Савельев В.В.
Заслуженный работник культуры РФ, профессор, доктор философских наук.
РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
К вопросу о сбережении народов России
(тезисы для обсуждения)
1. Новизна проблемы сбережения народов России обусловлена предысторией: в советский период доминировала концепция «советский народ», в которой культурно-этнический аспект был второстепенным, а ведущая роль принадлежала классово-идеологическому аспекту.
2. По переписи 2010 года в РФ проживало 194 народа и этногруппы. Их сбережение имеет как демографический (сбережение народонаселения), так и культурный (сбережение народов) ракурс. Утрата родного языка и родной культуры народа ведёт к его угасанию. Сущность сбережения народов - преодоление их возрастающей интернационализации, которая была обусловлена объективными процессами урбанизации, индустриализации, вестернизации, а сегодня - глобализации жизнедеятельности.
3. Реализуемая Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года содержит 6 приоритетов, 6 целей, 11 принципов, 11 задач и 66 основных направлений. В качестве предельного устремления (аттрактора) она нацелена на формирование гражданской российской нации. При разработке новой Стратегии целесообразно раздвоение (бифуркация) этого устремления. Вторым аттрактором в грядущей Стратегии может стать сбережение народов посредством осуществления национально-культурной политики (нового вектора внутригосударственного развития).
При внешней противоречивости эти аттракторы в действительности таковыми не являются, так как направлены на достижение гражданского единства при языковом и культурном разнообразии народов России1.
4. В сбережении реально нуждаются все народы России. Однако оптимально начинать этот процесс локально: с титульных народов республик. Не обладая экономическими и политическими преимуществами, эти народы имеют две особенности. Во-первых, они являются вмещающими, со-
1 Локомотивом проведения существующего аттрактора является федеральный центр. Таковым для нового аттрактора должны быть субъекты федерации. Чтобы достаточно сложный и деликатный двух ат-трактный процесс не приобретал деструктивный характер целесообразна координация (гармония) политических решений, принимаемых в федеральном центре и в субъектах федерации
Этносоциум 2 (164) 2022
бирающими другие народы. Признано, что от их самочувствия зависит самочувствие всех народов в республике. Во-вторых, именно одноимённые республики являются местоположением, где может и должна развиваться их родная культура. (Татарстан - центр развития татарской культуры, Удмуртия - удмуртской культуры, Чувашия - чувашской культуры и т.д.)
5. Национально-культурный вектор не означает организационное «присоединение» к национальной политике культурной, так как эти отраслевые политики имеют различные концептуальные основы. Культура в культурной политике это духовное производство, ориентированное на личность. Её имманентным свойством является созидательная, творческая деятельность. В национально-культурной политике культура - это подсистема общества, ориентированная на народы. Её имманентным свойством является этноментальная жизнедеятельность, формирующаяся исторически и отражающая природные и социальные условия жизни народов.
6. Этноментальная жизнедеятельность - это, по моему мнению, этнически окрашенное мироощущение и мировосприятие, посредством которых члены этнической общности, сохраняя психологическую близость, внутреннее родство и следуя межпоколенной преемственности, вырабатывают собственные (относительно отличные от других народов) психологические установки, духовные предпочтения, ценностные ориентации и модели поведения2. Формируясь в детстве и юности (в условиях семьи и ближайшего окружения), этноментальность межпоколенно сохраняется в иноязычной и иноландшафтной среде3.
7. Национально-культурная политика имеет два ключевых начала -языковое и этноментальное.
8. Родной язык является языком семьи. Он передается естественным способом - запечатлеванием. Этот способ не только прост благодаря своей естественности и автоматизму, но и надежен, так как его последствия необратимы. Запечатлевание (импринтинг) осуществляется в детском и подростковом возрасте, то есть в период семейной жизнедеятельности.
Поддерживать и даже инициировать семейно-языковой процесс при-
2 Проблема этноментальной жизнедеятельности народов не заняла достойного места в теории и в медийном пространстве. В виде гипотезы, полагаю, что русскому народу присущи:
в качестве психологических установок: душевная щедрость, доброжелательность, желание послужить и помочь другим людям (независимо от их этнической принадлежности); в качестве духовных предпочтений: правдолюбие, справедливолюбие и уравнительность (но не равноправие); в качестве ценностных ориентаций: нестяжательство и неприхотливость, державность и мессианство; в качестве моделей поведения: милосердие и сострадание, долготерпение и стойкость.
3 Благодаря разнообразию этноментальностей рождается и сохраняется культурное разнообразие. Одновременно существует и обратная зависимость. У каждого народа имеется родная культура. Всякое новое поколение, «входя» в мир родного языка и родной культуры приобщается к присущей его предкам этноментальной жизнедеятельности. Соответственно: благодаря культурному разнообразию воспроизводится и поддерживается разнообразие этноментальной жизнедеятельности народов.
званы дошкольные учреждения и школы (особенно в период начального образования); телевидение и радио, вхожие в семейный быт; а также учреждения культуры, ориентирующиеся на семейный досуг. Надеяться в этом вопросе лишь на сам институт семьи недостаточно, так как языковые аспекты для неё не столь значимы (в сравнении с вопросами бытовой жизнедеятельности, перспективой получения детьми постшкольного образования и иных грядущих проблем). Поэтому существует потребность в более целенаправленной поддержке семейно-языковой политики республиканскими и муниципальными учреждениями и организациями.
9. В системе республиканских СМИ желательно иметь и поддерживать специальный канал «Говорим на родном языке», ориентированный на сельскую аудиторию и бытовую жизнедеятельность городской семьи. Они призваны пропагандировать этноментальность представителей титульного народа во всех её проявлениях.
В системе городских дошкольных учреждений целесообразно расширять сеть с доминированием родного языка. Для этого экономически стимулировать работу воспитателей и оптимизировать оплату родителями.
Посредством премий, конкурсов и квот целесообразно поощрять художественную и научную деятельность, отражающую и выражающую душу титульного народа и его этноментальные качества4.
10. Сегодня не только в национальной политике, но и в этнологической науке отсутствует должное внимание к изучению этноментальных качеств титульных народов Их возрождение и поддержка - это проблема не только отраслевых политик (национальной, культурной, информационной и других), но и внутренней политики в целом. Поведенческим опытом и системой ценностных ориентаций носителей родной этноментальности обладают эт-нофоры. В этой связи целесообразно поднимать их авторитет, поддерживать его информационно и художественно, а по возможности - героизировать.
11. Поскольку национально-культурная политика является не только дифференцированно отраслевой, но и собирательно векторной, её целесообразно осуществлять под руководством должностного лица, уполномоченного поручать (или рекомендовать) реализацию этой политики республиканским министерствам и органам управления, учреждениям и организациям, осуществляющим образовательную и культурно-просветительную работу, а также творческим союзам и средствам массовой информации.
4 Помимо многогранности и сложности семейно-языковой процесс весьма щепетилен. Повышенное внимание к языку титульного народа может восприниматься как этноэгоизм, вызывающий ревностное отношение к нему других народов в субъекте федерации, которые также нуждаются в поддержке родных языков. Такая политика может осуществляться на муниципальном уровне при финансовой поддержке со стороны республиканского, а в перспективе и федерального центра. Сегодня же муниципальная языковая политика способна опираться на Федеральный закон «О национально-культурной автономии».