Д. Б. Бурменская
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАЗДНИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Работа представлена кафедрой философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н. Д. Субботина
В статье рассматривается проблема праздника, его сущность, место и значение в жизни человека. Автор считает, что праздник, будучи сложным комплексным явлением, вызывает не только теоретический, но и практический интерес. Каждый праздник является зеркалом своей эпохи, но в то же время все они обладают некоторыми общими характерными чертами. По мнению автора статьи, проблема праздника тесно связана с личностью, индивидом и общественной группой. Социальные функции праздника помогают раскрыть и продемонстрировать его роль в жизни общества.
The article examines the problem of a holiday, its essence, place and significance in human life. The author considers that a holiday, being a complex phenomenon, arouses not only theoretical interest but practical one as well. Holidays are so-called mirrors of their epoch, but at the same time they have some characteristic features in common. In the author’s opinion, the problem of holidays is closely connected with a person and a social group. Social functions of a holiday help to discover and demonstrate its role in the life of society.
Праздникам отводится важная и значи- юбилеями и торжествами, проблема празд-
тельная роль в жизни общества. В после- ника стала особенно актуальной. В связи
дние годы, насыщенные праздничными с развитием НТР и НТП, улучшением ус-
4 3
ловий работы и быта, у человека появилось больше свободного времени. Увеличение свободного времени ставит перед обществом задачу его рационального использования.
Изучение свободного праздничного времени имеет не только теоретический, но и практический интерес. Поэтому в разработку и исследование этой проблемы включаются сегодня как ученые, так и практики. В первую очередь, это этнографы и антропологи, философы и социологи, а также филологи, культурологи, психологи, искусствоведы, театроведы, режиссеры массовых представлений и представители некоторых других общественно-гуманитарных наук.
Праздник, безусловно, явление сложное и многоаспектное, его нельзя толковать в виде простой, механической группы слагаемых. Праздник повсеместно рассматривался как «перерыв повседневности». В русском языке само слово праздник ярко отражает эту его природу как отсутствие работы, праздность.
Согласно В. И. Далю, «Праздник - день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное - будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица»1 .
А. И. Мазаев отмечает, что «слово праздник означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда где-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т. е. в определенном символическом действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным или торжественным»2.
Термин праздник и его эквиваленты в других языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляют-
ся часто. Казимеж Жигульский, например, рассматривает французский эквивалент термина «праздник» - слово «fete», которое принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов. Таким же по частоте употребления является слово «fiesta», обозначающее праздник в испанском языке3.
Существуют разные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства и т. д.
Как происхождение терминов, так и толкование их значений, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что мы имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением, характерным для жизни, как древних, так и современных обществ.
Праздник, будучи сложным и комплексным явлением, неоднократно был предметом теоретического изучения. Правда, эти теории, по большей степени, фиксировали какую-нибудь одну сторону, одну из особенностей этого сложного явления. Если же все эти теории поставить в один ряд, то возникает целостная теория праздника. При достаточном многообразии подходов к определению природы праздника просматриваются следующие основные концепции, выделенные А. И. Мазаевым:
1. эмпирико-описательная (И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. М. Терещенко);
2. мифологическая или цикловая (солярная) (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. По-тебня);
3. антропологическая (Д. Фрэзер);
4. социальная (Адриан Пиотровский);
5. трудовая (В. И. Чичеров, В. Я. Пропп);
6. рекреативная (Н. О. Мизов, С. Т. Токарев);
7. школа заимствования как разновидность мифологической концепции (Е. В. Анич-ков, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер);
8. игровая концепция праздника (И. Хейзинга);
9. философско-культурная (миросозерцательная) (М. М. Бахтин, А. А. Белкин, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Л. С. Лаптева и др.) 4.
На наш взгляд, проблема праздника тесно связана с личностью, индивидом, общественной группой. И, наверное, можно утверждать, что праздник, скорее всего, является видом связи, возникающей из принадлежности к группе, живущей по определенным правилам и по определенному календарю.
С одной стороны, праздник порождает чувство свободы. Расширяются привычные права индивидов, происходит временный отход от повседневных норм поведения. Н. Д. Субботина отмечает, что «у многих народов существовали такие праздники, сущность которых заключалась именно в совершении того, что каждодневно запрещено, находится под запретом. Их можно назвать «праздниками беспорядка». В истории и культурологии существуют очень интересные описания особых видов праздника - карнавалов - как древних, так и современных»5.
Р. Генон описывает такие праздники, когда все делалось «наоборот». Например, «праздник осла», во время которого это животное, олицетворяющее злые силы, вводилось внутрь церкви, где занимало почетное место и окружалось знаками внимания.
Или же древнеримские сатурналии, к которым, по его мнению, непосредственно восходит современный карнавал. Во время этих празднеств рабы менялись ролями с господами и последние прислуживали им6.
С другой стороны, участие в празднике входит в комплекс обязанностей, вытекающих из участия в группе, и потому часто принимает форму долга перед группой. Обычно это участие имеет принудительный характер и индивид, уклоняющийся от него, подвергается религиозным, юридическим и другим санкциям. Например, человек, принадлежащий к группе единоверцев и не отмечающий его праздников, обвиняется в отступничестве от принципов веры; или же, гражданин, игнорирующий праздник своего государства, может быть осужден за отсутствие лояльности к нему и его идеалам ит. д. Праздник, кстати, может выявить людей, которые принадлежат к данной группе лишь формально и не разделяют ее идеи и взгляды.
В национальной, политической и общественной жизни личность, участвуя в празднике, демонстрирует в этот день свою привязанность, верность, готовность к защите идеалов и прежде всего неразрывную связь с празднующей группой, солидарность с ней.
На наш взгляд, праздники порой вызывают у людей не только энтузиазм, но и скептицизм. Человек прежде всего разоча-ровывается в суетности праздничной фазы и связанных с ней жизненных ситуаций, хотя ценности, которым отдаются почести во время праздника, теоретически должны определять весь ход жизни. Теряя уверенность в ценности, необходимости праздника, индивид начинает тем или иным способом избегать его и теряет связи с празднующей группой. Например, порывая с религиозными праздниками, человек в то же время может активно включиться в празднование революционных годовщин.
Казимеж Жигульский, соглашаясь с французским философом XIX в. П. Ж. Прудоном, утверждает, что «потребность в
празднике всегда будет уменьшаться там, где возрастает богатство и уровень образованности, где человеку не надо много и тяжело трудиться. Также потребность в празднике, по его мнению, уменьшается с охлаждением идеологии, усилением рационализма и прагматизма»7.
Мы не согласны, что у современных жителей больших городов потребность в празднике меньше, чем, допустим, у жителей той же Франции или Польши XIX в. Несомненно, в ходе исторического развития характер праздников, их обрядовая и ритуальная часть могли измениться и изменились. Вместо устаревших праздников появились новые. И мы считаем, что с прошествием времени и прогрессом всего человечества, потребность в праздниках нисколько не уменьшилась. Напротив, горожа-нину, находящемуся в условиях постоянного стресса и бешеного ритма жизни, необходим отдых и веселье, а возможности празднования намного расширились.
Праздник, являясь сложным комплексным феноменом, обладает определенными социальными функциями, которые помогают раскрыть и продемонстрировать его роль в жизни общества.
В советский период истории отечественные праздники имели важное значение. В. И. Ленинцева пишет, что «интерес отечественных ученых к определению социальных функций праздника развивался под воздействием марксистской методологии и был связан с видением праздника как явления социально-педагогического, как средства идеологического воздействия на личность и массы»8.
Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Мы выделим самые основные из
них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную, консервативную, эстетическую и другие функции.
Идеологическая функция праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные. Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.
Компенсаторная функция праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки. Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка - способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный.
Рекреативная функция праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная - биопсихо логических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора - самая благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни для
части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.
Размышляя о роли и функциях праздника в жизни общества, нельзя забывать о влиянии такого явления как глобализация. Ученые и специалисты из разных областей науки много спорят о плюсах и минусах процесса глобализации, который на сегодняшний день осуществляется практически во всех сферах жизни человека. Несомненно, глобализация нужна и важна, особенно в сфере торгово-экономических отношений, научных технологий и т. д. Наряду с усвоением современных технологий, развитием городов, промышленности, контактов с другими народами, там все же сохраняется традиционная культура и традиционные праздники: перемены в этой области происходят очень медленно. И праздник здесь, в сущности, служит обновлению и усилению групповых связей, напоминает и подчеркивает ценности, служит объединению, а также искуплению, удовлетворению, дает повод для игр, радости, эмоциональной разрядки.
Мы полагаем, что полное слияние, синтез разных культур - это конец, крах культуры. Если исчезают этнические особенности разнообразных праздников, исчезают народы, нации. Праздники помогают малым народностям противостоять в культурном отношении народам большим, не дают раствориться в них. Здесь в полной мере проявляется интегративная функция праздника. Праздники стимулируют групповую консолидацию, способствуют самоидентификации членов группы, класса, общества, организуют совместную жизнедеятельность людей и т. д. Являясь одной из наиболее важных функций, на наш взгляд, интегративная функция сплачивает представителей группы. В условиях национальной зависимости праздник является средством сохра-нения этносом своего лица. Примером может послужить праздник Алтаргана, объединяющий всех представителей бурятской национальности и являющийся своеобраз-
ным смотром верности традициям, корням, национальному единству.
К вышеперечисленным функциям мы бы хотели добавить еще одну - консервативную или консервативно-сохраняющую функцию. Консервативная функция очень тесно связана с интегративной, и, как нам кажется, первая функция вытекает из второй. Интегративная функция прежде всего заключается в стимулировании групповой деятельности, в объединении индивидов в одну группу по каким-то общим характеристикам, в осознании индивидом своего места в коллективе и роли данного коллектива среди остальных подобных групп. Сущность консервативной функции праздников заключена в самом ее названии. Консервативной (от англ. conservative - сохраняющий, охранительный, охранный, консервативный) мы называем такую функцию, которая способствует не только объединению группы, но и дальнейшему ее сохранению, существованию как таковой. Данная функция особенно актуальна для этнических, профессиональных, религиозных, территориальных и других групп. Очень ярко, на наш взгляд, она проявляется в жизни многочисленных национальных диаспор, проживающих, как правило, в условиях преобладающего большинства другого этноса. В современной многонациональной России, где титульной нацией являются русские, образуются национальные диаспоры: армянские, азербайджанские, татарские, еврейские и т. д. Все они стремятся сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции. Однако именно в праздники люди наиболее четко осознают свою национальную идентичность. Если по каким-то объективным причинам исчезает праздник, то впоследствии, как правило, распадается и сама празднующая группа. Другими словами, праздник служит средством самосохранения различных общественных групп.
Праздник - это время, в котором активизируется коллективная деятельность,
выявляются связи и групповые принадлежности, общественные роли и положения. Праздники, обнажая истинное положение индивида в обществе, выполняют функцию подтверждения социального статуса. Например, богатые люди надевают драгоценности, люди заслуженные - свои награды, монархи - короны и мантии со всеми атрибутами. Люди отверженные обществом еще больше осознают свое положение изгоев, а бедные - свою несостоятельность.
Таким образом, можно отметить, что значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Обладая общими характерными чертами, каждый праздник все же является зеркалом своей эпохи. В нем отражается политиче-
ская, историческая, духовная жизнь общественно-экономической формации, идеи, интересы и стремления самых различных ее социальных слоев. В жизни каждого народа праздник занимает свое особое место, выполняет свои определенные функции. Многие аспекты и функции праздника, на наш взгляд, способствуют тому, что в праздничный период личность обретает возможность гораздо более полной жизни, чем в будни. Отношение человека к празднику определяется прежде всего его ранними периодами социализации, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи, ценности старшего поколения. Участие же индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. М: Вече, 1975, С. 380.
2 Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Монография. М.: Наука, 1978. С. 10-11.
3 Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. С. 25.
4 Мазаев М. И. Указ. соч. С. 59.
5 Субботина Н. Д. Суггестия и контрсуггестия: Монография. М.: Ком Книга, 2006, С. 67.
6 Генон Р. О смысле карнавальных праздников // Вопросы философии. 1991. №4. С. 46-47.
7 Жигульский К. Указ. соч. С. 178.
8Ленинцева В. А. Праздничная культура Китая: Дис. ... канд. культурологии. 24.00.01. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2005. С. 44.