаще без необходимости в таких формальных институтах, как университеты» [8,374].
Анализ социализирующего потенциала практик он-лайн-обучения не будет полным, если не подчеркнуть эффективность их использования в процессах ресоци-ализации, связанных с ситуацией «демографической модернизации» - старением населения Российской Федерации. В России продолжается рост численности лиц старше трудоспособного возраста, повышение их удельного веса в структуре населения страны, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. Важным фактором поддержания социального долголетия является участие пожилых людей в различных видах образовательной деятельности, обеспечивающее поддержание их когнитивного потенциала, продление экономической и социальной активности. Соответственно, вовлечение пожилых людей в различные формы профессиональной переподготовки, в образовательные программы, стимулирующие их социальную вовлечённость и изменение патерналистских моделей социального поведения, является важной общественной задачей. Онлайн-обучение становится всё более распространённым инструментом ре-
Сохраняева Т. В.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕМ ПОТЕНЦИАЛЕ ПРАКТИК ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
социализации пожилых людей посредством образования: показатели компьютерной грамотности пожилых людей в России и их активность в использовании обучающих онлайн-продуктов постоянно возрастают. Следует отметить также, что процессы онлайн-обучения пожилых людей во многих случаях предполагают различные формы трансгенерационного взаимодействия. Российская молодёжь в качестве волонтёров активно участвует в разработке и реализации образовательных проектов для пожилых людей, в создании обучающих программ с определёнными интерактивными методиками, учитывающими когнитивные возможности этой возрастной группы. Результаты отдельных исследований показывают, что участие в таких проектах способствует социальной интеграции и становится одновременно средством укрепления психического здоровья не только обучаемых пожилых людей, но и оказывает позитивное влияние на психологическое состояние их молодых наставни-ков[6].Такой опосредованный диалог поколений следует оценивать как дополнительный социальный эффект внедрения практик онлайн-обучения в сферу неформального образования и как безусловно положительный феномен.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о значительном потенциале развивающейся в России системы онлайн-обучения в реализации функции социализации. Гибкость и доступность онлайн-обучения делает его всё более востребованным видом образования/самообразования и вследствие этого эффективным инструментом вовлечения больших контингентов людей в процессы социализации и ресоциализации. Постоянно расширяющийся спектр образовательных электронных продуктов, активное развитие контента российских платформ открытого образования создают широкие возможности для формирования у индивидов профессиональных и социальных компетенций через предметное содержание. Организационные принципы обучения в виртуальной среде способствуют формированию про-социальных установок обучающихся в учебном процессе и социально значимых навыков сотрудничества и совместного творчества.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,73%.
Список литературы:
1. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. - 2013. - №3. - С.266-286.
2. Бурняшов Б. А. Электронное обучение в учреждениях высшего образования. - М.:РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 118с.
3. Заборова Е. Н., Глазкова И. Г., Маркова Т. Л. Дистанционное обучение: мнение студентов //Социологические исследования. - 2017. - №2. - С.131-139.
4. Открытое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openedu.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения 28.09.2017).
5. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--р1а1/. - Загл. с экрана (дата обращения 28.09.2017).
6. Розанов В.А., Рейтарова Т. Е., Солдатова С. А., Мальцева Ю. С. Между традициями и модернизацией - опыт образовательного проекта, направленного на укрепление психического здоровья молодёжи и пожилых людей //Психология зрелости и старения. - 2016. - №1. - С.67-79.
7. Baeten Jos.J.M. The Power of Peer Feedback: Research on the Learning Process within Virtual Action Learning. Thesis with regard to the doctorate /Phd degree [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nyenrode.nl/docs/ default-source/pdf%27s/pdf%27s—faculteit-research/ dissertations/dissertation_jos-baeten.pdf?sfvrsn=9b9ec414 _2/. - Загл. с экрана (дата обращения 28.09.2017).
8. Fulford A. Higher Education, Collaboration and a New Economics //Journal of Philosophy of Education. - Vol.50. -№3. - 2016. - Pp.371-383.
9. Rifkin J. The Zero Marginal Cost Society: The Internet of Things, the Collaborative Commons, and the Eclipse of Capitalism. - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2014. - 280 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Сохраняевой Т. В. «К вопросу о социализирующем потенциале практик онлайн-обучения» Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме. В современном мире в большинстве стран развитие системы электронного обучения рассматривается как важная цель образовательной политики, реализация которой способствует инновационному развитию, как системы образования, так и общества в целом. Возрастание значения и удельного веса этих образовательных технологий в различных сферах жизни общества актуализирует исследование потенциала и специфики онлайн-обучения как инструмента социализации, поскольку общество всегда оценивает инновационные элементы в образовании с точки зрения их значения для формирования индивида как элемента социального целого.
В статье показывается, что практики онлайн-обучения обладают большим потенциалом социальной и культурной интеграции индивидов и могут выступать важным средством формирования современного субъекта социального действия, несмотря на то, что не предусматривают традиционных способов социализации в образовательном процессе. Автором ставится задача проанализировать потенциал практик онлайн-обучения в формировании и развитии социальных компетенций обучающихся. В связи с этим в статье анализируется специфика организационных принципов онлайн-обучения, обуславливающих формирование и доминирование горизонтальных связей между участниками образовательного процесса, раскрывается значение практик онлайн-обучения как пространства социального взаимодействия, их потенциал в формировании установок на сотрудничество и совместное творчество обучающихся - компетенций, имеющих большое значение для поддержания индивидами социальных связей и отношений.
Представленная статья является самостоятельным исследованием, выполненным на высоком профессиональном уровне. Тема проанализирована обстоятельно, автор убедительно аргументирует выдвигаемые тезисы, стиль изложения соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в научных изданиях. Статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования
В. С. Грехнёв