МИР РЕЛИГИИ
Костыгова Е.В.
бакалавр факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения
kbettti@mail.ru
К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЗМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ В АНТИЧНОМ ГНОСТИЦИЗМЕ: ГНОСТИЦИЗМ И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
Аннотация: в данной статье рассмотрен генезис и дальнейшее становление гностицизма. Автор рассматривает древние культы и религии как истоки гностичнского учения, а также выявляет возможные элементы влияния на христианство. Таким образом, гностицизм предстаёт в качестве реакции философско-религиозной мысли на смену эпох. Данная тема актуальна в связи с растущем интересом, в том числе и в ненаучной среде, к непопулярным религиозным системам.
Ключевые слова: гностицизм, античный гностицизм, эллинизм, синкретические учения, христианский гностицизм
Религия всегда оставалась одним из самых загадочных и неоднозначных историко-культурных феноменов. Она дает объяснения многим особенностям развития общества, но еще больше ставит вопросов. Духовный мир невозможно исследовать так же рационально и наглядно как материальный. В процессе создания единой концепции, разрешения противоречий остается множество лакун, над восполнением которых предстоит трудиться не одному поколению ученых. Рассмотрим, к примеру, христианство, которое, без сомнения, полностью изменило облик всего человечества. С рождения Иисуса Христа даже отсчитывается новая эра. Но как заканчивалась эра язычества? И что являлось переходным этапом?
Данная статья посвящена изучению такого феномена первых веков христианской эры как гностицизм. Однозначно отнести гностицизм к современному пониманию религии не представляется возможным, перед учеными предстает сложная неоднородная философско-мировоззренческая система, тонкости которой разнятся в зависимости от направлений и представителей. Кроме того, не существует единого священного писания и ритуальных практик. Однако, отчетливую преемственность можно наблюдать в манихействе, а некоторые исследователи, например, Р. Смоули [18] или О.А. Ручинская [17] расширяют влияние гностицизма на сотни лет вперед, находя отклики в движении катаров, богомилов, павликиан и др. А некоторые современные исследователи вообще находят черты гностицизма в современном неоязычестве, протестантизме и массовой культуре [4; 21; 22]. Изначально, до выработки единых церковных догматов и канонов, среди последователей учения Иисуса Христа, по понятным причинам, существовало множество ответвлений, каждое из которых претендовало на главенствование. Таким являлся и гностицизм, который в свою очередь представлял собой совокупность разрозненных сект, объединенных основными концептуальными представлениями. Уже во II в. различные христианские апологеты начинают бороться с этим движением. В дальнейшем, при установлении кафоличности церкви, гностики станут гонимыми еретиками. И в наши дни, некоторые труды повествуют о данном феномене с негативной коннотацией, например, в предисловии книги «Гностики или о лжеименном знании» [5], что представляется автору в корне неправильным. Однако в рамках данной статьи будет рассмотрен только античный гностицизм 1-Ш вв., когда единые догматы церкви еще не были оформлены, а внутренние течения не до конца обособлены. Наконец, что представляет наиболее важное значение в рамках исследования, гностицизм является синкретическим учением, объединяющим
разнообразные культы, религии, мифологемы. Кроме того, ряд ученых, например, А. Владимиров [2], утверждает, что именно гностицизм повлиял на становление христианства.
Цель данной статьи - определить место гностицизма в системе религий и верований античного мира, а также выявить его составляющие, пришедшие извне, и проследить влияние на христианство. Основными источниками, позволяющими проанализировать развитие гностической мысли являются труды апологетов церкви Иринея Лионского [15], Климента Александрийского [12], Епифания [8] и др., массив литературы, найденной при раскопках в Наг-Хаммади [7], а также работы исследователей А.Л. Хосроева [23], М.Э. Поснова [13; 14], М.К. Трофимовой [20] и др. Судя по всему, гностицизм сформировался в ходе становления эллинистической парадигмы, смешения западной и восточной религиозно-философских традиций, а также ее взаимодействия с иудаизмом. Эллинизм и иудаизм являлись двумя последними столпами античного мира, предчувствующими свое скорое ослабление на фоне возрастания влияния христианства. «Вопрос о месте рождение его пока не находит общепризнанного решения. Но вероятнее всего, отцами гностицизма являются вавилонские маги и астрологи т.е. известные нам из первых страниц священной евангельской истории волхвы с востока...» [13, с. 4]. Однако, автору статьи представляется, что выводить гностицизм из одного направления неверно, Г. Йонас писал, что рассматриваемое течение возникло, как синкретизм восточной мифологии, астрологических учений, иранской теологии, элементов иудаистской традиции, библейских, раввинистических или оккультных, христианских представлений, спасения-эсхатологии, платонических терминов и понятий [10, с. 43]. Он также описывал парадигму, сложившуюся в духовном «климате» описываемой эпохи, как «дуалистическая трансцендентная религия спасения» [10, с. 47].
Началу оформления гностицизма как конкретному направлению религиозной мысли, по мнению некоторых ученых способствовал ересиарх Симон Маг. «Праотцом всех ересей, вслед за Юстином, Ириней считает Симона Мага, отцом же - Валентина» [1, с. 13]. По изложению античных авторов спутница Симона - Елена, была его Мыслью, которая завершила цикл перевоплощений и падений, после чего ее отыскал сам Симон. Она является прародительницей всего сущего, спустившейся от Отца в нижний мир, чтобы породить ангелов и другие силы, но сама же была захвачена ими и застряла в телесной оболочке, будучи вынужденной падать ниже и ниже. Симон - божество, воплотившееся в материальной оболочке, пришел для ее спасения [24, с. 49-51]. Данный миф послужил базой для дальнейших наслоений других школ и течений. Здесь прослеживается гностический дискурс о пагубности материального мира. Похожий сюжет можно наблюдать в 6 книге II кодекса Наг-Хаммади Exegesis on the Soul. « As long as she was alone with the father, she was virgin and in form androgynous. But when she fell down into a body and came to this life, then she fell into the hands of many robbers. And the wanton creatures passed her from one to another and [...] her. Some made use of her by force, while others did so by seducing her with a gift. In short, they defiled her, and she [...] her virginity» [24, с. 52].
Перевод: «Пока она была со своим Отцом, то была невинна, не принадлежала к определенному полу. Но когда она застряла в теле и пришла в эту жизнь, то попала в руки разбойников. Распутные существа надругались над ней и [...] ее. Одни воспользовались ею силой, другие соблазнили подарками. В общем, они осквернили ее, и она [... ] свою невинность».
В «Апокрифе Иоанна» также прослеживаются события падения божественной мудрости и создания после этого земного мира [5, с. 281-298].
Стоит также отметить, что часть исследователей возводят образование данного течения к офитским сектам. Об этом пишет и М.Э. Поснов [14, с. 20]. Почитая великую богиню-матерь, офиты видели ее проявление как божественной Премудрости Софии в яблоке, вкушенным Евой от змея. Это особое знание было даром людям, чтобы освободиться от неведения. Подобный культ богини-матери отчетливо просматривается у многих народов,
начиная с эпохи палеолита, однако можно полагать, что в гностическое учение он пришел с Передней Азии, где поклонялись Кибеле, Астарте Иштар и т.д.
Прежде, чем контактировать с христианством, гностицизм вбирает в себя крупицы античного мира, одним из таких источников служит философия неопифагореизма. Вероятно, оттуда был взят принцип двойственности мира, противопоставления материи и божественного. «Общими принципами бытия ново-пифагорейцы считали единицу и неопределенное двойство. Единство должно означать основу всякого добра...; двойство, наоборот, - принцип всякого несовершенства.. .Единство приравнивается божеству, духу.; двойство - материи, как источнику всякого зла» [13, с. 58]. Однако, подобную двойственность можно наблюдать и в других системах. Рассматривая зороастризм, -религию, распространенную на территории Персии еще за несколько столетий до Христа нельзя невольно их не сравнить. Последователи этой религии верили в борьбу Ахура-Мазды -благого бога и Аримана - злого духа, но речи о противостоянии материи и божества не идет. Так что в силу представлений о природе творящих субъектов и отношений к материи некоторых представителей течений нельзя в полной мере провести преемственность [11]. Вильгельм Буссе же пишет о том, что через персидское влияние, которое в свою очередь до этого впитало элементы вавилонских верований, последние находят отражение и в гностицизме [19, с. 32]. «Представление о семи небесах, напр. (и о семи верховных духах), которое играет важную роль в гностицизме, встречается в парсизме; а между тем всего вероятнее, что происхождение этого представления - вавилонское...» [5, с. 45].
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение митраистского компонента гностической системы. Изначально митраизм - ответвление от главной ветви персидской религии [19, с. 32]. Само божество Митра относится к древним индоиранским богам, его имя упоминается как в индуизме, так и в зороастризме. «За находящеюся вне мира безличною бесконечностью следует личная Агурамазда, а за нею личный, внутри мира живущий бог, творец мира, который ставит его в связь с высшим небом, - Митра» [13, с. 78]. «Во главе митраистической вселенной стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков; в мире боролись доброе и злое начала; Митра (он же Непобедимое Солнце) был, по-видимому, демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым; он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом для подражания в жизни; он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного суда» [9, с. 339]. Впоследствии культ Митры широко распространится в Римской империи, его примут и низшие слои, и солдаты, и даже некоторые императоры. Как можно заметить, при наличии сходств с гностицизмом присутствуют и значительные расхождения. Надо сказать, что в гностических системах много внимания уделяется астрологии, магии, числам и т.д. Интересно заметить, что имя Абраксас (одно из гностических божеств) в переводе греческих букв по их цифровым значениям дает в сумме 365 - число дней в году, такое же значение имеет и имя Митра.
Г. Йонас пишет о следующем документе, свидетельствующем о становлении языческого гностицизма - герметическом трактате Поймандр [10, с. 57]. Не только этот трактат, но герметическое течение в целом послужило оформлению гностической доктрины. Хотя они и не могут быть названы гностическими, но представляют интерес при изучении. Многие герметические мотивы созвучны гнозису и были популярны в кругах его последователей [1, с. 26]. О гностическом характере герметических теогонии и космогонии пишет и М.Э. Поснов [13, с. 88]. Здесь можно говорить о египетском центре формирования протогностических систем. «В «герметической» литературе мы имеем дело с теологическим книжничеством египетских жрецов из различных периодов имперского времени» [13, с. 92]. Не зря в библиотеке Наг-Хаммади найдены коптский перевод герметического Асклепия и другого ранее неизвестного трактата [13, с. 45]. Само поселение Наг-Хаммади так же находится в Египте, что позволяет сделать вывод о наличии там последователей данного учения.
Интересно заметить, что в герметических текстах фигурирует Нус (Ум) как один из семи богов, владеющих миром. Нус (который можно перевести и как «разум») является одним из ключевых элементов философии неоплатоников и самого Платона, предшествующим физическому миру. Не зря многие ученые отмечают влияние неоплатонической мысли на гностицизм. Кроме того, неоплатоники считали высшее начало единым и трансцедентальным, познать которое возможно лишь мистически, что опять-таки можно проследить и в гностических учениях.
Еще одним дохристианским образованием гностического толка ряд ученых обозначает секту мандеев. Самоназвание происходит от слова «manda», обозначающее «знание» [5, с. 18]. Подобный фокус на особом, откровенном, скрытом знании, а также некоторые сюжеты мандейской теогонии, изложенные в части Jamina книги Sidra Rabba (W. Brandt Mandaische Schriften Gottingen 1893) действительно напоминают гностический дискурс. (Немаловажно, что в первоначальном виде мандеизм не испытывал влияния христианства, что позволяет нам говорить о дохристианских корнях гностического учения.)
Ведь центральным элементом всех рассматриваемых и связанных с ними учений является гнозис (от греч.) - недоступное знание, овладеть которым стремится каждый последователь, с помощью чего душа спасется из материального замкнутого мира перерождений. Речь не идет о рациональных категориях, используемых в философии. Только знание, выходящее за рамки обычного человеческого мира, способно вознести душу в ее первоначальное высшее пристанище. «Конечный «объект» гносиса - Бог: его появление в душе изменяет познающего, делая его причастным божественному состоянию...» [10, с. 50]. «Обладать гносисом, говорит Феодот, это знать, чем мы были и чем стали, где были и куда заброшены, куда идем и откуда явится искупление, что есть рождение и что - возрождение» [20, с. 32].
Однако, стоит заметить, что в данном течении не выработано единых морально-этических норм, что во-первых снизило его конкурентоспособность перед тем же христианством, а во-вторых так и не позволило сформироваться единой всеобщей системе. «Гностицизм с его пренебрежением к «миру» допускает такие крайности, как жесточайший аскетизм или полный отказ от любых нравственных запретов.» [20, C. 9].
Рассмотрев часть философско-религиозных «корней» дохристианского гнозиса можно перейти к иудейскому субстрату, который, по мнению автора, играет значительную роль в формировании учения. Без сомнений, влияние этого субстрата крайне велико, часть авторов придерживается концепции, что гностицизм вовсе изначально возник на основе иудейских сект, например, об этом пишет С.Н. Трубецкой, а также он отмечает похожие воззрения у древнего ересеолога Егезиппа [5, с. 39]. Стоит отметить, что в этот период времени иудейская религия, как и почти вся ойкумена, испытывала влияние эллинизма, а до него впитывала различные верования, в т.ч. и языческие, своих соседей и завоевателей.
Одной из древних иудейских сект является секта ессеев, воззрения которых в достаточной степени отличаются от ортодоксального талмудического иудаизма. Они отрицали брак, жертвоприношения, миропомазание. В их учении просматривается дуализм, а тело считается «темницей» для души. Гностические мотивы прослеживались и в ессейской космогонии, а также учении об ангелах [13, с. 112-117]. Подобными отступниками от Моисеева закона являлись Филон и его последователи, секта терапевтов, а также другие, чьи названия и доктрины не дошли до нас. Наличие подобных образований позволяет говорить о феномене иудейского гностицизма.
Можно увлечься и провести некоторые параллели между ветхозаветной литературой и гностическим дискурсом. Так, в «Книге Премудрости Соломона» большое внимание уделяется премудрости Божией (Софии). «С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим;» [Прем.9:9]. Она всячески помогает людям, дарует им блага,
эсхатологический мотив также отчетливо прослеживается, что дает почву для сравнения с гностическим учением.
Активные обсуждения, в т.ч. сравнительного характера, возникли вокруг фигуры Демиурга - гностического божества, создавшего материальный мир и заточившего в нем человека. «Фигура Демиурга - это результат смешения мифологических и философских идей. Он напоминает об астральной религии Вавилонии. Демиург (который является также под именем «Ялдабаот» -смысл допускает различные толкования, одно из них - Сын Хаоса» [19, с. 38].
«С одной стороны, он, как известно, восходит (в т.ч. терминологически) к платоновскому «Тимею» (хотя и не вытекает из него с необходимостью)» [16]. Но с другой стороны, среди исследователей этой темы большое количество отождествления Демиурга с ветхозаветным Яхве. Что, в свою очередь, указывает на негативное отношение гностиков к иудеям. «Гностики, как правило, отвергали Ветхий Завет, считали иудейского бога Ягве одной из сил зла и проводили резкую грань между Ягве, называемым в их учении Ялдабаотом, и богом-отцом христианского вероучения». «Примечательной чертой гностицизма является отождествление этого низшего бога с Богом Ветхого Завета» [19, с. 58].
Анализируя чуть более позднюю форму гнозиса - христианскую, также будут писать: «Характерно, что, несмотря на очевидное присутствие в христианских гностических писаниях эллинистических влияний, образ демиурга в них неразрывно связан не с одним из божеств эллинистического пантеона, но именно с ветхозаветным Яхве. В Апокрифе Иоанна и близких к нему произведениях демиург Ялдаваоф, образ которого практически совпадает с образом ветхозаветного Яхве, изображён в виде глупого и злобного демона» [7, с. 48].
Однако, не смотря на столь резкое отношение, между этими двумя течениями можно выделить и ряд параллелей. Как уже было замечено ранее, иудаизм тоже подвергался влиянию других культур, такими являлись вавилонская и персидская системы верований. Такая же картина наблюдалась и с гностицизмом, что уже позволяет отыскивать в них определенные сходства. Из талмудической ангелологии гностицизм впитал мистический аспект, скрытые от посторонних имена и якобы откровения, полученные от них. «...в некоторых еврейских магических текстах представление о семи архангелах связывается с представлением о семи планетах...», последнее, видимо, пришло из Вавилона, где планеты являлись семью великими богами [5, с. 50]. Вообще число 7 является мистическим и играет большую роль в рассматриваемых течениях. Так, 7 архангелов в ангелологии, 7 небес в самом иудаизме, 7 архонтов в офитских учениях и даже в христианстве, напр. в «Пастыре» Ермы (где, кстати, одним из 7 ангелов выступает знание). «Таким образом, в учении еврейской апокалиптики о небесах мы находим материал гностического учения об эонах: гностицизм вырабатывает свое учение на еврейской почве» [5, с. 55].
Таким образом, можно говорить о формировании такого феномена как иудейский гнозис. И такая его форма позволит в дальнейшем через иудейско-христианские связи проникнуть в учение Христа и перейти на свою следующую ступень развития. «Вполне возможно, хотя этому и нет определенных доказательств, что вклад древнееврейской мысли был решающим фактором, одним из тех основных, которые позволили гностицизму осуществить связь с христианством» [19, с. 29].
Ко времени первых веков новой эры, христианство было далеко от той стройной и упорядоченной системы, какой представляется сейчас. Неофиты, переходя в новую веру, все еще мыслили языческими или другими привычными категориями. Христианство со временем не спеша впитывало эти представления, хотя этот процесс и был двусторонним. Такая тенденция происходила и с гностическим учением. В процессе смешения образуется такое направление как христианский гностицизм, который «представлял собой связь прошлого с будущим» [13, с. 136].
Невооруженным глазом можно заметить явные различия в гностической и христианской доктринах, такие как, например, докетизм первых, их пренебрежение моралью и
материальным миром (который христиане чтят как божественное творение), представления о наличии нескольких Богов, в целом о мироустройстве и путях спасении души. Однако, не смотря на все эти расхождения, уже в самом корпусе гностической литературы прослеживается явное влияние христианства. Так, названия «Евангелие Истины», «Евангелие Иуды Искариота» и само присутствие Иисуса Христа и других новозаветных персоналий указывают на взаимодействие и взаимопроникновение этих двух религиозных учений.
Первым гностиком, с которым столкнулось христианство в апостольский век является Симон Маг, взгляды которого рассматривалось выше. Его учение было еще языческим, но своими волхованиями он привлекал последователей, почитающих его как бога. Но «... в системе его нет христианских элементов, за исключением слов об отце, сыне и св. Духе...» [13, с. 151]. На христианство же в большей степени повлиял не он, а некоторые из его сторонников - еретических христиан [13, с. 151].
Р. Смоули же пишет, что «эти идеи проникли также в ортодоксальное христианство, в основном благодаря двум великим Отцам Церкви, которые отвергали гностицизм, но восприняли гносис наряду со многими эзотерическими доктринами» [18, с. 63]. Таким был Климент Александрийский. В его «Строматах» «...детально показывается связь гносиса с христианской верой» [18, с. 64]. Акцентируя внимание на особом знании и его спасительной функции: «Вскормленные истинным знанием такого рода, оживают они для вечной жизни и воспаряют к небесам» [12, с. 79-80], а также на мистериях: «...Откровение это не было предназначено для толпы, но лишь для немногих, способных принять мистерии и запечатлеть смысл их в своем сердце» [12, с. 84], Климент явно предстает сведущим в гностических системах и носит их отпечаток. Однако, для него «...вера выше знания» [18, с. 67]. Так что, не смотря на некоторое интегрирование гностической системы в христианскую, вторая в большей степени преобладает в воззрениях этого апологета.
Еще одной значимой фигурой эпохи становления христианства является Маркион. Не найдя ответов на свои вопросы среди общины, этот богослов собирает вокруг себя единомышленников, придерживающихся его взглядов, отличающихся от кафолических представлений. Он вошел в историю как еретик. Конечно, его взгляды разительно отличались от принятых на тот момент. Маркион не признавал авторитета Ветхого Завета, говорил о «двух изначально сосуществующих богах» [23, с. 188], презирал материю и считал, что тело Иисуса - призрак [23, с. 189]. Однако, не смотря на такое сходство с гностической доктриной, его воззрения нельзя полностью относить к ней. Наибольшее значение имеет его первенство в попытках сбора и публикации христианских писаний - ему принадлежит прообраз Нового Завета [7, с. 20]. Таким образом, можно наблюдать как гностические вкрапления возникают на почве новозаветной парадигмы.
А. Гарнак справедливо отмечал, что «гностики были богословами I века; они первые превратили христианство в систему учений (догматов); они первые подвергли предание... и первобытные христианские книги систематической обработке [3, с. 141].
Еще одним крайне значимым религиозных деятелей является Ориген - яркий теолог III века, оставивший после себя множество работ. Его взгляды не сходились с установленными в то время, за что он был гоним, а позже вовсе признан еретиком. «В системе Оригена, нецерковной в значительной дозе своих предположений, мы имеем самый полный славный образец христианского гнозиса на церковной почве, самое цельное выражение успехов христианского богословствования в первые века и первую систему христианского догматического богословия» [2, с. 358]. Ориген не был гностиком, он признавал Яхве истинным Богом и верил во всеобщее спасение. Однако, будучи выращенным среди расцвета гностической мысли, в свою систему он вобрал некоторые аспекты этого течения. «Ориген утверждал, что Писание имеет три уровня смысла, соответствующие телу, душе и духу, - трехчастному разделению человеческой сущности согласно эзотерической доктрине» [18, с. 76]. Эту концепцию чуть позже четко будет
сформулирована Валентином и найдет отражение в делении людей на гиликов, психиков и пневматиков. Одно из самых важных новшеств в истолковании Библии, привнесенных Оригеном и, возможно, сформировавшихся под влиянием гностического дискурса является аллегорическое интерпретация Писания.
Необходимо заметить, что столкновение христианства и гностицизма являлось неизбежным. Чтобы первому закрепиться и привлечь адептов, необходимо было «говорить на одном языке» с ними, что осуществлялось при помощи насаждения в уже знакомые народу учения. Не беря во внимание их географическую близость и даже идентичность, они были схожи в своих духовных концепциях: в вере в спасительность Божественного откровения, в таинствах высшей духовной жизни, кроме того возможность аллегорического толкования жизни Иисуса позволяла адаптировать христианские мифы под свои системы [19, с. 29]. «Для большинства гностиков второго века Христос - парадигматический Спаситель, дарователь Откровения, Посредник и т.д.» [10, с. 349]. Фигура Иисуса удачно вписалась в концепцию гностиков, в которой он - «приносит знание об Отце людям, способным вместить это знание» [7, с. 46] и тем самым спасает их.
Любопытно будет рассмотреть учения самих апостолов. Павел, проповедуя среди эллинов, обличал гностиков в своем Первом послании к Коринфянам. «Однако и сам Павел говорит о различии между духовными и телесными людьми» [1, с. 56]. Он также особо акцентировал, подобно гностикам, что источник его веры и знания - божественное Откровение [2, с. 182]. «Близость идеологем последнего (гностицизма) видна в ряде посланий ап. Павла, в «Апокалипсисе», в Евангелии от Луки» [10, с. 349].
Еще больший интерес представляет корпус Иоанна «чрезвычайно созвучный гнозису» [7, с. 33]. Эти труды пропитаны дуализмом, представлениями о подчинении мира дьяволу (как у гностиков - Демиургу), знание там синонимично вере, а небесный посланник открывает истинного Бога [7, с. 33]. Кроме того, «свобода от мира означает и свободу от греха» [7, с. 33]. Просматривается и отторгающее отношение к Ветхому Завету. На гностический характер корпуса Иоанна также указывают космологические изречения «архонт эона сего» (Ин., 12:31; 14:30; 16:11) (в синодальном переводе - «князь мира сего»), любопытным предстает его обращение к «полноте», «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин., 1:16), которая в гностическом мифе называется плеромой и является одним из центральных понятий.
Исследователи пишут: «что центральное место в составе Нового Завета занимают как раз гностические по своему происхождению тексты, позднее подвергшиеся иудаизирующей редакции» [7, с. 36]. Новый Завет вообще совмещает в себе яркую противоречивость, что указывает на его формирование в поликультурных условиях и его дальнейшую серьезную редактуру. Например, «...противоречат друг другу вера в творение и признание нетварных духовных существ (1 Кор., 2:6 слл .; 2 Кор., 4:4; Гал ., 4:3). Несовместимо убеждение в том, что Закон дан Богом и, представление, согласно которому он исходит от ангелов (Гал., 3:19 ел.)» [7, с. 37].
На данный момент проследить точный путь взаимодействия и взаимопроникновения христианства и гностицизма не представляется возможным. Да и вряд ли когда-нибудь такую картину удастся составить, т.к. этот процесс происходил по множеству направлений. Однако рассмотреть некоторые пересекающиеся элементы этих двух систем возможно на примере учения Валентина. Его концепция является апогеем гностической мысли, наиболее понятной и цельной системой. Например, можно наблюдать уже оформившуюся концепцию триады Бог Отец - Сын - Святой Дух [24, с. 131], являющуюся ключевой в христианстве. Также присутствует разделение человека на внутреннего и внешнего [24, с. 152], о чем говорилось еще во 2-м Послании к Коринфянам: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Кроме того, присутствуют и намеки на сюжет непорочного зачатия Девы Марии [24, с. 162].
Важно заметить, что гностицизм, как и другие периферийные для христианства течения, способствовал созданию стержневых концепций Нового Завета [10, с. 350]; написанию религиозных канонических книг, их систематизации. Борьба с ним способствовала укреплению ортодоксальной идеи, ускорению развития епископской формы правления, интерпретации Ветхого Завета как священной книги [19, с. 48].
В целом, рассуждая о гностицизме, как реакции на переход от старого миропорядка к новому, можно выделить следующие аспекты, которые переняла от него образовавшаяся господствующая религия: тенденция к аскетизму, как выражение презрения к миру; сакраментальность самой идеи религии, которая выражается в столь важной и сокровенной роли таинств; гностицизм привнес в христианство мистический элемент, что способствовало погружению человека в религию совсем на другом уровне; кроме того, гностицизм дал мощный импульс развитию теологии во всех направлениях [19, с. 48-49].
В заключении хотелось бы привести рассуждения Рене Генона, о том, что любая религия имеет внешний и внутренний (эзотерический) уровни, и именно эзотерика - живая сила религии. Но христианство, чтобы закрепиться при сложных обстоятельствах, сопутствующих его формированию, было вынуждено сделать упор на свою внешнюю сторону, что оставило его «с дырой в самом сердце» [18, с. 80-81]. Вероятно, таким внутренним ядром и был гностицизм, и, вероятно, поэтому столь упорным было его отвержение.
Литература:
1. Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2002. - 368 с.
2. Владимиров А. АПОСТОЛЫ: гностико-эллинские истоки христианства. - М.: Беловодье, 2003. - 582 с.
3. ГарнакА. История догматов// Сб.: Раннее христианство. В двух томах. Т. 2. -М., 2001. - 512 с.
4. Гладышева М.В., Тулянов В.А. Диалог народной и массовой культур в современной литературе и искусстве// Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы XIII научной конференции с международным участием: сборник статей. - М., 2018. С. 61-65.
5. Гностики или о «лжеименном знании». Переводы с коптского, древнегреческого, английского, испанского и др. Составление и подготовка текстов к печати С.И. Еремеев. -Киев: «УЦИММ - ПРЕСС», 1997. - 476 с.
6. Гностицизм и платонизм: сифианские платонизирующие тексты из Наг-Хаммади в их отношении к поздней платонической литературе URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gnostitsizm-i-platonizm-sifianskie-platoniziruyuschie-teksty-iz-nag-hammadi-v-ih-otnoshenii-k-pozdney-platonicheskoy-literature (дата обращения: 26.10.2023).
7. Евангелие Истины: двенадцать переводов христианских гностических писаний / пер. Дм. Алексеева; под ред. А.С. Четверухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.
8. Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч./ Пер. Московской духовной академии. - М., 1863-1883.
9. История древнего мира/ под ред. И.М.Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М., главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. 407 с.
10. Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия). - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - 384 с.
11. К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-zoroastrizma-na-kosmologiyu-hristianskih-gnostikov (дата обращения: 26.10.2023).
12. Климент Александрийский Строматы. Т. 1 (Книги 1-3). Издание подготовил Е.В. Афонасин. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - 544 с.
13. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Киев, Тип. Акц. О-ва Пётр Барский в Киеве, 1917. - 825 с.
14. Поснов М.Э. Гностицизм и борьба церкви с ним во П-м веке. (Речь, произнесенная на годичном акте в Киевской духовной Академии 26 сентября 1912 года). - Киев, 1912. - 59 с.
15. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Св. Ириней Лионский; Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008. - 672 с.
16. Противоборство с ангелами в иудаизме и гностицизме: к философской интерпретации мотива. URL: https:^yberleninka.m/article/n/protivoborstvo-s-angelami-v-iudaizme-i-gnostitsizme-k-filosofskoy-interpretatsii-motiva (дата обращения: 26.10.2023).
17. Ручинская О.А. Гностицизм II-III вв. н.э. и раннее христианство// «Византийская мозаика»: Сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме. - Харьков: Майдан, 2013.
18. Смоули Р. Гностики, катары, масоны, или Запретная вера/ пер. с англ. Н.М. Забилоцкого. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 318 с.
19. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502/ Пер. с нем. и коптского, доп. примеч. и главы А.С. Четверухина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 448 с.
20. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. - М.: Издательство «Наука», 1979. - 218 с.
21. Тулянов В.А. Либеральные ценности и протестантизм в риторике представителей Русской православной церкви (на примере патриарха Московского и всея Руси Кирилла)// Либерально-демократические ценности, 2018. Т. 2. № 2. С. 4.
22. Тулянов В.А. Псевдоисторические взгляды родноверов (по материалам журнала «Родноверие»)// Мировые цивилизации, 2018. Т. 3. № 4. С. 7.
23. Хосроев А.Л. «Другое благовестие». П. Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения. - СПб.: Контраст, 2016. - 424 с.
24. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства/ Перевод, предисловие и комментарий Е В. Афонасина. - СПб.: Алетейя, 2002. - 304 с.
Referenses:
1. Afonasin E.V. Antichnyj gnosticizm. Fragmenty i svidetel'stva. SPb.: «Izdatel'stvo Olega Abyshko», 2002. 368 s.
2. Vladimirov A. APOSTOLY: gnostiko-ellinskie istoki hristianstva. M.: Belovod'e, 2003. 582 c.
3. GarnakA. Istoriya dogmatov// Sb.: Rannee hristianstvo. V dvuh tomah. T.2. M., 2001. 512 c.
4. Gladysheva M.V., Tulyanov V.A. Dialog narodnoj i massovoj kul'tur v sovremennoj literature i iskusstve // Grani kul'tury: aktual'nye problemy istorii i sovremennosti. Materialy XIII nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: sbornik statej. M., 2018. S. 61-65.
5. Gnostiki ili o «lzheimennom znanii». Perevody s koptskogo, drevnegrecheskogo, anglijskogo, ispanskogo i dr. Sostavlenie i podgotovka tekstov k pechati S.I. Eremeev. Kiev: «UCIMM - PRESS», 1997. 476 s.
6. Gnosticizm i platonizm: sifianskie platoniziruyushchie teksty iz Nag-Hammadi v ih otnoshenii k pozdnej platonicheskoj literature URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gnostitsizm-i-platonizm-sifianskie-platoniziruyuschie-teksty-iz-nag-hammadi-v-ih-otnoshenii-k-pozdney-platonicheskoy-literature (data obrashcheniya: 26.10.2023)
7. Evangelie Istiny: dvenadcat' perevodov hristianskih gnosticheskih pisanij / per. Dm. Alekseeva; pod red. A. S. CHetveruhina. Rostov n/D : Feniks, 2008. 541 s.
8. Epifanij Kiprskij. Tvoreniya. V 6 ch. / Per. Moskovskoj duhovnoj akademii. M., 1863-1883.
9. Istoriya drevnego mira / pod red. I.M. D'yakonova, V.D. Neronovoj, I.S. Svencickoj. Izd. 3-e, ispravlennoe i dopolnennoe. M., glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1989. 407 s.
10. Jonas G. Gnosticizm (gnosticheskaya religiya). SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 1998. 384 s.
11. K voprosu o vliyanii zoroastrizma na kosmologiyu hristianskih gnostikov URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-zoroastrizma-na-kosmologiyu-hristianskih-gnostikov (data obrashcheniya: 26.10.2023).
12. Kliment Aleksandrijskij Stromaty. T. 1 (Knigi 1-3). Izdanie podgotovil E. V. Afonasin. SPb.: «Izdatel'stvo Olega Abyshko», 2003. 544 s.
13. Posnov M.E. Gnosticizm II veka i pobeda hristianskoj cerkvi nad nim. Kiev, Tip. Akc. O-va Pyotr Barskij v Kieve, 1917. 825 s.
14. Posnov M.E. Gnosticizm i bor'ba cerkvi s nim vo P-m veke. (Rech', proiznesennaya na godichnom akte v Kievskoj duhovnoj Akademii 26 sentyabrya 1912 goda). Kiev, 1912. 59 s.
15. Protiv eresej. Dokazatel'stvo apostol'skoj propovedi / Sv. Irinej Lionskij; Per. prot. P. Preobrazhenskogo, N.I. Sagardy. SPb.: Izd. Olega Abyshko, 2008. 672 s.
16. Protivoborstvo s angelami v iudaizme i gnosticizme: k filosofskoj interpretacii motiva URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivoborstvo-s-angelami-v-iudaizme-i-gnostitsizme-k-filosofskoy-interpretatsii-motiva (data obrashcheniya: 26.10.2023).
17. Ruchinskaya O.A. Gnosticizm II-III vv. n.e. i rannee hristianstvo// «Vizantijskaya mozaika»: Sbornik publichnyh lekcij Ellino-vizantijskogo lektoriya pri Svyato-Panteleimonovskom hrame. Har'kov: Majdan, 2013.
18. Smouli R. Gnostiki, katary, masony, ili Zapretnaya vera / per. s angl. N.M. Zabilockogo. M.: AST: AST MOSKVA, 2008. 318 s.
19. Sochineniya gnostikov v Berlinskom koptskom papiruse 8502 / Per. s nem. i koptskogo, dop. primech. i glavy A. S. CHetveruhina. SPb.: Aletejya, 2004. 448 s.
20. TrofimovaM.K. Istoriko-filosofskie voprosy gnosticizma. M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1979. 218 s.
21. Tulyanov V.A. Liberal'nye cennosti i protestantizm v ritorike predstavitelej Russkoj pravoslavnoj cerkvi (na primere patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla) // Liberal'no-demokraticheskie cennosti. 2018. T. 2. № 2. S. 4.
22. Tulyanov V.A. Psevdoistoricheskie vzglyady rodnoverov (po materialam zhurnala «Rodnoverie») // Mirovye civilizacii. 2018. T. 3. № 4. S. 7.
23. HosroevA.L. «Drugoe blagovestie». P. Hristianskie gnostiki II-III vv.: ih vera i sochineniya. SPb.: Kontrast, 2016. 424 s.
24. SHkola Valentina. Fragmenty i svidetel'stva / Perevod, predislovie i kommentarij E.V. Afonasina. SPb.: Aletejya, 2002. 304 s.
ON THE ISSUE OF SYNCRETISM OF RELIGIOUS TRADITIONS IN ANCIENT GNOSTICISM: GNOSTICISM AND EARLIER CHRISTIANITY
Kostygova E.V.
Bachelor of the Faculty of History, Political Science and Law of the State University of Education kbettti@mail.ru
Abstract: this article examines the genesis and further development of gnosticism. The author considers ancient cults and religions as the origins of Gnostic teaching, and also identifies possible elements of influence on Christianity. Thus, Gnosticism appears as a reaction of philosophical and religious thought to the change of epochs. This topic is relevant due to the growing interest, including in the unscientific environment, in unpopular religious systems. Keywords: gnosticism, ancient gnosticism, Hellenism, syncretic teachings, Christian gnosticism
Для цитирования: Костыгова Е.В. К вопросу о синкретизме религиозных традиций в античном гностицизме: гностицизм и раннее христианство// Архонт, 2023. № 4(37). С. 60-69.