Научная статья на тему 'К вопросу о сакральных свойствах талька'

К вопросу о сакральных свойствах талька Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
705
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛЬК / СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ПРЯСЛИЦА / ДИСКИ / УКРАШЕНИЯ / «УТЮЖКИ» / ТАЛЬКОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ НЕПОНЯТНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / САКРАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ТАЛЬКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сериков Юрий Борисович

Статья посвящена определению типологии и характера изделий из талька. Проведенный анализ свидетельствует, что большая часть изделий из талька относится к предметам неутилитарного назначения. А тальковые изделия хозяйственного характера при определенных условиях могли также выполнять культовые функции. Сакральные свойства минерала подчеркиваются находками на разнообразных культовых памятниках как отдельных кусков талька, так и целых их серий. Все это позволяет вполне обоснованно предполагать, что, начиная с эпохи неолита, на восточном склоне Среднего Урала тальк стал восприниматься местным населением как сакральный минерал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сакральных свойствах талька»

УДК 903.26

Юрий Борисович Сериков

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

К ВОПРОСУО САКРАЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ТАЛЬКА

Статья посвящена определению типологии и характера изделий из талька. Проведенный анализ свидетельствует, что большая часть изделий из талька относится к предметам неутилитарного назначения. А тальковые изделия хозяйственного характера при определенных условиях могли также выполнять культовые функции. Сакральные свойства минерала подчеркиваются находками на разнообразных культовых памятниках как отдельных кусков талька, так и целых их серий. Все это позволяет вполне обоснованно предполагать, что, начиная с эпохи неолита, на восточном склоне Среднего Урала тальк стал восприниматься местным населением как сакральный минерал.

Ключевые слова: тальк, скульптурные изображения, пряслица, диски, украшения, «утюжки», тальковые изделия непонятного назначения, сакральное наполнение талька.

Тальк - водный силикат магния. Это мягкая порода, легко режущаяся ногтем, жирная на ощупь. Ее твердость 1 единица по десятибалльной шкале Мооса, удельный вес 2,72,8. Тальк - огнеупорный минерал, температура плавления более 14000С, кислотоупорный, устойчив к солям и щелочам, тепловой изолятор. Разновидностями талька являются стеатит, агалит и благородный тальк. Цвет талька прозрачный, серый, зеленоватый, желтый, коричневый. Месторождения талька известны на Среднем Урале под Екатеринбургом, Кыштымом, Нижним Тагилом. Самое известное месторождение - «Старая линза» в пос. Шабры под Екатеринбургом. Кроме собственно талька известны талькосодержащие породы, такие как талько-хлоритовый и талько-карбонатный сланцы.

Первые изделия из талька появляются в верхнем палеолите. В Смеловской II пещере на Южном Урале в слое возрастом около 30 тыс. лет найдены 31 подвеска из талька и 10 тальковых кусков и пластинок. Подвески выполнены из небольших кусков талька серого, желтоватого и коричневатого оттенков. Следы обработки, за исключением просверленных отверстий, на подвесках практически отсутствуют. Отверстия обычно располагаются в центре изделия, что нехарактерно для более поздних подвесок [4. С. 203, 206-207; рис. 6,1-4].

Отдельные тальковые изделия известны и в мезолитическую эпоху. На древнейшем поселении Горбуновского торфяника Сером Камне найден шлифовальник древков стрел (?), изготовленный из талька [30. С. 23; рис. 5].

Широкое использование изделий из талька начинается в неолите и продолжается во все археологические эпохи вплоть до раннего железного века. В небольших количествах они присутствуют практически во всех исследованных раскопками памятниках.

Все изделия из талька условно можно разделить на две большие группы - хозяйственного назначения и культового.

К культовым отнесены скульптуры, булавы, диски, «утюжки», пряслица, украшения, изделия оригинальные и непонятного назначения.

Наиболее яркими и выразительными скульптурными изображениями являются фигурные молоты. На неолитической стоянке Евстюниха I (черта г. Нижний Тагил) найден фигурный молот из зеленоватого талька в виде головы лося (рис. 1, 1). Его длина 8 см, ширина 4,6 см и высота 4,2 см. В средней части молота просверлено отверстие диаме-

© Ю. Б. Сериков, 2012.

Рис. 1. Изделия из талька (1-3 - фигурные молоты; 4, 6 - скульптуры; 5, 8, 10-13 -подвески; 7 - фигурная нашивка; 9 - нашивка; 1 - Евстюниха I; 2 - случайная находка в бассейне р. Ляли; 3 - Малый Липовый VI; 4, 8, 10-13 - Шайтанское озеро I; 5 - Чащиха II; 6 - Палатки II; 7 - Еловый мыс Исетского озера; 9 - Крутяки I).

тром 1,4—1,8 см. Изображение лося отличается реалистичностью и тщательностью обработки [28. С. 189].

В коллекции Свердловского областного краеведческого музея хранится фигурный молот в виде головы белки (случайная находка), изготовленный из талька коричневато-серого цвета (рис. 1, 2). Высота молота 10,7 см, диаметр основания 5 см. Сквозь молот проходит отверстие диаметром 1,5—2,5 см. Через кончик носа проходит еще одно отверстие небольшого диаметра. Молот украшен резными насечками. На голове и шее сохранились дугообразные линии, нанесенные красновато-коричневой краской [45. С. 256—257].

Зооморфное навершие в виде миниатюрного фигурного молота найдено на стоянке Малый Липовый VI (Аргазинское водохранилище, Челябинская обл.). Навершие вырезано из тальковой гальки серого цвета (рис. 1, 3). В центре скульптуры просверлено отверстие диаметром 0,6—1,2 см. Фигурка размером 5,2 х 2,8 х 1,7 см изображает, по-видимому, лося или лошадь [26. С.257].

Оригинальной, не имеющей аналогов, является скульптура идола из талькохлорита. Он обнаружен у очага в центре энеолитического жилища на поселении Палатки II (пос. Палкино Свердловской обл.) [23. С. 25—26]. Стилизованное изображение человека-совы выполнено в виде бруска трапециевидной формы. Размер скульптуры — 27 х 6,5 х 2,8 см (рис. 1, 6). В верхней части бруска вырезана человеческая голова с массивным клювовидным носом. Торцовые грани бруска украшены резными перекрещивающимися линиями. В древности у скульптуры была отбита нижняя часть [24. С. 255].

В энеолитическом культовом центре Шайтанское озеро I (Кировградский р-н Свердловской обл.) найдена антропоморфная скульптура, вырезанная из плитки светло-серого талька. Ее высота 4,8 см, ширина — 2,1 см, толщина — 0,8—0,9 см. Голова у фигурки отбита, плечи обработаны короткими срезами, ноги обозначены неглубокой прорезью, такими же вырезами показана талия (рис. 1, 4) [32. С. 109]. В целом скульптурка напоминает энеолитические антропоморфные фигурки Андреевского озера, выполненные из глины. У них также в древности были отбиты головы [19. С. 223—224].

Небольшая антропоморфная скульптура из талька найдена на разрушенном многослойном поселении Сигаево III, расположенном на восточном берегу озера Аргази. Она представляет собой тальковый стержень размером 6,5 х 2 х 1,5 см, в верхней части которого вырезано человеческое лицо. Учитывая неглубокие пропилы на обеих торцовых гранях, можно полагать, что она подвешивалась к одежде в качестве оберега или талисмана [27. С. 226—228].

С озера Аргази происходит еще одно тальковое изделие, которое авторы находки определили как антропоморфную скульптуру. Обнаружена она в подъемном материале на стоянке Вишневый I. Скульптура изготовлена из тальковой гальки желтоватого цвета. Она выполнена в виде продолговатого стержня округлого сечения с приострено-закру-гленными концами. Размер изделия — 6,5 х 1,7 х 1,6 см. В средней части гальки нанесено 5 глубоких резных линии, 4 из которых образуют два косых креста. Пятая линия замыкает верхний крест, формируя, по мнению авторов, треугольник лица (рис. 2, 6) [25. С. 83]. Нанесенное изображение можно рассматривать и по-другому: 5 линий образуют ромб и расположенный над ним треугольник. В мансийской мифологии ромб является символом жизненной силы и наносился на деревянные изображения местных духов [11. С.

19, 72]. Если тальковое изделие с Вишневого I рассматривать в данном контексте, тогда можно согласиться с мнением авторов, что оно изображает скульптуру человека.

Плоское изделие из талька в виде головы медведя с двумя просверленными отверстиями можно рассматривать и в качестве скульптуры, и в виде фигурного украшения (рис. 1, 7). Найдено оно при раскопках стоянки на Еловом мысу Исетского озера. По мнению Д. Н. Эдинга, скульптура могла нашиваться на ремень пояса или сбруи в качестве амулета [49. С. 93—94].

Известны скульптурные изображения из талька и других животных, например, фигурки рыб с озераАргази [20. С. 88].

Бесспорно культовое значение имели тальковые булавы и крупные сверленные диски.

Расколотые тальковые булавы найдены в культовом комплексе иткульской культуры на поселении Палатки II и на многослойном памятнике Шигирский Исток III. Подобные булавы, также расколотые на две половинки, но выполненные из других материалов, известны в ряде культовых комплексов Урала эпохи энеолита и раннего железного века (Усть-Вагильский и Махтыльский холмы, погребение Гладунино). С одной стороны, они являются показателем высокого социального статуса определенных лиц, с другой - являются свидетельством специфического ритуала, связанного с раскалыванием изделия и его захоронением.

Возможно, по характеру сакрального назначения в один ряд с булавами следует поставить и крупные сверленные диски диаметром до 9 см. Половина диска из зеленой породы лежала в области шеи в энеолитическом погребении на Аятском озере (Свердловская обл.) [7. С. 199]. Известны факты, что диски с отверстием в центре, вырезанные из мягкого камня, шаманы народов Севера носили на груди. Эти диски помогали шаманам производить магические действия, т.е. в них заключалась магическая сила [14. С. 207]. Поэтому неудивительно что найденные в Среднем Зауралье диски из талька расколоты на две половинки.

Один диск найден на берегу Шигирского торфяника. Он расколот на две половинки. Диаметр диска - 9,2 см, толщина - 2,5 см. В центре диска проделано биконическое отверстие диаметром 2-2,5 см (рис. 2, 1) [2. С. 70]. Второй диск найден на скальном святилище Шайтанский Шихан, расположенном на северном берегу Шайтанского озера. Он расколот не только поперек на две части, но и вдоль. Диаметр диска - 8,5-9 см, реконструируемая толщина - 1,3—1,5 см, диаметр отверстия - 1,6 см (рис. 2, 2). Датировка обоих дисков не установлена. Они могут быть датированы в широком хронологическом диапазоне от энеолита (предпочтительно) до раннего железного века. Еще один расколотый пополам диск из талька диаметром около 6,4 см имеется в коллекции Балакинского поселения эпохи бронзы. Диаметр отверстия - 0,8 см. На Палатках I известен тальковый диск диаметром 8 см, толщиной 1,2—1,8 см, диаметр отверстия - 0,8 см, который залегал недалеко от плавильного горна [10.С. 131-133].

На берегу Шигирского торфяника найден еще один диск из талька. У него тщательно заглажены обе поверхности, одна из них имеет выпуклый характер. Диаметр диска 5,6-5,8 см, толщина 1 см, отверстие отсутствует [2. С. 70].

На береговой полосе энеолитического культового центра Шайтанское озеро I в составе размытого богатого погребения выявлено два диска, которые залегали рядом, друг над другом. Изготовлены они из полупрозрачного зеленоватого благородного талька путем пришлифовки боковых краев пластин по всему периметру. Диаметр дисков 4,5-4,7 см и 5,0-5,2 см, толщина - 0,2 см (рис. 2, 7, 8). Скорее всего, они прикрывали глаза погребенного шамана [31. С. 37].

Известны тальковые диски без отверстий и меньшего размера. На Аятском озере найден диск диаметром 4 см и толщиной 0,3 см. На обеих его плоскостях в центре проделаны небольшие углубления. То есть это изделие представляет собой круг с точкой в центре и является символом солнца.

Такими же солярными знаками были и многочисленные каменные пряслица. В раннем железном веке они широко были распространены по всей территории Урала. Находки пряслиц известны на поселениях (в том числе в жилищах), городищах, святилищах, в погребениях и металлургических комплексах. Очень часто они были орнаментированы.

Орнаменты на пряслицах можно разделить на две большие группы: геометрические и фигуративные. Геометрические гравировки чаще всего представлены знаками солярной

2

Рис. 2. Изделия из талька (1-2 - диски-навершия; 3 - «утюжок»; 4-5 - пряслица; 6 - антропоморфная скульптура; 7-8 - диски; 9-14 - оригинальные изделия непонятного назначения; 1 - северный берег Шигирского торфяника; 2 - Шайтанский Шихан; 3, 7-9, 11-14 - Шайтанское озеро I; 4-5 - Голый Камень; 6 - Вишневый I; 10 - Шигирский Исток III).

символики [34. С. 97]. К ним относятся радиальные лучи, лучи с завитками, кресты, концентрические круги, спирали. Комбинации простых элементов ведут к созданию более сложных солярных символов таких как колесо, свастика, розетка, многолучевая звезда и т.п. (рис. 2, 5). Солярные знаки составляют более половины всех гравировок на каменных пряслицах. Известны отдельные пряслица с гравировками, выпадающие из круга солярной орнаментации. Например, на святилище, расположенном на вершине г. Голый Камень (черта г. Нижний Тагил), найдено тальковое пряслице, на одной стороне которого вырезаны знаки, напоминающие знаки рунического письма (рис. 2, 4) [40. С. 20].

Фигуративные гравировки представлены изображениями различных животных - волка, медведя, лося, иногда - голов хищных птиц. По всей видимости, данные изображения представляют зашифрованные мифологемы. Среди гравировок встречаются изображения свернувшегося хищника, противостоящие фигуры, сцены преследования одного животного другим.

В. Д. Викторова выделяет и третью группу орнаментов на каменных пряслицах, знаки которой выражены в растительном коде. Чаще всего в этой группе гравировок орнамент представлен в виде радиально расходящихся от сверлины ветвей хвойного дерева [8. С. 195]. Автор же эти орнаменты относит к солярным.

Орнаментам на каменных пряслицах и их семантике посвящено немало научных работ. Г. В. Бельтикова полагает, что находки пряслиц возле плавильных горнов свидетельствуют о культовом обряде, в котором пряслице - символ Солнца - способствовало превращению камня (руды) в металл [5. С. 107]. Л. И. Ашихмина считает, что в орнаменте некоторых пряслиц иногда отражена календарная символика и записаны некоторые мифологические картины [3. С. 7]. Автор статьи рассматривает пряслице как солнечный символ, в котором функциональное и сакральное значение солярного орнамента и формы изделия слиты воедино. Пряслице предстает как символ вращения, дающего огонь и тепло. Это дает основание предполагать, что пряслица служили маховичками в лучковых приборах для добывания огня. Эксперимент по добыванию огня с помощью пряслица был продемонстрирован автором на XIII Уральском археологическом совещании в Уфе [29. С. 34-36]. В. Д. Викторова считает, что пряслица имели различное сакральное наполнение: отражали календарную символику и мифологическую картину мира, использовались для добывания огня, а также в металлургических ритуалах [8. С. 194-197]. По мнению В. В. Отрощенко, пряслица могли служить миниатюрными моделями священного дерева [22. С. 224-227]. Широкий и многосторонний анализ пряслиц, проделанный В.Д. Викторовой и О.В. Непомнящей, позволил им прийти к выводу, «солярные знаки на дисках с лесной и лесостепной полосы употреблялись там, где совершались ритуалы, связанные с металлургией, подсечно-огневым земледелием, военными действиями, а также по каким-то другим поводам». Также они считают, что все диски среднего и большого размера использовались в качестве маховичков для добывания огня [10. С. 142]. Следует также добавить, что серия работ ряда исследователей посвящена семантике фигуративных изображений на пряслицах [12. С. 24-26; 8. С. 194-197; 18. С. 201-202; 17. С. 204; 46. С. 125-128].

Пряслица, изготовленные из талькового камня, также были распространены по всему Уралу, но большая их часть сосредоточена в пределах Среднего Зауралья. Десятки тальковых пряслиц найдено на памятниках иткульского металлургического очага. Только на Иткульском городище найдено 65 пряслиц из талька. Это 30 % от общего числа (215 экз.) найденных на нем пряслиц. Как и диски из глины и камня, большая часть тальковых пряслиц украшена солярным орнаментом.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор непонятными и загадочными остаются изделия из камня и глины, за которыми в отечественной литературе закрепилось название «утюжки». Это изделия овальной, подпрямоугольной или иной формы

длиной обычно 10-15 см с поперечным желобком. Они имели широкое распространение

- от Испании до Монголии, но большая их часть сосредоточена на территории Украины, Урала, Зауралья и Ближнего Востока. Датируются «утюжки» в широком хронологическом диапазоне - от мезолита до поздней бронзы. Они встречены на стоянках, поселениях, святилищах, в могильниках и даже в кладах. И. В. Усачевой в ее кандидатской диссертации собраны сведения почти о 450 «утюжках». На территории Урала зафиксировано около 140 «утюжков». 76 % всех «утюжков» изготовлено из талько-хлоритовых пород камня [41. С. 12-22].

Имеется множество точек зрения на функциональное назначение «утюжков». Их считают гладилками для разглаживания швов, маховичками лучковых сверл, абразивами для шлифования или полирования древков стрел и даже атлатлями - утяжелителями для копьеметалок [21. С. 41-42]. В последнее время появилась еще одна версия, в которой «утюжки» рассматриваются в качестве «инструментов для изготовления (выпрямление и уплотнение) легких (тростник, камыш) древков стрел и дротиков» [42. С. 70].

Однако данная гипотеза не может быть принята из-за целого ряда противоречий. Во-первых, далеко не все желобки в «утюжках» имеют округлый (овальный) профиль. Известны желобки прямоугольного, подтреугольного, сегментовидного и трапециевидного сечения. Такие желобки нельзя приспособить для выпрямления древков стрел. Во-вторых, диаметр желобков сильно колеблется - от 4 до 18 мм, а это никак не способствовало стандартизации стрел. И наконец, стрелы являются самым массовым охотничьим оружием, и 450 «утюжков», рассеянных на громадной территории да еще в большом хронологическом диапазоне (от мезолита до бронзы) никак не могли обеспечить нужды лучников.

Эти противоречия замечены многими исследователями, поэтому все больше ученых склоняется к неутилитарному назначению «утюжков» [9. С. 63-67; 15. С. 177; 16. С. 123— 125; 35. С. 59-61]. Элементы иррационального в «утюжках» не отрицает и И. В. Усачева [43. С. 119-120].

На территории Среднего Зауралья тальковые «утюжки» имели широкое распространение в неолите-энеолите. Их находки известны на поселениях Евстюниха I, Полуденка

I, Исетское Правобережное I (2 экз.), Разбойничий остров, Палатки I, Андреевское озеро XIII (2 экз.). Присутствуют они и среди случайных находок на озерах Исетское (2 экз.), Мелкое, Первое Карасье, Палкино [1. С. 240-243; 13. С. 48]. Любопытна находка «утюжка» в культовом комплексе VI разреза на Горбуновском торфянике [50. С. 48]. Наибольший интерес представляет культовый озерный центр Шайтанское озеро I, на котором найдено 8 «утюжков» (рис. 2, 3) [32. С. 108-109; 48. С. 86-88]. Причем 4 энеолитических «утюжка» изготовлено из светло-серого талька, еще один, обнаруженный в составе неолитического клада, выполнен из серого талька с пятнами ожелезнения [37. С. 48].

Следующая группа изделий из талька - это подвески. Большая их часть - свыше 60 %

- обнаружена в погребениях лиц высокого социального статуса, вождей или шаманов [33. С. 100-108; 36. С. 78-84]. Следовательно, все подвески можно считать статусными изделиями. Подвесок из талька известно немного. Самая большая серия происходит с Шайтанского озера I - 7 экз. (рис. 1, 8, 10-13). Единичными экземплярами они известны на Ьой Береговой Горбуновского торфяника, Чащихе II, Истоке II и др. памятниках. К украшениям относятся и нашивки. Фигурная нашивка в виде головы медведя описана ранее (рис. 1, 7). Любопытная нашивка из талька найдена на стоянке Крутяки I. Она имеет трапециевидную форму, в каждом ее углу просверлено по отверстию (одно недо-сверлено). На одной её стороне в бессистемном порядке прорезаны прямые и волнистые линии, а на другой - косой крест (рис. 1, 9).

Оригинальной и в некотором плане загадочной группой изделий из талька являются предметы непонятного функционального и сакрального назначения. К тому же очень часто они представлены не целыми изделиями, а их фрагментами.

Рис. 3. Изделия из талька (1-12, 14) и керамики (13) (1-3, 5 - рыболовные грузила; 4, 6-8 - литейные формы; 9-12 - лощила; 13 - разбильник; 14 - шлифовальник; 1-2, 9-10, 12-13 - Шайтанское озеро I; 3, 5 - Юрьино IV; 4 - Шигирский Исток III; 6 - пос. Баран-чинский; 7 - Палатки !;8- Мурино; 11- Юрьинское поселение; 14- Серый Камень).

Наиболее интересное изделие происходит со стоянки Шигирский Исток III. Оно выполнено из светло-серого талька в форме гусиного яйца (рис. 2, 10). Длина изделия 6,8 см, ширина в средней части - 4 см, толщина 2 см. Не исключено, что данная находка связана с мифологическими представлениями местного населения о создании мира из яйца.

Значительный комплекс тальковых изделий и их обломков (35 экз.) обнаружен в эне-олитическом культовом центре Шайтанское озеро I. Среди них имеются лощила, рыболовные грузила (о них ниже) и серия непонятных изделий. Одно из них изготовлено в виде уплощенного конуса высотой 6,5 см. С двух сторон на нем присутствуют вырезанные каменным резцом линии, параллельные краям изделия и друг другу. В центре изделия этим же резцом нанесены короткие перпендикулярные линии (рис. 2,11). Второе изделие также выполнено в виде конуса высотой 4 см и диаметром основания 1,8-2 см (рис. 2, 12). Возможно, оно использовалось в качестве сердечника в металлургическом производстве при отливке копий. Третье изделие представляет собой просверленную тальковую гальку овальной формы (рис. 2, 14). Для подвески она великовата (высота -

3, 9 см), а для грузила - слишком мало. Остальные предметы представлены обломками. Два из них выполнены в виде узких треугольников или трапеций (рис. 2, 9, 13). Длина обломков составляет 6, 6 и 6,7 см, высота - 2,7-2,8 см. Толщина изделий у основания составляет 0,5 и 0, 9 см. К вершине изделия становятся уже - соответственно 0,1 и 0,5 см. Боковые плоскости тщательно отшлифованы. Для чего они могли применяться - непонятно. Следует упомянуть, что в коллекции памятника присутствует свыше тысячи кусочков талька разного размера. Представлен он разными видами минерала. В основном преобладает светло-серебристый тальк однородного наполнения. Изредка встречались пластинки благородного талька с зеленоватым отливом. Имеются в коллекции и несколько кусков талькохлорита [32. С. 107].

На стоянке Исток I (Басьяновский торфяник, Свердловская обл.) найдена прямоугольная плитка талька размером 3,5 х 2,3 х 1,1 см с цилиндрическим отверстием, выполненным металлическим орудием.

Любопытные изделия из талька обнаружены на энеолитическом поселении Шигир-ского торфяника Горушки I. Изготовлены они в виде брусков прямоугольной формы. Целое изделие имеет размер 9,2 х 4,8 х 2,3 см. На его широкой плоскости расположены две параллельные друг другу канавки диаметром 0,3-0,4 см. На крупном обломке подобного изделия прорезана одна канавка шириной 0,5 см и глубиной до 0,7 см. Третий обломок размером 8,2 х 5 х 2,5 см также имеет два прорезанных параллельных желобка, между которыми выгравирована волнистая линия. На ребрах изделия нанесены крупные насечки. Все изделия тщательно отшлифованы [47. С. 217-218; рис. 1,1-3].

Обломок талькового бруска с насечками был найден у энеолитического очага на поселении Палатки II [23. С. 26; рис. 2, 7].

Непонятные предметы овальной или округлой формы, разнообразные стержни, обломки изделий из талька известны на энеолитических памятниках Аргазинского водохранилища [20. С. 88].

Перечень непонятных изделий из талька можно продолжать и продолжать. На многих памятниках находят обломки тальковых изделий, куски и пластинки талька. К сожалению, далеко не все изделия находят отражение в научных публикациях.

При изучении предметов из талька, естественно, возникает вопрос, а в чем отличие тальковых изделий, от аналогичных изделий, но выполненных из других материалов? Ведь и скульптуры, и «утюжки», и пряслица, и подвески сами по себе уже обладали сакральными свойствами. Изготовление каменных предметов из других минералов (кремня, яшмы, туфопорфирита и т.п.) требовало особого умения и больших затрат времени. Единственным исключением был тальк. Можно предположить, что светло-серый (серебристый) цвет минерала и его способность легко и быстро изменять форму в представле-

ниях древнего человека наделяли тальк особыми магическими свойствами, что и делало его сакрально значимым минералом.

К изделиям хозяйственного назначения, изготовленным из талька, можно отнести литейные формы, лощила, шлифовальник и рыболовные грузила.

Первые литейные формы из талька становятся известными в эпоху энеолита. С развитием цветной металлургии возрастает и количество литейных форм, в том числе и из талька [44. С. 139-140]. Больше всего тальковых литейных форм известно в раннем железном веке. Только в иткульском очаге металлургии (VII—III вв. до н. э.) Г. В. Бельти-кова насчитывает из 106 литейных форм 70 (66 %) - выполненных из талька [6. С. 38-61]. Литейные формы из талька применялись для отливки ножей, кельтов, тесел, долот, клиньев, наконечников стрел, копий и дротиков, различных украшений, антропоморфных и зооморфных изображений (рис. 3, 4, 6-8).

Тальковые лощила появляются в неолите и сохраняются в обиходе до железного века. Они известны на целом ряде археологических памятников: Юрьинское неолитическое поселение, Усть-Вагильский холм, Шайтанское озеро I, Медведка и др. (рис. 3, 9-12). Как правило, их рабочие плоскости слегка вогнуты, изредка - выпуклы. Это свидетельствует о том, что чаще заглаживали и натирали тальком внешнюю поверхность сосудов.

Также для заглаживания служил тальковый шлифовальник с мезолитического поселения Серый Камень (Горбуновский торфяник). Он выполнен в виде плитки прямоугольной формы и прямоугольного сечения. Его размер - 13,3 х 6,0 х 2,7 см. Вдоль плитки по ее середине проходит канавка диаметром 0,6 см (рис. 3, 14). Первоначально он был определен как шлифовальник для заглаживания древков стрел [30. С. 23]. Но вряд ли мезолитические древки стрел имели такой маленький диаметр. Скорее всего, он использовался для полирования костяных игловидных наконечников стрел, а также стержней биконических наконечников.

Последняя группа тальковых изделий хозяйственного назначения - это рыболовные грузила. Они известны на многих памятниках Среднего Зауралья, но никогда не образуют значительных серий. Грузила имеют различную форму, и в принципе их можно относить к изделиям индивидуального характера (рис. 3,1-3, 5).

Детальный анализ тальковых изделий хозяйственного назначения позволяет обозначить и некоторые сакральные аспекты их использования.

В литейных формах происходило чудодейственное превращение расплавленного металла в готовое изделие. Это делало металлургов лицами высокого социального и сакрального ранга.

Натирание тальковыми лощилами внешней и внутренней поверхности сосудов имело не только практическое значение, но, учитывая особые свойства талька, служило и для оберегания сосудов от вредных внешних воздействий. Такое же значение мог иметь и тальковый шлифовальник.

Интересное орудие из фрагмента энеолитического керамического сосуда обнаружено в культовом озерном центре Шайтанское озеро I (рис. 3, 13). В результате сильной сработанности один его край приобрел вогнутый характер. Сработанность представлена сериями параллельных канавок диаметром 1-2 мм, которые стерли под углом край черепка в виде сегментообразной выемки глубиной до 1 мм. Трасологический анализ показал, что фрагмент керамики служил разбильником для разминания нитей из сухожилий. Важной деталью данного процесса работы является то, что одновременно с разминанием происходило натирание нити тальком. Вся сработанная вогнутая поверхность орудия окрашена в светло-серый цвет от втертого в нее талька. Тогда как боковые края черепка имеют обычный красно-коричневый цвет. По-видимому, натирание нити тальком имело какой-то особый сакральный смысл. Следует также подчеркнуть, что поверхность фрагмента с двух сторон заметно окрашена охрой [38. С. 282].

Что касается рыболовных грузил, то здесь тоже выявлены интересные аспекты их использования. На Шайтанском озере I найдено свыше 150 каменных и керамических рыболовных грузил. Глиняные грузила представлены веретенообразными изделиями длиной около 10 см - 30 экз. Но в коллекции памятника имеется точно такое же рыболовное грузило, но выполненное из талька. Его длина (часть кончика отломана) - 10,9 см, диаметр в средней части - 2, см (рис. 3,1). На поверхности изделия присутствуют следы строгания каменным ножом. Большую серию составляют каменные грузила в виде «пирожков». Они имеют уплощенное тело и заостренные концы. Форма грузилам придана оббивкой с последующей пришлифовкой боковых поверхностей. Несмотря стандартную форму, длина грузил колеблется от 6 до 8,5 см [32. С. 107]. Среди них присутствует грузило в виде «пирожка», изготовленное из талька. Длина его 9 см, ширина в средней части - 4,1 см (рис. 3, 2). Поскольку грузила из талька представлены единичными экземплярами, можно предположить, что в некоторых сетях в комплект рыболовных грузил входило и одно тальковое. Оно могло иметь такую же форму как и остальные в данном наборе сети, но могли иметь и другую форму. Важным являлось то, что они были изготовлены из талька. Видимо, наличие таких грузил в наборе должно было обеспечить хороший улов и обезопасить сеть и улов от вредных внешних воздействий.

Знакомство в палеолите и мезолите древнего населения со свойствами талька - мягкостью, истираемостью, огнеупорностью, способностью образовывать на предмете защитную пленку, а также легко принимать нужную форму - со временем привело к тому, что население восточного склона Среднего Урала стало наделять тальк апотропеическими защитными свойствами. Не исключено, что и примешивание талька в глину для лепки сосудов производилось также с целью освящения и защиты нового материала - глины. На Шайтанском озере выявлен удивительный факт, наглядно подчеркивающий апотро-пеический характер талька. На скальном святилище Шайтанский Шихан в щели между валунами найден погребально-жертвенный комплекс эпохи энеолита в виде кальцинированных костей человека и 76 костяных подвесок. Сверху этот комплекс был засыпан 546 пластинками серебристого талька [39. С. 108-110]. Данный факт позволяет также понять, почему на многих памятниках (прежде всего, культового характера) всегда присутствуют как отдельные куски, так и целые серии кусков талька. На Шайтанском озере I их найдено свыше тысячи.

Таким образом, анализ разнообразных изделий из талька позволяет вполне обоснованно предполагать, что, начиная с эпохи неолита, на восточном склоне Среднего Урала (а возможно, и шире) тальк стал восприниматься местным населением как сакральный минерал.

Список литературы

1. Алексашенко, Н. А. «Утюжки» под микроскопом [Текст] / Н. А. Алексашенко // Культовые памятники горно-лесного Урала. - Екатеринбург : УрО РАН, 2004. - С. 239-254.

2. Археологические памятники Шигирского торфяника [Текст]. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2001. - 196 с.

3. Ашихмина, Л. И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа [Текст] / Л. И. Ашихмина // Серия препринтов «Научные доклады». - Сыктывкар : Коми научный центр УрО РАН, 1992. Вып. 298. - 32 с.

4. Бадер, О. Н. Смеловская II палеолитическая стоянка в степях Южного Урала [Текст] /О. Н. Бадер //МИА. - 1971.-№ 173.-С. 200-208.

5. Бельтикова, Г. В. Памятник металлургии на острове Малый Вишневый [Текст] / Г. В. Бельтикова // Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. - Свердловск : УрГУ, 1988. - С. 103-117.

6. Бельтикова, Г. В. Литейные формы иткульского очага металлургии (VII—III вв. до н. э.) [Текст] / Г. В. Бельтикова // Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье. - Екатеринбург : УИФ «Наука», 1993. - С. 38-75.

7. Берс, Е. М. Поздненеолитическое погребение нар. Аять в Среднем Зауралье [Текст] / Е. М. Берс // СА. - 1976. -№4.- С. 190-200.

8. Викторова, В. Д. Пряслица в мифо-ритуальной практике народов Урала в раннем железном веке [Текст] / В. Д. Виткорова // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание : материалы международной научной конференции. - Пермь : ПГУ,

2003.- С. 194-197.

9. Викторова, В. Д. «Утюжки» с неолитических и энеолитических памятников Зауралья [Текст] / В. Д. Викторова, В. Ф. Кернер // Вопросы археологии Урала. - Екатеринбург : УрГУ, 1998. Вып. 23. - С. 63-80.

10. Викторова, В. Д. «Пряслица» с памятников иткульского металлургического очага [Текст] / В. Д. Викторова, О. В. Непомнящая // Пятые Берсовские чтения. - Екатеринбург : Изд-во КВАДРАТ, 2006. С. 130-143.

11. Гемуев, И. Н. Религия народа манси. Культовые места (XIX - начало XX в.) [Текст] / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. - Новосибирск : Наука, 1986. - 192 с.

12. Гуляева, Ю. П. Солярная символика на изделиях ананьинской культуры (VIII—III вв. до н. э.) [Текст] / Ю. П. Гуляева, С. Н. Коренюк // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии». - Пермь : изд-во СГПИ, 1996.

- С. 24-26.

13. Дмитриев, П. А. Шигирская культура на восточном склоне Урала [Текст] / П. А. Дмитриев // МИА. -1951.-№21.-С. 28-94.

14. Кернер, В. Ф. Магический кристалл [Текст] / В. Ф. Кернер // Культовые памятники горно-лесного Урала. - Екатеринбург : УрО РАН, 2004. - С. 193-209.

15. Ковалева, В. Т. Историография и дискуссионные проблемы боборыкинской культуры [Текст] / В. Т. Ковалева, С. Ю. Зырянова// Вопросы археологии Урала. - Екатеринбург : УрГУ, 1998. Вып. 23. - С. 162-183.

16. Ковалева, В. Т. Прообраз Индры: об интерпретации антропоморфного изображения на сосуде [Текст] / В. Т. Ковалева, С. Н. Шилов // Вопросы археологии Урала. - Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2002. Вып. 24. - С. 119-126.

17. Коренюк, С. Н. Образ волка-собаки в искусстве населения Прикамья в раннем железном веке [Текст] / С. Н. Коренюк // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание : материалы международной научной конференции. - Пермь : ПГУ,

2003. - С. 203-205.

18. Котов, В. Г. Семантика пряслиц ананьинской культуры [Текст] / В. Г. Котов // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание : материалы международной научной конференции. - Пермь : ПГУ, 2003. - С. 201-202.

19. Матвеева, Н. П. Антропоморфные фигурки из раскопок у Андреевского озера [Текст] / Н. П. Матвеева // СА. - 1985. -№2.- С. 223-224.

20. Нохрина, Т. И. Использование талькосодержащих пород древнейшим населением Урала [Текст] / Т. И. Нохрина, И. В. Усачева // Актуальные проблемы сибирской археологии (тезисы научной конференции). - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1996.

- С. 87-88.

21. Нохрина, Т. И. Некоторые проблемы изучения «утюжков» [Текст] / Т. И. Нохрина, И. В. Усачева // III Берсовские чтения : материалы научно-практической конференции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Екатеринбург : Банк культурной информации, 1999. - С. 39-42.

22. Отрощенко, В. В. О функции колесовидных дисков эпохи поздней бронзы [Текст] / В. В. Отрощенко // Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А. А. Формозова). - М. : ИА РАН. 2004. - С. 224-227.

23. Панина, С. Н. Палатки II - поселение аятской культуры на р. Исеть [Текст] /

С. Н. Панина // Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. -Свердловск : УрГУ, 1988. - С. 18-29.

24. Панина, С. Н. Культовые предметы в собрании археологических коллекций Свердловского областного краеведческого музея [Текст] / С. Н. Панина//Культовые памятники горно-лесного Урала. - Екатеринбург : УрО РАН, 2004. - С. 255-256.

25. Петрин, В. Т. Антропоморфная скульптура эпохи неолита с Южного Урала [Текст] / В. Т. Петрин, И. В. Усачева // Образы и сакральное пространство древних эпох. - Екатеринбург : «Аква-Пресс», 2003. - С. 83-86.

26. Петрин, В. Т. Каменные навершия с оз. Аргази [Текст] / В. Т. Петрин, И. В. Усачева // Культовые памятники горно-лесного Урала. - Екатеринбург : УрО РАН, 2004. - С. 257-258.

27. Петрин, В. Т. Антропоморфная скульптура эпохи бронзы с Южного Урала [Текст] / В. Т. Петрин, А. Ф. Шорин // СА. - 1980. -№2.- С. 226-228.

28. Россадович, А. И. Древнейшая скульптура лесного Зауралья [Текст] / А. И. Росса-дович, Ю. Б. Сериков, В. Ф. Старков // СА. - 1976. -№4.- С. 185-190.

29. Сериков, Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц [Текст] / Ю. Б. Сериков // XIII УАС. Тез. докладов. - Уфа: «Восточный университет», 1996. Ч. 2. - С. 34-36.

30. Сериков, Ю. Б. Серый Камень - древнейший памятник Горбуновского торфяника [Текст] / Ю. Б. Сериков // Охранные археологические исследования на Среднем Урале. -Екатеринбург: Издательство «Екатеринбург», 1997. - С. 15-25.

31. Сериков, Ю. Б. Энеолитическое погребение с Шайтанского озера [Текст] / Ю. Б. Сериков // Нижнетагильский государственный педагогический институт. Ученые записки. Общественные науки. - Нижний Тагил : НТГПИ, 2002. Том 2. Часть 2. - С. 35-50.

32. Сериков, Ю. Б. Культовый памятник нового типа на западном берегу Шайтанского озера [Текст] / Ю. Б. Сериков // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Общественные науки. - Нижний Тагил : НТГСПА,

2004. - С. 101-146.

33. Сериков, Ю. Б. Подвески и нашивки энеолитической эпохи (по материалам культового центра на Шайтанском озере) [Текст] / Ю. Б. Сериков // Четвертые Берсовские чтения. - Екатеринбург : ООО «АКВА-ПРЕСС», 2004. - С. 100-108.

34. Сериков, Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц [Текст] / Ю. Б. Сериков // Археология Урала и Западной Сибири. - Екатеринбург : УрГУ, 2005. - С. 93-101.

35. Сериков, Ю. Б. «Утюжки» с Шайтанского озера [Текст] / Ю. Б. Сериков // Nota Bene. Вып. I. Случайная находка. - Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2007. - С. 59-61.

36. Сериков, Ю. Б. Украшения древнего человека по материалам археологических памятников Урала [Текст] / Ю. Б. Сериков // Памятники археологии и художественное творчество: Материалы осеннего коллоквиума. Вып. 4. - Омск : изд-во ОмГПУ, 2007.

- С. 78-84.

37. Сериков, Ю. Б. Случайная находка с Шайтанского озера [Текст] / Ю. Б. Сериков // Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. Материалы тематической научной конференции. - Санкт-Петербург : ООО «ЭлекСис, 2008. - С. 47-50.

38. Сериков, Ю. Б. Использование фрагментов керамики в хозяйственной практике древнего человека (по данным трасологического анализа) [Текст] / Ю. Б. Сериков // VII исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова : сборник научных трудов. -Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008. - С. 279-286.

39. Сериков, Ю. Б. Новое энеолитическое погребение с Шайтанского озера (Среднее Зауралье) [Текст] / Ю. Б. Сериков // XVIII Уральское археологическое совещание: куль-

турные области, археологические культуры, хронология : материалы XVIII Уральского археологического совещания. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2010.- С. 108-110.

40. Сериков, Ю. Б. Святилище на вершине горы Голый Камень (Нижний Тагил) [Текст] / Ю. Б. Сериков, Л. В. Серикова. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2005. - 79 с.

41. Усачева, И. В. «Утюжки» в культурах Евразии [Текст] / И. В. Усачева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2005. -№6.- С. 12-23.

42. Усачева, И. В. Эти загадочные «утюжки» [Текст] / И. В. Усачева // Уральский исторический вестник. № 14. Материалы к II Международному Северному археологическому конгрессу. Специальный выпуск. - Екатеринбург : УрО РАН, 2006. - С. 63-75.

43. Усачева, И. В. Иррациональное в «утюжках» [Текст] / И. В. Усачева//XVII Уральское археологическое совещание : материалы научной конференции. - Екатеринбург-Сургут : изд-во «Магеллан», 2007. - С. 119-120.

44. Хребтикова, К. С. Использование талька в хозяйственной и культовой практике древнего человека[Текст] / К. С. Хребтикова // Нижнетагильский государственный педагогический институт. Ученые записки. Общественные науки. Нижний Тагил: НТГПИ, 2002. Том 2. Часть 2. - С. 139-147.

45. Ченченкова, О. П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла Ш-[ тыс. до н. э. [Текст] / О. П. Ченченкова. - Екатеринбург : «Тезис», 2004. - 336 с.

46. Черных, Е. М. «Свернувшийся зверь» - волк, медведь, дракон? (К вопросу о появлении мотива в декоре пряслиц ананьинской культуры) [Текст] / Е. М. Черных, И. Г. Тищенко // Пятые Берсовские чтения. - Екатеринбург : Изд-во КВАДРАТ, 2006. - С. 125-129.

47. Шаманаев, А. В. Изделие с гравировкой эпохи энеолита из горно-лесного Зауралья (поселение Горушки I) [Текст] / А. В. Шаманаев // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: материалы тематической научной конференции. - СПб. : СПбГУ,

2004.-С. 215-218.

48. Шаманаев, А. В. Предметы культового назначения стоянки Шайтанское озеро I [Текст] / А. В. Шаманаев, С. Ю. Зырянова// 120 лет археологии Восточного склона Урала. Первые чтения памяти В. Ф. Генинга. Ч. 1. Из истории уральской археологии. Духовная культура Урала : материалы конференции. - Екатеринбург : УрГУ, 1999. - С. 84-89.

49. Эдинг, Д. Н. Резная скульптура Урала [Текст] / Д. Н. Эдинг // Труды ГИМа. - 1940.

- Вып. X.-104 с.

50. Эдинг, Д. Н. Новые находки на Горбуновском торфянике [Текст] / Д. Н. Эдинг // МИА. - 1940. - № 1.-С. 41-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.