УДК 159.9 + 316.6
К ВОПРОСУ О РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ольга О. Андронникова1' @1, Полина С. Герасимова1' @
1
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
@1 [email protected] @2gerasimovapolina@gmail. com
Поступила в редакцию 15.03.2016. Принята к печати 20.04.2016.
Ключевые слова: социальный интеллект, виктимность, компетентность, социально-психологическая компетентность, социализация, социальная адаптация.
Аннотация: В данной статье представлен анализ конструкта «социальный интеллект» в контексте исследования нарушения процессов социализации и адаптации, а также формирования виктимности личности в современных социокультурных условиях. В работе представлен анализ основных подходов к пониманию социального интеллекта, его соотношения с различными видами компетентности личности. С точки зрения потенциальной возможности прояснения причин нарушения процесса социализации и развития виктимности личности, а также дезадаптационных стратегий поведения, рассмотрены причины и последствия затруднения социального функционирования личности. Осуществлен ретроспективный анализ развития понятия «социальный интеллект» в отечественной и зарубежной психологической науке, его связь с такими понятиями, как «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», «социально-перцептивная компетентность». Анализ и синтез рассмотренных подходов позволили сделать предположения о роли социального интеллекта в детерминации процесса социализации и предложить новый подход к решению проблемы нарушения социального функционирования человека.
Для цитирования: Андронникова О. О., Герасимова П. С. К вопросу о роли социального интеллекта в социализации личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 120 - 125. DOI: 10.21603/20788975-2016-4-120-125.
В конце XX - начале XXI вв. стремительные изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах приводят к значительным трансформациям условий развития личности и осложняют процессы социализации и социальной адаптации. Эти дисфункции обуславливают снижение уровня социализированности, затрудняют возможность функционирования человека в обществе и формируют состояние личной виктимности [15, с. 217].
Согласно определению Е. В. Руденского, синдром личной виктимности - это система взаимосвязанных социальных и психологических качеств личности, так называемых дефицитов компетентностей, формирующих социальную уязвимость, проявляющуюся в снижении потенциала адаптивности и риске нарушения социализации и адаптации. Таким образом, затруднение социального функционирования происходит за счет нарушения формирования и развития ряда компетентностей, в том числе и социально-психологической компетентности, позволяющей человеку взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений и являющейся базовым условием социализации [15, с. 218].
Нарушение данной компетентности является одним из факторов нарушения процесса социализации, выражающегося в социальной дезадаптации индивида, несоответствия его поведения нормам и требованиям той сис-
темы общественных отношений, в которую он включен. Обозначим при этом, что нарушения социализации могут приобретать формы, при которых социальная дезадаптация не носит асоциального и противоправного характера, а могут приобретать и такие формы, при которых нарушения социализации носят антиобщественный характер.
В настоящее время поиск путей снижения уровня социальной дезадаптации и её предупреждение являются одними из приоритетных задач, но традиционные методы, использующиеся для решения данной проблемы в современных социокультурных условиях, малоэффективны. Это приводит к необходимости радикального изменения подходов и проведения дополнительных исследований в контексте решения возникших затруднений [1].
В данном контексте вновь становятся актуальными исследования, начавшиеся в начале двадцатого века, рассматривавшие способности, связанные как с социальной, так и эмоциональной сферами психики, и позволяющие личности строить систему межличностных отношений и быть эффективным в социуме. Именно к ним относится проблема исследования социального интеллекта.
Понятие «интеллект» трактуется совершенно по-разному каждым научным направлением или школой. По мнению большинства ученых, интеллект можно рассматривать как способность человека к обучению и развитию когнитивной сферы [8, с. 18]. Однако помимо этого, та-
кие исследователи, как В. Штерн, Л. Поллани, Ж. Пиаже, Г. Ю. Айзенк, Р. Стернберг и др., указывают на роль интеллекта в адаптации и регуляции поведения и трактуют интеллект как общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения определенной задачи во внутреннем плане действия при доминировании сознания [18].
В зарубежной психологической науке исследования социального интеллекта были связаны с попыткой выделить способности, позволяющие действовать в ситуациях межличностного общения и эффективно управлять ими. Разрабатывая различные модели интеллекта такие авторы, как Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Г. Ю. Айзенк, Х. Гарднер, обозначали способности, имеющие отношение к поведению человека, и считали, что способности людей понимать другого могут быть выражены больше или меньше, равно как и способность оказывать на людей влияние, т. е. «действовать разумным образом в человеческих отношениях» [25, с. 227].
Первую модель, содержащую социальный интеллект, предложил Э. Л. Торндайк в 1920 г. и описал его как способность человека понимать других людей, управлять ими и быть успешным в рамках системы межличностных отношений [25, с. 228].
По мнению исследователя Г. Оллпорта, социальный интеллект выступает в качестве «социального дара», позволяющего строить комфортные межличностные отношения, результатом которого является не глубина отношений, а социальное приспособление [21]. Следует заметить, что в своих работах Г. Оллпорт впервые поставил акцент на межличностном взаимодействии, а отмеченные им качества личности дают представление о социальных способностях, играющих ведущую роль в понимании другого [11].
Несколько позже рядом исследователей проводились работы, направленные на уточнение представления об этом конструкте. Так, Ф. Мосс и Е. Хант в 1927 г. [23] обозначили его как способность ладить с другими людьми, П. Е. Вернон обозначил социальный интеллект как «способность человека ладить с людьми в целом, обладание социальными техниками, легкость в общении, знания социальных вопросов, восприимчивость к стимулам со стороны других членов группы, а также понимание переменчивости настроений или основных черт личности незнакомых людей» (цит. по: [23]), Д. Векслер начал рассматривать социальный интеллект в контексте понимания социальных ситуаций [4, с. 22].
Дальнейшая разработка этой проблемы О'Салливан позволила обозначить категории поведенческого познания, представляющие собой способность понимать различные аспекты личности, влияющие на поведение в социуме [7, с. 5].
После работ Дж. Гилфорда и О'Салливана, несмотря на спад интереса к этой проблематике, некоторые ученые продолжили попытки выделить способности в этой области, провели более детальную разработку терминологического аппарата и старались определить место этих способностей в структуре общего интеллекта. В результате исследований были предложены следующие
термины: «социальная интуиция» (Ф. С. Чапин), «невербальная чувствительность» (Р. Розенталь), «социальная интерпретация» (Д. Арчер и Р. М. Акерт). Наиболее перспективными были исследования Р. И. Риггио, предложившего оценивать социальный интеллект с помощью выделенных им социальных навыков, а также А. К. Джонс и Дж. Д. Дэй, представивших в своих исследованиях такие факторы, как «кристаллизованные социальные знания» и «социально-когнитивную гибкость» [24].
В отечественной психологической науке первые упоминания о социальном интеллекте появились лишь в последней трети двадцатого столетия, но разработка этого конструкта фокусировалась в основном на когнитивных и социально-перцептивных особенностях человека, а также на приобретенном социальном опыте. Однако дальнейшая разработка позволила включить в содержание социального интеллекта личностные характеристики [6].
Так, в работах Ю. Н. Емельянова и Л. И. Анцыфе-ровой социальный интеллект связывается с понятием «социальная сензитивность» и рассматривается как «...устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [19, с. 7; 3, с. 54].
В исследованиях Н. А. Кудрявцевой социальный интеллект рассматривается как способность к мыслительным операциям, направленная на процессы взаимодействия в системе межличностных отношений и преодоление эмоционального заражения [11].
Исследователи Н. В. Бачманова и Н. А. Стафурина понимают под социальным интеллектом практическую способность к решению задач на межличностное общение и сам талант общения. А. Л. Южанинова предлагает рассматривать социальный интеллект как способность, содержащую такие компоненты, как социально-перцептивные способности, социальное воображение и социальную технику общения, оказывающую влияние на успешность адаптации человека к социокультурным условиям [20].
М. И. Бобнева рассматривает социальный интеллект как способность, которая формируется и развивается при включении человека в сферу социальных взаимодействий [5].
По мнению Е. С. Михайловой (Алешиной), исследуемый феномен является интеллектуальной способностью, лежащей в основе как эффективного общения, так и успешной социальной адаптации, и связанной с прогнозированием поведения и распознаванием намерений, чувств и эмоций посредством интерпретации невербальной и вербальной экспрессии [14].
В. Н. Куницына, рассматривая социальный интеллект как способность, предполагает, что в её основе лежит комплекс черт как интеллектуальных, так личностных и поведенческих, позволяющих интерпретировать информацию и осуществлять прогностическую функцию в ситуациях социального взаимодействия [12, с. 50].
По мнению О. Б. Чесноковой, социальный интеллект выступает в качестве познавательной способности, по-
зволяющей личности понимать и ориентироваться в конкретных ситуациях, отражающих отношения личности с социальной действительностью [19, с. 54].
В исследованиях Д. В. Ушакова и его коллег социальный интеллект определяется как способность понимать внутренний мир других людей, а также их поведение, способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов социальных умений и компетентности, но не исчерпывает их [19, с. 15], и обладает рядом характерных структурных особенностей: континуальным характером; использованием невербальной репрезентации; потерей точности социального оценивания при вербализации; формированием в процессе имплицитного научения; использованием «внутреннего» опыта [17, с. 5].
В работах другого отечественного исследователя А. И. Савенкова социальный интеллект предлагается рассматривать как совокупность двух факторов: «кристаллизованных социальных знаний», полученных в результате социального научения и в ходе собственной исследовательской практики, и социально-когнитивной гибкости, проявляющейся в способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем [16].
Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить, что в настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных данной проблеме, понятие «социальный интеллект» не имеет однозначного определения и рассматривается с различных методологических позиций.
Рассматривая интересующий нас феномен в рамках компетентностного подхода и в соотношении с такими понятиями, как «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», «социально-перцептивная компетентность», можно увидеть, что исследователи не дают однозначного ответа на вопрос об их взаимосвязи и места способностей в области поведения для формирования и развития указанных компетентностей.
Так, рассматривая взаимосвязь коммуникативной компетентности и социального интеллекта, Ю. Н. Емельянов в своей работе рассматривает социальный интеллект в качестве психологической основы формирования коммуникативной компетентности. Однако отмечает исследователь, не следует рассматривать социальный интеллект в качестве предиктора коммуникативной компетентности [9].
Связь понятий «социальная компетентность» и «социальный интеллект», по мнению Е. В. Коблянской, выражается в том, что высокий уровень компетентности обеспечивается высоким уровнем способностей в области социального интеллекта.
Согласно исследованиям В. Н. Куницыной, социальный интеллект является способностью, позволяющей воспринимать и понимать социальную реальность, а социальная компетентность в данном контексте выступает в качестве результата этого восприятия и понимания. Данные способности позволяют эффективно адаптироваться в изменяющихся условиях социального взаимодействия, позволяют адекватно оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение. Однако их различие состоит в функциях и особенностях развития. Исследова-
тель указывает, что социальную компетентность возможно развивать через расширение представлений и формирование и развитие навыков. Социальный интеллект совершенствуется через развитие личностных свойств, таких как самоконтроль, саморегуляция и стрес-соустойчивость [12, с. 138].
В отечественной психологической науке ученые также соотносят понятия социально-перцептивной компетентности и социального интеллекта, связывая по принципу того, какой тип задач в сфере межличностных отношений они позволяют решать. Например, способность к социальной проницательности необходима для быстрого понимания и прогнозирования поведения партнера и складывающихся отношений. В этом контексте социальный интеллект выступает в качестве способности, позволяющей видеть и понимать сложные отношения и зависимости в системе социальных связей, интерпретировать действия партнера по общению и социальную ситуацию [13].
Представленные подходы к определению места социального интеллекта в структуре компетентности демонстрируют вариативность и неоднозначность теоретико-методологических позиций.
Мы предлагаем рассматривать социальный интеллект в связи с социально-психологической компетентностью личности, которая является базовым условием эффективности функционирования личности в социуме (следовательно, социализации и адаптации) и понимается как способность индивида эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений. Структуру социально-психологической компетентности составляют следующие способности: ориентироваться в социальных ситуациях, определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
В данном контексте мы предлагаем рассматривать социальный интеллект как интегральную, интеллектуальную способность, определяющую успешность функционирования личности в системе межличностных отношений, позволяющей прогнозировать как свое собственное поведение, так и поведение других людей в ситуациях межличностного общения, и лежащей в основе социально-психологической компетентности личности, обеспечивающей социализацию и социальную адаптацию личности.
Предложенные определения позволяют рассмотреть социальный интеллект как способность, определяющую формирование и развитие социально-психологической компетентности и оказывающую влияние на эффективность социализации и социальной адаптации. Данные предположения о роли социального интеллекта в функционировании личности в ситуации межличностного взаимодействия и его связи с социально-психологической компетентностью позволяют пересмотреть теоретико-методологические подходы, определить проблемное поле исследования, выдвинуть ряд гипотез об особенностях феноменов в сфере социального познания, выделить и экспериментально обосновать структурные компоненты, а также обозначить основные направления
исследований в этой области: дальнейшее определение онтологического статуса и содержания понятия «социальный интеллект», разработка модели социального интеллекта в рамках компетентностного подхода, проблема соотношения биологической и социокультурной обусловленности социального интеллекта и разработка психодиагностического инструментария [7].
Исследования, проведенные в рамках новых подходов, позволят раскрыть факторы детерминации процесса социализации и, как следствие, помогут определить, влияние каких факторов оказывает определяющее воздействие на нарушение процесса социализации и соци-
альной адаптации личности на различных возрастных этапах; раскрыть роль социального интеллекта в формировании и развитии социально-психологической компетентности.
Проведенные исследования позволят предложить новый подход к решению проблемы нарушения социального функционирования человека, будут являться научным обоснованием и позволят разработать новые методы, методики и технологии профилактики и коррекции нарушений процесса социализации, социальной дезадаптации и виктимного поведения на различных возрастных этапах и в различных социальных институтах [2].
Литература
1. Андронникова О. О. Влияние индивидуального опыта на виктимизацию личности подростка // Философия образования. 2015. № 1(58). С. 58 - 69.
2. Андронникова О. О. Возможности трансформации дезадаптивных форм виктимного поведения подростков в образовательном пространстве // Философия образования. 2014. № 1(52). С. 178 - 184.
3. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52 - 60.
4. Белова С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.
5. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.
6. Герасимова П. С. Роль личностных характеристик в контексте анализа социального интеллекта // СМАЛЬТА. 2015. № 6. С. 21 - 24.
7. Герасимова П. С. Основные направления исследования социального интеллекта // Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16 - 18 апреля 2013 г.) / под ред. Н. Я. Большуновой. О. А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. С. 165 - 168.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
9. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.
10. Кудинова И. Б. Психологические условия становления социального интеллекта личности: на примере старшеклассников и студентов: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2006. 220 с.
11. Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993 - 1994). СПб., 1995.
12. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995. С. 48 - 61.
13. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. М.: Академия, 2001. 288 с.
14. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. СПб., 1996. 53 с.
15. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической викти-мизации личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 217 - 222.
16. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 94 - 101.
17. Ушаков Д. В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. 176 с.
18. Челомбицкая М. П., Подопригора А. С. Интеллект как способ социальной адаптации и самоактуализации человека // Вестник ДГТУ. 2008. № S. С. 57 - 66.
19. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание. Общество. Развитие. М.: ИПРАН, 1996. С. 54 - 75.
20. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63 - 67.
21. Allport G. W. Pattern and grow thin personality. New York: Holt Rinehart and Winston, 1961. 593 p.
22. GuiIfогd J. P. Three faces of intellect // The American Psychologist. 1959. № 8.
23. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence // R. J. Sternberg (Ed.), Hand book of intelligence, 2nd ed. Cambridge, U. K.: Cambridge University Press. 2000. Р. 359 - 379.
24. Lowman R. L., Leeman G. E. The dimensionality of social intelligence: social abilities, interests, and needs // Journal of Psychology. 1988. № 122. P. 279 - 290.
25. Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper's Magazine. 1920. № 140. Р. 227 - 235.
THE ROLE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN THE SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL
Olga O. Andronnikova1' @1, Polina S. Gerasimova1' @
1 Novosibirsk Pedagogical State University, 28, Vilyuyskaya street, Novosibirsk, Russia, 630126 @1 andronnikovaO@gmail. com @ [email protected]
Received 15.03.2016. Accepted 20.04.2016.
Keywords: social intelligence, victimization, competence, social and psychological competence, socialization, social adaptation.
Abstract: The article presents an analysis of the construct of "social intelligence" in the context of investigation of violation of socialization and adaptation processes, as well as formation of victimization of the individual in contemporary socio-cultural catches. The paper presents an analysis of the main approaches to the understanding of social intelligence, as well as its relations with various kinds of competence of the individual. The article considered causes and effects of difficulties in social functioning of the individual. A retrospective analysis of development of the concept of "social intelligence" in domestic and foreign psychological science, its relationship with such concepts as "communicative competence", "social competence", "social and perceptual competence" is presented. Analysis and synthesis of these approaches has led to the assumption of the role of social intelligence in determining the socialization process, and makes it possible to offer a new approach to solving the problem of violations of human social functioning.
For citation: Andronnikova O. O., Gerasimova P. S. K voprosu o roli sotsial'nogo intellekta v sotsializatsii lichnosti [The role of social intelligence in the socialization of the individual]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 120 - 125. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-120-125.
References
1. Andronnikova O. O. Vliianie individual'nogo opyta na viktimizatsiiu lichnosti podrostka [The impact on the individual experience of victimization of adolescent's personality]. Filosofua obrazovaniia = Philosophy of education, no. 1(58) (2015): 58-69.
2. Andronnikova O. O. Vozmozhnosti transfonnatsii dezadaptivnykh form viktimnogo povedeniia podrostkov v obrazovatel'nom prostranstve [The possibilities of transformation maladaptive forms of victim behavior of teenagers in educational space]. Filosofua obrazovaniia = Philosophy of education, no. 1(52) (2014): 178 - 184.
3. Antsyferova L. I. Psikhologicheskie zakonomernosti razvitiia lichnosti vzroslogo cheloveka i problema nepreryvnogo obrazovaniia [Psychological regularities of the personality of an adult and the problem of continuing education], Psikhologicheskii zhurnal = Psychological journal, no. 2 (1980): 52 - 60.
4. Belova S. S. Verbalizovannyi i neverbalizovannvi komponentv sotsial'nogo intellekta. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Verbalize and unverbalized components of social intelligence. Cand. psych. Sci. Diss. Abstr.]. Moscow, 2004.
5. Bobneva M. I. Sotsial'nye normv i reguliatsiia povedeniia [Social norms and regulation of behavior], Moscow, Nauka, 1978,311.
6. Gerasimova P. S. Rol' lichnostnykh kharakteristik v kontekste analiza sotsial'nogo intellekta [The role of personality characteristics in the context of the analysis of social intelligence]. SAIAL'TA = S\ l:\I.T, no. 6 (2015): 21 - 24.
7. Gerasimova P. S. Osnovnye napravleniia issledovaniia sotsial'nogo intellekta [The main directions of research of social intelligence]. Raz\>itie cheloveka v sovremennom mire: materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnvm uchastiem (g. Novosibirsk, 16 - 18 aprelia 2013 g.) [Human development in the modern world: Proc. IV All-Russian Sc.-Prac. Conf. with intern, participation (April 16 - 18 2013)]. Ed. Bol'shunova N. Ia., Shamshikova O. A. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2013, 165 - 168.
8. Druzhinin V. N. Psikhologiia obshchikh sposobnostei [Psychology of general abilities]. Saint-Petersburg: Piter, 1999, 368.
9. Emel'ianov Iu. N. Teoriia formirovaniia i praktika sovershenst\>ovaniia kommunikativnoi kompetentnosti [Theory and practice of perfection of formation of communicative competence]. Moscow: Prosveshchenie, 1995, 183.
10. Kudinova I. B. Psikhologicheskie usloviia stanovleniia sotsial'nogo intellekta lichnosti: na primere starsheklassnikov i studentov. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological conditions of development of social intelligence and personality: for example, seniors and students. Cand. psych. Sci. Diss.]. Novosibirsk, 2006, 220.
11. Kudriavtseva N. A. Edinsh'o intellekta [Unity intelligence]. Saint-Petersburg, 1995.
12. Kunitsyna V. N. Sotsial'naia kompetentnost' i sotsial'nyi intellekt: struktura, funktsii, vzaimootnoshenie [Social competence and social intelligence: structure, function relationship]. Teoreticheskie iprikladnve voprosvpsikhologii = Theoretical and practical questions ofpsychology, 1995, 48-61.
13. Labunskaia V. A. Psikhologiia zatrudnennogo obshcheniia: Teoriia. Me tody. Diagnostika [Psychology hindered communication: Theory. Methods. Diagnostics]. Moscow: Akademiia, 2001, 288.
14. Mikhailova (Aleshina) E. S. Metodika issledovaniia sotsial'nogo intellekta. Adaptatsiia testa J. Guilford and M. Sullivan: rukovodsh'o po ispol'zovaniiu [Methods of study of social intelligence. Adaptation test J. Guilford and M. Sullivan: On the use of guidance]. Saint-Petersburg, 1996, 53.
15. Rudenskii E. V. Defitsit sotsial'no-psikhologicheskoi kompetentnosti kak trigger ontogeneticheskoi viktimizatsii lichnosti [The deficit of the social-psychological competence as a trigger developmental victimization personality]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, no 1 (2013): 217 - 222.
16. Savenkov A. I. Sotsial'nyi intellekt kak problema psikhologii odarennosti i tvorchestva [Social intelligence as a problem of the psychology of talent and creativity]. Psikhologiia. Zhurnal Vvsshei shkolv ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics, no. 4 (2005): 94 - 101.
17. Ushakov D. V. Sotsial'nyi intellekt: teoriia, izmerenie, issledovaniia [Social Intelligence: Theory, measurement, research], Ed. Liusin D. V., Ushakov D. V. Moscow: Izd-vo Instituta psikhologii RAN, 2004, 176.
18. Chelombitskaia M. P., Podoprigora A. S. Intellekt kak sposob sotsial'noi adaptatsii i samoaktualizatsii cheloveka [Intelligence as a means of social adaptation and self-actualization of the person], Vestnik DGTU = Vestnik DSTU, no. S (2008): 57-66.
19. Chesnokova O. B. Izuchenie sotsial'nogo poznaniia v detskom vozraste [The study of social cognition in childhood]. Poznanie. Obshchesh'o. Raz\>itie [Cognition. Society. Development]. Moscow: IPRAN, 1996, 54 - 75.
20. Iuzhaninova A. N. K probleme diagnostiki sotsial'nogo intellekta lichnosti [By diagnosing the problem of social intelligence of the person], Problemv otsenivaniia v psikhologii [Estimation problems in psychology]. Saratov, 1984, 63 - 67.
21. Allport G. W. Pattern and grow thin personality. New York: Holt Rinehart and Winston, 1961, 593.
22. GuiIford J. P. Three faces of intellect. The American Psychologist, no. 8 (1959).
23. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence. Hand book of intelligence. Ed. Sternberg R. J. 2nd ed. Cambridge, U. K.: Cambridge University Press, 2000, 359 - 379.
24. Lowman R. L., Leeman G. E. The dimensionality of social intelligence: social abilities, interests, and needs. Journal of Psychology, no. 122 (1988): 279 - 290.
25. Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper'sMagazine, no. 140 (1920): 227 - 235.