К ВОПРОСУ О СОПРЯЖЕНИЕ ЕЭС И ПРОЕКТА "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ"
1 2 © Ли Мэнлун , Ли Сюеянь
1 Аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов;
2Магистр, кафедра муниципального управления, Университета Шихэцзы (Китай)
Аннотация
Подписанная главами двух государств в мае 2015 года совместная декларация о состыковке и сотрудничестве Экономического пояса Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом помогает претворить в жизнь соединение стратегии развития двух стран, задать направление дальнейшего углубления делового сотрудничества. Это имеет большое значение для содействия экономической интеграции в евразийском регионе. Декларация подписана более года назад, Китай находится в тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией, уже проведены обширные предварительные исследования.
Ключевые слова: Россия, Китай, сотрудничество между КНР и РФ, Один пояс и один путь, Евразийский экономический союз.
Keywords: Russia, China, cooperation between China and Russia, One belt and О^ Road, Eurasian Economic Union.
Подписанная главами двух государств в мае 2015 года совместная декларация о состыковке и сотрудничестве Экономического пояса Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом помогает претворить в жизнь соединение стратегии развития двух стран, задать направление дальнейшего углубления делового сотрудничества. Это имеет большое значение для содействия экономической интеграции в евразийском регионе. Декларация подписана более года назад, Китай находится в тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией, уже проведены обширные предварительные исследования. Недавно наивысший Евразийский экономический совет утвердил официальный запуск переговоров с Китаем, а также программу дальнейшего укрепления сотрудничества по состыковке Евразийского экономического союза с проектом " Экономического пояса Шелкового пути " Это имеет важное значение и показывает, что уже сделан большой шаг вперед. Китай надеется на конструктивное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом, упорядочивание торговли и инвестиционного сотрудничества[1, 15-17].
Россия является крупнейшим государством на евразийском континенте, имеет большое влияние, является важным связующим звеном в состыкове " Экономического пояса Шелкового пути" и Евразийского экономического союза. В то же время, Россия является добрым соседом и партнером Китая. Высокий уровень политического взаимодоверия, высокоэффективное деловое сотрудничество и стратегические проекты между Россией и Китаем являются прочным фундаментом для осуществления сопряжения национальных стратегий развития двух стран.
Для достижения более быстрых и эффективных результатов, обе стороны должны продолжать расширять инвестиционное и торгово-экономическое сотрудничество, оптимизировать структуру торговли, сосредоточив внимание на реализации крупных инвестиционных проектов сотрудничества. Совместно строить промышленные парки и приграничные зоны экономического сотрудничества; налаживать логистику, реализовывать
© Ли Мэнлун, Ли Сюеянь, 2016 г.
проекты совместного развития инфраструктуры для расширения и оптимизации региональных производственных сетей; популяризовывать расчеты в национальных валютах, осуществлять денежный обмен, через фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, межбанковское объединение ШОС и других финансовых институтов, укреплять финансовое сотрудничество. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) закрепляется сегодня в качестве "локомотива" глобального роста. На государства региона уже приходится порядка 60% мирового ВВП и половины совокупного объема международной торговли и прямых трансграничных инвестиций. Очевидно, что влияние АТР на мировую политику и экономику будет только возрастать. Важная роль в формировании новой, надежной и адекватной конфигурации партнерских отношений и устойчивого развития принадлежит действующим здесь многосторонним объединениям и организациям, в том числе Диалогу по сотрудничеству в Азии.
Азиатско-тихоокеанское направление традиционно занимает ключевое место в российской внешней политике. Углубление разнопланового сотрудничества с государствами АТР - утвержденный Президентом Российской Федерации стратегический курс, не зависящий от политической конъюнктуры. Повышенное внимание уделяем продвижению торгово-экономической и инвестиционной кооперации[2, 154-155].
В современном мире обеспечение стабильного экономического роста требует объединения усилий. В последнее время мощный импульс получили различные региональные интеграционные проекты. Именно эти принципы лежат в основе запущенного в этом году Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня ЕАЭС объединяет пять государств - Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Новый формат уже доказывает свою эффективность. Товарооборот в рамках ЕАЭС вырос почти на 20 млрд долларов, улучшилась инфраструктура торговли, возросла доля товаров с высокой добавленной стоимостью.
На 2015-2016 гг. в рамках ЕАЭС согласованы общие макроэкономические ориентиры роста, запланирован комплекс мер по стимулированию хозяйственного развития, углублению сотрудничества в реальном секторе и улучшению делового климата. Ведется работа по созданию общего рынка энергоресурсов ЕАЭС. Продолжается формирование общего транспортного пространства, необходимой договорно-правовой базы, а также евразийской системы " единого окна " для бизнеса, направленной на унификацию фискальных, таможенных и административных процедур внешнеэкономической деятельности[3, 4-5].
Интерес к углублению отношений с ЕАЭС проявляют и зарубежные партнеры. Налажено взаимодействие со структурами ООН. В сентябре на 70й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ЕАЭС должен получить статус наблюдателя. Согласовано и будет подписано в ближайшее время соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, аналогичные договоры прорабатываются на экспертном уровне с Израилем, Индией и Египтом.
В контексте активизации региональной интеграции поддерживаем выдвинутую Китаем инициативу "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП). Ее сопряжение с ЕАЭС, на наш взгляд, имело бы серьезный мультипликативный эффект, способствовало бы всеобъемлющему росту в АТР и выравниванию экономик региона. Именно на обеспечение синергии усилий в рамках ЕАЭС и ЭПШП нацелены задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином в Совместном заявлении, подписанном 8 мая с.г. в Москве. По сути, речь идёт о выходе в перспективе на новый уровень партнёрства, подразумевающий общее экономическое пространство на всём евразийском континенте.
В интересах продвижения к этой цели будут осуществляться шаги по наращиванию регионального сотрудничества на таких приоритетных направлениях, как торгово-инвестиционное взаимодействие, укрепление транспортной инфраструктуры, создание механизмов для упрощения торговли, формирование благоприятной среды для роста малых и средних предприятий, содействие увеличению расчетов в национальных валютах.
Ключевая площадка для совместной работы - Шанхайская организация сотрудничества, универсальная структура нового типа, нацеленная на обеспечение региональной безопасности и взаимовыгодного экономического развития.
Гармонизация этих интеграционных проектов позволит сторонам реализовать крупные стратегические проекты на долгосрочную перспективу. Первый практический шаг в этом плане - присоединение России к создаваемому по предложению Китая Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, призванному стать эффективным инструментом усиления региональной взаимосвязанности. Особое внимание будет уделено укреплению сотрудничества и по линии таких финансовых институтов, как Фонд Шелкового пути и Межбанковское объединение ШОС[4, 4-5].
Серьезный потенциал для совместной работы видим в контексте наших планов по совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктуры Сибири и российского Дальнего Востока. Здесь создаются территории опережающего развития с льготным налоговым и административным режимом для отечественного и зарубежного бизнеса. Принимаются меры по модернизации Транссиба и БАМа, Северного морского пути, портов и автодорог, позволяющие обеспечить экономически рентабельный транзит грузов по маршруту АТР - Европа. Начато строительство газопровода "Сила Сибири" , призванного увеличить поставки газа на рынки Азии. В дальнейших планах - стимулирование инвестиций в сельское хозяйство, реализация различных аграрных проектов на основе передовых технологий. Перед нами - широкое поле деятельности. И наша главная задача -максимально эффективно использовать открывающиеся возможности для укрепления стабильности и обеспечения процветания и устойчивого развития на евразийском пространстве в интересах всех наших стран.
Население Евразийского региона составляет более 4 млрд. человек, ВВП превышает половину мирового, а объём торговли составляет 70% от глобального[5, 154-155]. Здесь есть и развитые экономические зоны, и стремительно поднимающиеся нарождающиеся экономики. Регион богат природными ресурсами и обладает огромным рыночным потенциалом. Он отличается наличием производственных связей и взаимодополняемостью, а потому перспективы развития и сотрудничества здесь весьма обширны. Евроазиатские страны также являются стержневой силой поддержания мира и стабильности во всём мире, играя решающую роль на международной арене.
В июне в ходе визита президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой о создании "Евразийского партнерства", которая продемонстрировала стратегические позиции российской стороны о развитии многостороннего сотрудничества и создании на Евразийском континенте платформы для достижения взаимной выгоды и общего выигрыша. Эта инициатива очертила прекрасные перспективы углубления отношений между Китаем, Россией и странами региона.
В настоящее время Китай находится в тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией, уже были проведены обширные предварительные исследования. Недавно Евразийский экономический совет утвердил официальный запуск переговоров с Китаем, а также программу дальнейшего укрепления сотрудничества по состыковке Евразийского экономического союза с проектом ?Экономического пояса Шелкового пути?. Это имеет важное значение, то есть уже сделан большой шаг вперед. Китайская сторона готова вместе с российской стороной твёрдо стоять на практической почве, плотно и должным образом реализовать те задачи, которые находятся в пределах возможного и по которым уже сложилось единство мнений. Она готова вывести сотрудничество по сопряжению на более высокий уровень и в более широкое пространство.
Обе стороны должны продолжать расширять инвестиционное и торгово-экономическое сотрудничество, оптимизировать структуру торговли, сосредоточив внимание на реализации крупных инвестиционных проектов сотрудничества. Совместно строить промышленные парки и приграничные зоны экономического сотрудничества, налаживать логистику, реализовать проекты совместного развития инфраструктуры для
расширения и оптимизации региональных производственных сетей. Речь также идет о расширении расчетов национальных валютах, об укреплении финансового сотрудничества через фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, межбанковское объединение ШОС и других финансовых институтов,. Уверен, что эти меры выведут китайско-российские отношения на новый уровень, откроют новые горизонты сотрудничества Китая и России, дадут новый мощный импульс развитию Евразии.
Литература
1. Е.Ю.Томихина (Советника-Посланника Посольства РФ в КНР); Сопряжение Евразийского экономического союза и проекта "Экономический пояс Шелкового пути". Выступление на Форуме ДСА "Один пояс, один путь" и Азиатской торгово-промышленной конференции; г.Фучжоу, провинция Фуцзянь, 18 мая 2015 г.
2. Стратегический партнерский диалог между КНР и РФ: Современное состояние > проблемы и предложения // Инстиут Дальнего Востока РАК, 2015.
3. Интервью Чрезвычайного и полномочного посла КНР в РФ Ли Хуэя московскому журналу «CAPITAL IDEAS», 2015.10.23.
4. Сплоченное сотрудничество и совместное развитие // Пленарное выступление на 5-й встрече руководителей государств БРИКСБ, 27.04.2015
5. China's Foreign Affairs 2015 // Министерство иностранных дел КНР, 03.2015