К ВОПРОСУ О СЛОМЕ ЦАРСКОЙ ТЮРЕМНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Пименов Константин Александрович, аспирант кафедры истории государства и права Уральской Государственной Юридической академии.
Контакты автора: e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме ликвидации тюрем в первые годы советской власти. Коренным образом изменилась система управления местами заключения. Автор на основе не публиковавшегося ранее архивного материала проводит историко-правовой анализ пенитенциарной системы советской России 1917-1920-х годов, особое внимание уделяя Уральскому региону.
Ключевые слова: место заключения, тюрьма, заключенный, наказание, тюремная система, государство, юстиция, пенитенциарная политика.
TO THE DISCUSSION OF BREAKING OF THE TSAR’S PRISON SYSTEM IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER
Pimenov Konstantin Aleksandrovich, post-graduate student of the History of state and law chair of the Urals State Law Academy.
Contacts of the author: e-mail: [email protected]
Annotation. The article is devoted to the problem of destruction of the prisons in the first years of the soviet power. Administration system of the confinement places has changed fundamentally. The author makes historical legal analysis of penitentiary system in the soviet Russia in 1917-1920 on the basis of unpublished archive materials, paying special attention to the Urals region.
Keywords: confinement place, prison, inmate, penalty, prison system, state, justice, penitentiary policy.
Уголовно-исполнительная система России переживает сложные процессы реформирования в условиях перехода к рыночным отношениям. В ходе первоначального этапа преобразований системы решены задачи либерализации уголовноисполнительной политики, гуманизации наказания, созданы предпосылки для реализации принципиально нового качества пенитенциарной деятельности. «Курс на сокращение лишения свободы и расширение альтернативных ему видов наказания, как показывают первые результаты реформирования, полностью себя оправдал. Продолжается последовательное внедрение в пенитенциарную практику международных стандартов обращения с заключенными, безусловное выполнение соответствующих международных обязательств Российской Федера-
ции»1. Для реализации на практике принятого курса реформирования немаловажным является обращение к историческому опыту, одним из примеров которого служит деятельность советской власти по изменению системы мест лишения свободы сообразно новой идеологии.
В трудах ученых взгляды на период деятельности советской власти в области пенитенциарного дела в первые годы после октябрьского переворота 1917 г. в достаточной мере отличаются. Так, А.С. Смыкалин говорит о том, что в период с 1917 по 1918 г. были буквально разрушены сотни пенитенциарных учреждений на территории страны2. Непосредственно у истоков формирования пенитенциарной системы страны Советов стоял В.И. Ленин, теоретические разработки которого легли в основу разрушения царской пенитенциарной системы. Иногда разрушение производилось буквально. На территории России было демонстративно разрушено около 400 тюремных зданий, многие были реконструированы3. Аналогичной точки зрения придерживается А.А. Абрамовский4.
Иной точки зрения придерживается И.В. Упоров. По его мнению считать, что в первые годы после Октябрьской революции произошел полный «слом» царской тюремной системы и была сформулирована принципиально иная концепция наказания в виде лишения свободы, было бы слишком упрощенно. Многие положения пенитенциарных документов, принятых в период империи, несмотря на провозглашение нового курса, включались в акты начала Советского государства5.
Методологию советской пенитенциарной политики определило предложение В.И. Ленина о замене тюрем воспитательными учреждениями, которые сочетали бы в себе лишение свободы и принудительный труд6. М.Н. Гернет комментировал это следующим образом: «такое лишение свободы не преследует цели возмездия. Оно должно служить задачам социального исправления гра-ждан»7.
Подобное изменение в подходе к вопросу исполнения наказания послужило началом практических действий органов государства. Народным Комиссариатом Юстиции РСФСР (далее - НКЮ) в основу реорганизации тюремного дела была положена выработка новых типов мест лишения свободы. Наряду с этим был отменен устаревший «Устав о содержании под стражей», так как тюрьмы, созданные в соответствии с ним, не могли служить средством социального исправления. Для проведения в жизнь идейных начал и законодательных установлений в составе НКЮ в мае 1918 г. был образован Центральный карательный отдел8 (ЦКО).
Коренным недостатком старой тюремной системы было преобладание небольших по численной вместимости мест заключения. Таковыми были все уездные тюрьмы,
1 Ковалев О. Г. Будущее УИС - в дальнейшей гуманизации исполнения наказаний // Закон и право. - 2005. - № 8. - С. 57.
2 Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. - Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 1997. - С. 20.
3 Смыкалин А. С. Становление системы исправительно-трудовых учреждений Советского государства (октябрь 1917 - июль 1918 г.) // Преступление и наказание. - 1999. - № 11. - С. 47.
4 История уголовно-исполнительной системы Челябинской области. - Челябинск : ГУИН МЮ РФ по Челябинской области, 2004. - С. 5.
5 Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в XI11-ХХ вв. -СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 323324.
6 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М. : Издательство политической литературы, 1967. - Т. 38. - С. 408.
7 Гернет М. Н. Избранные произведения. - М. : Юридическая литература, 1974. - С. 477.
8 Народный Комиссариат Юстиции РСФСР // Государственный ар-
хив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 592. - Л. 3.
Бизнес в законе
4'2009
рассчитанные на содержание от 50 до 100 лишенных свободы. При такой малочисленности заключенных и плохом состоянии тюремных зданий рациональная постановка воспитательного дела, равно как и организация труда, не представлялась возможной. При характеристике подобных мест лишения свободы в Обзоре деятельности Карательного отдела Народного Комиссариата Юстиции указывалось, что «заключенные находились вне всякого нужного воспитательного воздействия и были обречены на вынужденную праздность»9. Принимая во внимание данные обстоятельства, ЦКО было издано распоряжение о немедленной ликвидации мелких уездных тюрем, а также о переводе заключенных в более крупные и технически оборудованные тюрьмы. Не менее неотложной мерой являлось приспособление старых тюрем к требованиям трудового режима. В своих циркулярах ЦКО неоднократно указывал, что взамен старых тюрем на новых началах должны быть образованы места заключения, где будут созданы мастерские, и, «приучая заключенных к общинным работам», произойдет переход «к такому положению, что сами заключенные будут себя содержать, и Республика будет избавляться от непосильных расходов ..., что очень важно в настоящее время при столь тяжелом финансовом положении»10.
Предполагаемое закрытие тюрем требовало анализа сведений об имеющихся местах заключения, выявления подлежащих ликвидации учреждений. Такой анализ был сделан, по его итогам 1 сентября 1918 г. Заведующему вторым распределительным отделением ЦКО НКЮ П.Н. Алексееву была направлена докладная записка о закрытии тюрем11. Характерно, что в одних губерниях часть тюрем уже была закрыта по распоряжениям местных карательных отделов, в других ликвидации мест лишения свободы с момента установления Советской власти не производилось вообще. Приведем отдельные примеры. В Астраханской губернии было 5 тюрем, 3 из которых подлежали закрытию в связи с тем, что суммарное количество лиц, содержавшихся в них, составляло 17 человек. Более того, препятствием к эксплуатации этих мест заключения являлась их значительная отдаленность от городов, имеющих железнодорожное сообщение12. На территории Витебской губернии располагались 12 тюрем. После революции за пограничной линией осталось 7 из них. Велижская тюрьма и Струнское исправительное арестантское отделение были упразднены. Соответственно, 3 места лишения свободы - Витебская, Городокская, Себежская тюрьмы - оставались действующими. Во Владимирской и Рязанской губерниях после революции насчитывалось по 13 мест заключения. Местными Карательными отделами было упразднено по 7 в каждой из них. В Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской губерниях, в Петроградской трудовой коммуне местными карательными отделами ликвидация мест заключения не производилась. Из 13 тюрем, находившихся на территории Орловской губернии, были признаны подлежащими упразднению 2 тюрьмы и 1 исправительное отделение. Причина ликвидации была связана с небольшой численностью содержавшихся
9 Там же. Л. 5.
10 ГА РФ. Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 622. - Л. 65.
11 ГА РФ. Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 622. - Л. 91.
12 Там же.
заключенных. В Пензенской губернии из 10 карательных учреждений планировалось ликвидировать 3. Сокращение мест заключения в Псковской губернии (6 тюрем) планировалось наполовину. Причиной являлась отдаленность от железных дорог. Из 14 мест заключения Пермской губернии подлежали упразднению Верхотурская, Ирбитская и Чердынская тюрьмы, рассчитанные соответственно на содержание 97, 75 и 94 заключен-ных13.
Наиболее подробно представляется необходимым остановиться на вопросе образования советской пенитенциарной системы на Урале. Особенностью этого региона является дислокация на его территории множества учреждений исполнения наказания, на истории которых достаточно отчетливо проявилась специфика проведения карательной политики советского государства как после революции 1917 г., так и в период административно-командного управления страной.
В настоящей статье под Уральским регионом автор понимает именно территорию Пермской и Екатеринбургской губерний. Вопросы становления и развития системы исполнения наказаний Челябинской области подробно изложены в изданной Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Челябинской области «Истории уголовно-исполнительной системы Челябинской области ».
Карательный отдел при Екатеринбургском губернском Отделе юстиции был создан 5 сентября 1919 года14.
В начале деятельности Карательным Отделом для обследования тюрем было командировано «опытное лицо». Выяснилось, что на подведомственной территории существовало семь тюрем старого типа, находящихся в Екатеринбурге, Шадринске, Камышлове, Ирбите, Верхотурье, Красноуфимске и Нижнее-Туринском заводе Верхотурского уезда.
Карательный Отдел, стремясь к проведению в жизнь Циркуляра от 15 июля 1918 года № 27 (ведомственный акт, предшествовавший принятой 23 июля 1918 г. Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового»)15, первоначально нашел возможным ликвидировать две тюрьмы: в Камышлове, в Верхотурье. Затем прекратила свое существование тюрьма в Ирбите. Это было сделано «ввиду того, что в этих местах заключения содержалось незначительное число заключенных, и они расположены в недалеком расстоянии от Екатеринбурга»16.
Все срочно заключенные из закрытых тюрем были переведены в Екатеринбург и на Нижнее-Туринский завод. Следственные и «краткосрочные» (до трех месяцев лишения свободы) заключенные содержались в организованных домах предварительного заключения. Тюрьмы, не подвергшиеся ликвидации, были переименованы в исправительные рабочие дома (исправдома).
Красноуфимский и Шадринский исправительные дома также были закрыты, соответственно 1 и 15 декабря 1918 года, «как дорого стоющие, помещения которых не приспособлены для мастерских, не имеющие для обработки земли». Подобные исправдома считались не пригодными
13 Там же.
14 Екатеринбургское Губернское Управление мест заключения // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. р-8. - Оп. 1.- Д. 10.- Л. 41.
15 Пермский исправительный рабочий дом № 1 при Административном отделе исполнительного комитета Пермского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. Р-56. - Оп. 1. - Д. 965. -Л. 31.
16 ГАСО. Ф. р-8. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 41.
с воспитательно-трудовой точки зрения, считались экономически не выгодными.
Таким образом, в ведении Карательного Отдела осталось два исправдома: Екатеринбургский и Ниж-нее-Туринский.
Конечно, несоответствие старых тюрем являлось не единственной проблемой, с которой столкнулась советская власть при создании пенитенциарной системы. Одной из ключевых проблем стало отсутствие опытных работников «в организации мест заключения», способных реализовать цели новой пенитенциарной политики, провести правильную реорганизацию тюрем.
Иначе складывалась судьба мест лишения свободы на территории Пермского округа (в последующем - Пермской губернии). После установления советской власти, функции административного управления по уезду выполнял военно-административный отдел при Пермском уездном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. После II съезда Советов Пермского уезда, который состоялся 2 июля 1918 г., он стал называться отдел управления.
В июле 1919 г. Красная армия освободила Пермь и губернию от Колчака и уездный исполком возобновил работу своих отделов и подотделов.
На основании постановления Пермского городского Совета и уездного съезда Советов отдел управления Пермского городского исполкома и управление Пермской городской советской милиции вошли в состав отдела управления Пермского уездного исполкома и милиции, который начал осуществлять свою деятельность с 16 сентября 1919 г. и назывался «Отдел управления Пермского уездно-городского исполкома совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» и «Управление Пермской уездно-городской советской милиции».
3 мая 1920 г. Народным комиссариатом внутренних дел было разработано и утверждено «Положение об отделах управления при исполкомах», согласно которому в структуре отдела управления был образован Подотдел общественных работ и повинностей, состоявший из двух отделений: отделение трудовой повинности и отделение лагерей принудительных работ17. В последующем был создан Пермский губернский отдел юстиции, в рамках которого деятельностью исправительных учреждений заведовал Исправительно-трудовой подотдел.
На территории Пермского округа располагалось 7 мест заключения старого типа. Как следует из приведенных выше данных докладной записки о закрытии тюрем, ликвидации подлежала лишь Чердын-ская тюрьма. К 1921 г. в ведении Исправительнотрудового подотдела Пермского губернского отдела юстиции находилось 7 мест заключения: Пермские исправительные рабочие дома № 1 и 2, Кунгурский исправительный рабочий дом, Осинский исправительный рабочий дом, Сарапульский исправительный рабочий дом, Кизеловский исправительный рабочий дом, Земледельческая колония «Кутариха»18. Соответственно, Чердынская тюрьма была закрыта. Интересно, что к началу 1924 г. на ее месте был создан Чердынский дом заключения.
Подводя итог изложенному, отметим, что переход от царской тюремной системе к пенитенциарному
делу советской России, от карательной политики царизма к реализации мер воспитания и исправления преступника происходил не единовременно. На территории нового государства с коренным образом изменившейся идеологией невозможно было разом изменить систему исполнения наказаний, реорганизовать соответствующие учреждения. Тем не менее, курс на проведение реформ был взят. Циркулярные распоряжения Центрального карательного отдела НКЮ РСФСР приводились в исполнение на местах исходя как из идеологических установок, так и в соответствии с экономическими условиями в Советском государстве. При проведении в жизнь современных изменений в уголовно-исполнительной системе обязательно принимать во внимание предыдущий опыт реформирования, а также национальные, географические, социальные и иные особенности отдельных регионов России.
Список литературы:
1. Ковалев О. Г. Будущее УИС - в дальнейшей гуманизации исполнения наказаний // Закон и право. - 2005. - № 8. - С. 57.
2. Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. - Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 1997. - С. 20.
3. Смыкалин А. С. Становление системы исправительно-трудовых учреждений Советского государства (октябрь 1917 - июль 1918 г.) // Преступление и наказание. -1999. - № 11. - С. 47.
4. История уголовно-исполнительной системы Челябинской области. - Челябинск : ГУИН МЮ РФ по Челябинской области, 2004. - С. 5.
5. Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в XIII-XX вв. - СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 323-324.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. -М. : Издательство политической литературы, 1967. - Т. 38. - С. 408.
7. Гернет М. Н. Избранные произведения. - М. : Юридическая литература, 1974. - С. 477.
8. Народный Комиссариат Юстиции РСФСР // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 592. - Л. 3.
9. ГА РФ. Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 622. - Л. 65.
10. ГА РФ. Ф. А-353. - Оп. 2. - Д. 622. - Л. 91.
11. Екатеринбургское Губернское Управление мест заключения // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. р-8. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 41.
12. Пермский исправительный рабочий дом № 1 при Административном отделе исполнительного комитета Пермского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. Р-56. - Оп. 1. - Д. 965. - Л. 31.
13. ГАСО. Ф. р-8. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 41.
14. ГАПО. Ф. Р-17. - Оп. 1. - Л. 3.
ГАПО. Ф. Р-56. - Оп. 3. - Д. 29. - Л. 64.
17 ГАПО. Ф. Р-17. - Оп. 1. Л. 3.
18 ГАПО. Ф. Р-56. Оп. 3. Д. 29. Л. 64.