TECHNICAL SCIENCES
ON THE ISSUE OF SELF-DETERMINATION AND ADAPTATION OF THE UNIVERSITY TO WORK IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION Klimenko I.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Klimenko Irina Sergeevna - Doctor of Technical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, NORTH-CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, PYATIGORSK
Abstract: the article is devoted to the analysis of the processes of adaptation of universities to work in modern conditions. The order of self-determination of the university in terms of goals, position and situation is considered. It is proposed to use modern mechanisms of accounting and verification of professional, social and personal competencies of teaching staff and teaching staff for the organization of a modern educational space and the formation of the personnel potential of an educational institution that can respond to the challenges of the digital economy. This approach will ensure the systematic professional growth of scientific and pedagogical workers, the modernization of vocational education, its changes towards integration with employers.
Keywords: self-determination of a university, digital economy, adaptation.
К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ И АДАПТАЦИИ ВУЗА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ Клименко И.С. (Российская Федерация)
Клименко Ирина Сергеевна - доктор технических наук, профессор, кафедра систем управления и информационных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск
Аннотация: статья посвящена анализу процессов адаптации вузов к работе в современных условиях. Рассматривается порядок самоопределения вуза в целях, позиции и ситуации. Предлагается для организации современного образовательного пространства и формирования кадрового потенциала учебного заведения, способного ответить на вызовы цифровой экономики использовать современные механизмы учета и верификации профессиональных, социальных и личностных компетенций ППС и НПР. Такой подход обеспечит системность профессионального роста научно-педагогических работников, модернизацию профессионального образования, его изменения в сторону интеграции с работодателями. Ключевые слова: самоопределение вуза, цифровая экономика, адаптация.
УДК 378.1
Университет, как часть системы высшего профессионального образования, исторически позиционируется как центр науки и культуры региона, обеспечивающий формирование интеллектуального потенциала. Современное состояние экономики, процессы цифровизации всех сфер открывают для университетов дополнительные возможности как в части организации процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, так и в части взаимодействия со всеми стейкхолдерами образовательного процесса. Очевидным становится тот факт, что
развитие цифровых технологий требует пересмотра традиционных концептуальных основ деятельности вуза и пересмотра его миссии [1]. Сейчас, как никогда становятся актуальными вопросы формирования новых профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава (I II 1С) вузов, научно-педагогических работников (НПР) и всех остальных участников образовательного процесса [2]. Вопросам формирования информационной культуры посвящено много исследований, актуальными являются исследования проблем, связанных с внедрением информационных технологий в процесс формирования специалистов с высшим профессиональным образованием. Если информационные технологии в практике вузовской работы до недавнего времени рассматривались, как инструментальное средство, обеспечивающее наглядность, доступность, релевантность научной информации транслируемой в ходе классической лекции-монолога, то цифровая экономика требует изменения основной образовательной парадигмы, изменения политики в области образования и создания некоторой образовательной экосистемы с возможностью сетевого взаимодействия и использования больших массивов данных [3-4]. Цифровая экономика требует изменения основной образовательной парадигмы, изменения политики в области образования, создания некоторой образовательной экосистемы с возможностью сетевого взаимодействия и использования больших массивов данных. Очевидно, что переосмысление миссии, целей и задач вуза предъявляет новые требования к кадровому составу и кадровому потенциалу учебного заведения. Необходимы современные механизмы учета и верификации профессиональных, социальных и личностных компетенций ППС и НПР.
Предлагается на уровне вуза выделить три направления адаптации к современным условиям жизнедеятельности: переопределение целей и задач университета в соответствии с реалиями цифровой экономики региона; формирование у ППС и НПР вуза потребности к освоению новых профессиональных компетенций, ориентированных на развитие эмоционального интеллекта и системного мышления; реструктуризация образовательного пространства вуза с включением в сферу деятельности работодателей и других участников образовательного процесса. Структура каждого направления содержит такие компоненты как самоопределение в целях, позиции и ситуации. Современный преподаватель, как носитель знаний может и должен так выстраивать алгоритм трансфера своих знаний и опыта, чтобы сформировать у студентов новую систему мышления и готовность к профессиональному, социальному и личностному росту [5]. Возможности, которые предоставляет студенту цифровизация образовательного пространства, создали прецедент «размытости» образовательного процесса: информация может быть получена как в ходе традиционных лекций, семинаров и т. д., так и в процессе веб-общения, именно поэтому экспертная функция преподавателя, обеспечивающего верификацию полученных студентом компетенций, остается незыблемой, хотя и приобретает новые формы. Такой подход позволяет определить перечень наиболее востребованных на рынке труда профессиональных компетенций выпускника вуза, сформировать новые форматы взаимодействия работодателя с вузом. Сегодня, когда обновление технологий идет нарастающими темпами, вузы должны формировать образовательное пространство по принципу опережения с тем, чтобы выпускник вуза к моменту выхода из стен alma-mater обладал актуальными для рынка труда компетенциями и знаниями. Миссия вузов, сегодня заключается в создании и накоплении интеллектуального потенциала государства, формировании творческой личности, обладающей навыками системного мышления, социокоммуникативными компетенциями, способной решать комплексные профессиональные задачи.
Список литературы /References
1. Шебзухова Т.А., Сергеева М.Г. и др. Scientific substantiation of the .Conception of continuous economic education development //The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC ISSN: 2146-5196, March, 2018. Special Edition. С. 178-185.
2. Шебзухова Т.А., Леонтьев и др. Improving the Efficiency of University Management: Teacher's Performance Monitoring as a tool to promote the quality of education//European Research Studies Journal. Vol. XXI, Iss. 2, 2018. С. 527-540.
3. Вишневская Н.Г., Клименко И.С. Роль информационных технологий в активизации инновационной политики вуза. // Научный журнал «Современная наука и инновации», «Северокавказский федеральный университет». № 4 (20), 2017. С. 289-295.
4. Смирнова Е.А., Лягинов Н.М. Формирование информационной культуры в вузе на базе цифровых технологий// Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 4 (68). С. 119.
5. Клименко И.С. Инновационный потенциал решения отдельных проблем высшего профессионального образования. / Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: Ульяновск: ЗЕБРА, 2018. С. 305-311.