Научная статья на тему 'К вопросу о соотношение понятий государственной и публичной власти'

К вопросу о соотношение понятий государственной и публичной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4832
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / публичная власть / государственная власть / частая власть / муниципальная власть / общество. / state / public power / state power / private power / municipal power / society.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н В. Калугина

В научной работе рассматривается соотношение понятий «государственная власть» и «публичная власть», также дается характеристика данных понятий. Рассмотренные позиции правоведов подводят к выводу, что государственная власть есть разновидность публичной (политической) власти, исходящей от имени общества, проявляющейся во властных полномочиях государственных органов на основе верховенства закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT CORRELATION OF CONCEPTS OF STATE AND PUBLIC AUTHORITIES

The paper considers the relationship between the concepts of "state power" and "public power", as well as the characteristics of these concepts. The considered positions of jurists lead to the conclusion that the state power is a kind of public (political) power coming from the name of society, manifested in the power of state bodies on the basis of the rule of law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношение понятий государственной и публичной власти»

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И

ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Н.В. Калугина, магистрант

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10894

Аннотация. В научной работе рассматривается соотношение понятий «государственная власть» и «публичная власть», также дается характеристика данных понятий. Рассмотренные позиции правоведов подводят к выводу, что государственная власть есть разновидность публичной (политической) власти, исходящей от имени общества, проявляющейся во властных полномочиях государственных органов на основе верховен-

ства закона.

Ключевые слова: государство, публичная власть, муниципальная власть, общество.

Структурными элементами власти являются взаимосвязанные между собой интерес и воля. Власть в любом своем проявлении представляет собой осознанное воплощение посредством воли определенных интересов.

Исходя из этого, ученые выделяют частную и публичную власть как реализующую, соответственно, частные и публичные интересы. И публичная, и частная власти выступают в качестве разновидностей социальной власти.

В самом общем виде, под социальной властью понимается способность чьей-либо воли оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта. Власть придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором в организации порядка. Под действием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей. Общеизвестно, что социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. С течением времени и развитием человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность - государственная власть. Если же рассматривать публичную власть как разновидность со-

власть, государственная власть, частая

циальной власти, то данная власть распространяется на все государственно-организованное общество в целом, а не на отдельные социальные группы, обеспечивая порядок и стабильность в обществе посредством экономического, идеологического и организационно-правового воздействия, реализуемого с помощью специального аппарата [1, С. 87-88]. Государственная же власть, будучи связанной с такой социальной организацией общества, как государство, представляет собой особую разновидность социальной власти, опирающуюся на право.

Под публичной властью следует понимать способность и возможность специально уполномоченных обществом и государством субъектов реализовывать общезначимые, системообразующие, публичные интересы в рамках соответствующих правоотношений.

Среди отечественных ученых долгое время преобладала позиция, в соответствии с которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными понятиями.

В советское время публичная власть понималась исходя из учения марксизма-ленинизма. Учеными-правоведами было выработано несколько подходов к определению публичной власти. Согласно первому подходу, публичная власть отождествлялась с общественной. Л.А. Григорян

писал, что «термин «публичная власть» означает всего лишь «общественная власть». А общественная власть существует во всяком обществе» [2, С. 16-21]. Также М.И. Байтин указывает, что «политическая, государственная власть представляет собой разновидность общественной, публичной власти» [1, С. 134].

Иные авторы, например,

Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия. При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно -государство [3, с. 145].

Несколько иного мнения придерживается Т.Н. Семенова, считающая, что публичная власть - это «не всякая существующая в обществе власть, а только такая, которая охватывает всех его членов, власть в пределах всего социального организма в целом» [4, С. 14].

В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти. Местное самоуправление выделяется в качестве самостоятельного элемента публичной власти, при этом в систему органов государственной власти не входит в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что в свою очередь предполагает разделение категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [5, с. 167].

Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в РФ подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функ-

образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. [6, с. 563]. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в РФ реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях [7, с. 34]. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.

В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную). Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны [8].

Таким образом, государственная власть не может противопоставляться политической власти, так как политическая власть в обществе не мыслима без государства, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения.

ционирует на территории муниципальных

Библиографический список

1. Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1972. 239 с.

2. Григорян Л.Л. Народовластие в СССР. М., 1972. 296 с.

3. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - СПб. : Питер, 2015 . - 512 с.

4. Семенова Т.Н. Государство и государственная власть в классово-антагонистическом обществе // Философские науки. 1978. №6. С. 14-15.

5. Тарасова Е.П. Соотношение понятий «политическая власть» и «государственная власть» // Социология власти. 2014. № 5. С. 164-172.

6. Паулов П.А., Денисова О.В. К вопросу о гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Самарский государственный экономический университет. 2015. С. 562-564.

7. Самойлюк Р.Н. Соотношение государственной и публичной власти// Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. № 4. С. 27-37.

8. Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16718 (дата обращения: 26.03.2019).

TO THE QUESTION ABOUT CORRELATION OF CONCEPTS OF STATE AND

PUBLIC AUTHORITIES

N.V. Kalugina, graduate student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The paper considers the relationship between the concepts of "state power" and "public power", as well as the characteristics of these concepts. The considered positions ofjurists lead to the conclusion that the state power is a kind ofpublic (political) power coming from the name of society, manifested in the power of state bodies on the basis of the rule of law. Keywords: state, public power, state power, private power, municipal power, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.