ф
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ ТЕРМИНА «ДИСКУРСИВНЫЕ УМЕНИЯ»
ON CLARIFYING THE TERM OF «DISCOURSE SKILLS»
М.В. Горбунова
В статье рассматривается выделение в структуре коммуникативных умений учителя отдельной группы дискурсивных умений. Автор характеризует различные контексты употребления термина «дискурсивные умения», определяет понятие и выделяет его отличительные признаки.
Ключевые слова: дискурсивные умения, дискурс, коммуникативные умения, текст, речевое событие.
Gorbunova M.V.
The article is devoted to the analysis of "discourse skills" as a separate group in the structure of communicative skills of a teacher. The author characterizes various contexts of the term's usage, defines the term and singles out its distinguishing features.
Keywords: discourse skills, discourse, communicative skills, text, speech event.
Современные научно-методические исследования, посвященные коммуникативным умениям учителя, разнообразно описывают их состав. Ряд авторов (О.С. Виноградова, Н.В. Войтик, А.Р. Тихомиров, О.В. Шевченко, Н.Ю. Штрекер и др.) употребляют понятие «дискурсивные умения» для обозначения особого вида коммуникативных умений. Какие же умения относятся к дискурсивным? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначим контекст, в котором возникает данное понятие.
В обязательном минимуме содержания основной образовательной программы по русскому языку и культуре речи указано, что дискурсивные умения - это «четкое представление самим говорящим темы и цели обращения к ней, разработка стратегии представления темы для достижения поставленной цели» [1, с. 31-32].
А.Р. Тихомиров полагает, что «гибкость и способность к сотрудничеству детерминированы прежде всего умением понимать партнера по коммуникации», и соответственно дискурсивные умения - это вид умений - это умение понимания [2, с. 113].
О.В. Шевченко отмечает, что «владение дискурсивными умениями определяется умением понимать и логически выстраивать отдельные высказывания в целях смысловой коммуникации» [3, с. 36].
О.С. Виноградова указывает, что «метод дискуссии предполагает формирование дискурсивных умений» [4, с. 176].
Н.Ю. Штрекер в исследовании по углубленной филологической подготовке учителей начальных классов пишет: «все лингвистические, литературоведческие и линг-водидактические курсы имеют ярко выраженную профессиональную направленность, поскольку формируют у студентов общедидактические, исследовательские, лингвистические, литературоведческие, коммуникативно-речевые и дискурсивные умения, служащие базой для формирования умений профессионально-педагогических, и способствуют становлению личностных качеств учителя» [5, с. 18].
Таким образом, можно констатировать, что содержательное наполнение данного термина в настоящее время неясно. Видимо, трудности в определении вызваны рядом причин. Во-первых, у методистов нет единого мнения о соотношении понятий «умение» и «навык». Во-вторых, понятие «дискурс» в гуманитарных дисциплинах трактуется неоднозначно. В-третьих, «коммуникативные умения» в целом предполагают психолингвистический базис, их невозможно автоматизировать и трудно описывать и формировать.
Обратимся к практическим наблюдениям за речевой деятельностью учителя на уроке и увидим, что выделение названной группы «дискурсивных умений» небезосновательно.
Речевая деятельность учителя на уроке имеет дискур-сивно-текстуальный характер, то есть предполагает подготовку текста-конспекта и его реализацию. Следовательно, в структуре коммуникативных умений учителя существуют собственно «текстовые умения», связанные с подготовкой текстового материала, и умения, связанные с реализацией этого текста в речевом событии. Первая группа «текстовых умений» описана в литературе достаточно подробно. О существовании второй группы свидетельствует как практика процесса преподавания, так и научно-методические исследования. Например, в ряде работ показано, что в составе коммуникативных умений учителя необходимо выделять специальные умения, входящие в «интеракционный компонент» (И.Г. Шилкина), «саморегуляционный компонент» (Н.Л. Гимпель), «контрольно-регулировочный компонент» (Т.В. Яковлева). Другие авторы выделяют «продуктивные умения диалогического общения» (В.А. Кочетова), «продуктивные, рефлексивно-коррекционные» умения (Е.В. Кузля-кина), «коммуникативные умения «интерактивной направленности» (В.Н. Буянов, Н.Л. Байдикова).
Иными словами, ряд авторов выделяют специальные умения, связанные с речевым поведением учителя в коммуникативной ситуации, что вполне оправданно. Поясним подробнее, чем вызвано такое разграничение.
#
$
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
На докоммуникативном этапе учитель создает текст-конспект урока (определяет цели, отбирает необходимый текстовый материал, прогнозирует возможные способы его реализации и т. д.). Эта работа требует от учителя владения рядом умений, особое место среди которых занимают «текстовые». Далее, на коммуникативном этапе он реализует конспект в речевом событии, «разворачивает» текст в процессе общения с учениками, то есть корректирует запланированное высказывание (сокращает, расширяет, переструктурирует, повторяет ключевые моменты текста) и создает спонтанные неподготовленные высказывания (уточняет, разъясняет, подтверждает или опровергает прозвучавшие высказывания), организуя тем самым учебное речевое событие - урок. Думается, здесь уместно говорить об особых умениях, которыми необходимо владеть учителю, чтобы достичь поставленной цели.
Обобщая сказанное, мы полагаем, что дискурсивными умениями целесообразно называть вид коммуникативно-речевых умений, обеспечивающих управление учебным речевым событием с учетом складывающегося характера общения (настроения учеников, их реакции на те или иные речевые действия и поступки, непосредственных обстоятельств ситуации общения и т. п.). Эти умения базируются на овладении речевыми действиями реализации текста в речевом событии, но не тождественны «текстовым умениям». В структуре коммуникативных умений учителя эта разновидность умений играет важнейшую роль, так как связана с управлением деятельностью учащихся, их знаниями, выработкой «личностных смыслов». Очевидно, что в настоящее время необходимо
целенаправленное формирование у будущих учителей
этого вида коммуникативных умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Минимум содержания образования по гуманитарным и социальным дисциплинам / Под ред. B.C. Степина, В.Д. Шадрикова. - М., Логос, 2005.
2. Тихомиров А.Р. Прецедентные тексты как основа формирования дискурсивных умений (при подготовке переводчиков) // Сб. науч. тр. Моск. лингвист. ун-та, 2000. - Вып. 449.
3. Шевченко О.В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в профессиональном образовании специалистов по связям с общественностью: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2007.
4. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
5. Штрекер Н.Ю. Инновационная система углубленной филологической подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.