Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ключевые слова: управление маркетингом / портовый маркетинг / системная экономическая теория (СЭТ) / key words: marketing management / port marketing / system economic theory (SET)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ»

VII International Research and Practice Conference-Biennale «System Analysis in Economics-2022»

"HRONOECONOMICS". SPECIAL ISSUE

ON THE ISSUE OF THE PORT MARKETING MANAGEMENT SYSTEM К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОРТАМИ

IRINA R. MATYUSHINA 1 ORCID 0000-0001-6344-3093

Ирина Руслановна Матюшина 1

VLADA G. ORLOVA 1 ORCID 0000-0001-6108-8331

Влада Георгиевна Орлова 1

1 Southern Federal University 1 Южный Федеральный университет

Keywords: key words: marketing management, port marketing, system economic theory (SET)

The port marketing management system is at issue. The study of the open ports management system indicates the insufficiency of marketing management of their activities, while the world's ports have rich experience. This is a problem of development of many domestic ports as industrial, logistics, passenger complexes. Therefore, the purpose of this work is to develop a marketing subsystem that will allow reaching a new level of development and strengthening the business orientation of the management structure in ports. Currently, systemic economic theory (SET) is relevant for the study of the port, based on the principle of a "methodological system" and allowing to analyze "multilayer" objects (Kleiner, 2013). The use of systems economics to justify decisions in applied areas, such as corporate governance, strategic planning, government regulation, etc., shows that on the basis of this approach in its modern statements, one can not only set new tasks, but also get answers to questions that are in economy [Orlova]. In the course of the work, a comparative analysis of the development of natural resources (Rotterdam, Antwerp, Shanghai, etc.) was carried out. First of all, this concerns renewal, lack of security, superstructure, availability of advanced ICT systems, fast and reliable operation (Tongzon and Heng, 2005; Gong et al., 2012).

To systematize the problems in the development of marketing management of ports, a tetrad model was used in the work, which made it possible to reveal the following: out of the three main goals of the development of the port, only one corresponds to marketing management (increasing competitiveness), specific marketing goals are not indicated, the organizational structure is rather cumbersome and does not contain elements of the marketing.

The scientific novelty of this study is as follows. The gaps in the process and project subsystem that impede the rapid growth and development of domestic ports are identified.

To form the foundations of the concept of the marketing structure of ports, the methodology of system economic

Ключевые слова: ключевые слова: управление маркетингом, портовый маркетинг, системная экономическая теория (СЭТ)

К вопросу о системе маркетингового управления портами

Исследование системы управления российскими портами свидетельствует о недостаточности маркетингового управления их деятельностью, тогда как мировые порты имеют в этом богатый опыт. Данная проблема препятствует развитию многих отечественных портов как промышленных, логистических, пассажирских комплексов.

Поэтому целью данной работы является разработка концепции маркетинговой подсистемы, которая позволит выйти портам на новый уровень развития и усилит бизнес-ориентированность управленческой структуры в портах.

В настоящее время актуальной для исследования порта является системная экономическая теория (СЭТ), базирующаяся на принципе «методологической систематики» и позволяющая анализировать «многослойные» объекты (Клейнер, 2013).Применение системной экономики для обоснования решений в таких прикладных сферах, как корпоративное управление, стратегическое планирование, государственное регулирование и др., показывает, что на основе данного подхода в его современном выражении можно не только ставить новые задачи, но и получать ответы на вопросы, стоящие в экономике [4].

В работе проведен сравнительный анализ развитых зарубежных (Роттердам, Антверпен, Шанхай и др.) и отечественных портов, который показал, что одной из основных функций маркетинговой подсистемы управления зарубежными портами является обеспечение повышения конкурентоспособности порта в меняющейся среде. В первую очередь это касается обновления, модернизации инфраструктуры, надстройки, доступности передовых систем ИКТ, обеспечение быстрой и надежной работы (Tongzon and Heng, 2005; Gong et al, 2012).

Для систематизации проблем в развитии маркетингового управления портами в работе использована модель тетрады, которая позволила выявить следующее: из трех основных целей развития порта только одна соответствует маркетинговому управлению (повышение конкурентоспособности), не указываются конкретные маркетинговые цели, оргструктура достаточно громоздкая и не содержит элементов маркетинговой подсистемы.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем. Выявлены пробелы в процессной и проектной подсистеме, препятствующие быстрому росту и развитию отечественным портам.

164

VIIМеждународная научно-практическая конференция «Системный анализ в экономике-2022» _«ХРОНОЭКОНОМИКА». СПЕЦВЫПУСК_

Matyushina I. R., Orlova V. G. On the Issue of the Port Marketing Management System

theory was applied, which allows for a balanced development of ports in terms of environmental, process, design and object.

According to the purpose of the work, the following tasks were set:

• to explore in a theoretical aspect the conceptual and categorical foundations of port marketing;

• conduct a comparative analysis of the marketing structure of foreign and Russian ports. Determine the main problems of the development of Russian ports;

• analyze the marketing management system of foreign ports, determine the key parameters;

• to develop the concept of the marketing subsystem of the management of Russian ports;

• explore the area of digitalization as a tool for port development.

The practical significance of the study is as follows:

• what is the modern structure of marketing management of foreign and domestic ports;

• as a result of a marketing study of the foreign ports management structure to date, structures have been identified where marketing is a key competence;

• the management structures of foreign ports we re described, the parameters that allowed them to become successful were determined;

• process, project and institutional environments were analyzed, marketing components were identified;

• an analysis of Russian ports was carried out and their problems were identified;

• an analysis of the modern structure of the large Russian port of Vladivostok was carried out. It was determined that until 2022 the port management structure was similar to successful foreign ones, which gave a big impetus to development. Since 2022, the port management structure has changed.

Для формирования основ концепции структуры маркетингового портами была применена методология системной экономической теории, которая позволяет обеспечить сбалансирвоанное развитие портов с точки зрения средовой, процессной, проектной и объектной.

Согласно цели работы были поставлены следующие задачи:

• исследовать в теоретическом аспекте понятийно-категориальные основы портового маркетинга;

• провести сравнительный анализ маркетинговой структуры управления зарубежных и российских портов. Определить основные проблемы развития портов России;

• проанализировать маркетинговую систему управления зарубежных портов, определить ключевые параметры;

• разработать концепцию маркетинговой подсистемы управления российских портов;

• исследовать область цифровизации, как инструмент развития портов.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• что представляет собой современная структура маркетингового управления зарубежными и отечественными портами;

• в результате маркетингового исследования структуры управления зарубежными портами на сегодняшний день, были определены структуры, где маркетинг является ключевой компетенцией;

• были описаны структуры управления зарубежными портами, определены параметры, которые позволили им стать успешными;

• были проанализированы процессная, проектная и институциональная среды, выявлены маркетинговые составляющие;

• проведен анализ портов России и определена их проблематика;

• был проведен анализ современной структуры крупного российского порта Владивосток Определено, что до 2022 года структура управления портом была аналогичной успешным зарубежным, что дало большой толчок в развитии. С 2022 года структура управления портом изменилась.

References /

1. The official website of the Port of Rotterdam [Electronic resource]. - URL: https://www.portofrotter-dam.com / (date of request:07.10.2021)

2. The official website of the port of Rosmorport [Electronic resource]. - URL: https://www.rosmor-port.ru / (date of request:15.08.2022)

3. Orlova V.G. Business Forum "WOW-CONF": marketing trends of 2021 / Ivannikova T.S. // Business Forum "Wow-conf": journal Marketing in Russia and abroad, No.2 (142), 2021 - pp. 37-42.

4. Orlova V.G., Strategy development of the production subsystem of Russian port-industrial complexes: methods of development and justification— 2022.

5. Polterovich V.M. Evolution of institutional systems / V.M. Polterovich, G.B. Kleiner // Economics and mathematical methods. - Publishing house: Russian Academy of Sciences (Moscow). - 2005. - Vol. 41. No. 3. - p. 140.

Библиография

1. Официальный сайт порта Роттердам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.portofrotterdam.com/ (дата обращения:07.10.2021)

2. Официальный сайт порта Росморпорта [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosmorport.ru/ (дата обращения:15.08.2022)

3. Орлова В.Г. Бизнес-форум «WOW-CONF»: маркетинговые тенденции 2021 года / Иванникова Т.С. // Бизнес-форум «Wow-conf»: журнал Маркетинг в России и за рубежом, №2 (142), 2021 г. - С. 37-42.

4. Орлова В.Г., Стратегия развития производственной подсистемы российских портово-промышленных комплексов: методыразработки и обоснования— 2022.

5. Полтерович В.М. Эволюция институциональных систем / В.М. Полтерович, Г.Б. Клейнер // Экономика и математическиеметоды. - Издательство: Российская академия наук (Москва). - 2005. - Т. 41. № 3. - С. 140.

_165_

Матюшина И. Р., Орлова В. Г. К вопросу о системе маркетингового управления портами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.