риотическая составляющая самосознания, появляется и развивается военно-профессиональная самоидентичность, что характеризует становление заблаговременной устойчивости.
Библиографический список
1. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. [Текст]/В. А. Бодров. - М., 2006.
2. Гальперин, П. Я. Ведение в психологию. [Текст]/П. Я. Гальперин. - М., 1976.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]/Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2003.
4. Маркелова, Т. В. Заблаговременная устойчивость офицера запаса как психологическая проблема военно-профессиональной деятельности. [Текст]/Т. В. Мар-келова.//Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 261-272.
5. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний[Текст]/Н. Ф. Талызина. - М., 1975.
УДК 378.0.10
Кудышкин Евгений Александрович
Заместитель начальника адъюнктуры, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Kydishkin Eugenie Aleksandrovich
Post-gladiate, Novosibirsk of Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Novosibirsk
TO A QUESTION ON SYSTEM OF ADMINISTRATIVE QUALITY EDUCATION IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Основная особенность современного мира - стремительные перемены и глобальные реформы во всех сферах жизнедеятельности общества. Курс России на кардинальную трансформацию и существенные преобразования в политической жизни, в экономике и общественной жизни повлёк глобальные изменения во всем институциональном пространстве нашего общества, в том числе и образовательном. Рассмотрим законодательное определение образования.
Система российского законодательства даёт чёткое определение образования. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обу-
чения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [ 1 ].
Военное образование - подготовка кадров для вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «военное образование» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и др.) и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности [2].
Подготовка офицерских кадров есть непрерывный процесс развития сознания и интеллекта индивида, формирование гармонично развитой личности на дальнейшую перспективу службы в Вооруженных силах РФ и внутренних войсках МВД РФ на основе, прежде всего, воспитания, получения знаний, овладения определенными навыками.
Основной задачей военного ВУЗа является подготовка офицерских кадров к военно-профессиональной деятельности. Профессиональные ценности офицерского корпуса постоянны, поскольку функции и специфика военного образования (службы) одинакова при любой социальной системе.
Проблему в подготовке будущих офицеров сегодня представляет то, что управленческие навыки офицерского корпуса должны соответствовать современным требованиям, предъявляемым к специалистам данной сферы управления. С другой стороны, - молодые люди, поступающие в военный институт должны быть готовы принять ценности социального института военного образования и быть готовыми к выполнению роли офицера-управленца.
Специфика данной роли заключается в подчинении приказу, жесткой нормативности поведения, иерархии межличностных отношений [5].
Как и Российское образование в целом на рубеже последнего десятилетия, военное образование столкнулось с огромной массой дилемм, основными из которых являются:
1. увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и, в следствие чего, снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;
2. быстрое устаревание материально-технической базы;
3. низкая оплата и старение преподавательского состава, увеличение многочисленности вспомогательного персонала вузов;
4. усложненная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии Министерства образования и науки РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов и др.
Не взирая на вышеперечисленные сложности, Российское образование успешно преодолевает вышеозначенные проблемы путем совершенствования качества высшего военного образования. Однако, проблема создания системы менеджмента качества образовательного процесса в высших военных учебных заведениях не получила должного решения. Рассмотрим это подробнее.
Качество присуще любому явлению действительности. Если говорить о военном образовании, то оно отражает комплекс характеристик и их соответствие существующим потребностям или научно идеализированному представлению человека об этом явлении.
Что же такое качество образования?
Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Существует определенный международный опыт управления качеством образования, который в настоящее время успешно реализуется в большинстве ВУЗов России, в том числе и в военных ВУЗах, с учётом их определенной специфики. Используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
- оценочный метод управления качеством деятельности вуза;
- концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM) при учёте особенностей Российской образовательной системы;
- подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.
Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT-анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения эффективности образовательного процесса.
Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством, наибольший вклад в развитие теории TQM внесли В. Эдвардс Деминг, Джозеф М. Джуран и Филип Б. Кросби, которые подчеркивали необходимость подхода к качеству на уровне организации), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности вуза, как производителя продукции и услуг.
Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.
Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели
основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество образовательного процесса.
Если говорить о системе управления качеством образования, то она может иметь выраженную формальную (определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов) и неформальную основу (социально-психологическое отношение персонала к проблемам качества, атмосферу творчества и инициативы).
К сожалению, в процессе управления качеством высшего военного образования нет систематического подхода к реализации вышеозначенных моделей. Имеет место применение различных элементов вышеназванных моделей, однако в данном процессе сложно выделить четко сформированной системы. Для определения её оптимальной структуры необходимо уточнить ряд моментов.
Систему управления качеством образования нельзя ввести одномоментно. Она формируется последовательно, поэтапно в соответствии с программой её становления и развития. Для понимания сущности базового термина качество образования необходимо уточнить ряд моментов.
Образовательный процесс осуществляется па различных уровнях познания.
К первому уровню можем отнести, например, то, что определенный предмет можно освоить на уровне общего понимания его основных положений и на уровне общего понимания. Не следует считать различные дисциплины необязательными, ибо они играют свою роль в профессиональном становлении военного специалиста. Их объем и методика преподавания должны это учитывать - профессиональный кругозор, как основу для освоения других дисциплин, системность знаний.
Ко второму уровню познания отнесем глубокое усвоение предмета, способность трансформации знаний на различные области познания и практической деятельности. Это уровень системологии знаний, позволяющий объяснять и предвидеть события и явления, позволяющий понимать причины и последствия событий. Предметами второго уровня познания являются фундаментальные дисциплины других циклов (например, гуманитарной подготовки).
Третий уровень профессиональной подготовки отражает формирование устойчивого профессионального сознания, которое отражает способности созидательной деятельности, опирающейся на освоенные знания в их комплексе. Это, прежде всего, способности к эффективной профессиональной деятельности. Уровень профессиональной подготовки характеризует высокое качество образования. Чем выше уровень познания, тем выше качество образования.
Качество образовательного процесса оценивается вузом либо самостоятельно, либо с помощью аттестационных комиссий ГЭК, потребителей, выпускников... Качество же подготовки специалистов - потребителем. В
этом случае оно понимается как свойство объекта и продукции (или услуги), отвечающее требованиям контроля или заказчика.
Образовательный процесс необходимо рассматривать различая два понятия: качество подготовки специалистов и качество самого этого процесса
[4].
Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а так же, как процесс формирования характеристик.
Выделим три основные группы элементов качества образования:
- качество потенциала достижения цели образования;
- качество процесса формирования военного профессионализма;
- качество результата военного образования.
Рассмотрим содержание такой обширной группы как качество потенциала достижения цели образования, которая выражается в таких общепринятых характеристиках как качество образовательных стандарта и программы, цели образования, прежде всего, качество материально-технической базы военного ВУЗа, уровень подготовленности или качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов и информационной базы.
Немаловажными элементами качества процесса формирования военного профессионализма является качество технологии военного образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации профессорско-преподавательского состава на проявление творчества и эффективности в педагогической работе, качественный подход курсантов военного ВУЗа к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление военным образованием, методы презентации знаний.
Качество результата военного образования - возникновение и осознание курсантами своего профессионализма, распознание и реализация личных индивидуальных особенностей и способностей, будущее трудоустройство, военная карьера и заработная плата, овладение методологией военного самообразования, знания и практические навыки.
Уровень военного образования обуславливается непрерывно совершенствующимися мировыми требованиями к системе образования, состоянием науки, техники и кулыуры, а также общественными отношениями. Последние десятилетия главный акцент в военном образовании направлен на систему и качество профессиональной подготовки военнослужащих, привитие определенных групп специфических знаний (навыков). Основная цель военного образования заключается в получении гражданином образования и достижение с подтверждением определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом с присвоением определенной квалификации и специальности.
Военное образование как любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. По мненшо автора, качество военного образования - это комплекс характеристик образовательного
процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания военнослужащего.
Оно характеризует не только результат образовательной деятельности -свойства военнослужащего как специалиста - выпускника военного ВУЗа, но и факторы формирования этого результата, зависящее от цели образования, содержания и методологии.
К факторам формирования качества военного образования относятся:
- цель, содержание и методология военного образования;
- организация, управление и технология военного образования;
- управление знаниями в процессе образования и результат образования.
Указанная система невозможна без современной комплексной системы
оценки качества образования как отдельного элемента, так и его составляющих. Ибо чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики военного образования, тем успешнее будет система управления качеством образования.
Военное образование так же нуждается в жесткой системе управления качеством образования, с акцентом на следующие функции:
- прогнозировании и планировании качества образования, предвидении тенденций изменения;
- организации функционирования системы управления качеством образования;
- контроль качества образования по параметрам его потенциала, процесса и результата;
- регулировании качества, обеспечении соответствия и гармонии его характеристик;
- оценки качества, определении его уровня и возможностей повышения;
- исследовании качества образования;
- мотивации обеспечения и повышения качества образования.
Кроме вышеперечисленных основных функций необходимо более предметно подходить к таким направлениям как:
- управление качеством преподавательского состава (определение количества, структуры профессорско-преподавательского состава, уровень их квалификации, систему повышения квалификации, организацию их работы, мотивацию, систему оплаты труда исходя из количества проведенных часов занятий. Обязательно должны быть сформулированы требования и критерии качества);
- управление качеством переменного состава (курсантов) (в первую очередь ужесточённые требования при приеме в военные ВУЗы, в частности при приёме дополнительных вступительных испытаний (квалификационного экзамена по критериям профессиональной пригодности), формирование подразделений с учётом социально-педагогических характеристик, организация обучения, в том числе самостоятельной работы курсантов с учётом воспитания соответствующих профессиональных качеств);
- управление качеством технологии образования (в развитии образования заметна тенденция увеличивающихся возможностей проектирования разнообразных технологий образования, выбор наиболее эффективной из них. То есть варьирование технологическими характеристиками образования по факторам года обучения, специфики учебной дисциплины и специальности в целом, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса. Это функция динамики управления качеством.
- управление информационно-методическим обеспечением (предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации как студентом, так и преподавателем, использование наиболее эффективных методических схем освоения знаний. Эта функция организации библиотечной работы и деятельности информационных центров);
- управление качеством материально-технического обеспечения (распределение и оформление аудиторий, использование оборудования, классов ЭВМ);
- управление качеством инфраструктуры образования (к этой функции отнесем деятельность «управления» военного ВУЗа, то есть отделы и службы);
- управление качеством образовательной программы (рассматривает концептуальное развитие специальности, компетенции выпускника, учебный план, квалификационные требования, практики (стажировки), итоговые мероприятия.
Рассмотрев основообразующие элементы качества образования, нельзя не остановиться на технологии образования - упорядочении учебного процесса, обеспечение современной техникой, и процессе накопления знаний и навыков профессиональной деятельности в период обучения. Технология отражает целенаправленное и ориентированное на определенное качество построение процесса образования, выбор наиболее рационального и эффективного по пространственно-временным и содержательным характеристикам его варианта.
В военной образовательной системе используются: получение общеобразовательных знаний, приобретение специальных навыков (обращение с оружием), освоение опыта (боевых действий), развитие определенных способностей, овладение профессионализмом. Зачастую технологическая схема процесса образования в военном ВУЗе начинается с получения знаний, может и с освоения опыта.
Технологию образования характеризует и различное распределение усилий, внимания, ресурсов при осуществлении образовательного процесса. Это свидетельствует о том, что существуют разнообразные варианты технологического процесса управления и есть необходимость их выбирать, конструировать, изменять по критериям эффективности и качества, цели и новых возможностей.
Итак, технология образования - последовательность приемов углубления знаний, закрепление их в долгосрочной памяти, контроль освоения ма-304
териала, обеспечение ритмичности и интенсивности образовательного процесса, распределения потенциала преподавательского состава по видам и областям знаний и по всей цепочке их получения и презентации.
Можно выделить и технологии самообразования, потребности в которых в настоящее время возрастают в связи с важностью и необходимостью непрерывного образования. Это не просто самостоятельная работа в процессе обучения, это процесс последовательного получения, дополнения или корректирования знаний.
Факторы определяющие выбор или проектирование технологий образовательного процесса:
- состав, характер и последовательность освоения дисциплин образовательной программы - является важнейшим фактором технологии образования;
- трудоёмкость образовательного процесса и виды нагрузки, рассчитанные по валеологическим нормам и психологической ориентации на серьёзную работу;
- система поэтапного контроля с проверкой проверки устойчивости знаний, возможности их аналитического использования, влияние на типологию мышления;
- ритмичность образовательного процесса, проявляющаяся в перераспределении нагрузок, форм занятий, периодичности контроля, видов учебных дисциплин, объемов самостоятельной работы;
- методическая интеграция в освоении различных дисциплин образовательного процесса;
- мотивационная опора образовательной деятельности, социально-психологическая атмосфера её реализации [3].
Итак, технология образования включает не только разработку соответствующего учебного плана и построение образовательного процесса, но и подготовку учебников нового поколения, использование текстовых технологий оценки качества образования, ротация педагогических кадров по видам научно-педагогической деятельности.
Кратко подводя итоги, можно сказать, что требуют решения проблемы совершенствования управления качествохМ образования в военном ВУЗе, которое является производной в подготовке младших офицеров в военных институтах и университетах.
Подобное решение может быть найдено путем создание системы управления качеством высшего военно-специального образования. Автору видится целесообразным построение данной системы на основе названных в работе трёх моделей системы управления качеством образовательного процесса.
Так, по мнению автора, система управления качеством высшего военноспециального образования должна включать:
систему самооценки деятельности вуза, выявления сильных и слабых сторон осуществляемой им образовательной деятельности, включа-
ющую оценку качества образовательного процесса командованием ВУЗа, профессорско-преподавательским составом, самими обучаемыми;
- систему мониторинга удовлетворенности потребителей (командиров соединений, воинских частей, подразделений) качеством подготовки выпускников высших военных учебных заведений;
- систему управления качеством образовательного процесса, включающую как сам планирующий и управленческий аппарат, так и систему методов управления эффективностью образовательного процесса.
Создание подобной системы не вызывает затруднений, так как отдельные её компоненты уже внедрены в процесс управления качеством военного образования, необходима лишь их систематизация и доработка с учетом специфики конкретного ВВУЗа. Это позволит сформировать систему, позволяющую осуществлять непрерывное совершенствование качества подготовки выпускников высших военных учебных заведений к военно-профессиональной деятельности, более эффективно внедрять последние достижения педагогической науки в образовательный процесс.
Таким образом, представляется необходимым пересмотреть принципиальные подходы к управлению качеством образовательного процесса в высших военных учебных заведениях, систематизировать данный процесс. Это позволит решить означенные ранее проблемы и добиться более высоких результатов в подготовке будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Баранников, А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. [Текст]/А. В. Баранников. - М., 2002. - 311 с.
2. Коротков, Э. М. Управление качеством образования. Оригинал-макет, оформлен ие.[Текст]/Э. М. Коротков. - 2007, - 298 с.
3. Соловьев, В. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте [Текст]/ О. Долженко//А1ша Ма1ег/Вестник высшей школы. — 2001. - № 6. - С. 16.
4. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы[Текст]: учебное пособие. / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. - Новосибирск: САФБД. - 2008. -317 с.