Научная статья на тему 'К вопросу о соответствии ведомственных нормативно-правовых актов ФСИН России, регламентирующих порядок оказания и качество медицинской помощи сотрудникам УИС, требованиям федерального законодательства'

К вопросу о соответствии ведомственных нормативно-правовых актов ФСИН России, регламентирующих порядок оказания и качество медицинской помощи сотрудникам УИС, требованиям федерального законодательства Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
339
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСИН РОССИИ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА (ПОМОЩЬ) / СОТРУДНИК УИС / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МВД РОССИИ / ЛПУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / MEDICAL SERVICE (ASSISTANCE) / EMPLOYEE OF THE PENAL CORRECTIONAL SYSTEM / MEDICAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / MEDICAL FACILITIES OF THE MUNICIPAL AND STATE HEALTHCARE SYSTEMS / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MEDICAL CARE PROVIDED

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Свидерский Олег Алексеевич

В статье поднимаются отдельные вопросы правового характера оказания медицинской помощи сотрудникам УИС в лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России, МВД России, Минобороны России, а также в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Проведен анализ нормативных баз Минздрава России и Минюста России, в которых осуществляется регламентирование вопросов оказания медицинской помощи. Показано, что в федеральных и ведомственных нормативно-правовых актах Минюста России законодательно не закреплен порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов, которые не включены в базовую программу ОМС. В целях устранения пробела в законодательстве предлагается медицинской службе ФСИН России разработать соответствующий регламент, в котором прописать перечень необходимых документов и порядок направления на лечение нуждающихся сотрудников. Проведенный опрос сотрудников УИС показал, что более 2/3 респондентов недовольны не только условиями, в которых оказываются медицинские услуги, но и качеством оказанной им медицинской помощи. Рассмотрены права и возможности сотрудников УИС по предъявлению претензий к лечебному учреждению в случае неудовлетворенности качеством оказанной медицинской услуги (помощи). Анализируются проблемы правового регулирования и практического решения вопроса, оценки качества оказанной медицинской услуги (помощи). Предлагается сформировать в системе ФСИН России институт экспертов по оценке качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE QUESTION OF COMPLIANCE WITH DEPARTMENTAL REGULATORY LEGAL ACTS OF THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA, REGULATING THE PROCEDURE OF RENDERING AND QUALITY OF MEDICAL ASSISTANCE TO PENAL STAFF AND THE REQUIREMENTS OF FEDERAL LEGISLATION

The article raises certain issues of the legal nature of the provision of medical assistance to the penal correction system in medical institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Defense of the Russian Federation, as well as institutions of the state or municipal health systems. The analysis of the regulatory framework of the Ministry of Health and the Ministry of Justice, which regulates the provision of medical care. It is shown that the federal and departmental regulatory legal acts of the Ministry of Justice do not legislatively regulate the procedure for providing high-tech medical care according to the list of species that are not included in the basic program of compulsory medical insurance. In order to fill the gap in the legislation, it is proposed that the medical service of the Federal Penitentiary Service of Russia develop an appropriate regulation in which a list of necessary documents and the procedure for referring treatment to needy employees are prescribed. A survey of employees of the penal correction system showed that more than 2/3 of respondents are dissatisfied not only with the conditions in which medical services are provided, but also with the quality of medical care provided to them. The rights and possibilities of the penitentiary system staff to make claims to a medical institution in case of dissatisfaction with the quality of the medical service (assistance) provided are examined. The problems of legal regulation and practical solution of the issue, assessing the quality of the medical service (assistance) provided are analyzed. It is proposed to form an institute of experts in the FSIN system for assessing the quality of medical care.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соответствии ведомственных нормативно-правовых актов ФСИН России, регламентирующих порядок оказания и качество медицинской помощи сотрудникам УИС, требованиям федерального законодательства»

Она может оказываться как вне медицинской организации по месту нахождения пострадавшего, так и в амбулаторных или стационарных условиях [6, ст. 35].

Первичная медико-санитарная помощь - это наиболее доступный и бесплатный вид медицинской помощи для граждан России. Она включает в себя не только лечение и медицинскую профилактику заболеваний и неотложных состояний, но и осуществление целого ряда иных мероприятий, которые связаны с оказанием первичной медико-санитарной помощи.

Этот вид медицинской помощи может быть оказан как амбулаторно, так и в условиях дневного стационара [6, ст. 33].

Специализированная медицинская помощь гражданам оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях (в том числе в дневном стационаре), когда требуется использование специальных методов лечения и сложных медицинских технологий [6, ч. 1, 2 ст. 34].

Сотрудники УИС имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях [6]: в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) ФСИН России.

Помимо ведомственных ЛПУ медицинская помощь оказывается в ЛПУ МВД России. Порядок ее оказания сотрудникам УИС за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России, установлен Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 [10].

В соответствии с этим постановлением все виды медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами в ЛПУ системы МВД России оказывается бесплатно.

В случае отсутствия медицинских учреждений системы МВД России по месту нахождения сотрудника либо при отсутствии в них соответствующих отделений и (или) специалистов, необходимого оборудования медицинская помощь может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения [6, ч. 3 ст. 25].

Сотрудникам УИС медицинские услуги (помощь) также могут оказываться в военно-медицинских организациях с осуществлением взаиморасчетов между ФСИН России и Минобороны России после оказания им медицинской помощи [10, ст. 4].

Можно констатировать, что законодательно сотрудникам УИС созданы все необходимые условия, обеспечивающие оказание им медицинской помощи в полном объеме, который гарантирован государством каждому гражданину РФ.

Сотрудники УИС не застрахованы в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и не могут получить страховой полис. В том случае когда полис ОМС был получен до поступления на службу в органы ФСИН России, сотрудники УИС обязаны немедленно сдать или заявить о его утере в любую страховую медицинскую организацию [11].

В связи с этим ФСИН России после оказания сотруднику УИС медицинской услуги (помощи) в ЛПУ государственной или муниципальной систем здравоохранения возмещает понесенные им расходы по тарифам, которые утверждаются территориальными фондами ОМС, действующим на территории субъекта РФ.

Для осуществления взаимных расчетов между ГУФСИН (УФСИН) России по субъекту РФ и учреждениями государственной или муниципальной систем здравоохранения субъекта РФ заключается договор на оказание медицинской помощи и медицинских услуг.

При проведении анализа действующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют оказание медицинских услуг (помощи) сотрудникам УИС, нами было установлено, что в них законодательно не проработан вопрос оказания отдельных видов медицинской помощи, в частности, порядок оказания сотруднику УИС высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов, которые не включены в базовую программу ОМС.

Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в соответствии с порядком, который устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [6, ч. 8 ст. 34]. Этот порядок организации высокотехнологичной медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России [12].

Согласно п. п. 5.1 и 5.2 приказа № 930н Минздрава России выделяются два перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи: первый включен в базовую программу обязательного медицинского страхования, а второй не включен в нее [12]. Такая ситуация, с одной стороны, обусловлена различными источниками финансирования, а с другой - различным перечнем лечебных учреждений, в которых оказывается данный вид медицинской помощи.

Высокотехнологичная медицинская помощь по перечню видов, которые включены в базовую программу ОМС, может оказываться медицинскими учреждениями, которые внесены в ре-

естр организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в сфере ОМС. Таким образом, все медицинские организации, в том числе и находящиеся в ведении ФСИН России и МВД России, обладающие лицензией на осуществление лечебной деятельности, имеют право оказывать данный вид медицинской помощи.

Высокотехнологичная медицинская помощь по перечню видов, не включенных в базовую программу ОМС, оказывается федеральными государственными учреждениями, перечень которых утверждается Минздравом России, а также медицинскими организациями, перечень которых утверждается министерством здравоохранения субъекта РФ.

Перечень государственных учреждений федерального подчинения в количестве 138, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, утвержден приказом Минздрава России от 27 августа 2018 г. № 560н [13].

При оказании дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи сотрудникам УИС в специализированных медицинских учреждениях, которые находятся в непосредственном подчинении Минздрава России, между ФСИН России и Минздравом России взаиморасчеты не производятся [10, ст. 8]. Данный вид медицинской помощи оказывается сотрудникам УИС в соответствии с выделяемыми квотами

Таким образом, имеет место ситуация, когда сотрудникам УИС гарантируется оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а механизм ее реализации по перечню видов, не включенных в базовую программу ОМС в медицинских организациях, перечень которых утверждается министерством здравоохранения субъектов РФ, законодательно не прописан.

В целях повышения качества и доступности оказания данного вида медицинской помощи, считаем целесообразным медицинской службе ФСИН России в соответствии с ч. 3 ст. 50.1 Федерального закона № 326-ФЗ разработать и в дальнейшем внедрить в практическую деятельность административный регламент предоставления государственной услуги по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС и оказываемой в медицинских организациях, перечень которых утверждается министерством здравоохранения субъектов РФ.

Считаем необходимым коснуться и такой актуальной проблемы, как оценка качества оказания медицинских услуг (помощи).

Президент РФ 20 августа 2019 г. на совещании с министрами в Кремле, посвященном вопросам модернизации первичного звена отечественного здравоохранения, отметил целый ряд существующих проблем, указал на недостаточную эффективность его функционирования и дал поручение по разработке мероприятий, направленных на ее повышение [14].

В Послании Президента Федеральному собранию В. В. Путин также указал на наличие большого числа сложных, чувствительных для людей проблем в области здравоохранения и необходимости сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, с которым соприкасается каждый человек и каждая семья [14].

Поскольку медицина и вопросы оказания медицинских услуг (медицинской помощи) относятся к той области человеческой деятельности, которая затрагивает самое ценное, что есть у него, -здоровье, то вполне понятно число жалоб, подаваемых пациентами на качество оказанных им медицинских услуг (помощи).

На базе СЮИ ФСИН России среди слушателей заочной формы обучения и факультета первичной подготовки и повышения квалификации (выборка составила 80 человек) был проведен анонимный опрос, направленный на степень удовлетворенности сотрудников УИС медицинским обслуживанием. Из всех опрошенных только 16 человек были удовлетворены медицинским обслуживанием и качеством оказания медицинской помощи, 64 респондента - нет. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что 80 % опрошенных сотрудников УИС не удовлетворены медицинским обслуживанием.

Все причины, которые указали интервьюируемые, мы условно разделили на две группы: первая связана с условиями получения медицинской услуги (помощи) и вторая - с качеством оказанной медицинской услуги (помощи).

Среди причин первой группы сотрудники наиболее часто указывают:

- очереди на прием к врачу;

- сложно попасть на прием к врачу-специалисту;

- удаленность лечебного учреждения от места службы (проживания);

- длительность ожидания плановой госпитализации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе и из-за отсутствия финансирования;

- неудовлетворительное техническое состояние амбулаторно-поликлинических учреждений.

Среди причин, связанных с качеством оказания медицинских услуг (помощи) в первичном звене отмечают:

- низкий уровень профессиональной подготовки (по мнению интервьюируемых) медицинского персонала;

- невозможность выбрать лечащего врача;

- проводимое лечение не дает необходимого положительного результата;

- часто и через короткий промежуток времени после проведенного лечения возникают рецидивы хронических заболеваний;

- сложности с прохождением инструментальных обследований (УЗИ, фиброгастроскопия).

Характеристика ответов респондентов представлена на рис. 1.

неудовлетворены качеством

55%

I неуд ов летв орены

качеством и условиями ^^_

неуд овлетв орены условиями

33%

Рис. 1. Характеристика ответов и структура жалоб респондентов при оказании медицинских услуг

Из представленных данных видно, что 67 % из числа недовольных медицинским обслуживанием не удовлетворены именно качеством оказанной им медицинской услуги (помощи). Это еще раз подчеркивает актуальность проведения оценки качества оказания медицинской услуги (помощи).

В тех случаях когда сотрудник УИС как пациент остается неудовлетворенным качеством либо безопасностью оказанной медицинской услуги (помощи), а также при неоказании (по его мнению) необходимой медицинской помощи, он может обратиться с претензией к лечебно-профилактическому учреждению. Естественно, что добровольно признавать свою вину медицинская организация не будет.

С точки зрения права, достижение истины в данном споре возможно только на основании результатов, полученных в ходе проведения экспертизы качества медицинской услуги (помощи), так как каждая сторона будет придерживаться своего мнения по данному вопросу.

Проведение экспертизы качества оказанной пациенту медицинской услуги (помощи) по поручению страховой медицинской компании либо Федеральной службы (территориального органа) по надзору в сфере здравоохранения возлагается на аттестованных экспертов качества медицинской помощи, которые должны быть включены в соответствующий территориальный реестр экспертов качества [15, ст. 31]. Квалификационные требования, которым должны отвечать эксперты, изложены в приказе Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 [15, ст. 104].

К сожалению, законодатель не предусмотрел порядок проведения экспертизы качества медицинской услуги (помощи) в случае, когда она оказывается лицам, не имеющим договора об обязательном медицинском страховании, к которым относятся и сотрудники УИС.

Следует отметить, что представители общественных организаций (общественные палаты или советы) федерального уровня, уровня субъектов РФ либо муниципальных образований, созданных в целях защиты прав граждан, также не могут оказать ему практическую помощь. Согласно действующему законодательств}' они наделены только правом оценивать условия, в которых оказывается тот или иной вид медицинской услуги (помощи) [6, ст. 79.1].

В том случае когда медицинская услуга (помощь) оказана на уровне, не соответствующем действующим стандартам оказания медицинской помощи, для защиты своих прав и законных интересов сотрудники УИС могут обращаться с жалобами и заявлениями к вышестоящим должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд [5, ч. 14 ст. 11].

В связи с вышеизложенным считаем, что в территориальных органах ФСИН России целесообразно подготовить экспертов качества медицинской помощи и включить их в единый реестр экспертов качества медицинской помощи РФ либо предусмотреть возможность заключения договоров для проведения оценки качества оказанной медицинской помощи с экспертами, включенными в соответствующие территориальные реестры экспертов качества субъектов РФ.

В подзаконных актах ФСИН России необходимо детально прописать порядок и механизмы проведения оценки полноты и качества оказываемых медицинских услуг (помощи), что, на наш взгляд, позволит не только повысить их эффективность и качество, но и уменьшить число жалоб со стороны сотрудников УИС.

Библиографический список

1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (принята Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., и подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

3. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: 11Цр://1Шр://фсин.рф (дата обращения: 22.01.2020).

4. Пономарев С. Б., Свидерский О. А., Бурт А. А. Профессиональный стресс у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная медицина в России и за рубежом: сборник научных статей. М.: НИИ ФСИН России, 2019. С. 89-91.

5. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 № 119-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

7. Об утверждение Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 26.08.2003 № 206 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

8. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1506 «» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 № 440) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

9. Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи: Приказ Минздрава России № 388н от 20.06.2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

10. О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №911 (в ред. Постановления Правительства от 24.04.2019 № 491) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

11. Об обязательном медицинском страховании в РФ: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 № 489-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.01.2020).

12. Об утверждении порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы: Приказ Минздрава России

от 29 декабря 2014 г. № 930н (в ред. Приказа Минздрава России от 27.08.2015 № 598н) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

13. Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, на 2019 год: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2018 г. № 560н [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

14. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 22.01.2020).

15. Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию: Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28 февраля 2019 г. № 36 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

References

1. Ustav (Konstitucija) Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija (prinjata Mezhdunarodnoj kon-ferenciej zdravoohranenija, prohodivshej v N'ju-Jorke s 19 ijunja po 22 ijulja, 1946 goda, i podpisan 22 ijulja 1946 goda predstavitelj ami 61 strany) [The Charter (Constitution) of the World Health Organization (adopted by the International Health Conference, held in New York from June 19 to July 22, 1946, and signed on July 22, 1946 by representatives of 61 countries)]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

2. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

3. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal Penitentiary Service of Russia], URL: http://http://fsin.rf (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

4. Ponomarev S. В., Sviderskij O. A., Burt A. A. Professional'nyj stress u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Occupational stress among employees of the penitentiary system], Penitenciarnaja medicina v Rossii i za rubezhom: sbornik nauchnyh statej [Penitentiary medicine in Russia and abroad: a collection of scientific articles], 2019, pp. 89-91[in Russian],

5. О sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i о vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody»: Federal'nyj zakon ot 19.07.2018 no. 197-FZ [On Service in the Criminal Executive System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation «On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences of Imprisonment»: Federal Law from 19.07.2018 no. 197-ФЗ]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

6. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 no. 323-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 29.05.2019 no. 119-FZ) [On the Principles of the Protection of Citizens' Health in the Russian Federation: Federal Law from 21.11.2011 no. 323-ФЗ (as amended by Federal Law from 25.12.2014 no. 489-ФЗ)]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

7. Ob utverzhdenie instrukcii о poijadke provedenija voenno-vrachebnoj jekspertizy v uchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Ministerstva Justicii Rossijskoj Federacii: Prikaz Minjusta RF ot 26.08.2003 no. 206 [On approval of instructions on the procedure for conducting military medical examination in institutions and bodies of the penal system of the Ministry of Justice of the Russian Federation: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from 26.08.2003 no. 206]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

8. О Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.12.2018 no. 1506 (v red. Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 12.04.2019 no. 440) [On the Program of state guarantees of free medical care for citizens for 2019 and for the planning period 2020 and 2021: Decree of the Government of the Russian Federation from 10.12.2018 no. 1506 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation from 12.04.2019 no. 440)]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

9. Ob utverzhdenii poijadka okazanija skoroj, v torn chisle specializirovannoj, medicinskoj pomoshhi: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot 20.06.2013 no. 388n [On approval of the procedure for the provision of emergency, including specialized, medical care: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 20.06.2013 no. 388n (as amended by Order of the Ministry of Health of Russia from 19.04.2019 no. 236n)]. SI'S «Konsul'tant Plyus» \SI'S Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

10. O poijadke okazanija medicinskoj pomoshhi, sanatorno-kurortnogo obespechenija i osushhestvlenija otdel'nyh vyplat nekotorym kategorijam voennosluzhashhih, sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i chlenam ih semej: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2004 no. 911 (v red. Postanovlenija Pravitel'stva ot 24.04.2019 no. 491) [On the procedure for the provision of medical care, sanatorium and resort provision and the implementation of certain payments to certain categories of military personnel, law enforcement officers and members of their families: Decree of the Government of the Russian Federation from 31.12.2004 no. 911 (as amended by Government Decision no. 491 from 24.04.2019)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian].

11. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v RF: Federal'nyj zakon ot 29.11.2010 no. 326-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 25.12.2018 no. 489-FZ) [On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation: Federal Law from 29.11.2010 no. 326-CD3 (as amended by Federal Law from 25.12.2018 no. 489-CD3)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

12. Ob utverzhdenii poijadka okazanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi s prime-neniem specializirovannoj informacionnoj sistemy: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 29.12.2014 no. 930n (v red. Prikaza Minzdrava Rossii ot 27.08.2015 no. 598n) [On approval of the procedure for the provision of high-tech medical care using a specialized information system: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 29.12.2014 no. 93On (as amended by Order of the Ministry of Health of Russia from 27.08.2015 no. 598n], SI'S «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

13. Ob utverzhdenii perechnja federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij, okazyvajushhih vyso-kotehnologichnuju pomoshh', ne vkljuchennuju v bazovuju programmu objazatel'nogo medicinskogo strahovanija, grazhdanam Rossijskoj Federacii, na 2019 god: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 27.08.2018 no. 560n [On approval of the list of federal state institutions providing high-tech assistance not included in the basic program of compulsory medical insurance for citizens of the Russian Federation for 2019: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 27.08.2018 no. 560n], SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

14. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [The official website of the President of Russia], URL: http://kremlin.ru (Accessed: 22.01.2020) [in Russian],

15. Ob utverzhdenii Poijadka organizacii i provedenija kontrolja ob#emov, srokov, kachestva i uslovij predostavlenija medicinskoj pomoshhi po objazatel'nomu medicinskomu strahovaniju: Prikaz Federal'nogo fonda objazatel'nogo medicinskogo strahovanija ot 28.02.2019 no. 36 [On approval of the Procedure for organizing and monitoring the scope, terms, quality and conditions of providing medical assistance for compulsory medical insurance: Order of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund from 28.02.2019 no. 36]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 22.01.2020) [in Russian].

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.013 УДК 340

Селиверстов Вячеслав Иванович

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: [email protected]

Посмаков Петр Николаевич

руководитель программы «Возвращение», Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело», 121170, Россия, г. Москва, Кутузовский проспект, 36, стр. 23, e-mail: [email protected], [email protected]

Vyacheslav I. Seliverstov

Doctor of Law, Professor,

Honored Scientist of the Russian Federation,

Professor of the Department Of Criminal Law and Criminology,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lomonosov Moscow State University,

GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia,

e-mail: [email protected]

Petr N. Posmakov

Head of program «Vozvraschenie», Social Innovation Support Foundation «VolnoyeDelo», Kutuzovskiy prospect, 36, block 23, Moscow, Russia, 121170, e-mail: [email protected], [email protected]

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ (РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ) ЛИЦ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ И ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. Статья имеет целью осветить проблему участия бизнеса в социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождающихся и освобожденных из исправительных учреждений. Приводятся результаты анкетирования населения, представителей правозащитных и общественных организаций, сотрудников исправительных учреждений о современной роли бизнес-структур в трудоустройстве бывших осужденных, а также о перспективах участия бизнеса в социальной адаптации (ресоциализации) бывших осужденных. Освещается опыт деятельности Фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» при реализации программы «Возвращение», основным содержанием которой является оказание содействия осужденным в получении профессий, востребованных на свободе, обучение компьютерной грамотности и основам бизнеса, а также оказание содействия в проведении научных исследований в сфере исполнения уголовных наказаний. Данная программа должна помочь в решении следующих задач: 1. Обобщение и внедрение лучших практик российского и зарубежного опыта ресоциализации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в повседневную практику. Выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. 2. Введение в программы обучения профессиональных училищ исправительных учреждений новых, востребованных на рынке труда профессий, расширение производственных связей между бизнесом и уголовно-исполнительной системой России (далее - УИС'). 3. Создание оптимальных условий для более эффективного использования креативных, организаторских способностей и предпринимательских навыков осужденных. 4. Содействие психологической и социальной адаптации лиц, готовящихся к освобождению, и после их освобождения из исправительных учреждений. 5. Содействие в обучении работников учреждений ФСИН России международным нормам обращения с осужденными и современным подходам к процессу социальной адаптации осужденных, б. Изменение стереотипов общественного сознания путем распространения «историй успеха» прошедших реабилитацию граждан и информации об успешных моделях ресоциализации.

Ключевые слова: осужденный, бизнес, социальная адаптация, ресоциализация осужденных, исправительные учреждения, трудоустройство осужденных, освобождение от наказания.

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF BUSINESS STRUCTURES IN SOCIAL ADAPTATION (RESOCIALIZATION) OF PEOPLE WHO ARE BEING RELEASED AND THOSE ALREADY RELEASED FROM SERVING PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT

Summary. The article aims to highlight the issue of business participation in social adaptation (resociali-zation) ofpeople who are being released and those released from correctional institutions. The results of the survey on the current role of business structures in the employment of former convicts, as well as on the prospects of business participation in the social adaptation (resocialization) of former convicts, conducted among the population, representatives of human rights and public organizations, and employees of penitentiary facilities, are presented therein. The article covers the experience of the «Volnoe Delo» Foundation for the Support of Social Initiatives in the course of the implementation of the program «Vozvraschenie», which mainly provides for assistance to con-

© 2020 Селиверстов В. И., Посмаков П. Н.

victs in getting professions which are in demand upon release, teaching computer literacy and business fundamentals, as well as assistance in conducting research in the field of execution of criminal sentences. This program should help you solve the following tasks: 1. Generalization and implementation of the best practices of Russian and foreign experience of re socialization of persons released from prison in everyday practice. Development of proposals for improving legislation in this area. 2. Introduction of new professions that are in demand on the labor market into the training programs of vocational schools of correctional institutions, expansion of production links between business and the criminal Executive system of Russia (hereinafter referred to as UIS'). 3. Creating optimal conditions for more effective use of creative, organizational skills and entrepreneurial skills of convicts. 4. Promotion of psychological and social adaptation of persons preparing for release and after their release from correctional institutions. 5. Assistance in training employees of Federal penitentiary institutions in international standards of treatment of convicts and modern approaches to the process of social adaptation of convicts. 6. Changing stereotypes of public consciousness by spreading «success stories» of rehabilitated citizens and information about successful models of re-socialization.

Keywords: prisoner, business, social adaptation, re-socialization of convicts, correctional institutions, employment of convicts, release from punishment.

Современный период развития России характеризуется становлением и развитием рыночных отношений в экономике. Данное развитие происходит довольно противоречиво, особенно с учетом проходящих в российском обществе дискуссий о роли, формах и методах участия появившихся многочисленных бизнес-структур в решении актуальных для общества проблем. Одной из проблем, в решении которой гражданское общество ожидает участие бизнеса, является повышение эффективности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Участие бизнеса в исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы является западной идеей. Возникнув в 80-е гг. прошлого столетия, данная идея постепенно нашла свое реальное воплощение в законодательстве и практике США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Японии и других государств. Институт частных тюрем в указанных государствах за эти годы неоднократно изменялся, испытывая влияние конкуренции публичных интересов обеспечения общественной безопасности и соблюдения прав человека с частными интересами (соблазнами) бизнеса по получению прибыли от управления частными тюрьмами. В результате наиболее перспективной в западной пенитенциарной практике признается модель получастных тюрем [1, с. 117-119] или, иначе выражаясь, своеобразного частно-государственного партнерства, нацеленного на конечный результат в виде предупреждения рецидивной преступности и осуществляемого в условиях постоянного жесткого государственного контроля за частным бизнесом в тюремной сфере.

Зарубежный опыт деятельности частных тюрем оказал влияние и на взгляды российских ученых. Так, Л. Ф. Пертли считает, что в условиях ограниченности федерального бюджета России следует рассмотреть возможность предоставления отечественному частному бизнесу права разработки проекта и строительства специализированного гибридного мультирежимного пенитенциарного учреждения центрального подчинения для отбывания лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления с учетом их криминологических и социально демографических особенностей. В качестве обязательных условий автор выделяет частичную передачу функций по его обслуживанию отечественной частной компании, а также жесткий государственный и общественный контроль порядка исполнения и условий отбывания наказания [2, с. 264-265].

Часть российских исследователей этой проблемы, опираясь на зарубежных опыт пенитенциарных систем Франции и Японии, видят участие бизнеса исключительно в проектировании и строительстве частных тюрем. В частности, о такой возможности применительно к открытию частных следственных изоляторов в России указывает С. X. Шамсунов, который считает, что «необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос возможности привлечения в УИС частных российских инвесторов к участию в строительстве, реконструкции и обслуживании следственных изоляторов, предусмотрев для них различные льготные налоговые условия. Кроме того, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о возможности предоставления им права размещать на территории учреждения производственные мастерские и объекты по оказанию подследственным разрешенных услуг и, соответственно, получать за это дополнительную прибыль» [3, с. 28]. Другие исследователи этой проблемы предлагают в рамках частно-государственного партнерства доверить бизнесу выполнение лишь отдельных функций в сфере воспитательной работы, обучения и материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения (питание осужденных, обес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.