УДК 37
ГРИБ Елена Витальевна Московский авиационный институт (национальный исследовательский университетг) Москва, Россия
newwwday@yandex. ш
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассмотрена проблема взаимосвязи трех видов интеллекта: социального, эмоционального и логического. Интерес к социальному интеллекту (СИ) определяется потребностью общества выявить «социальные способности» человека и развивать их. Социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешного овладения профессиональными навыками специалиста и адаптации в профессиональной среде. Развитие социального интеллекта становится важной частью образовательного процесса. Социальный интеллект является объектом изучения многих ученых, однако нет единой концепции, которая объясняет природу социального интеллекта в структуре способностей, результаты исследований сильно разнятся, в том числе и по причине использования различных методик измерения и теоретических концепций авторов. В нашем исследовании изучался социальный интеллект студентов разных специальностей. Использовались методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (сокращенный вариант). В результате факторного анализа (Варимакс-вращение) были выделены пять факторов.
Корреляционный анализ выявил сложные связи между тремя видами интеллекта. Социальный интеллект не связан напрямую с уровнем развития общего интеллекта. Социальный интеллект положительно связан с эмоциональным с наибольшей нагрузкой по показателю «эмпа-тия» и имеет отрицательные связи с математическим интеллектом. Чем выше логический интеллект, тем выше эмпатия. Выявлена связь между уровнем развития социального интеллекта и избранной профессией. Результаты согласуются с выводами других авторов, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, социальные способности, корреляционные связи.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-135-138
Elena V. GRIB Moscow Aviation Institute (National Research
University) Moscow, Russia newwwday@yandex. ru
TO THE PROBLEM OF CORRELATION OF SOCIAL AND OTHER KINDS OF INTELLIGENCE
The article considers the problem of the relationship of three types of intelligence: social, emotional and logical. Interest in social intelligence (SI) is determined by the need of society to reveal the "social capacity" of a person and develop them. Social intelligence is seen as a necessary condition for successful mastering of professional skills and adapt in a professional environment. Development of social intelligence becomes an important part of the educational process. Social intelligence is the object of study of many scientists, but there is no single concept, which explains the nature of social intelligence in the structure of skills, studies vary widely, including by reason of the use of different measurement methods and theoretical concepts of the authors. In our study we investigated the social intelligence of students of different specialties. We used the technique to study the social intelligence J. Guilford and M. Sallivena; test of emotional intelligence N. Hall, intelligence structure test R. Amthauera (abridged version). As a result of factor analysis (varimax rotation) 5 factors were identified. Correlation analysis revealed a complex relationship between the three types of intelligence. Social intelligence is not directly related with the level of general intelligence. Social intelligence is positively correlated with the emotional with the greatest burden in terms of "empathy" and has a negative relation with the mathematical intelligence. The higher the logical intelligence, the more empathy. Revealed a link between the level of development of social intelligence and the chosen profession. The results are consistent with the findings of other authors, both domestic and foreign authors.
Keywords: social intelligence, emotional intelligence, social skills, correlations
В последние десятилетия психологическая наука проявляет особый интерес к исследованию социального интеллекта. Интерес к социальному интеллекту (СИ) определяется потребностью общества выявить «социальные способности» человека, развивать их, чтобы успешно осуществлять социальное познание, поведение, взаимодействие. Социальный интеллект сегодня рассматривается как необходимое условие успешного овладения профессиональными навыками специалиста и адаптации в профессиональной среде. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций. Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек». Развитие СИ становится важной задачей современного учебного процесса.
Проблему социального интеллекта изучали такие зарубежные исследователи, как Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Т. Хант и др. Среди отечественных ученых следует выделить В.Н. Куницыну, Е.С. Михайлову (Алешину), А.Л. Южанинову, Д.В. Ушакова и др.
На сегодняшний день среди исследователей существуют противоречивые взгляды на этот конструкт. Не определено место социального интеллекта в структуре способностей. Приводятся противоречивые данные о связи социального и логического интеллекта. Часть исследователей связывает социальный интеллект с когнитивными способностями, другие - с лич-
ностными особенностями, третьи признают его двойственную природу. Не определено соотношение социального и эмоционального интеллекта. Все эти вопросы нуждаются в дальнейшем изучении. Как отмечает Р.Дж. Стернберг, «существует так же много определений и толкований понятия социальный интеллект, как и исследователей, занимающихся этой проблемой» [2, с. 87].
Всплеск интереса к социальному интеллекту за последние 10-15 лет привел к появлению близкого по содержанию конструкта эмоционального интеллекта. Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [1; 4]. Под логическим интеллектом в данной работе мы понимаем так называемый общий, или академический, интеллект, обычно измеряемый тестами интеллекта.
В нашем исследовании изучались взаимосвязи социального, эмоционального и логического интеллекта. Объектом данного исследования выступает социальный интеллект студентов. Предметом исследования является взаимосвязь социального интеллекта с другими видами интеллекта. Объем выборки - 87 человек: 44 студента технического факультета, 43 студента-менеджера. Возраст - 19-20 лет.
Для решения поставленных задач были использованы методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (сокращенный вариант), тест эмоционального интеллекта Н. Холла.
Из анализа корреляционных связей становится очевидным существование достаточно сложных связей между тремя видами интеллекта. В самом общем виде можно заключить, что социальный интеллект положительно связан с эмоциональным и имеет отрицательные связи с математическим интеллектом. В результате факторного анализа (Варимакс-вращение) были выделены пять факторов.
В первый фактор, объясняющий 21,8% дисперсии, вошли 2, 3 и 4 субтесты Гилфорда и 4 и 5 субтесты эмоционального интеллекта. Этот фактор совмещает социальный и эмоциональный интеллект. При этом надо обратить внимание на то, что объединяются не все субтесты. Этот фактор состоит из способности к вербальной и невербальной экспрессии, способности прогнозировать последствия поведения людей, адекватно отражать намерения участвующих в коммуникациях людей. Со стороны эмоционального интеллекта сюда относятся эмпатия и распознавание эмоций. Сочетание этих способностей дает большой диапазон возможностей для понимания эмоциональных состояний и поведения людей в общении. Социальный интеллект тесно связан с эмоциональным.
Во второй фактор, объясняющий 15,6% дисперсии, вошли все показатели логического интеллекта, показатель эмпатии как 4 субтеста эмоционального интеллекта, а также со слабой нагрузкой по фактору 1 субтест Гилфорда. В данном случае можно с уверенностью сказать, что эмпатия положительно связана с показателями логического интеллекта: чем выше логический интеллект, тем выше эмпатия. Надо отметить, что 4 субтест эмоционального интеллекта имеет самое большое количество корреляционных связей. Это свидетельствует о том, что способность, которая стоит за этим показателем, зависит от многих факторов. Являясь компонентом эмоционального интеллекта, эмпатия связана и с логическим, и с социальным.
В третий фактор, объясняющий 12,9% дисперсии, с высокой нагрузкой вошли 2 и 3 субтесты эмоционального интеллекта, а также 1 субтест Гилфорда. Этот фактор совмещает социальный и эмоциональный интеллект другими аспектами их проявления. Управление своими эмоциями, способность контролировать и перенаправлять свои негативные импульсы и настроения оказываются связаны с самомотивацией, что позволяет адекватно реагировать в процессе общения и правильно предсказывать последствия событий. Первый субтест Гилфорда также включает понимание чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
Четвертый фактор, объясняющий 9,6% дисперсии, объединяет в себе 1 и 2 субтесты Гилфорда и с отрицательной нагрузкой показатель математического интеллекта. Чем выше математический интеллект, тем ниже чувствительность к невербальной экспрессии, к эмоциональным состояниям других людей, чаще ошибки в понимании смысла слов собеседника, так как не учитываются (или учитываются неправильно) сопровождающие их невербальные реакции. Это затрудняет понимание других людей, ведет к закрытости, избеганию общения, социальной тревожности. И наоборот, люди с низкими математическими способностями скорее проявят сензитивность, открытость и дружелюбие в общении.
Пятый фактор, объясняющий 8,8% дисперсии, состоит из 1 субтеста эмоционального интеллекта и 4 и 5 субтестов эмоционального интеллекта с незначительными нагрузками по фактору. По результатам эмпирического исследования сделаны следующие выводы:
1. Социальный интеллект не связан напрямую с уровнем развития общего интеллекта. Социальный и общий интеллект являются относительно независимыми, автономными феноменами, имеющими как общие черты, так и свою специфику.
2. Чем выше показатели математических тестов, тем ниже показатели социального интеллекта. Объяснением отрицательной корреляции показателя выраженности математических способностей и показателей развития социального интеллекта в данном случае может служить концепция Д.В. Ушакова о неравномерном распределении потенциала [3; 4]. Когда математическим способностям уделяется преувеличенное внимание, другие способности не могут развиваться с тем же успехом.
3. Выявлены корреляционные связи социального и эмоционального интеллекта с наибольшей нагрузкой по показателю «эмпатия». По-видимому, это может косвенно подтверждать тот факт, что это два конструкта, которые взаимно «перекрывают» друг друга. С этой точки зрения логично согласиться с мнением Д.В. Люсина, который подразделяет эмоциональный интеллект на межличностный (т.е. социальный) и внутриличностный (т.е. собственно эмоциональный), тогда у каждого из них будет свой объект [1 ; 4].
4. Логический интеллект связан с эмпатией, особенно пространственный и вербальный компоненты. Связь вербального интеллекта и эмпатии может быть объяснена исходя из нескольких соображений. Во-первых, есть связь между социальным интеллектом и эмпатией, что предсказуемо. Во-вторых, есть связь между социальным интеллектом и вербальными способностями, которые включены в СИ отдельным субтестом. То есть эмпатия оказывается связанной и с вербальными способностями, и со способностью понимать поведение и эмоции людей. Эмпатия предполагает умение сочувствовать, быть дружелюбным, отзывчивым человеком, способным понять другого. Человек с развитым вербальным интеллектом быстрее и более точно вербализует свои мысли и чувства, понимает вербальную экспрессию в контексте конкретных взаимоотношений, способен находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях, проявляет ролевую пластичность.
5. Выявлена связь между уровнем развития социального интеллекта и избранной профессией. Социальный интеллект студентов гуманитарного профиля по всем показателям выше, чем у студентов технического факультета.
Результаты исследования согласуются с выводами отечественных и зарубежных авторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - С. 129-140.
2. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б .Форсайт и др. - СПб.: Питер, 2002.
3. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
4. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - С. 11-30.
REFERENCES
1. Lyusin D.V. Struktura emocionalnogo intellekta I svyaz ego komponentov s individualnimi osobennostyami: em-piricheskyi analiz. Socialnyi intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Pod red. D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. [The structure of emotional intelligence and the relationship of its components with individual characteristics: an empirical analysis. Lucien D. V., maryutina O. O., Stepanova A. S. Social intelligence: theory, measurement, research. ed. by D. Century Lucia, Doctor Century Ushakov.]. M.: Institute of psychology RAS, 2004. pp. 129-140.
2. Prakticheskyi intellect. R.D. Sternberg, D. Forsait. [Practical intelligence. R. J. Sternberg, George. B .Foresight etc.]. SPb.: Peter, 2002.]SPb.: Piter, 2002.
3. Socialnyi intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Pod red. D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. [Social intelligence: Theory, measurement, research/ ed. by D. Century Lucia, Doctor Century Ushakov.] M.: Institute of psychology RAS, 2004
4. Ushakov D.V. Sosialnyi i emotionalnyi intellect: nadezdi, issledovanya, perspektivi. Sosialnyi i emotionalnyi intellekt : ot prosessov k izmeneniyam. Pod red. D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. [Ushakov D. V. Social and emotional intelligence: hopes, doubts, and perspectives. A. I. Ushakov. Social and emotional intelligence: from processes to measurements; ed. by D. Century Lucia, Doctor Century Ushakov.]. M.: Institute of psychology, RAS, 2009. pp. 11 -30.
Информация об авторе
Гриб Елена Витальевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии, психологии и социального менеджмента, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 03.01.2017
Для цитирования: Гриб Е. В., К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 1. с. 135-138.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-135-138.
Information about the author
Elena V. Grib, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Psychology and Social Management, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia [email protected]
Received: 03.01.2017
For citation: Grib, E.V., To the problem of correlation of social and other kinds of intelligence. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 1. Part. 1. Pp. 135-138. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-135-138. (in Russian)